Исследование особенностей мелкой моторики у детей с ОНР-III уровня с дизартрией тяжелой степени

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Июня 2014 в 19:54, реферат

Краткое описание

Актуальность исследования. Речь - это вид коммуникативной деятельности человека. Нарушения речи у детей дошкольного возраста встречаются очень часто, они различны по своей выраженности, тематике и структуре. Это является причиной неподготовленности детей к обучению грамоте и в дальнейшем может отразиться на успеваемости по общеобразовательным предметам.

Установлено, что развитие тонких движений пальцев рук положительно влияет на функционирование речевых зон головного мозга. У детей с ОНР, у которых недостаточно развита мелкая моторика рук, отмечается недостаточность сформированности навыков зрительно-двигательной координации, произвольного внимания, зрительной памяти.

Вложенные файлы: 1 файл

Исследование особенностей мелкой моторики у детей с ОНР.doc

— 143.50 Кб (Скачать файл)

 

Инструкция: «Делай, как я»;

 

5. Имитация  игры на рояле: поочередное касание  стола, каждым пальцем сначала  в направлении от большого  к мизинцу, а затем наоборот:

 

Инструкция: «Делай, как я»;

 

6. Наматывание  ниток на клубок;

 

7. Складывание  в коробок рассыпанных спичек, которые берутся по одной.

 

Критерии оценки:

 

4 балла - точное  выполнение заданий;

 

3 балла - допускает  незначительные ошибки;

 

2 балла - задания  выполняются недостаточно точно;

 

1 балл - отсутствие  основных элементов в структуре  движения;

 

0 баллов - задание не выполняется.

 

2.2 Анализ  анамнестических данных

 

Для исследования были взяты трое детей с ОНР-III уровня с дизартрией тяжелой степени. При анализе анамнестических данных было выявлено, что у первого испытуемого (Саша Д.) в пренатальном и постнатальном периоде не было никаких факторов, которые могли бы повлиять на отклонения в развитии ребенка. У второго испытуемого (Сережа С.) в пренатальный период наблюдались угроза выкидыша плода, анемия и низкое высокое давление, также ребенок в первый год жизни перенес такие заболевания как ОРВИ и дисбактериоз. У третьего испытуемого (Сеня Б.), согласно анализу анамнестических данных, в пренатальном периоде наблюдалась гипоксия головного мозга, а в первый год жизни он перенес заболевания ОРЗ и бронхит.

 

Таким образом, анализ анамнестических данных, историй болезни и речевых карт показал, что у детей имеются нарушения в звукопроизношении в связи с органическим поражением мозга.

 

2.3 Анализ  результатов исследования моторных  функций детей, участвующих в  эксперименте

 

Проанализировав результаты исследования развития мелкой моторики у детей с ОНР-III уровня с дизартрией тяжелой степени было выявлено, что:

 

· Первый испытуемый при выполнении заданий допустил следующие ошибки:

 

1. Кинетическая  проба «кулак - ребро - ладонь»:

 

Наблюдалось правильное выполнение задания обеими руками с открытыми и закрытыми глазами, но в медленном темпе, иногда допускались ошибки, которые тут же были исправлены, так как задание выполнялось под собственным контролем.

 

Оценка выполнения - 3 балла.

 

2. Графическая  проба «Заборчик»:

 

Выполнение задания правой рукой имело некое затруднение, так как ребенок не смог с полной точностью выполнить задание по образцу.

 

При выполнении задания левой рукой испытывал большие затруднения, рисунок не похож на образец, некоторые элементы рисунка не дорисованы.

 

Оценка выполнения - 2 балла.

 

3. Реципрокная  координация рук:

 

Задание определило для ребенка большие трудности, так как испытуемый либо не выполнял задание совсем, либо путал положения рук.

 

Оценка выполнения - 0 баллов.

 

4. Поочередное  касание большого пальца руки  каждым пальцем, начиная с мизинца («пальчики здороваются»):

 

Задание не вызвало у ребенка никаких затруднений, ребенок выполнял задания хорошо.

 

Оценка выполнения - 4 балла.

 

5. Имитация игры на рояле:

 

Наблюдается нарушение тонкой дифференциации движений пальцев рук. Ребенок испытывает затруднения при очерёдном касании пальцами стола, касается сразу всеми пальцами.

 

Оценка выполнения - 0 баллов.

 

6. Наматывание  ниток на клубок - испытуемый не справился с заданием.

 

Оценка выполнения - 0 баллов.

 

7. Складывание  в коробок рассыпанных спичек, которые берутся по одной - точное  выполнение задания.

 

Оценка выполнения - 4 балла.

 

· Второй испытуемый при выполнении заданий допустил следующие ошибки:

 

1. Кинетическая  проба «кулак - ребро - ладонь»:

 

Наблюдалось правильное выполнение задания обеими руками с открытыми и закрытыми глазами, но в медленном темпе, иногда допускались ошибки, которые тут же были исправлены, так как задание выполнялось под собственным контролем.

 

Оценка выполнения - 3 балла.

 

2. Графическая  проба «Заборчик»:

 

Выполнение задания правой рукой по образцу правильное, фигуры увеличиваются к концу рисунка.

 

При выполнении задания левой рукой испытывал большие затруднения, рисунок не похож на образец, элементы рисунка не дорисованы, не смог нарисовать рисунок без отрыва руки от бумаги.

 

Оценка выполнения - 1 балла.

 

3. Реципрокная  координация рук:

 

Задание было выполнено верно, затруднений не предоставило.

 

Оценка выполнения - 4 балла.

 

4. Поочередное  касание большого пальца руки  каждым пальцем, начиная с мизинца («пальчики здороваются»):

 

Задание не вызвало у ребенка никаких затруднений, ребенок выполнял задания хорошо.

 

Оценка выполнения - 4 балла.

 

5. Имитация  игры на рояле: поочередное касание стола, каждым пальцем сначала в направлении от большого к мизинцу, а затем наоборот.

 

Наблюдается нарушение тонкой дифференциации движений пальцев рук. Ребенок испытывает затруднения при очерёдном касании пальцами стола, касается сразу всеми пальцами.

 

Оценка выполнения - 0 баллов.

 

6. Наматывание  ниток на клубок - испытуемый справился  с заданием.

 

Оценка выполнения - 4 балла.

 

7. Складывание  в коробок рассыпанных спичек, которые берутся по одной - точное  выполнение задания.

 

Оценка выполнения - 4 балла.

 

· Третий испытуемый при выполнении заданий допустил следующие ошибки:

 

1. Кинетическая  проба «кулак - ребро - ладонь»:

 

Наблюдалось правильное выполнение задания обеими руками с открытыми и закрытыми глазами, но в медленном темпе, иногда допускались ошибки, которые тут же были исправлены, так как задание выполнялось под собственным контролем.

 

Оценка выполнения - 3 балла.

 

2. Графическая  проба «Заборчик»:

 

Выполнение задания не вызвало особых затруднений, ребенок справился не плохо, отмечается отсутствие конечных элементов рисунка, а также размер фигур.

 

Оценка выполнения -3 балла.

 

3. Реципрокная  координация рук:

 

Задание было выполнено верно, затруднений не предоставило.

 

Оценка выполнения - 4 балла.

 

4. Поочередное  касание большого пальца руки каждым пальцем, начиная с мизинца («пальчики здороваются»):

 

Задание не вызвало у ребенка никаких затруднений, ребенок выполнял задания хорошо.

 

Оценка выполнения - 4 балла.

 

5. Имитация  игры на рояле: поочередное касание  стола, каждым пальцем сначала в направлении от большого к мизинцу, а затем наоборот.

 

Наблюдается нарушение тонкой дифференциации движений пальцев рук. Ребенок испытывает затруднения при очерёдном касании пальцами стола, касается сразу всеми пальцами.

 

Оценка выполнения - 0 баллов.

 

6. Наматывание  ниток на клубок - испытуемый справился  с заданием.

 

Оценка выполнения - 4 балла.

 

7. Складывание  в коробок рассыпанных спичек, которые берутся по одной - точное  выполнение задания.

 

Оценка выполнения - 4 балла.

 

График по результатам исследования состояния мелкой моторики у детей с ОНР-III уровня с дизартрией тяжелой степени

 

Моторная сфера детей с ОНР-III уровня с дизартрией тяжелой степени характеризуется замедленными, неловкими, скованными движениями. Недостаточно развита кинестетическая и кинетическая основа движений.

 

Таким образом, на основе проведенного исследования можно сделать выводы, что у детей с ОНР-III уровня с дизартрией тяжелой степени не сформированы:

 

1. тонкие  дифференцированные движения пальцев  рук;

 

2. темп движений  замедлен, отмечается напряжение пальцев при удержании карандаша и синкинезии в виде высовывания языка, движения губ;

 

3. ослаблена  функция концентрации внимания;

 

4. нарушение  графо-моторных навыков;


Информация о работе Исследование особенностей мелкой моторики у детей с ОНР-III уровня с дизартрией тяжелой степени