Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Июня 2014 в 19:54, реферат
Актуальность исследования. Речь - это вид коммуникативной деятельности человека. Нарушения речи у детей дошкольного возраста встречаются очень часто, они различны по своей выраженности, тематике и структуре. Это является причиной неподготовленности детей к обучению грамоте и в дальнейшем может отразиться на успеваемости по общеобразовательным предметам.
Установлено, что развитие тонких движений пальцев рук положительно влияет на функционирование речевых зон головного мозга. У детей с ОНР, у которых недостаточно развита мелкая моторика рук, отмечается недостаточность сформированности навыков зрительно-двигательной координации, произвольного внимания, зрительной памяти.
Инструкция: «Делай, как я»;
5. Имитация игры на рояле: поочередное касание стола, каждым пальцем сначала в направлении от большого к мизинцу, а затем наоборот:
Инструкция: «Делай, как я»;
6. Наматывание ниток на клубок;
7. Складывание в коробок рассыпанных спичек, которые берутся по одной.
Критерии оценки:
4 балла - точное выполнение заданий;
3 балла - допускает незначительные ошибки;
2 балла - задания
выполняются недостаточно
1 балл - отсутствие
основных элементов в
0 баллов - задание не выполняется.
2.2 Анализ анамнестических данных
Для исследования были взяты трое детей с ОНР-III уровня с дизартрией тяжелой степени. При анализе анамнестических данных было выявлено, что у первого испытуемого (Саша Д.) в пренатальном и постнатальном периоде не было никаких факторов, которые могли бы повлиять на отклонения в развитии ребенка. У второго испытуемого (Сережа С.) в пренатальный период наблюдались угроза выкидыша плода, анемия и низкое высокое давление, также ребенок в первый год жизни перенес такие заболевания как ОРВИ и дисбактериоз. У третьего испытуемого (Сеня Б.), согласно анализу анамнестических данных, в пренатальном периоде наблюдалась гипоксия головного мозга, а в первый год жизни он перенес заболевания ОРЗ и бронхит.
Таким образом, анализ анамнестических данных, историй болезни и речевых карт показал, что у детей имеются нарушения в звукопроизношении в связи с органическим поражением мозга.
2.3 Анализ
результатов исследования
Проанализировав результаты исследования развития мелкой моторики у детей с ОНР-III уровня с дизартрией тяжелой степени было выявлено, что:
· Первый испытуемый при выполнении заданий допустил следующие ошибки:
1. Кинетическая проба «кулак - ребро - ладонь»:
Наблюдалось правильное выполнение задания обеими руками с открытыми и закрытыми глазами, но в медленном темпе, иногда допускались ошибки, которые тут же были исправлены, так как задание выполнялось под собственным контролем.
Оценка выполнения - 3 балла.
2. Графическая проба «Заборчик»:
Выполнение задания правой рукой имело некое затруднение, так как ребенок не смог с полной точностью выполнить задание по образцу.
При выполнении задания левой рукой испытывал большие затруднения, рисунок не похож на образец, некоторые элементы рисунка не дорисованы.
Оценка выполнения - 2 балла.
3. Реципрокная координация рук:
Задание определило для ребенка большие трудности, так как испытуемый либо не выполнял задание совсем, либо путал положения рук.
Оценка выполнения - 0 баллов.
4. Поочередное касание большого пальца руки каждым пальцем, начиная с мизинца («пальчики здороваются»):
Задание не вызвало у ребенка никаких затруднений, ребенок выполнял задания хорошо.
Оценка выполнения - 4 балла.
5. Имитация игры на рояле:
Наблюдается нарушение тонкой дифференциации движений пальцев рук. Ребенок испытывает затруднения при очерёдном касании пальцами стола, касается сразу всеми пальцами.
Оценка выполнения - 0 баллов.
6. Наматывание ниток на клубок - испытуемый не справился с заданием.
Оценка выполнения - 0 баллов.
7. Складывание в коробок рассыпанных спичек, которые берутся по одной - точное выполнение задания.
Оценка выполнения - 4 балла.
· Второй испытуемый при выполнении заданий допустил следующие ошибки:
1. Кинетическая проба «кулак - ребро - ладонь»:
Наблюдалось правильное выполнение задания обеими руками с открытыми и закрытыми глазами, но в медленном темпе, иногда допускались ошибки, которые тут же были исправлены, так как задание выполнялось под собственным контролем.
Оценка выполнения - 3 балла.
2. Графическая проба «Заборчик»:
Выполнение задания правой рукой по образцу правильное, фигуры увеличиваются к концу рисунка.
При выполнении задания левой рукой испытывал большие затруднения, рисунок не похож на образец, элементы рисунка не дорисованы, не смог нарисовать рисунок без отрыва руки от бумаги.
Оценка выполнения - 1 балла.
3. Реципрокная координация рук:
Задание было выполнено верно, затруднений не предоставило.
Оценка выполнения - 4 балла.
4. Поочередное касание большого пальца руки каждым пальцем, начиная с мизинца («пальчики здороваются»):
Задание не вызвало у ребенка никаких затруднений, ребенок выполнял задания хорошо.
Оценка выполнения - 4 балла.
5. Имитация игры на рояле: поочередное касание стола, каждым пальцем сначала в направлении от большого к мизинцу, а затем наоборот.
Наблюдается нарушение тонкой дифференциации движений пальцев рук. Ребенок испытывает затруднения при очерёдном касании пальцами стола, касается сразу всеми пальцами.
Оценка выполнения - 0 баллов.
6. Наматывание ниток на клубок - испытуемый справился с заданием.
Оценка выполнения - 4 балла.
7. Складывание в коробок рассыпанных спичек, которые берутся по одной - точное выполнение задания.
Оценка выполнения - 4 балла.
· Третий испытуемый при выполнении заданий допустил следующие ошибки:
1. Кинетическая проба «кулак - ребро - ладонь»:
Наблюдалось правильное выполнение задания обеими руками с открытыми и закрытыми глазами, но в медленном темпе, иногда допускались ошибки, которые тут же были исправлены, так как задание выполнялось под собственным контролем.
Оценка выполнения - 3 балла.
2. Графическая проба «Заборчик»:
Выполнение задания не вызвало особых затруднений, ребенок справился не плохо, отмечается отсутствие конечных элементов рисунка, а также размер фигур.
Оценка выполнения -3 балла.
3. Реципрокная координация рук:
Задание было выполнено верно, затруднений не предоставило.
Оценка выполнения - 4 балла.
4. Поочередное касание большого пальца руки каждым пальцем, начиная с мизинца («пальчики здороваются»):
Задание не вызвало у ребенка никаких затруднений, ребенок выполнял задания хорошо.
Оценка выполнения - 4 балла.
5. Имитация игры на рояле: поочередное касание стола, каждым пальцем сначала в направлении от большого к мизинцу, а затем наоборот.
Наблюдается нарушение тонкой дифференциации движений пальцев рук. Ребенок испытывает затруднения при очерёдном касании пальцами стола, касается сразу всеми пальцами.
Оценка выполнения - 0 баллов.
6. Наматывание ниток на клубок - испытуемый справился с заданием.
Оценка выполнения - 4 балла.
7. Складывание в коробок рассыпанных спичек, которые берутся по одной - точное выполнение задания.
Оценка выполнения - 4 балла.
График по результатам исследования состояния мелкой моторики у детей с ОНР-III уровня с дизартрией тяжелой степени
Моторная сфера детей с ОНР-III уровня с дизартрией тяжелой степени характеризуется замедленными, неловкими, скованными движениями. Недостаточно развита кинестетическая и кинетическая основа движений.
Таким образом, на основе проведенного исследования можно сделать выводы, что у детей с ОНР-III уровня с дизартрией тяжелой степени не сформированы:
1. тонкие
дифференцированные движения
2. темп движений замедлен, отмечается напряжение пальцев при удержании карандаша и синкинезии в виде высовывания языка, движения губ;
3. ослаблена функция концентрации внимания;
4. нарушение графо-моторных навыков;