Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2014 в 14:24, реферат
В сфере образования, которое интенсивно развивается в современном мире и становится все более интернациональным, можно выделить две основные модели: германскую и американскую. Обе они демонстрируют свою успешность в рыночной экономике и, как показали недавние исследования, с некоторыми допущениями являются прототипами построения систем бизнес-образования в других странах. Их суть состоит в следующем.
"Традиционная" (континентальная европейская, или германская) модель, которую можно назвать "квалифицированный руководитель", основана на четком разделении высшего профессионального образования по инженерным, экономическим, гуманитарным наукам в университетах, политехнических и других институтах, с одной стороны, и подготовки кадров по бизнесу и менеджменту в системе дополнительного (послевузовского) образования — с другой.
Введение
История развития высшего образования в Западной Европе
«Традиционная» (европейская) модель
«Новая» (американская) модель
"Смешанная" модель образования
Заключение
Список использованной литературы
Содержание:
Введение
Заключение
Список использованной литературы
Введение
В сфере образования, которое интенсивно развивается в современном мире и становится все более интернациональным, можно выделить две основные модели: германскую и американскую. Обе они демонстрируют свою успешность в рыночной экономике и, как показали недавние исследования, с некоторыми допущениями являются прототипами построения систем бизнес-образования в других странах. Их суть состоит в следующем.
"Традиционная" (континентальная
европейская, или германская) модель,
которую можно назвать "
Для этой модели наиболее конструктивным
является широко распространенное деление
управленческого образования на
"до-опытное" (pre-experience management education)
и "послеопытное" (post-experience management
education) в зависимости от того, имел
ли обучающийся уже опыт практической
работы в области менеджмента: в
первом случае — совсем нет; во втором
— он уже находится на управленческой
должности. К "доопытному" управленческому
образованию относятся
"Новая" (американская)
модель, называемая "профессиональный
менеджер", базируется на создании
школ бизнеса как главных
В рамках этой модели соответствующими
учебными центрами также осуществляются
разнообразные программы
"Традиционную" модель, характерную для Германии, используют Австрия, Бельгия, Финляндия и некоторые другие страны. К ней тяготеет, правда, со своей "внутрифирменной" спецификой, Япония.
"Новая" модель, кроме
Соединенных Штатов Америки,
Однако большинство стран
Европы, таких, как Испания, Италия,
Нидерланды, Франция и др., используют
"смешанную" модель, в которой
имеются "традиционные" (европеизированные)
и "новые" (американизированные) сектора
бизнес-образования, и соответственно
образовательные учреждения разных
типов (университеты, школы бизнеса,
институты повышения
1.История развития высшего образования в Западной Европе.
В развитии европейской народной
(начальной) школы можно выделить
следующие тенденции: движение ко всеобщему
образованию как потребность
во всеобщей грамотности. Это вызвано
целым рядом факторов, в том числе и требованием
чтения Библии каждым человеком в протестантских
государствах. Поэтому не случайно в протестантских
государствах был более высокий уровень
грамотности. Обучение грамоте в этих
государствах зачастую становится делом
семьи. Надо также сказать о заботах религиозных
организаций о распространении и утверждении
начального образования. Так, во Франции
широкую известность получила деятельность
«Братьев христианских школ». Это общество
организовал Жан-Батист де Ла Саль. Обучение
здесь шло на родном языке, в школе использовались
самые передовые методы, обучение было
тесно соединено с воспитанием, в школе
почти отсутствовали наказания. Учить
в этих школах своих детей стремились
многие родители, поэтому быстро росло
число классов. К концу XVIII в. «братья»
имели 441 класс, где обучалось более 130
тыс. детей.
Вторая тенденция – усиление роли государства
в управлении народной школой и даже попытки
некоторых государств организовать всеобщее
обучение. Первые уставы о всеобщем образовании
были приняты в Германии. В 1619 г. такой
устав приняло Веймарское княжество, а
в середине века – Готское. В 1717 г. был
принят устав о всеобщем обучении в Пруссии,
а затем, в XVIII веке, еще в ряде германских
государств. Во второй половине XVIII в. аналогичный
закон принимается в Австрии.
Третья тенденция
– постепенный переход с латинского на
национальные языки. Четвертая тенденция
– усложнение содержания образования
в народных школах. Традиционными предметами
обучения в народных школах были: чтение,
письмо, счет, пение и религия. Но ряд школ
в это время пытался расширить рамки данных
предметов. Также некоторые уставы предполагали
более широкое содержание образования
в народных школах. Устав Готского княжества,
например, предписывал, чтобы обучение
в народных школах состояло из чтения,
письма, рисования, «изучения разных полезных,
частью естественных, частью светских
и других вещей». В этих школах также давались
сведения о человеке, явлениях природы,
законах государства, домохозяйстве и
т.д.
Пятая тенденция – попытки создания систем
развивающего обучения. Это выразилось
в деятельности классов «братьев христианских
школ», работе И. Рохова и др.; открытии
первых учительских семинарий. В конце
XVIII века начинается практическая и теоретическая
деятельность Песталоцци по созданию
новой народной школы.
Городские,
бюргерские школы. Городские школы существовали
во многих государствах Европы, давая
образование городским жителям. Уровень
образования в этих школах был выше, чем
в народных. В них был более продолжительный
– до 6–8 лет – срок обучения, расширенные
программы. В XVII веке городские школы начинают
переходить на родные, национальные языки.
Реальные училища. Реальные училища возникли
как отражение потребности средних городских
сословий в более высоком образовании.
Первая реальная школа была открыта К.
Землером в 1708 г. в Галле, и называлась
«Математическая, механическая и экономическая
реальная школа». Просуществовала она
недолго и была закрыта. Первую жизнеспособную
реальную школу удалось открыть Иогану
Геккеру (1707 –1768). В 1747 г. в Берлине была
учреждена «Экономическо-математическая
реальная школа», в которой отчасти сохранялась
программа гимназии, но основными предметами
обучения в ней были естествознание, математика
(вводилась всеобщая математика, практическая
арифметика, теоретико-практическая геометрия),
а также новые курсы (оптика, фортификация,
архитектура, космография, механика и
т.д.). Большое место занимали практические
занятия, посещение ремесленных мастерских.
При обучении широко применялась наглядность,
для чего были созданы богатые природные
коллекции и коллекции предметов ремесленной
деятельности. Вскоре реальные училища
стали открываться в разных городах и
государствах Германии и всей Европы.
Но вплоть до середины XIX в. они фактически
оставались неполными средними школами,
потому что не давали права поступления
в университеты, в лучшем случае, на отдельные
факультеты и в специальные высшие школы.
Только в конце XIX – начале XX вв. они это
право получили.
Средние школы.
Под этим названием можно объединить разные
школы Европы, дававшие образование, достаточное
для обучения в университете. Назывались
они по-разному: ученые школы, грамматические
школы (Англия); лицеи и коллегии (Франция);
гимназии (Германия) и т.д. Кроме того, существовало
определенное количество специальных
школ, как, например, рыцарские академии
в Германии или иезуитские колледжи во
многих странах Европы. К этому надо добавить
получившее широкое распространение в
XVII – XVIII вв. в странах Европы домашнее
обучение.
Коротко охарактеризуем основные направления
развития средней школы Европы.
Классические
школы. Это основной тип средней школы
Европы XVI–XIX вв. В XVI веке в этих школах
утвердился классицизм с классическим
латинским и древнегреческим языками,
математикой и рядом других наук. И это
содержание в большинстве европейских
стран продержалось без изменения до конца
XVIII века.
С конца XVIII века начинается реформирование
классического образования. Наиболее
существенные перемены в начале XIX века
претерпела немецкая гимназия, содержание
образования которой было реформировано
на основе соединения классической культуры
и новых наук. В XIX веке классическая гимназия
Германии была лучшей средней школой Европы.
Иезуитские
колледжи. Их история начинается со второй
половины XVI века благодаря деятельности
Игнатия Лойолы. Современное содержание
образования, а главное – прекрасная организация
сделали их лучшими образовательными
учреждениями Европы вплоть до их закрытия
в 1773 г. в связи с запрещением ордена иезуитов.
В 1832 г. орден был организован вновь, вновь
были открыты и колледжи, но они уже не
имели таких успехов и славы в образовании,
какие имели раньше.
Рыцарские
академии. Стали создаваться в Германии
после Тридцатилетней войны, до этого
времени число их было невелико. Они стали
учреждениями, где проводилась подготовка
чиновников для государственной службы
и командиров для военной службы. Существенно
изменилась программа этих школ. Латинский
язык хотя и сохранился, но утратил значение
главного предмета главного языка. А главным
стал французский язык – язык придворных
кругов и международного общения того
времени. В меньшей степени изучаются
итальянский и испанский языки. Была исключена
схоластическая философия, а ее место
заняли математика и естественные науки,
ставшие основой новой философии и незаменимые
в будущей практической деятельности.
Вводятся история, география, элементы
права, этика, эстетика, а также сугубо
дворянские науки, необходимые для будущей
придворной жизни: знакомство с генеалогией
правящих династий, геральдикой и т.д.
Наконец, в жизнь академии широко вошли
рыцарские искусства – верховая езда,
вольтизирование, фехтование, танцы, игры
в мяч. В распоряжении воспитанников были
конюшни и манежи. Тем самым рыцарская
академия сделала крупный шаг в создании
новой школы. Но сами академии просуществовали
недолго. Уже в XVIII в., по мере улучшения
работы гимназий, они потеряли свое образовательное
значение, а в XIX веке полностью прекратили
свое существование. Некоторые из них
уже в конце XVII – начале XVIII в. переросли
в университеты, а многие в XIX в. были преобразованы
в кадетские корпуса с программой реальных
училищ.
Помимо этого Европа XVII–XVIII вв. знает и
другие попытки создания новых школ. Один
из наиболее известных опытов – школа
Пор-Рояля. Содержание образования здесь
было классическим, но учились, во-первых,
на родном французском языке; во-вторых,
по учебникам, написанным учителями этой
школы (некоторые из них просуществовали
в школах Франции больше века); в-третьих,
здесь были разработаны новые формы обучения,
широко применялись новые методы обучения.
И хотя просуществовала эта школа недолго
– открытая в середине века, в 1661 г. она
была уже закрыта – значение ее, и особенно
в деле начального обучения, было очень
велико.
В этот период открывается много частных
школ, большей частью привилегированных.
Во второй половине XVIII в. появляются даже
экспериментальные школы, каковыми были
филантропины в Германии, наибольшей известностью
пользовался филантропин в Дессау, созданный
И.Б. Базедовым.
Аналогичные
закрытые, чаще всего дворянские, учебные
заведения открывались в Европе, но, как
правило, век их был недолог, и они переставали
существовать, как только тот или иной
организатор, в силу той или иной причины
отказывался от руководства школой.
Домашнее обучение
также было распространено в Европе в
XVII – XVIII вв. Однако по мере развития общественных
школ, домашнее обучение перестает отвечать
своим задачам и в XIX в. перестает существовать.
Таким образом,
магистральной в развитии среднего образования
Западной Европы оказалась классическая
школа. К концу XVIII в. гимназия потребовала
коренного реформирования прежде всего
содержания образования, что и было осуществлено,
за счет пересмотра содержания классических
предметов и включения, в первую очередь
математических дисциплин.
Высшее образование.
XVII – XVIII вв. – время быстрого развития
высшего образования в Западной Европе.
Важнейшим в развитии университетского
образования стало то, что, во-первых, в
его содержание широко входят естественные
науки, тем самым в университетах происходит
соединение классической, гуманитарной
культуры с естественными науками. Во-вторых,
в XVIII веке начинается переход на национальные
языки, позже других стран, в 1912 году, латинский
язык был отменен в Италии. В-третьих, в
начале XIX века в ряде государств Европы
была провозглашена университетская автономия.
В-четвертых, начиная с XVII в. в европейских
государствах начинают создаваться разного
рода специальные высшие школы и институты:
военные, лесные, сельскохозяйственные,
педагогические и т.д.
В целом
же, с XVIII в. в Западной Европе начинает
складываться современная система высшего
образования.
Академии наук. Важнейший признак Нового
времени – создание в европейских государствах,
начиная с XVII в., академий наук, которые
своей важнейшей задачей ставят развитие
и распространение научных знаний Литература,
печать, театр. Эпоха Просвещения сделала
литературу, печать, театр и библиотеки
важнейшим средством просвещения, воспитания
народа, и подчас их влияние на народ было
гораздо большим, чем влияние официальных
образовательных учреждений.
Говоря о воспитании
и образовании этого времени, нужно также
сказать об организации специального
образования и воспитания и профессионального
образования.
Специальное
образование. C XVIII века в Европе начинают
открываться специальные школы: для обучения
слепых, глухих и т.д., открываются сиротские
учебно-воспитательные учреждения.
Профессиональное образование. XVII–XVIII
вв. – это время создания высшего профессионального
образования. С XIX века идет создание учреждений
начального и среднего профессионального
образования в разных государствах Европы.
В развитии
технологий этого периода также наблюдается,
с одной стороны, глубокая преемственность
с технологиями эпохи Возрождения. Это,
прежде всего, относится к классно-урочной
форме обучения и многим методам обучения.
С другой стороны, появляются новые формы
и методы. Два важнейших фактора определили
развитие технологий в Новое время. Во-первых,
выдвижение в педагогике Просвещения
в качестве важнейшего объяснительного
принципа воспитания идеи индивидуального
человека, что, в свою очередь, потребовало
создания систем образования вообще, и
технологий обучения в частности, направленных
на развитие человека, его индивидуальности,
его активности, самостоятельности и творчества.
Во-вторых, профессиональная подготовка
учителя. С XVIII в. постепенно начинает складываться
система массовой подготовки учителя.
А это выдвинуло задачу его методической,
технологической подготовки. Поэтому
проблема технологий становится специальным
делом профессиональной подготовки каждого
учителя, благодаря чему совершенствование
технологий становится непрерывным процессом.
С этого же времени начинается массовое
создание методик преподавания отдельных
предметов.
Коротко развитие технологий в XVII–XVIII
вв. можно представить так. Может быть,
самые значительные перемены здесь произошли
в начальной школе, потому что благодаря
многим деятелям образования XVIII в., и особенно
И.Г. Песталоцци (конец XVIII – начало XIX В.),
школа из учреждения, где учили только
читать, писать, считать и петь и давали
некоторые религиозные представления,
стала превращаться в учебно-воспитательное
заведение, направленное на развитие ребенка.
Это стало возможным потому, что школа
стала ориентироваться на развитие ребенка
и отрабатывать методики, которые служили
этой цели. И с этой точки зрения творчество
И.Г. Песталоцци имеет непреходящее значение
для педагогики.
Произошли
определенные перемены и в технологиях
обучения средней школы – прежде всего
на уровне методической подготовки учителя,
появления новых методов обучения, в частности,
практических.
В высшем
образовании в этот период произошло кардинальное
обновление технологий обучения: важнейшей
частью обучения стала практическая подготовка
во многих специальностях, что привело
к созданию новых форм и методов обучения
– семинарские и лабораторные занятия,
практические занятия (особенно в медицинском,
техническом образовании).
В целом
же технологическая сторона образования
в XVII–XVIII вв. значительно изменилась и
усовершенствовалась – этому способствовали
как социокультурные условия, выдвинувшие
новые требования к образованию, так и
педагогические факторы, прежде всего,
начало массовой подготовки учителей
и смена содержания образования, которые
потребовали новых форм и методов обучения.
Перемены в университетском образовании
в XIV—XVII веках
В эпоху Возрождения
гуманистические идеи постепенно распространялись
по Европе, достигнув Англии в период церковной
Реформации[10]. Под влиянием новых идей
университеты начали готовить студентов
не только к церковной, но и к активной
светской жизни и светской культуре[11].
На первом этапе (3-4 года) обучение состояло
в овладении семью «свободными искусствами»:
грамматика, риторика и логика (так называемый
тривиум), арифметика, геометрия, музыка
и астрономия (квадривиум)[12]. В эпоху Великих
географических открытий и завоевания,
особенно испанцами, обширных колониальных
владений в университетах обсуждали вопросы
прав коренного населения и международного
права[13]. Изобретение книгопечатания
привело к популяризации печатного слова.
2. "Традиционная" (европейская) модель.
В становлении "традиционной" системы высшего образования, существующей в настоящее время во всех европейских странах, включая Россию, главную роль сыграла Германия и отчасти Франция.
К концу XVIII в. средневековые
университеты явно не справлялись с
функциями подготовки интеллектуальных
кадров, особенно для развивающейся
промышленности и сферы услуг. По
большей части эти замкнутые
самоуправляющиеся
Основной чертой новой
системы являлось то, что студент
обязательно должен участвовать
в исследованиях. Только при условии
самостоятельного исследования, выполненного
под руководством преподавателя, он
может получить диплом и ученую степень.
Студенты совместно с преподавателями
(за счет государства или по крайней
мере со значительной его помощью) стремятся
к истине, на время обучения оставляя
интересы практики в стороне. Другими
характерными чертами новой системы
явились свобода преподавания и
свобода обучения. Таков был, по выражению
американского исследователя
Ординарные профессора в Германских университетах пользовались огромным авторитетом и практически монопольным положением в управлении фундаментальными исследованиями и в образовании. Их влияние было сравнимо с ролью членов Академии наук СССР в советское время.
Образование в области
экономики, а затем и ведения
коммерческой и отчасти управленческой
деятельности также зародилось в
Европе, несмотря на претензии на приоритет
американцев. Европейцы еще в XIX в.
начали осмысливать проблемы управления
отдельными предприятиями, цехами и
т.п., хотя применительно к
Однако первыми учебными заведениями, которые ставили своей целью подготовку кадров для хозяйственной деятельности, были коммерческие школы (ecoles de commerce), появившиеся в середине XIX в. во Франции времен Третьей республики. Известный американский историк управления Роберт Локк посвятил этому событию книгу "Конец практического человека", обозначив его как веху, с которой фактически началось профессиональное бизнес-образование в характерных для того времени формах.
Даже в наше время центр тяжести в традиционной (германской) модели пока приходится на базовое высшее профессиональное образование (как, впрочем, и в России), хотя при этом интенсивно развивается регулярное обучение руководителей после полного завершения ими университетского образования (до 6 лет) уже во время их практической работы. "Традиционная" (европейская) модель позволяла готовить достаточно полноценные управленческие кадры для современного предприятия, но и она на пороге XXI в. трансформировалась в "смешанную" модель, когда начали широко применяться программы МВА (в Германии с 1997 г., в России с 1999 г. и т.п.).
Германия
Система высшего и среднего образования Германии регулируется законодательством земель (16 законов), содержащим определенные различия в формах и программах обучения. Однако действуют определенные общегосударственные федеральные требования, а также устоявшиеся принципы германского образования, отличающие его от образовательных систем других стран Европейского союза.
Обучение в средней
школе длится, как правило, 13 лет
(в некоторых землях 12 лет) и заканчивается
получением документа, называемого "абитур"
(Abitur), обладатель которого имеет гарантированное
право поступления в
Важной особенностью германского
образования является обязательная
трудовая практика перед поступлением
в высшее учебное заведение
В рамках традиционной германской системы образования, сильно ориентированной на изучение науки (что, правда, компенсируется регулярной производственной практикой), управленческие специальности выделять не принято; обучение ведется по специальностям "Наука бизнеса" или "Экономика", где в умеренном объеме представлены и управленческие курсы. Обучение в профессиональных высших школах, где на сегодня около 50% общей численности студентов изучают бизнес, длится меньше, чем в университетах (4 или даже 3 года) и заканчивается выдачей диплома "коммерсанта" (Diplom Kaufmann/frau) или "специалиста" (Betriebswirt).
Идея программ специализированной подготовки профессиональных менеджеров в Германии распространяется довольно медленно. Лед тронулся в 1994 г., когда наконец была создана Ассоциация образовательных учреждений (FIBAA), взявшая на себя задачу аккредитации программ этого типа в немецкоговорящих странах. Одним из лидеров в их осуществлении здесь является сравнительно недавно созданная, но уже имеющая европейскую аккредитацию EQUIS Школа менеджмента в Кобленце (Koblenz Management School), которую относят к категории "школы бизнеса". После интенсивного 4-летнего (а не 6-летнего) образования она дает возможность получить диплом "Кауфман", активно используя в образовательном процессе обучение за рубежом. Обучение по программам МВА в германских вузах (до конца 1990-х гг.) практически не проводилось.
Немецкие программы
юридическое образование
плюс программы повышения
инженерное образование
плюс программы повышения
образование в области управления бизнесом плюс программы повышения квалификации;
макроэкономика плюс программы повышения квалификации;
инженерно-экономическое образование плюс повышение квалификации.
Выпускники высших технических
школ по закону поступают на государственную
службу на более низкую зарплату, чем
выпускники университетов, и не имеют
права сразу поступать в
2. "Новая" (американская) модель
"Новая" (американская)
модель бизнес-образования,
Информация о работе История развития высшего образования в Западной Европе