История развития высшего образования в Западной Европе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2014 в 14:24, реферат

Краткое описание

В сфере образования, которое интенсивно развивается в современном мире и становится все более интернациональным, можно выделить две основные модели: германскую и американскую. Обе они демонстрируют свою успешность в рыночной экономике и, как показали недавние исследования, с некоторыми допущениями являются прототипами построения систем бизнес-образования в других странах. Их суть состоит в следующем.
"Традиционная" (континентальная европейская, или германская) модель, которую можно назвать "квалифицированный руководитель", основана на четком разделении высшего профессионального образования по инженерным, экономическим, гуманитарным наукам в университетах, политехнических и других институтах, с одной стороны, и подготовки кадров по бизнесу и менеджменту в системе дополнительного (послевузовского) образования — с другой.

Содержание

Введение
История развития высшего образования в Западной Европе
«Традиционная» (европейская) модель
«Новая» (американская) модель
"Смешанная" модель образования
Заключение
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат.docx

— 44.77 Кб (Скачать файл)

Соединенные Штаты  Америки

Обязательное среднее  образование в Америке дети получают в муниципальных и частных  школах в возрасте от 6 до 16 лет (grade school, а затем junior high school), а после этого  желающие поступают в среднюю  школу высшей ступени (high school) — ее окончание дает право на поступление  в университет либо в колледж  типа техникума, дающий специальность  для практической работы. Диплом (по-нашему, аттестат) об окончании полного курса  средней школы дается после сдачи  выпускного экзамена (scholastic high school test), но при поступлении в высшее учебное  заведение большое значение имеет  средний балл успеваемости (GPA — grade point average), подсчитываемый по всем дисциплинам, изученным в течение последних  пяти лет учебы в средней школе, с учетом их "взвешивания" по длительности и важности.

Высшее профессиональное образование является двухступенчатым, первая ступень завершается получением степени бакалавра (bachelor degree) через 4 года после окончания соответствующего факультета (школы) в рамках государственного или частного университета или независимого частного колледжа. Вступительных экзаменов  в вузах не проводится, студент  обычно направляет свои документы во многие университеты (колледжи) и может  получить положительный ответ сразу  из нескольких. Иногда этому предшествует собеседование. Много значит престиж  конкретной средней школы, а также возможность внесения платы за обучение в вузе.

На третьем-четвертом  году бакалавриата в условиях гибкой системы выбора курсов студент выбирает себе специальность: первую (major), а желающие еще и вторую (minor). Однако полное высшее профессиональное образование  с углубленной специализацией предполагает также получение степени магистра (master degree), это еще 1—2 года учебы, как  правило, после приобретения некоторого опыта практической работы. Обычно такой перерыв длится в среднем 2 года, но в элитных школах бизнеса  средний трудовой стаж поступающих  студентов доходит до 4-х лет.

Школы бизнеса стали появляться в США в конце XIX — начале XX вв. Самая первая — это Школа  бизнеса Пенсильванского университета (1886 г.), основанная Д. Уортоном, а их ассоциация — AACSB, была учреждена в 1919 г. Новаторство американского  подхода основано на предпосылке  о том, что в результате обучения формируется "профессиональный менеджер". Считается при этом, что менеджмент — это не только вид деятельности, но и самостоятельная наука. Социальный слой менеджеров, выполняющих управленческую функцию, занимает высокое положение  в обществе и олицетворяет собой "управленческую революцию" в  современном постиндустриальном обществе.

В рамках американской модели, где школы бизнеса и другие образовательные учреждения готовят  профессиональных менеджеров при значительном разнообразии программ, существует тем  не менее весьма четкая граница между  программами с присвоением степени  и без присвоения степени.

Программы с присвоением  степени (degree programs) в основном соответствуют  российским степеням "бакалавр" и "магистр", а также квалификации "специалист", а с недавних пор (с 2000 г.) еще и квалификации "дополнительное (к высшему) образование". Среди  них: программы бакалавров (bachelor degree) — 4-летнее обучение после окончания  средней школы, относящиеся к  категории до-дипломного (undergraduate) образования. Наиболее распространенные программы "Бакалавр искусств" (Bachelor of Art, BA), охватывающие все специальности  гуманитарного образования, включая  специализации экономического образования, где бизнес и менеджмент изучаются на "описательном" (soft science) уровне; "Бакалавр наук" (Bachelor of Science, BS) — это в основном естественнонаучные и технические специальности, а также близкие к точным наукам (hard science) специализации в области менеджмента. Непосредственно к бизнес-образованию относится степень "Бакалавр делового администрирования" (Bachelor of Business Administration, ВВА), внутри которой возможна некая главная специализация (major) в таких областях, как общий менеджмент, экаунтинг, маркетинг, финансы и т.п., и вторая (дополнительная) специализация (minor) в аналогичных областях. Однако специализация в рамках американских программ бакалавриата начинается лишь на 3—4-м годах обучения (первые два года — это общее высшее образование), и в этот же период студенты, думающие о продолжении образования, часто берут курсы, засчитываемые в дальнейшем при получении мастерской степени (pre-requisite).

Программы MBA, которые относятся  к "послеопытному" образованию, подразделяются на две большие подкатегории.

Очные программы (Full-time MBA) предусматривают  обучение с отрывом от производства в течение 2 лет и более.

Мастерские программы  без отрыва от производства (Part-time MBA) или программы МВА для действующих  руководителей (Executive MBA), как правило, продолжаются больше 2 лет на основе вечернего или очно-заочного обучения. Программы последней из названных  категорий называют еще модульными (modular), когда обучающиеся приезжают  регулярно на очные (1—2-недельные) сессии и интенсивно занимаются самообразованием между ними.

Именно степень МВА  в наибольшей мере связана с формированием  профессионального менеджера как  второй профессии. По нашим понятиям, это некая высшая академизированная  ступень профессиональной переподготовки. Поэтому на МВА, как правило, идут люди с практическим опытом работы (по США в среднем он составляет 2 года, но в ведущих школах бизнеса  — 4 года), на специализированные (более  короткие) программы магистров поступают  и выпускники вузов, иногда сразу  после получения степени бакалавра. Но все же степень МВА (даже в отличие от магистерской степени по техническим наукам, экономике, истории, лингвистике и т.п.) — это не ученая степень, указывающая на более высокий уровень образованности, а профессиональная степень, знаменующая собой подготовленность человека к работе в должности менеджера в практических организациях. Американцы выработали, таким образом, весьма специфическую концепцию обучения бизнесу и менеджменту на основе сочетания серьезного базового образования с целью приобретения совершенно новой профессии (реже — развития уже имеющейся вузовской) с соответствующей подготовкой для занятия управленческой должности.

Ученая степень доктора  философии (Ph.D. degree) в области бизнеса, предусматривает обучение по специальным  курсам, сдачу экзаменов, проведение оригинального научного исследования и последующую работу в качестве исследователя или преподавателя; эквивалентом этой степени является также степень доктора науки  управления (Doctor of Management Science, D.M.S), в  большей степени ориентированная  на разработку оригинального научно-методического  инструментария для решения проблемы бизнеса и менеджмента. Степень Ph.D. примерно соответствует российской ученой степени кандидата наук по гуманитарным наукам, аналога российской ученой степени доктора наук в  США (в отличие от Европы) не существует. На программу Ph.D. (обычно 3—5-летнюю) можно  поступить, имея степень либо бакалавра, либо магистра, практический опыт в  этом случае не обязателен.

Сердцевиной "новой" (американской) модели бизнес-образования, как уже  указывалось, является подготовка профессиональных управляющих в школах бизнеса, каждая из которых, как правило, представляет из себя достаточно автономное подразделение  какого-либо университета (наряду, скажем, со школой права, школой медицины, школой архитектуры, школой экономики и  т.п.). Школа подчиняется уставу университета, отчисляет средства в его централизованные фонды, но имеет значительную самостоятельность. В ее собственности (или в оперативном  управлении) находятся здания и сооружения, а также имущество и денежные средства, она полностью отвечает по своим финансовым обязательствам, самостоятельно осуществляет кадровую политику и управление персоналом, не говоря уже об определении того, чему, кого и как учить.

Ведущее значение в США  имеют Высшие школы бизнеса (Graduate Business Schools), которые, как правило, осуществляют все виды программ делового образования, а именно: четырехгодичные программы  бакалавра; двухгодичные программы  МВА (в обязательном порядке); одногодичные специализированные магистерские программы; трехгодичные (и более) программы Ph.D., а также программы развития руководителей. Важно то, что все эти программы  рассматриваются в неразрывном  организационно-методическом единстве и, образно говоря, представляют собой  как бы четыре ножки стола, а чтобы  устоять, стол должен иметь, как минимум, три ножки. Иногда в этой схеме  применительно к школам, больше нацеленным на практику, программы Ph.D. заменяются на функцию консультирования. Единство программ состоит в том, что на старших курсах программ бакалавриата некоторые курсы могут быть учтены как вводные обязательные курсы  первого года программ МВА (но они  не должны составлять свыше 30% в программе  МВА), а аспиранты, поступающие на программу Ph.D., обязаны прослушать значительную часть базовых курсов программы  МВА, в число же спецсеминаров  МВА по выбору могут включаться предметы, которые разработаны специально для подготовки руководителей.

Именно объединение всех типов образовательных программ по бизнесу и менеджменту в  одном учебном заведении — "школе  бизнеса" при центральном месте  программ типа МВА и составляет изюминку "нового" американского подхода, где бы он ни реализовался.

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. "Смешанная" модель образования

Особенностью модели образования, которую в современных условиях применяют в той или иной степени  практически все европейские  страны, является сосуществование "традиционной" (германской), или континентальной  европейской модели, с одной стороны, и "новой" (американской) модели —  с другой. По сути дела, речь идет о  том, в какой степени система  бизнес-образования той или иной страны является американизированным, а именно — предлагает ли она  программы МВА в школах бизнеса.

Осознание важности подготовки профессиональных менеджеров произошло  в Европе в послевоенный период, когда в рамках Плана Маршалла в 1940-е—1950-е гг. европейские специалисты  и профессура получили возможность  поехать в Америку для изучения методов повышения производительности (т.е. эффективности производства), а  также американских подходов к менеджменту. Одновременно они знакомились с  тем, как поставлено в США образование  в области бизнеса и менеджмента.

Великобритания

Британская образовательная  система является одной из старейших  и в своей основе уникальной. Но в бизнес-образовании, зародившемся сравнительно недавно, она в наибольшей степени приближена к американской модели, хотя ее также можно считать "смешанной" в силу сочетания  британских образовательных традиций и современных американизированных  новшеств.

Общий аттестат о среднем  образовании (обязательном) молодые  люди получают в возрасте 16 лет после 11 лет обязательной учебы в школе. Но за этим следует двухгодичная учеба (для желающих), представляющая собой  третью ступень среднего образования. Она проходит в колледже (всего  в стране их около 550) и может закончиться  выдачей "повышенного аттестата" так называемого уровня A (Advanced Certificate), означающего среднее образование  академического характера, дающее право  на поступление в вуз. В колледже третьей ступени можно получить и аттестат о среднем специальном  образовании, если учащийся уже выбрал себе специализацию и намерен  получить начальную трудовую квалификацию по номенклатуре профессий, установленной  государством. Существует достаточно сложная система коэффициентов для приравнивания уровня обучения по разным программам друг к другу, но в целом молодые люди поступают в высшее учебное заведение в 18 лет с достаточно определенным представлением об их будущей профессии. Подготовкой к работе в области бизнеса сейчас охвачено 17% учащихся (второе место после гуманитарных дисциплин).

Система высшего профессионального  образования Великобритании в 1992 г. была реформирована, когда все высшие учебные заведения (включая политехнические  и другие специализированные вузы) получили одинаковый статус университетов. Степень бакалавра по окончании  университета можно получить, обучаясь от 3 до 5 лет, затем можно продолжить обучение по магистерской программе (от 1 до 3 лет в зависимости от формы  обучения). Школы бизнеса являются частью университетов. Обучение бизнесу  в настоящее время охватывает около 25% численности студентов и  слушателей Великобритании, а учебные  программы по подготовке кадров ориентируются  на не так давно утвержденные Национальные квалификационные стандарты по широкому кругу профессий, включая управленческие. На мастерские программы поступают, как правило, люди, имеющие не только высшее образование (по любой специальности), но и опыт практической работы в  среднем 6 лет.

Франция

Обучение в университете складывается из трех циклов. Первый (двухгодичный) цикл оканчивается получением диплома  об общем университетском образовании (хотя уже на этой стадии возможны техническая  специализация и получение специального вида диплома DRUST, помогающего при  поступлении на работу). Второй цикл (также двухгодичный) дает право  на получение диплома магистра (maitrise), а в промежутке после первого  года — лицензиата (licence). Полным высшим образованием считается подготовка по третьему циклу: по программе дипломированного специалиста (1 год) или доктора (3 года с получением промежуточного диплома  о гуманитарном образовании после 1 года).

Параллельно с университетами во Франции существуют специализированные образовательные институты —  высшие школы (ecoles superieures), поступление  в которые, в отличие от университетов, требует сдачи весьма серьезных  конкурсных экзаменов. Этому предшествует весьма интенсивная подготовка в  течение двух лет студентов, уже  имеющих отмеченную выше квалификацию бакалавра. По содержанию программа  подготовки к конкурсному экзамену (concource) напоминает первые два года общего вузовского образования. Тем, кто прошел по конкурсу, а затем окончил одну из высокопрестижных высших технических  школ, гарантирована карьера в  государственных ведомствах или  на крупных фирмах. Высоким престижем  пользуются также высшие коммерческие школы (ecoles superieures de commerce), первые из которых  были образованы еще в прошлом  веке. Лучшие из них придерживаются системы строгого конкурсного отбора и контроля знаний, аналогичной высшим техническим школам. Программы обучения в высших коммерческих школах претерпели эволюцию, пройдя путь от образования, имеющего целью освоение чисто прагматических "технических" аспектов коммерческой деятельности (commerce), до полноценного образования  в области бизнеса и менеджмента  на современной основе (gestion). Обучение в высшей коммерческой школе длится четыре года с выдачей после первого  цикла (3 года) диплома специалиста (diplome deuxieme cycle), а после второго цикла (4-й год) диплома магистра (master). При  этом обязательной является длительная практика на одном из предприятий.

Информация о работе История развития высшего образования в Западной Европе