Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2013 в 15:28, реферат
Изучение особенностей передачи накопленного педагогического опыта, поэтому и является важной задачей истории педагогики. Здесь актуальным становится ознакомление и изучение истории развития педагогического образования на Беларуси. Целью написания реферата является расширение общего педагогического кругозора и формирование ценностного отношения к педагогическому наследию.
Введение…………………………………………………………………….
1 История развития педагогического образования на Беларуси………...
1.1 Школа и просвещение на белорусских землях в IX-XVIII вв……….
1.2 Развитие школы и педагогики в Беларуси в советский период (1917-1991)………………………………………………………………….
1.3 Система образования в Республике Беларусь (90-е гг. XX в.-начало XXI в.)……………………………………………………………………….
1.4 Система образования в Республике Беларусь на современном этапе (XXI в.)………………………………………………………………………
Заключение………………………………………………………………….
Список используемых источников………………………………………
СОДЕРЖАНИЕ
Введение………………………………………………………… |
3 |
1 История развития |
4 |
1.1 Школа и просвещение на белорусских землях в IX-XVIII вв………. |
4 |
1.2 Развитие школы и педагогики
в Беларуси в советский период (1917-1991)………………………………………………… |
16 |
1.3 Система образования
в Республике Беларусь (90-е гг.
XX в.-начало XXI в.)……………………………………………………………………… |
19 |
1.4 Система образования
в Республике Беларусь на |
27 |
Заключение…………………………………………………… |
29 |
Список используемых источников……………………………………… |
30 |
ВВЕДЕНИЕ
История педагогики — это область науки, изучающая историческое развитие теории и практики образования в их единстве, а также во взаимосвязи с современными проблемами образования и педагогических наук. Согласно этому определению, у истории педагогики есть две предметные зоны:
развитие педагогического знания;
развитие практики образования и воспитания.
Несмотря на самостоятельность, по своей сути они едины, поскольку невозможно оторвать историю развития педагогических идей от истории развития образовательной практики.
История педагогики является, с одной стороны, исторической наукой, а с другой — педагогической. Она синтезирует данные педагогики, социологии, истории философии и культуры, исследует процессы воспитания, обучения и образования в условиях различных исторических эпох. Каждое новое поколение людей обязательно осваивает и анализирует педагогический опыт прошлых поколений, совершенствует образовательно-воспитательную практику общества и развивает на этой основе материально-техническую и духовно-нравственную сферы жизнедеятельности. Изучение особенностей передачи накопленного педагогического опыта, поэтому и является важной задачей истории педагогики. Здесь актуальным становится ознакомление и изучение истории развития педагогического образования на Беларуси.
Целью написания реферата является расширение общего педагогического кругозора и формирование ценностного отношения к педагогическому наследию.
1 История развития
педагогического образования
1.1 Школа и просвещение на белорусских землях в IX-XVIII вв.
Развитие просвещения на белорусских землях до вхождения в состав Российской империи можно условно разделить на три периода:
Согласно летописям, в XI-XIII вв. на территории Беларуси существовало 35 городов. Их рост, развитие ремесел и торговли требовали грамотных людей. На развитие письменности и просвещения большое влияние оказало принятие христианства. Центрами культуры были монастыри и княжеские дворы, при которых основывались школы, библиотеки, велась переписка книг. Письменность распространяется не только среди князей, но и среди простых людей. Свидетельством этого являются летописи, берестяные грамоты, найденные в Витебске и Мстиславле, рукописное и туровское евангелие XI века, сохранившиеся надписи на архитектурных памятниках.
В рассматриваемый период наиболее высокого уровня развития достигло Полоцкое княжество, которое имело тесные торговые и культурные связи со странами Запада и Византией.
Крупный вклад в развитие культуры и просвещения на восточнославянских землях в XII в. Внесли белорусские просветители. Одной из ярких представительниц белорусской культуры является Ефросинья Полоцкая (1110-1173). Дочь полоцкого князя Святослава Всеславича, Предслава получила основательное образование при княжеском дворе. С детства выделялась своими способностями, твердым характером, любовью к книгам и широким кругозором. Решив посвятить себя служению богу, вопреки воле родителей в ранней юности ушла в монастырь, в стенах которого была наречена Ефросиньей. С позволения полоцкого епископа она поселилась в Софийском соборе и занялась перепиской книг. Это занятие требовало огромного труда, умения, грамотности, поэтому им занимались исключительно мужчины. Ефросинья не только переписывала религиозные тексты, византийские и отечественные хроники, природоведческие трактаты, но и сама писала литературные произведения, принимала участие в создании местной летописи.
По традиции того времени Софийский собор был центром духовной жизни — науки, культуры, письменности. В его стенах совершались богослужения, хранились государственная казна и архив, находилась библиотека. Здесь учились не только «книжной премудрости», но и христианским заповедям (послушанию, смирению, любви к ближнему). Высокообразованная игуменья расширила учебную программу. Кроме церковнославянского, дети учили греческий, латинский языки, получали сведения по природоведению, истории, риторике, медицине.
Ефросинья основала два монастыря, где переписывать книги стали десятки грамотных людей. Открыла при них школы, что способствовало распространению письменности.
Игуменья не только наладила переписку книг, но и сплотила вокруг себя талантливых людей — художников, ювелиров. По ее заказу была выстроена всемирно известная церковь Спаса — уникальный образец полоцкой архитектурной школы. Местный мастер Лазарь Богша сделал для Ефросиньи свой знаменитый крест — бесценный памятник искусства, ставший символом и национальной гордостью белорусского народа. Просветительская деятельность Ефросиньи Полоцкой получила широкий общественный резонанс, ее имя стало символом служения родине, преданности идеалам просвещения.
В XII в. центром культуры у восточных славян был Туров, соперничавший с Клевом. Туровская земля дала известного просветителя, деятеля церкви, писателя и проповедника Кирилла Туроского (1130-1190). Он родился в знатной семье и получил хорошее образование. Знал греческий язык, богословие, семь свободных искусств. С целью постижения книжной премудрости ушел Послушником в монастырь, где занимался образованием и самообразованием, изучая библейские книги и богословские трактаты. Около 13 лет возглавлял епископскую кафедру в Турове. В это время он создал лучшие свои произведения.
Деятельность Кирилла Туровского была многогранной: он занимайся обустройством епархии, проповедовал, писал церковные трактаты, дидактические притчи. Его искусство оратора стало общепризнанным: послушать проповеди Туровского стекалось множество людей, а его изречения и молитвы знали за пределами Туровской земли. За ораторское мастерство современники прозвали его Златоустом. Художественная проза Туровского по стилю, форме и содержанию была безупречной, его произведения распространялись в списках и были хорошо известны на Руси.
Кирилл Туровский не оставил целостной педагогической системы. До нас дошли около 60 его работ. Наибольшую ценность представляют три дидактические повести-притчи («Притча про душу и тело», «Повесть про белоризца и монашество», «Сказание про черноризский чин») и восемь проповедей («Слово на Великдень», «Слово на вербницу» и др.), в которых содержатся ценные советы по воспитанию. Туровский считал, что грамотность и просвещение являются условием самосовершенствования человека. Призывая свою паству учиться, тянуться к книге и почитать ее, просветитель мечтал о том времени, когда знания будут доступны не только богатым людям, но и простолюдинам.
Интерес представляют взгляды Туровского на воспитание. Его работы и проповеди бичевали человеческие пороки: зло, обман, лень, обжорство, стяжательство. Наихудший из всех пороков — гордыня, которая является благоприятной почвой для развития человеческих недостатков. Человек, подверженный этому греху, слаб телом и душой. Напротив, наиважнейшие нравственные качества — любовь и милосердие, так как именно они помогают человеку возвыситься к вершинам добродетели и приблизиться к постижению Бога.
В период, когда Беларусь входила в состав Великого княжества Литовского (вторая половина XIII в.-1569 г.) белорусский язык становится государственным языком. На нем писали летописи, вели дипломатическую переписку. Как и в Европе, церковь монополизировала просвещение, однако, по мнению ряда историков, эта монополия не была абсолютной. Была развита переписка сочинений и рукописей не только церковно-религиозного, но и светского характера.
С XIV века на территорию Беларуси проникает католицизм, открываются католические храмы и школы. В католических начальных школах учили чтению, письму, счету, молитвам. В городах (Вильно, Полоцк, Брест, Минск и др.) действуют трехклассные кафедральные католические школы, в которых помимо языков (латынь, польский, греческий) изучались арифметика, грамматика, пение. Большое влияние на развитие просвещения в Великом княжестве Литовском оказывал Краковский университет — общепризнанный центр науки и культуры.
Развитие письменности, духовная тяга к книге создали предпосылки для развития книгопечатания. В истории восточнославянской культуры и письменности особое место принадлежит белорусскому просветителю и первопечатнику Франциску Скорине (1490-не позднее 1551). Основательное образование, полученное им в ведущих университетах Европы (Краковский и Падуанский), разносторонние знания в различных областях, помноженные на гуманистическое мировоззрение, поставили его в один ряд с выдающимися просветителями эпохи. Скорина не только создал первую в истории восточнославянских народов типографию, но и издал 23 иллюстрированные книги первой белорусской Библии под общим названием «Библия руска выложена доктором Франциском Скориною из славного града Полоцка, Богу ко чти и людям посполитым к доброму научению» (1517-1519).
На фоне других книг того времени издания Скорины заметно отличались как внутренним содержанием, так и внешним оформлением. В эпоху, когда в литературе господствовал старославянский, а в науке — латынь, Скорина издавал книги на родном языке — белорусском. До XVI в. издание Библии, ее толкование считалось монополией церкви и духовенства. Единственными посредниками между Богом и людьми могли быть церковь и священники. Поэтому перевод Библии на другой язык, внецерковное ее издание и прочтение были равносильны святотатству, за которое полагалось суровое наказание.
Библия Скорины утверждала гуманистические идеи: достоинство человека, важность его дел и знаний, уважение к личности, служение родине. Библейские сказания, притчи, заповеди звучат в авторской интерпретации по-новому, полны оптимизма и веры, автор делает акцент на земное, приближенное к человеку содержание Библии, практическую пользу, которую можно извлечь из ее чтения — обогатить себя знанием истории, опытом прошлых поколений. Скорининская Библия — не только религиозное, но и историческое, литературное произведение, собрание различных сведений. Просветитель снабдил Библию своими предисловиями и послесловиями, в которых раскрыл идею каждой книги, сообщая, при каких исторических обстоятельствах она написана, как звучит ее название на других языках. Скорина не придерживался строгих канонов церковных книг: свободно обращался с текстом, опуская и переставляя целые куски и главы, «кощунственно» напечатал в издании свой портрет.
Франциск Скорина во многом опередил свое время. В эпоху, когда дарила религиозная нетерпимость, свирепствовала инквизиция, уничтожались книги, он проповедовал любовь к ближнему, выступал против религиозного фанатизма и суеверия.
Продолжателем культурно-просветительской и философской традиции Скорины был белорусский мыслитель, теолог и педагог Симон Будный (1530-1593). Он получил блестящие по тому времени знания по истории, философии, теологии и литературе, хорошо владел языками (латинским, греческим, белорусским, польским, древнееврейским). Окончил Краковский университет со степенью бакалавра философии. С. Будный известен как видный деятель протестантской церкви, теоретик теологии и проповедник. Он много сделал для объединения антикатолических сил. В своих произведениях критиковал ортодоксальные догмы христианской религии (святую троицу, бессмертие души, загробный мир). Будучи противником католицизма, испытывал особую нетерпимость к деятельности иезуитов в области образования. Считал, что им нельзя доверять воспитание и обучение молодежи.
Став в 1560 г. магистром протестантского собора в Клецке, С. Будный большое внимание уделял вопросам просвещения, развитию самосознания белорусского народа и его культуры. Выступал за широкое распространение грамотности среди всех слоев населения, за развитие светской школы, считал, что изучение античной литературы и культуры — необходимое условие образования. Принимал активное участие в создании Несвижской типографии, где в 1562 г. издал первый печатный учебник для школы на древнебелорусском языке — «Катехизис». Свои этические и педагогические идеи Будный развивал в богословских сочинениях — «Библия» (1572), «Новый завет» (1574), «О важнейших статьях христианской веры» (1576) и др.
На белорусских землях просвещение и педагогическая мысль в XVI-XVII вв. развивались в условиях сосуществования и противоборства римско-католической церкви, протестантизма, православия и униатства. Отсюда широкое разнообразие типов школ: латинские, католические, протестантские, униатские, братские и др. Усиление позиций католицизма, противоборство церквей, рост патриотических настроений оказывали большое влияние на школьное дело. Поэтому с XVI в. наряду с традиционными очагами развития грамотности (семья, монастыри, церковные приходы) возникают иные центры обучения и воспитания: католические, городские (латинские), протестантские, братские школы, учебные заведения униатов.
20-60-е гг. XVI в. были периодом религиозной толерантности. Большая часть населения Великого княжества Литовского оставалась православной. Православная церковь занимала на белорусских землях ведущее место и играла значительную роль в духовной жизни. Вместе с тем при активной поддержке верховной власти (великого князя и его ближайшего окружения) на белорусских землях распространялся католицизм, который несли с собой монашеские ордена. Особую активность проявлял иезуитский орден (1534-1773), который был самым настойчивым проводником политики Ватикана на славянских землях. В деятельности иезуитов ведущее место занимала школа и педагогика. Воздействуя на умы детей и юношества, иезуиты стремились воспитать из них преданных слуг католической церкви, защищающих ее интересы в борьбе с иноверцами. Стремясь захватить просвещение в Великом княжестве Литовском, иезуиты создают сеть школ-коллегиумов в Полоцке, Несвиже, Орше, Могилеве, Витебске, Минске и др. Учитывая конкуренцию со стороны протестантских школ, иезуиты активно использовали достижения современной педагогики, приглашали опытных учителей. Светский характер образования, веротерпимость, бесплатность привлекали в иезуитские коллегиумы не только католиков, но и представителей других конфессий. Иезуитские школы были популярны среди шляхты, но в них учились и талантливые выходцы из бедных семей. Иезуиты вели борьбу за молодое поколение, прилагали огромные усилия к тому, чтобы склонить их к переходу в католическую веру. С созданием в Вильно на базе коллегиума академии (1578) сложилась целостная система католического образования: начальные (приходские), средние (коллегии) школы и высшая школа (академия). Последняя была уравнена в правах с Краковским университетом. Целенаправленная политика иезуитов в просвещении приносила ощутимые результаты: уже в XVII в. они обеспечили себе ведущую роль в распространении образования среди господствующего класса.
Информация о работе История развития педагогического образования на Беларуси