Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2013 в 15:28, реферат
Изучение особенностей передачи накопленного педагогического опыта, поэтому и является важной задачей истории педагогики. Здесь актуальным становится ознакомление и изучение истории развития педагогического образования на Беларуси. Целью написания реферата является расширение общего педагогического кругозора и формирование ценностного отношения к педагогическому наследию.
Введение…………………………………………………………………….
1 История развития педагогического образования на Беларуси………...
1.1 Школа и просвещение на белорусских землях в IX-XVIII вв……….
1.2 Развитие школы и педагогики в Беларуси в советский период (1917-1991)………………………………………………………………….
1.3 Система образования в Республике Беларусь (90-е гг. XX в.-начало XXI в.)……………………………………………………………………….
1.4 Система образования в Республике Беларусь на современном этапе (XXI в.)………………………………………………………………………
Заключение………………………………………………………………….
Список используемых источников………………………………………
В середине XVI в. в Великое княжество Литовское проникают идеи Реформации, сторонники которой выступают с резкой критикой католической церкви и ее обрядов. Из всех течений протестантизма в Беларуси наибольшее распространение получил кальвинизм. Протестантские общины, а также местные магнаты (Радзивиллы, Сапеги, Воловичи, Ходкевичи и др.), принявшие кальвинизм, открывали кальвинистские церкви и школы при них. Известностью пользовалось Виленское пятиклассное кальвинистское училище, в котором преподавали талантливые педагоги. В 1617 г. Януш Радзивилл создал в Слуцке кальвинистское училище, которое называли «Слуцкими Афинами». Принципы его организации, методы обучения и воспитания, правила поведения учащихся нашли отражение в Уставе, который был напечатан 11 годами позже. Протестантские школы отличались четкой организацией, основательностью образования, давали такую подготовку, которая позволяла продолжить обучение в университете.
В 60-е гг. XVI в. в движении Реформации на белорусских землях произошел раскол. От кальвинистов откололось радикальное крыло, получившее название антитринитариев или ариан, которые открывали школы в Клецке, Койданове, Несвиже, Новогрудке. Арианские школы притягивали к себе значительную часть молодежи независимо от ее конфессиональной принадлежности. Воспитанников этих школ зачастую приглашали в качестве домашних учителей в дома знати. Каждая община антитринитариев имела свою школу, программа которой включала изучение языков, философии, медицины, права, естественных наук и математики. Считается, что арианская педагогика стояла на более высоком уровне, чем кальвинистская.
В 1569 г. после заключения Люблинской унии между Великим княжеством Литовским и Польшей возникло федеративное государство — Речь Посполитая. Начинается политика полонизации, белорусский язык превращается во второразрядный. В 1596 г. православная церковь Речи Посполитой заключила соглашение об унии с католической церковью, что означало признание власти папы как главы церкви при сохранении православных обрядов и богослужения на церковнославянском и родном языке. Многие видели в унии средство прекращения межконфессиональной борьбы, усиления государства. Сопротивление унии среди верующих потребовало от руководства церкви подготовки проповедников и создания школ. Униатские школы предназначались в основном для бедного населения, в них изучались катехизис, языки. Уровень обучения был невысоким.
Оплотом борьбы с католической экспансией на славянских землях стали братства — национально-религиозные общественные объединения православного украинского и белорусского населения, возникшие во второй половине XVI в. Борьба за народные традиции, за обычаи и веру отцов велась братствами и через сеть братских школ — в Вильно (1585), Львове (1585), Могилеве (1590), Бресте (1591), Минске (1592), Киеве (1615), Луцке (1617), Полоцке (1633). Братские школы считались наиболее демократическими учебными заведениями того времени, поскольку были всесословными. Между тем большая часть учеников принадлежала к среднему классу. Плата за обучение в братских школах дифференцировалась в зависимости от уровня достатка семьи. Если зажиточные семьи платили в полном объеме, то бедные семьи могли освобождаться от платы или вносили ее натурой, хлебом, дровами, скотиной и т.п.
Братские школы возглавлял ректор. Ему помогали «дозорцы» — лица, назначаемые от братства, которое строго контролировало деятельность школы. Занятия начинались в 9 часов. После Молитвы учитель опрашивал учащихся и проверял письменное домашнее задание. Затем следовало объяснение нового материала и его закрепление. После обеда в присутствии учителя или старших учеников учащиеся выполняли домашнее задание, спрашивали и проверяли друг друга. В субботу повторялся весь материал, пройденный за неделю. Организационные формы обучения в братских школах с течением времени менялись. На первых порах преобладало индивидуальное обучение, но постепенно оно уступает место коллективным занятиям, а в первой четверти XVII в. повсеместно утверждается классно-урочная система.
Образование в братских школах было ориентировано на изучение языков, поэтому нередко эти школы назывались греко-славянскими. Позже в программу обучения были включены латинский и польский языки. Активно изучались произведения православных авторов (И. Златоуст, В. Великий, И. Дамаскин) и деятелей братских школ (Л. Зизаний, И. Копинский, М. Смотрицкий). Обучение делилось на две ступени. Младших школьников учили грамоте и пению, старшие изучали старославянский, греческий и латинский языки, грамматику, диалектику, риторику, поэтику, элементы математики и философии, астрономию. Большое место отводилось православному вероучению. Отдельные братские школы имели типографии. Братства обменивались изданными в своих типографиях произведениями, школьными учебниками; учителя переходили из школы в школу, что способствовало обмену опытом, поиску новых методов обучения.
Братские школы отличались строгой дисциплиной. Пропуск занятий в течение нескольких дней без уважительной причины мог послужить основанием для исключения. Такое же наказание распространялось на учеников, обвиняемых в пьянстве, воровстве, клевете, блуде. Физические наказания применялись редко, что резко контрастировало с западноевропейскими школами, где широко использовались розги.
Особое внимание уделялось
вопросам нравственности. Важнейшей
задачей учебно-
Учителя братских школ внесли большой вклад в создание первых учебных пособий. Так, Л. Зизаний создал «Азбуку», в которую вошли алфавит, молитвы, словарь, «Грамматику словенску» (1596), оставившие глубокий след в истории учебной литературы. По этим книгам учились в братских школах Украины и Беларуси, они послужили образцом для создания грамматик М. Смотрицкого и М.В. Ломоносова.
Деятельность братских школ способствовала подъему культурной жизни и сохранению национального самосознания. Они сыграли исключительную роль в борьбе против католицизма, полонизации, в отстаивании чистоты православной веры. Некоторые историки считают, что деятельность братских школ была компромиссом между восточнославянской и западноевропейской латинской образованностью. Борясь за сохранение национальных традиций, они перенимали некоторые формы западноевропейского образования и культуры.
Спустя столетие после заключения Люблинской унии между Великим княжеством Литовским и Польшей в 1696 г. специальным постановлением Сойма в Речи Посполитой было официально запрещено использовать белорусский язык в государственном делопроизводстве. Это решение поставило латинские и католические учебные заведения в привилегированное положение, начинается вытеснение учебных заведений других религиозных конфессий. К концу XVII в. братские школы прекращают свою деятельность.
В XVIII в. школьное образование на территории Беларуси сконцентрировалось в руках монашеских орденов: иезуитов, доминиканцев, базилианцев, кармелитов, францисканцев, бернардинцев.
В начале XVIII в. римско-католический орден пиаров открывает пиарские школы (коллегиумы, училища). Ориентируясь в своей деятельности на иезуитов, эти школы принимают детей всех сословий, но особой популярностью они пользовались у шляхты. Обучение в них было бесплатным и велось на польском языке. Историки считают, что из католических орденов только иезуиты могли соперничать с пиарами на педагогическом поприще.
В середине XVIII в. прогрессивный польский деятель С. Канарский провел реформу пиарских школ. В 1755 г. он издал работу «Qrdnationis visitationis apostalicae», в которой были разработаны правила приема, методы преподавания, давались советы по воспитанию, по использованию учебников, излагались обязанности воспитанников. Канарский внес изменения в содержание Школьного образования. В основу программы обучения в пиарских школах были положены польский язык и произведения польских авторов, история Польши, всемирная история и география, общественные и естественные науки, математика.
Попытка осуществить общую реформу просвещения в Речи Посполитой была предпринята в 70-х гг. XVIII в. Эдукационной комиссией (1773-1794) — государственным органом управления системой образования. Деятельность комиссии проходила в сложных условиях. Система просвещения в Речи Посполитой представляла собой разнообразные типы школ, принадлежащие монашеским орденам. Их основной контингент составляли дети шляхты. Школы для низших сословий практически отсутствовали. Комиссия разработала план преобразований в области просвещения — «Устав, предписанный комиссией народного просвещения для академий и школ Речи Посполитой». По Уставу школа должна была стать бессословной и светской. Эдукационная комиссия предприняла попытку отделить школу от церкви: общее управление образованием изымалось из рук духовенства, преподавание теологии в стенах школы было запрещено. Содержание школьного образования было пересмотрено. Так, в частности, большое значение отводилось предметам естественного цикла, математике, связи преподавания с практикой. Гуманитарные предметы были представлены языками (польский и латынь), историей, законоведением, логикой, риторикой и др. Подчеркивалась важность физического воспитания. Вместе с тем авторы документа проигнорировали вопрос о женском образовании.
За 20 лет своей деятельности Эдукационная комиссия открыла 20 школ. Однако проведение реформы натолкнулось на ряд препятствий: нехватку подготовленных педагогов, непоследовательность и противоречивость действий комиссии, неспособность реализовать намеченный план. Против новой системы просвещения выступило католическое духовенство и консервативная часть помещиков. Они сорвали организацию приходских школ для крестьян. Декларированный принцип бессословного образования так и не был внедрен.
Реформа просвещения в условиях политической нестабильности, внутренних междоусобиц в стране вряд ли могла быть успешной. В результате разделов Речи Посполитой (1772, 1793, 1795 гг.) белорусские земли отошли России и были объединены в пять губерний (Витебскую, Могилевскую, Минскую, Гродненскую, Виленскую). Вхождение в состав Российской империи подвело черту под целым историческим периодом и ознаменовало собой новую страницу в истории просвещения на белорусских землях.
1.2 Развитие школы и педагогики в Беларуси в советский период (1917-1991)
В 1917 г. на территории БССР появляется новый тип средней школы — рабфак, готовивший рабоче-крестьянскую молодежь к поступлению в вузы. В Беларуси в 1926/27 г. при вузах действовали 6 рабфаков, на которых учились 305 человек. Однако число желающих в несколько раз превышало планы, приема. В результате принятых мер в 1932/33 г. число рабфаков увеличилось до 51.
В ходе многочисленных, отчасти непоследовательных реформ образования в БССР сложилась основа системы высшего образования, которая существует и сегодня. Именно в этот период были создано большинство наиболее известных на сегодняшний день вузов:
После присоединения Западной Белоруссии к БССР в 1939 году начался процесс создания вузов на территории западных областей (до этого в Западной Белоруссии не было ни одного вуза) — первоначально там открывались учительские институты. В 1940/41 учебном году в БССР было 25 вузов, 21 538 студентов и 927 преподавателей всех степеней.
В чрезвычайно сложном положении оказалась советская школа в годы Великой Отечественной войны (1941—1945), когда основная масса детей на захваченных немцами территориях была лишена возможности учиться. На территории Беларуси оккупанты закрыли все высшие и средние учебные заведения. Только в тех населенных пунктах, где размещались немецкие гарнизоны, работали отдельные начальные «народные» школы, в которых проводилась политика онемечивания. Преподавание русского и белорусского языков было запрещено. Не встретило поддержки у населения создание молодежных профашистских организаций «Союз белорусской молодежи», «Белорусское культурное объединение» и др. Новые власти признавали, что «белорусская молодежь настолько заражена большевистским мировоззрением, что ничего сделать нельзя». Учителя и учащиеся принимали активное участие в борьбе против немецко-фашистских захватчиков: они сражались в партизанских отрядах, участвовали в боевых операциях, передавали партизанам сведения о враге, уходили в подполье, выпускали антифашистские листовки, организовывали побеги военнопленных в партизанские отряды. В зонах партизанского движения создавались лесные школы, где учителя-партизаны обучали детей родному языку, арифметике, истории, географии, пению, рукоделию. На уроках истории зачитывали сводки Совинформбюро о положении на фронте, читали полученные с Большой земли листовки, газеты и журналы. Работая в исключительно сложных условиях (в землянках, крестьянских хатах, без учебников и тетрадей), школы стремились решать задачи обучения и военно-патриотического, идейно-политического воспитания в неразрывной связи.
После Великой Отечественной войны
и восстановления нормальной работы,
существовавших ранее вузов, стала наблюдаться
направленность к увеличению числа технических
вузов и к увеличению приёма в них, что
было вызвано потребностями экономики
БССР в квалифицированных кадрах для промышленности.
В конце 40-х-начале 50-х также создавались
специализированные гуманитарные вузы,
а учительские институты (прежде всего
в западных областях БССР преобразовывались
в педагогические институты). Отчасти
благодаря этому, а также благодаря развитию
заочного образования, к 1958 году БССР превзошла
западноевропейские страны по количеству
студентов на 10 000 человек. В 1958/59 учебном
году в 25 вузах БССР насчитывалось 55,7 тыс.
студентов и свыше 3 тысяч человек профессорско-
В конце 50-х-начале 60-х годов в образовании в БССР наблюдается направленность к увеличению внимания к фундаментальной науке. Значительно увеличивается приём в аспирантуру, перед учёными ставятся наиболее перспективные научные задачи и отсекаются неперспективные. В результате, Белорусский государственный университет вскоре включается в число 25 ведущих учреждений СССР по развития науки. Увеличивается и приём студентов на наиболее перспективные специальности (например, за 1958-1965 количество студентов на химическом факультете БГУ увеличилось с 300 до 1000, что было обусловлено, в частности, значительным развитием химической промышленности БССР в годы семилетки). Для обеспечения развивающейся радиоэлектронной промышленности квалифицированными кадрами в 1964 году был открыт Минский государственный радиотехнический институт (сегодня — Белорусский государственный университет информатики и радиоэлектроники). В 1969 году Гомельский государственный педагогический институт был преобразован в Гомельский государственный университет и стал, таким образом, вторым университетом в БССР. В 1978 году Гродненский государственный педагогический институт был преобразован в Гродненский государственный университет.
Информация о работе История развития педагогического образования на Беларуси