Источники и факты формирования содержания образования. Документы, определяющие содержание образования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2014 в 21:31, реферат

Краткое описание

Образованным человеком можно назвать такого, который владеет общими идеями, принципами и методами, определяющими общий подход к рассмотрению многообразных фактов и явлений, располагает высоким уровнем развитых способностей, умением применять изученное к возможно большему числу частных случаев; кто приобрел много знаний и, кроме того, привык быстро и верно соображать, у кого понятия и чувства получили благородное и возвышенное направление.
Следовательно, в понятие образования включены не только знания, навыки и умения как результат обучения, но и умения критически мыслить, творить, оценивать с нравственных позиций все происходящее вокруг как процесс бесконечно развертывающийся в деятельности и общении человека с ему же подобными. Достигается это путем включения человека в важнейшие виды деятельности.

Содержание

Введение……………………………………………………………3
1.Содержание образования………………………………………..4
2.Источники формирования содержания образования………….5
3.Факторы формирования содержания образования……………6
4. Документы, определяющие содержание образования………..7
Заключение…………………………………………………………9
Используемая литература…………………………………………10

Вложенные файлы: 1 файл

педагогика.реферат.docx

— 23.90 Кб (Скачать файл)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ                                      ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО                                             ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«СЕВЕРО-КАВКАЗСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

ИНСТИТУТ ЕСТЕСТВЕННЫХ НАУК

Кафедра математического анализа

 

 

   

Реферат на тему:

«Источники и факты формирования содержания образования. Документы, определяющие содержание образования.»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила:

 Волобуева Дарья Олеговна

студентка 3 курса

специальности: педагогическое образование по профилю «Математика»

заочной формы обучения

 

 

 

 

 

Руководитель:

Харченко Галина Ивановна


 

 

Ставрополь, 2014г.

Содержание

Введение……………………………………………………………3

1.Содержание образования………………………………………..4

2.Источники формирования  содержания образования………….5

3.Факторы формирования  содержания образования……………6

4. Документы, определяющие содержание образования………..7

Заключение…………………………………………………………9

Используемая литература…………………………………………10

 

 

Введение.

Понятие образования - весьма сложное и многоаспектное. В самом общем определении образование - это процесс и результат усвоения человеком систематизированных знаний, навыков и умений, развитие ума и чувства, формирование мировоззрения и познавательных процессов. Образованным человеком можно назвать такого, который владеет общими идеями, принципами и методами, определяющими общий подход к рассмотрению многообразных фактов и явлений, располагает высоким уровнем развитых способностей, умением применять изученное к возможно большему числу частных случаев; кто приобрел много знаний и, кроме того, привык быстро и верно соображать, у кого понятия и чувства получили благородное и возвышенное направление.

Следовательно, в понятие образования включены не только знания, навыки и умения как результат обучения, но и умения критически мыслить, творить, оценивать с нравственных позиций все происходящее вокруг как процесс бесконечно развертывающийся в деятельности и общении человека с ему же подобными. Достигается это путем включения человека в важнейшие виды деятельности. Тем самым под образованием человека (в процессуальном плане) понимается следующее.

Образование - это общественное организуемый и нормируемый процесс (и его результат) постоянной передачи предшествующими поколениями последующим социально значимого опыта, представляющий собой в онтогенетическом плане становление личности в соответствии в генетической программой и социализацией личности.

 

 

1.Содержание образования

Содержание образования - один из компонентов учебно-воспитательного процесса. Под содержанием образования часто понимают систему знаний, умений и навыков. Но не только они составляют образование. Содержание образования включает общее развитие и социальный опыт, накопленный человечеством. Образованный человек - это человек знающий, развитый и воспитанный. Каким должно быть содержание образования? Чему надо учить школьников? Что развивать и воспитывать? История школы и педагогики показывает, что при решении этих вопросов допускалось и допускается немало ошибок, отрицательно сказывающихся на качестве обучения, воспитания и развития. Так, большинство современных школ направляют свои усилия на то, чтобы предоставить учащимся для одновременного изучения как можно больше предметов, а это увеличивает объем информации, вызывает перегрузку учащихся и не способствует их общему развитию. Многие школы нового типа, ориентируясь на тот или иной вуз вводят содержание образования пропедевтического характера, отражающее специфику вуза, но в то же время, не отвечающее интересам части учащихся.

Каждый из отмеченных видов социального опыта представляет собой специфический вид содержания образования:

- знания о природе, обществе, технике, мышлении и способах  деятельности. Усвоение этих знаний  обеспечивает формирование в  сознании школьника верной картины  мира, вооружает его правильным  методологическим подходом к  познавательной и практической  деятельности;

- опыт осуществления известных  способов деятельности, воплощающихся  вместе со знанием в умениях  и навыках личности, усвоившей  этот опыт. Система общих интеллектуальных  и практических навыков и умений, составляющая содержание этого  опыта, является основой множества  конкретных деятельностей и обеспечивает  способность подрастающих поколений  к сохранению социальной культуры  народа;

- опыт творческой, поисковой  деятельности по решению новых  проблем, возникающих перед обществом. Он требует самостоятельного  претворения ранее усвоенных  знаний и умений в новых  ситуациях, формирования новых способов  деятельности на основе уже  известных. Этот вид социального  опыта обеспечивает развитие  способностей у молодого поколения  к дальнейшему развитию культуры. Разумеется, самостоятельность и  инициативность, как показатели  сформированности у человека  умений творчески работать, складываются  у каждого ребенка сугубо индивидуально, но программировать их надо  уже в содержании образования;

- опыт ценностного отношения  к объектам или средствам деятельности  человека, его проявление в отношении  к окружающему миру, к другим  людям в совокупности потребностей, обуславливающих эмоциональное  восприятие личностно-определенных  объектов, включенных в ее систему  ценностей. Этот элемент содержания  образования состоит не в знаниях, не в умениях, хотя и предполагает  их. Нормы отношения к миру, к  самому себе и подобным себе  предполагают не только знание  мировоззренческих идей, но и  убежденность в их истинности, положительное отношение к ним. Это отношение проявляется в  поведении человека, в деятельности  практического и интеллектуального  характера, это сплав знаний, убеждений  и практических действий. Усвоение  школьником перечисленных элементов  социального опыта направлено  на трансформацию его в личный  опыт, “перенос” социального в  индивидуальное на основе особым  образом организованной деятельности  учащихся.

Все перечисленные элементы содержания образования взаимосвязаны и взаимообусловлены. Умения без знаний невозможны. Творческая деятельность осуществляется на определенном содержательном материале знаний и умений. Воспитанность предполагает знание о той деятельности, к которой устанавливается то или иное отношение. Предусматривает овладение поведенческими навыками и умениями. Усвоение новых элементов социального опыта позволит человеку не только успешно функционировать в обществе, быть хорошим исполнителем, но и действовать самостоятельно, не просто “вписываться” в систему, но и быть в состоянии изменять ее. Поэтому школьное образование, во-первых, готовит к жизни, какой она есть, к существующему порядку вещей, но готовит таким образом, что, во-вторых, человек оказывается способным вносить собственный вклад в этот порядок, вплоть до его реформирования. Концепция, рассмотренная выше, ориентирует учителя на специальную работу по формированию в сознании школьника системы общечеловеческих ценностей, гуманного отношения к людям.

Таким образом, содержание общего образования, с одной стороны, является важнейшим условием учебно-познавательной деятельности учащихся, так как оно отражает текущие и перспективные потребности общества, с другой - оно выступает инструментарием конструирования и осуществления учащимися этой деятельности и тем самым является содержанием личностных потребностей индивида в обучении.

2.Источники формирования  содержания образования.

Источниками формирования содержания школьного образования, как уже отмечалось, является культура или социальный опыт. Однако содержание социального опыта, т.е. культура, взятая в целом, еще не определяет содержание образования в школе. В социальном опыте или культуре необходимо найти более определенные источники, формирующие содержание школьного образования. Они определяют факторы отбора материала, принципы конструирования и построения его в соответствующую структуру. Таковыми являются наука, производство материальных и духовных благ, опыт общественных отношений, духовные ценности, формы общественного сознания, сферы деятельности человека или, точнее, виды деятельности. К последним относятся: практико-преобразовательная, познавательная, коммуникативная, ценностно-ориентационная, художественная деятельность. Комплектование содержания образовательного материала из перечисленных источников осуществляется с учетом конкретно-исторических и психологических требований. В соответствии с этими требованиями содержание социального опыта подвергается педагогической переработке. Оно отбирается с позиций его ценности и нужности для обеспечения активного участия выпускника школы в жизни и для решения задач развития психических свойств и качеств детской личности. Наконец, при формировании содержания образования учитываются требования индивидуально-личностного развития детей, их способностей, дарований и интересов. С этой целью в содержании общего образования предусматривается помимо обязательных предметов и учебные предметы для свободного выбора, к которым ученики могут проявить особый интерес. Такой подход способствует углубленному познанию и развитию профессиональных интересов, склонностей учащихся.

3. Факторы влияющие  на формирование содержания образования

В качестве факторов, которые влияют на отбор и формирование содержания школьного образования, выступают потребности общества в образованных людях, цели, которые общество ставит перед общеобразовательной школой, на тех или иных этапах своего исторического развития, реальные возможности процесса обучения; средние и оптимальные возможности учащихся, а также потребности личности в образовании. Не только общество выдвигает требования к образованию, которое время от времени изменяется под влиянием требований производства, развития науки и техники, потребностей и интересов общества и индивида в самом процессе обучения. Но и граждане имеют право на его выбор. Поэтому в педагогике имеются такие понятия, как образовательные потребности населения, образовательные услуги, дополнительное образование, дифференцированное обучение. Функции государства состоят в том, чтобы обеспечить образование, соответствующее государственным стандартам в образовании - обязательному минимальному объему знаний по той или иной образовательной программе и необходимый уровень ее усвоения.

Основанием для отбора содержания школьного образования служат общие принципы, определяющие подход к его конструированию и критерии, выступающие в качестве инструментария определения конкретного наполнения содержания учебного материала в учебных дисциплинах.

4.Документы, определяющие содержание образования.

Основными документами, определяющими содержание образования, являются учебный план, учебная программа, учебная литература.

Учебный план - это утвержденный министерством образования документ, который определяет состав учебных предметов, изучаемых в учебном заведении, порядок прохождения предметов по годам обучения, количество часов, отводимых на изучение каждого предмета в отдельных классах.

В учебном плане выделяются государственный и школьный компонент. Предметы, включенные в учебный план, делятся на обязательные и факультативные.

На основе учебного плана по всем предметам составляются учебные программы.

Учебная программа - это утвержденный министерством образования документ, в котором раскрывается содержание образования по каждому предмету в каждом классе и определяется система научных знаний, мировоззренческих и нравственно-эстетических идей, практических умений и навыков, которыми необходимо овладеть учащимся.

Содержание образования подробно раскрывается в учебной литературе (школьные учебники, справочники, книги для дополнительного чтения, атласы, карты, сборники задач и упражнений и т.д.).

Среди всех видов учебной литературы особое место занимает школьный учебник, который по своему содержанию и структуре соответствует учебной программе и предмету.

Функции учебника (Д. Д. Зуев):

- информационная функция - обеспечение школьников необходимой  и достаточной информацией, формирующей  их мировоззрение, дающей пищу  для духовного развития и практического  освоения мира;

- трансформационная функция  состоит в том, что материал  в учебнике, преобразуясь с учетом  возрастных особенностей учащихся  и дидактических требований, становится доступным для них, но не исключает проблемности и возможности его творческого освоения;

- систематизирующая функция  реализует требование обязательного  систематического и последовательного  изложения материала в логике  учебного предмета;

- функция закрепления  материала и осуществления детьми  самоконтроля проявляется в том, что учебник предоставляет возможность  повторного изучения, проверки самим  учеником правильности, сложившихся  у него понятий, представлений, образов, точности усвоенных правил, законов, выводов;

- интегрирующая функция  заключается в том, что учебник  помогает ребенку приращивать  к изложенным в нем знаниям  дополнительную информацию из  смежных наук;

- координирующая функция  способствует привлечению в процессе  работы над материалом других  средств обучения (карт, иллюстраций, диапозитивов, натур);

- развивающе-воспитательная  функция состоит в духовно-ценностном  влиянии содержания учебника  на учащихся, формировании в процессе  работы над ним таких качеств  как трудолюбие, мыслительная активность, способность к творчеству;

- обучающая функция учебника  проявляется в том, что работа  с ним развивает такие умения  и навыки, как конспектирование, обобщение, выделение главного, логическое  запоминание, необходимые для саморазвития.

 

Заключение.

В наибольшей степени соответствует этим установкам гуманистического мышления концепция содержания образования как педагогически адаптированного социального опыта во всей его структурной полноте. Помимо “готовых” знаний и опыта осуществления способов деятельности, данная концепция включает также опыт творческой деятельности и опыт эмоционально-ценностных отношений. Каждый из отмеченных видов социального опыта представляет собой специфический вид содержания образования: - знания о природе, обществе, технике, мышлении и способах деятельности. Усвоение этих знаний обеспечивает формирование в сознании школьника верной картины мира, вооружает его правильным методологическим подходом к познавательной и практической деятельности; - опыт осуществления известных способов деятельности, воплощающихся вместе со знанием в умениях и навыках личности, усвоившей этот опыт. Система общих интеллектуальных и практических навыков и умений, составляющая содержание этого опыта, является основой множества конкретных деятельностей и обеспечивает способность подрастающих поколений к сохранению социальной культуры народа; - опыт творческой, поисковой деятельности по решению новых проблем, возникающих перед обществом.

Информация о работе Источники и факты формирования содержания образования. Документы, определяющие содержание образования