Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2014 в 22:28, реферат
. В качестве метода дискуссия активно используется для организации интенсивной мыслительной и ценностно-ориентирующей деятельности учащихся в других технологиях и методах обучения: социально-психологических тренингах, деловых играх, анализе различных ситуаций и решении задач. В качестве своеобразной технологии дискуссия сама включает в себя другие методы и приемы обучения: “мозговой штурм”, “синектика”, “анализ ситуаций” и т.д.
Как вести дискуссию?
Дискуссия является одной из наиболее эффективных технологий группового взаимодействия, обладающей особыми возможностями в обучении, развитии и воспитании.
Дискуссия (от лат.discussio – рассмотрение, исследование) – способ организации совместной деятельности с целью интенсификации процесса принятия решений в группе посредством обсуждения какого-либо вопроса или проблемы.
Дискуссия обеспечивает активное включение учащихся в поиск истины; создает условия для открытого выражения ими своих мыслей, позиций, отношений к обсуждаемой теме и обладает особой возможностью воздействия на установки ее участников в процессе группового взаимодействия.
Дискуссию можно рассматривать как метод интерактивного обучения и как особую технологию. В качестве метода дискуссия активно используется для организации интенсивной мыслительной и ценностно-ориентирующей деятельности учащихся в других технологиях и методах обучения: социально-психологических тренингах, деловых играх, анализе различных ситуаций и решении задач. В качестве своеобразной технологии дискуссия сама включает в себя другие методы и приемы обучения: “мозговой штурм”, “синектика”, “анализ ситуаций” и т.д.
Обучающий эффект дискуссии определяется предоставляемой участнику возможностью получить разнообразную информацию от собеседников, продемонстрировать и повысить свою компетентность, проверить и уточнить свои представления и взгляды на обсуждаемую проблему, применить имеющиеся знания в процессе совместного решения учебных задач.
Развивающая функция дискуссии связана со стимулированием творчества обучающихся, развитием их способности к анализу информации и аргументированному, логически выстроенному доказательству своих идей и взглядов, с повышением коммуникативной активности учащихся, их эмоциональной включенности в учебный процесс.
Влияние дискуссии на личностное становление учащегося обусловлено ее ценностно-ориентируюшей направленностью, созданием благоприятных условий для проявления индивидуальности, самоопределения в существующих точках зрения на определенную проблему, выбора своей позиции; для формирования умения взаимодействовать с другими, слушать и слышать окружающих, уважать чужие убеждения, принимать оппонента, находить точки соприкосновения, соотносить и согласовывать свою позицию с позициями других участников обсуждения.
Дискуссия с коммуникативной точки зрения всегда полилогична. Но характер этого полилога может быть разным:
Полилог – разноголосие – разногласие, защита каждым своей позиции, своей точки зрения – спор;
Полилог – многоголосие – согласие, взаимодополнение, совместное решение проблемы – диалог.
Существуют разные точки зрения по поводу сходства и различия спора и дискуссии: от их противопоставления до рассмотрения спора как необходимого элемента любой дискуссии или как отдельного типа дискуссии. Безусловно, наличие оппонентов, противоположных точек зрения всегда обостряет дискуссию, повышает ее продуктивность, позволяет создать с их помощью конструктивный конфликт для более эффективного решения обсуждаемых проблем. Важно, чтобы спор не велся ради спора, ради стремления отстоять свою точку зрения во что бы то ни стало и победить.
Использование того или иного типа дискуссии зависит от характера обсуждаемой проблемы и целей дискуссии.
Дискуссия-диалог чаще всего применяется для совместного обсуждения учебных проблем, решение которых может быть достигнуто путем взаимодополнения, группового взаимодействия по принципу “индивидуальных вкладов” или на основе согласования различных точек зрения, достижения консенсуса.
Дискуссия-спор используется для всестороннего рассмотрения сложных проблем, не имеющих однозначного решения даже в науке, социальной политической жизни. Она построена на принципе “позиционного противостояния” и ее цель – не столько решить проблему, сколько побудить учащихся задуматься над проблемой, осуществить “инвентаризацию” своих представлений и убеждений, уточнить и определить свою позицию; научить аргументировано отстаивать свою точку зрения и в то же время осознать право других иметь свой взгляд на эту проблему, быть индивидуальностью.
Слайд 1, см. Приложение 1
Условия эффективного проведения дискуссии в общем виде следующие:
- привлечь учащихся
к определению темы дискуссии,
предоставив им возможность
- проблемно сформулировать тему дискуссии,
так, чтобы вызвать желание ее обсуждать,
- расположить группу так, чтобы устранить
преграды, затрудняющие общение,
- предоставить каждому учащемуся возможность
высказаться;
Слайд 2 (Плюсы и минусы дискуссии)
Подготовка учителя и учащихся к дискуссии.
По степени управления различают свободные, не контролируемые ведущим и направляемые дискуссии. Дискуссии, применяемые в процессе обучения, являются преимущественно управляемыми учителем или учащимся (при условии его готовности к ее организации).
Основные шаги при подготовке к дискуссии:
Слайд 3 (Этапы дискуссии)
Проведение дискуссии.
Выделяется несколько этапов дискуссии.
Этап 1-ый, введение в дискуссию:
Слайд 4 (приемы введения в дискуссию)
Приемы введения в дискуссию:
- предъявление проблемной
ситуации;
- демонстрация видеосюжета;
- демонстрация материалов (статей, документов);
- ролевое проигрывание проблемной ситуации;
- анализ противоречивых высказываний
– столкновение противоположных точек
зрения на обсуждаемую проблему;
- постановка проблемных вопросов;
- альтернативный выбор (участникам предлагается
выбрать одну из нескольких точек зрения
или способов решения проблемы).
Слайд 3 (Этапы дискуссии)
Этап 2-й, обсуждение проблемы:
Обмен участниками мнениями по каждому вопросу. Цель этапа – собрать максимум мнений, идей, предложений, соотнося их друг с другом;
Слайд 5 (функции ведущего)
Обязанности ведущего:
- следить за соблюдением
регламента;
- обеспечить каждому возможность высказаться,
поддерживать и стимулировать работу
наименее активных участников с помощью
вопросов (“А как вы считаете?”, “Вы удовлетворены
таким объяснением?”, “Вы согласны с данной
точкой зрения?”, “Нам очень бы хотелось
услышать ваше мнение” и т.д.);
- не допускать отклонений от темы дискуссии;
- предупреждать переход дискуссии в спор
ради спора;
- следить за тем, чтобы дискуссия не переходила
на уровень межличностного противостояния
и конфликта;
- стимулировать активность участников
в случае спада дискуссии.
Слайд 6 (Приемы, повышающие эффективность группового обсуждения)
Приемы, повышающие эффективность группового обсуждения:
Слайд 3 (Этапы дискуссии)
Этап 3-й, подведение итогов обсуждения:
Слайд 7 (Как руководить дискуссией в классе?)
Как руководить дискуссией в классе?
Приглашайте к участию стеснительных
детей. Например, “Как ты
думаешь, Саша?”, “Нам нужно послушать
других отвечающих. Что ты думаешь по этому
поводу, Лена?”
Не спрашивайте стеснительных в “мертвой
тишине”, даже самоуверенные дети теряются
в такой ситуации.
Будьте внутренне уверены, что любой, даже
самый стеснительный ребенок легко ответит
на вопрос.
Отправляйте комментарии и вопросы одного
ученика к другому. Например, “Это интересная
мысль, Коля. Игорь, что ты по этому поводу
думаешь?”, “Это важный вопрос, Оля. Костя,
как бы ты на него ответил?”
Подбодрите учеников, ориентируйте на
общение друг с другом, а не на ожидание
вашего мнения.
Если Вы не уверены, что поняли то, что
сказал ученик, значит и другие ученики
тоже не смогли это понять
Попросите другого ученика прокомментировать
ответ первого, а потом первый пояснит,
если его высказывание прокомментировали
неверно.
Перескажите сами высказывание ученика
и спросите: “Я правильно тебя поняла
или ошиблась?”
Вытягивайте больше информации. Например, “Сегодня мы обсуждаем… и Сергей сделал предложение…”, “Прежде, чем продолжить, подведем некоторые итоги..”
Давайте время подумать над ответом. Некоторые ученики легче высказываются, если предварительно записывают свои мысли. Например, “Какой была бы наша жизнь, если бы не изобрели телевизор? Запишите ваши соображения, а через минуту мы их обсудим”.
Когда ученик заканчивает ответ, оглядите класс, оцените реакцию других детей. Например, если дети выглядят озадаченными, спросите их, почему, если согласно кивают, попросите их привести примеры и доказательства сказанному.
Слайд 8 (ПОПС-формула)
ПОПС-формула
Рекомендации для участника дискуссии
Когда вы участвуете в споре, в дискуссии, от вас хотят услышать четкое обоснованное мнение. Вы можете стремиться убедить или переубедить, или просто сообщить свою позицию.
Чтобы ваше выступление было кратким и ясным, можно воспользоваться ПОПС-формулой:
П – позиция (в чем
заключается ваша точка зрения) – Я считаю,
что…
О – обоснование (на чем вы основываетесь,
довод в поддержку вашей позиции) - …потому,
что…
П – пример (факты, иллюстрирующие ваш
довод) - …например…
С – следствие (вывод, что надо сделать,
призыв к принятию вашей позиции) -…поэтому….
Все ваше выступление,
таким образом, может состоять из двух-четырех
предложений и занимать 1-2 минуты.
Например, обсуждается вопрос: “Нужно
ли пускать в класс опоздавших на урок?”
Пример выступления “за”:
“Я считаю, что опоздавших нужно пускать
в класс, потому что причины опоздания
часто бывают уважительные. Например,
сегодня я опоздал на первый урок из-за
того, что разнимал и мирил дравшихся первоклашек.
Поэтому нужно установить правило, что
опоздавший имеет право войти в класс
и участвовать в уроке”.