Как научить ребенка грамотно писать?

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2013 в 17:57, статья

Краткое описание

Проблема грамотного письма всегда волновала учителей. Трудности, преследующие ребенка в овладении правописанием, для некоторых учеников так и остаются непреодолимыми. Часто знание правил не спасает от ошибок. Вероятно, причиной неумелого применения правил является неумение увидеть нужную орфограмму. Как пишет М.Р.Львов: «Отсутствие орфографической зоркости или слабая ее сформированность является одной из главных причин допускаемых ошибок. Эта причина сводит на нет хорошее знание правил и умение их применять, школьник не видит орфограмм в процессе письма».

Вложенные файлы: 1 файл

как научить ребенка грамотно писать.doc

— 65.50 Кб (Скачать файл)

Условием развития орфографической  зоркости является выполнение большого количества практических упражнений.

1. Предлагаются карточки  со словами на различные орфограммы, нумеруем их. Ошибки детей легко  фиксируются.

2. Работа в парах строится  по принципу «лото». Первый ученик  называет слово так, как оно  слышится, второй должен назвать  орфограммы в слове.

3. Принцип какографии, т.е.  письма с намеренно допущенными  ошибками часто предлагает учебник,  подводя учеников к выводу  «Если мы хотим, чтобы нашу  письменную речь легко понимали, надо стараться писать правильно». Предлагаю для игры «Корректоры» карточки с индивидуально подобранными текстами, использую тексты детских записок, отрывки из высказываний. Такая работа создает атмосферу сотрудничества.

4. Комментированное письмо  с указанием орфограмм.

5. Объяснительные и предупредительные  диктанты.

6. Выборочные списывания  и диктанты.

7. Показ нужной орфограммы  на карточках – сигналах.

8. Письмо по памяти.

9. Использование зрительных  диктантов по методике И.Федоренко.

Рукодвигательный фактор (каллиграфия) формирования грамотного письма способствует лучшему восприятию и запоминанию, исключению «описок». Авторы отказываются от неинтересных традиционных минуток чистописания, заменяя их индивидуальным для ребенка выбором письма элементов, составляющих трудность. Предлагается такая работа: выбери букву, которая у тебя не удалась, пропиши еще раз, выбери слова из словаря, где встречается эта буква, побывала ли твоя буква в «опасном месте» в выбранных тобой словах?

В 1 классе создается только основа для выработки навыка правописания. Программа не требует от учащихся сформированного умения в этой области. Итоговая контрольная показала, что предлагаемая система конкретных приемов дает хорошие результаты уже к концу обучения в первом классе.

При изучении материала учебника, столкнулась с недостатком заданий, содержащих связные тексты. Работа с деформированными, неполными текстами появляется к концу учебного года. Мы выполняли устную речевую работу на уроках литературного чтения, окружающего мира. Позже пришла к выводу, что авторы вынесли речевые темы на конец года из гуманистических соображений. Дети устали, ждут каникул. К этому моменту проведены контрольные диктанты и проверочные работы. Чем же заниматься на уроке русского языка? Всем известно, что знание, проверенное опытом или полученное через него, усваивается гораздо прочнее. Ребята, помня о правилах вежливости и о том, что письменная речь должна быть понятной: грамотной и каллиграфически правильной, увлеклись написанием записок. При изучении правил составления записок, писем еще раз вспоминаем написание вежливых слов, правил письма и самое главное: пишем письма.

Учебник насыщен теоретическим  материалом. Учитель должен постоянно  решать, где самому озвучить высказывание, а где предложить читать детям. У  некоторых учеников вызывает затруднение  текстовые формулировки и задания. Стараясь преодолеть эту проблему, предлагаю реплики героев озвучивать хорошо читающим ученикам, особенно важные сведения читаем хором. Конечно, при разумной дозировке объема самостоятельного чтения учебник способствует освоению материала по русскому языку и прививает интерес к размышлению о языке, помогает становлению техники чтения. Когда такие текстовые задания применяются системно, создаются условия для самостоятельных речевых высказываний учеников. Предлагаю задания, начинающиеся со слов придумай, расскажи, сравни, заметь ,объясни, докажи.

Серьезной проблемой при  работе по учебнику могут стать родители, поскольку их так не учили и  для них кое-что может оказаться  новым. На одном из собраний знакомлю их с учебником, идеями авторов, предполагаемыми результатами. Вместе рассматриваем страницы книги, особенности подачи материала, обсуждаем возможные формы поддержки начинающих учеников.

Литература:

1. Сальникова Т.П. Методика  преподавания грамматики, правописания  и развития речи в начальных  классах .- Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996.

2. Львов М. Р. Основы  обучения правописанию в начальной  школе.– М.: Прометей, 1988.

3. Русский язык в начальных  классах: Теория и практика  обучения. Под ред. М.С. Соловейчик  – М.: ЛИНКА – ПРЕСС, 1994.

4. Разумовская М.М. Методика обучения орфографии в школе. – М.: Просвещение, 1992.

5. Соловейчик М.С., Кузьменко Н.С.  К тайнам нашего языка. Пособие  для учителя. – Смоленск: Ассоциация  ХХI век, 2003.

Журналы «Начальная школа»:

«С чего начинать орфографическую  работу в 1 классе», 9/10 – 92.;

«Резервы повышения орфографической  грамотности младших школьников», 2 – 93;

«Формирование орфографической зоркости у первоклассника», 6 – 2000;

«Первый год по новому учебнику», 4 – 2003.


Информация о работе Как научить ребенка грамотно писать?