Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2013 в 17:57, статья
Проблема грамотного письма всегда волновала учителей. Трудности, преследующие ребенка в овладении правописанием, для некоторых учеников так и остаются непреодолимыми. Часто знание правил не спасает от ошибок. Вероятно, причиной неумелого применения правил является неумение увидеть нужную орфограмму. Как пишет М.Р.Львов: «Отсутствие орфографической зоркости или слабая ее сформированность является одной из главных причин допускаемых ошибок. Эта причина сводит на нет хорошее знание правил и умение их применять, школьник не видит орфограмм в процессе письма».
Условием развития орфографической зоркости является выполнение большого количества практических упражнений.
1. Предлагаются карточки
со словами на различные
2. Работа в парах строится по принципу «лото». Первый ученик называет слово так, как оно слышится, второй должен назвать орфограммы в слове.
3. Принцип какографии, т.е.
письма с намеренно
4. Комментированное письмо с указанием орфограмм.
5. Объяснительные и
6. Выборочные списывания и диктанты.
7. Показ нужной орфограммы на карточках – сигналах.
8. Письмо по памяти.
9. Использование зрительных
диктантов по методике И.
Рукодвигательный фактор (каллиграфия) формирования грамотного письма способствует лучшему восприятию и запоминанию, исключению «описок». Авторы отказываются от неинтересных традиционных минуток чистописания, заменяя их индивидуальным для ребенка выбором письма элементов, составляющих трудность. Предлагается такая работа: выбери букву, которая у тебя не удалась, пропиши еще раз, выбери слова из словаря, где встречается эта буква, побывала ли твоя буква в «опасном месте» в выбранных тобой словах?
В 1 классе создается только основа для выработки навыка правописания. Программа не требует от учащихся сформированного умения в этой области. Итоговая контрольная показала, что предлагаемая система конкретных приемов дает хорошие результаты уже к концу обучения в первом классе.
При изучении материала учебника,
столкнулась с недостатком
Учебник насыщен теоретическим материалом. Учитель должен постоянно решать, где самому озвучить высказывание, а где предложить читать детям. У некоторых учеников вызывает затруднение текстовые формулировки и задания. Стараясь преодолеть эту проблему, предлагаю реплики героев озвучивать хорошо читающим ученикам, особенно важные сведения читаем хором. Конечно, при разумной дозировке объема самостоятельного чтения учебник способствует освоению материала по русскому языку и прививает интерес к размышлению о языке, помогает становлению техники чтения. Когда такие текстовые задания применяются системно, создаются условия для самостоятельных речевых высказываний учеников. Предлагаю задания, начинающиеся со слов придумай, расскажи, сравни, заметь ,объясни, докажи.
Серьезной проблемой при
работе по учебнику могут стать родители,
поскольку их так не учили и
для них кое-что может
Литература:
1. Сальникова Т.П. Методика преподавания грамматики, правописания и развития речи в начальных классах .- Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996.
2. Львов М. Р. Основы
обучения правописанию в
3. Русский язык в начальных классах: Теория и практика обучения. Под ред. М.С. Соловейчик – М.: ЛИНКА – ПРЕСС, 1994.
4. Разумовская М.М. Методика обучения орфографии в школе. – М.: Просвещение, 1992.
5. Соловейчик М.С., Кузьменко Н.С.
К тайнам нашего языка.
Журналы «Начальная школа»:
«С чего начинать орфографическую работу в 1 классе», 9/10 – 92.;
«Резервы повышения
«Формирование орфографической зоркости у первоклассника», 6 – 2000;
«Первый год по новому учебнику», 4 – 2003.