Кейс-метод

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2013 в 16:47, реферат

Краткое описание

Кейс-метод относится к числу наиболее эффективных методик преподавания. Сущность метод кейс-стади заключается в самостоятельной деятельности обучаемых в искусственно созданной профессиональной среде, которая даёт возможность соединить воедино теоретическую подготовку и практические умения, необходимые для творческой деятельности в профессиональной сфере.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ..................................................................................................3
1.История кейс-методов ...............................................................................4
2.Сущность кейса..........................................................................................6
2.1Структура кейса..........................................................................6
2.2Этапы разработки кейса..............................................................8
3.Классификация кейсов..........................................................................9
4.Кейс метод в системе методов организации обучения.........................11
5.Источники кейсов..................................................................................13
6.Результаты работы с кейсом...................................................................19
7. Пример организации работы с кейсом.................................................21
8.Кейс-измерители..................................................................................23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.......................................................................................24
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ..............................25

Вложенные файлы: 1 файл

реферат.docx

— 113.63 Кб (Скачать файл)

Основная задача практического  кейса заключается в том, чтобы  детально и подробно отразить жизненную  ситуацию. По сути дела этот кейс создает  практическую, что называется «действующую»  модель ситуации. При этом учебное  назначение такого кейса может сводиться  к тренингу обучаемых, закреплению  знаний, умений и навыков поведения (принятия решений) в данной ситуации. Такие кейсы должны быть максимально наглядными и детальными. Главный его смысл сводится к познанию жизни и обретению способности к оптимальной деятельности.

Хотя каждый кейс несет обучающую  функцию, степень выраженности всех оттенков этой функции в различных  кейсах различна. Поэтому кейс с  доминированием обучающей функции  отражает жизнь не один к одному.

Во-первых, он отражает типовые ситуации, которые наиболее часты в жизни, и с которыми придется столкнуться  специалисту в процессе своей  профессиональной деятельности.

    Во-вторых, в обучающем  кейсе на первом месте стоят  учебные и воспитательные задачи, что предопределяет значительный  элемент условности при отражении  в нем жизни. 

Ситуация, проблема и сюжет здесь  не реальные, практические, а такие, какими они могут быть в жизни. Они характеризуются искусственностью, «сборностью» из наиболее важных и  правдивых жизненных деталей. Такой  кейс мало дает для понимания конкретного  фрагмента общества. Однако он обязательно  формирует подход к такому фрагменту. Он позволяет видеть в ситуациях  типичное,  и предопределяет способность  анализировать ситуации посредством  применения аналогии.

Подобное же свойственно и для  исследовательского кейса. Его основной смысл заключается в том, что  он выступает моделью для получения  нового знания о ситуации и поведения  в ней. Такой кейс трудно применять  в обучении обычных студентов, изучающих, например, типовой курс менеджмента.

 Обучающая функция его сводится  к обучению навыкам научного  исследования посредством применения  метода моделирования. Строится  этот кейс по принципам создания  исследовательской модели. Поэтому  применять его лучше всего  не как метод общеобразовательного  обучения, а как метод повышения  квалификации, т.е. как метод переподготовки  профессионалов. Доминирование исследовательской функции в нём позволяет довольно эффективно использовать его в научно-исследовательской деятельности.

Выделенные выше источники кейса  следует называть базовыми, или первичными, поскольку они определяют наиболее значимые факторы воздействия на кейсы. Вместе с тем можно выделить и вторичные источники формирования кейсов, которые носят производный  характер от базовых источников.

 Художественная и публицистическая  литература, которая может подсказывать  идеи, а в ряде случаев определять  сюжетную канву кейса. Великолепные  кейсы можно создать на базе  известных произведений классической  художественной литературы. Например, на основе романа Ф.М. Достоевского  «Преступление и наказание», который,  в зависимости от подхода, к  нему может быть эффективным  средством изучения либо дисциплин  криминалистического цикла, либо  истории, либо психологии. Эффективное  использование фрагментов из  художественной литературы и  публицистики, которые благодаря  таланту их авторов могут не  только украсить кейс, но и  сделать его интересным, динамичным, хорошо усваиваемым. Фрагменты  из публицистики, включение в  кейс оперативной информации  из СМИ значительно актуализирует  кейс, повышает к нему интерес  со стороны студентов. Применение  художественной литературы и  публицистики навязывает кейсу  культурологическую функцию, стимулирует  нравственное развитие личности.

 Нельзя недооценивать и значение  местного материала. П. Шеремета  и Г. Канищенко отмечают, что  наиболее насыщенное и интересное  обсуждение кейсов о деятельности  разных компаний происходит тогда,  когда компания и ее продукция  имеют определенное личное значение  для студентов. Кейсы о компаниях  «Филипс» и «Мацусита», «Кодак»,  «Саатчи» и многих других обсуждаются  с большим интересом, если среди  студентов есть представители  этих компаний. Кейс о компании «Самсунг» идет лучше всего тогда, если в группе есть люди, которые дома имеют товары, выработанные этой фирмой. Кейс о развитии лыжного туризма в Карпатах с наибольшим интересом дискутируется фанатами горных лыж. Если таких людей в группе нет, то кейсы воспринимаются как что-то далекое, непонятное, отстраненное от студентов.

Вывод очевиден: критическая масса  кейсов, которые используются в программах и курсах, может базироваться на местном материале. И в данном случае речь идет не о том, что кейсы  должны освещать только опыт национальных предприятий. Имеются в виду те компании и те товары или услуги, которые  присутствуют на национальном рынке  в том или ином виде.

Студенты чувствуют себя увереннее, если они хорошо знают среду и  контекст, в котором происходят события, описанные в кейсах, им значительно  тяжелее обсуждать американскую среду, поведение и мотивы американских или других иностранных потребителей. Преподаватель тоже чувствует себя увереннее, дирижируя обсуждением  кейса, который базируется на местном  материале, поскольку он лучшее знает  и область, и самое предприятие. В конце концов, при обсуждении таких кейсов существует уникальная возможность пригласить руководителя предприятия.

 Научность и строгость кейсу  придают статистические материалы,  сведения о состоянии рынка,  социально-экономические характеристики  предприятия и т.п. При этом  данные материалы могут играть  роль непосредственного инструмента  для диагностики ситуации, а могут  выступать в качестве материала  для расчета показателей, которые  наиболее существенны для понимания  ситуации. При использовании статистических  материалов студенту необходимо  осмыслить эти материалы, ответив  на несколько вопросов: «Какую  роль играют эти материалы  в характеристике ситуации?»,  «Что в самих материалах непосредственно  характеризует ситуацию?», «Как  рассчитываются или выделяется  эти характеристики?» и т.д. Статистические материалы размещают либо в самом тексте кейса, либо в приложении.

Добротные материалы к кейсу  можно получить посредством анализа  научных статей, монографий и научных  отчетов, посвященных той или  иной проблеме. Если произведения публицистики и художественной литературы придают  эмоциональную насыщенность и предметную осязаемость кейсу, то произведения науки придают ему большую  строгость и корректность. Хорошая  научная статья обычно характеризуется  углубленным пониманием какого-либо вопроса, а научная монография дает системную, всестороннюю характеристику предмета исследования. Что касается научного отчета, то его особенностью является актуальность и новизна  материала. Эти продукты науки далеко не всегда описывают и объясняют  ситуацию. Поэтому они нуждаются  в специальном осмыслении в аспекте  ситуации. Наиболее интересные научные  публикации могут выполнять в  кейс-методе две функции: первая заключается  в том, что научные публикации и их фрагменты могут выступить  составляющими кейсов посредством  включения в их ткань, а вторая - в том, что они могут быть включены в список литературы, необходимой  для понимания кейса.

 Неисчерпаемым кладезем материала  для кейсов является Интернет  с его ресурсами. Этот источник  отличается значительной масштабностью,  гибкостью и оперативностью. Проблемы  использования его ресурсов рассмотрены  в специальном параграфе данной  книги. 

Все источники информации для кейсов представляют собой продукты человеческой деятельности. В них проявляются  интересы людей, их субъективизм, а  порой ложь и заблуждения. Под  заблуждением обычно понимается ложь, которая ошибочно принимается за истину. Возникает вопрос о том, можно  ли использовать ложь и заблуждения  при построении кейсов? Ответить однозначно на этот вопрос нельзя по многим причинам. С гносеологической точки зрения относительности знания каждый предыдущий этап в познании действительности содержит в себе заблуждения. С практической точки зрения ложь предопределяет неоптимальность деятельности, с педагогической точки зрения ложь должна быть исключена из преподаваемого знания. По-нашему мнению, в кейсе можно в ряде случаев использовать и ложные представления и заблуждения, которые создают препятствия при продвижении студентов к истине. Однако ложь недопустима в базовом знании кейса. И самое главное в том, что ложные представления и заблуждения обязательно должны быть разоблачены в процессе анализа кейса. Такой подход требует проверки на истинность всех материалов и источников кейса. Вот почему кейсологи тщательно проверяют и перепроверят информационную базу кейса, стараются добиваться максимального соответствия ситуации кейса ситуации реальной жизни. Это позволяет с большой уверенностью добиться достоверности кейса.

 

 

6 Результаты работы с кейсом

 

Как мы уже говорили, метод  кейс-стади имеет очень широкие  образовательные возможности. Многообразие результатов, возможных при использовании  метода можно разделить на две  группы – учебные результаты –  как результаты,  связанные с  освоением знаний и навыков, и  образовательные результаты – как  результаты образованные самими участниками  взаимодействия,  реализованные  личные цели обучения.

 

Учебные

Освоение  новой информации

Освоение методов сбора  данных

Освоение методов анализа

Умение работать с текстом 

Соотнесение теоретических  и практических знаний

Образовательные

Создание авторского продукта

Образование и достижение личных целей 

Повышение уровня профессиональной компетентности

Появление опыта принятия решений, действий в новой ситуации, решения проблем 


 

На современном этапе  развития образования наряду с традиционными  методами и приемами всё большую  популярность приобретает интерактивное  обучение. В контексте интерактивного обучения разработана технология проведения интерактивных лекций, предусматривающая  создание “фокус-групп”, проектные  технологии, тренинги и др. Одна из таких  технологий получила название CASE STUDY или  КЕЙС-МЕТОД.

Кейс-метод — техника  обучения, использующая описание реальных экономических, социальных и бизнес-ситуаций. Обучающиеся должны проанализировать ситуацию, разобраться в сути проблем, предложить возможные решения и  выбрать лучшее из них. Кейсы базируются на реальном фактическом материале  или же приближены к реальной ситуации.

 

 

 

7 Пример организации работы с кейсом

 

Вариантов очень много, это  возможность для творчества самого преподавателя.  Ниже представлена  максимально обобщённая модель занятия, по которой может быть организована работа.

Этапы организации занятия:

  1. Этап погружения в совместную деятельность1.

Основная задача этого  этапа:  формирование мотивации к  совместной деятельности, проявление инициатив участников обсуждения. На этом этапе возможны следующие варианты работы: 

Текст  КС может быть роздан студентам до занятия для самостоятельного изучения и подготовки ответов на вопросы. В начале занятия проявляется  знание слушателями материала КС и заинтересованность в обсуждении. Выделяется основная  проблема, лежащая  в основе КС, и она соотносится  с соответствующим разделом курса.

Этап организации совместной деятельности. Основная задача этого  этапа – организация деятельности по решению проблемы. Деятельность может быть организована в малых  группах, или индивидуально.  Слушатели  распределяются по временным малым  группам для коллективной подготовки ответов на вопросы в течение  определенного преподавателем времени. В каждой малой группе (независимо от других групп) идет сопоставление  индивидуальных ответов, их доработка, выработка единой позиции, которая  оформляется для презентации.   В каждой группе выбирается или назначается  «спикер», который будет представлять решение. Если кейс грамотно составлен, то решения групп не должны совпадать. Спикеры представляют решение группы и отвечают на вопросы (выступления  должны содержать анализ ситуации с  использованием соответствующих методов  из теоретического курса; оценивается  как содержательная сторона решения, так и техника презентации и эффективность использования технических средств).  Преподаватель организует и направляет общую дискуссию.

  1. Этап анализа и рефлексии совместной деятельности. Основная задача этого этапа – проявить образовательные и учебные результаты работы с кейсом. Кроме того, на этом этапе анализируется эффективность организации занятия, проявляются проблемы организации совместной деятельности, ставятся задачи для дальнейшей работы. Действия преподавателя могут быть следующими: Преподаватель завершает дискуссию, анализируя процесс обсуждения КС и работы всех групп, рассказывает и комментирует действительное развитие событий, подводит итоги.

 

6 Кейс-измерители

 

Кейс-измерители  представляют собой задание в виде описания практической проблемы, отражающей жизненную  ситуацию. Нет однозначности решения.

Могут служить тестом навыков  критического мышления

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Кейс – это маленькое литературное произведение, позволяющее не только получить информацию, но и погрузиться  в атмосферу происходящего. Это  помогает студентам представить  себя в реальной жизненной ситуации, а не просто решать сложную задачу.

Метод предоставляет студентам  отличную возможность творчески  применять пройденный материал на базе своих профессиональных знаний и  позволяет студентам адаптироваться к реальным и потенциально возможным  ситуациям. Будучи интерактивным методом  обучения, он завоевывает позитивное отношение со стороны студентов, которые видят в нем возможность  проявить инициативу, почувствовать  самостоятельность в освоении теоретических  положений и овладении практическими  навыками. Не менее важно и то, что анализ ситуаций довольно сильно воздействует на профессионализацию студентов, способствует их взрослению, формирует  интерес и позитивную мотивацию  к учебе.

Информация о работе Кейс-метод