Классификация социально-педагогических технологий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Сентября 2013 в 03:00, реферат

Краткое описание

В процессе развития учения о педагогических технологиях выявлялось то особенное, что характерно для них. К наиболее существенным признакам дидактических технологий и технологий воспитания относятся:
• основной замысел (например, технология передачи знаний, технология развития личности и др.), в основе которого лежит определенная методологическая и философская позиция автора;
• техническая цепочка действий, операций, коммуникаций, которая выстраивается в соответствии с целевыми установками на конкретный ожидаемый результат;

Вложенные файлы: 1 файл

классификация соц.-пед.тех..docx

— 27.66 Кб (Скачать файл)

Субъект применения. Для реализации любой диагностической технологии необходима специальная подготовка специалиста.

Объект  применения. Методика диагностики обычно ориентирована на определенную область практического применения.

Место реализации. Диагностические технологии используются, как правило, в специальных центрах, консультационных пунктах. Всякая диагностическая технология предусматривает определенные способы реализации. Они могут быть более или менее эффективными и зависеть от ряда факторов (технической оснащенности подготовленности специалиста, подготовленности лаборатории для диагностики и пр.). В зависимости от объекта диагностики формируется банк технологий, дифференцированных по способам и средствам реализации. Это могут быть социологические или психологические методики с использованием специальных бланков, аппаратуры, методов наблюдения, включения в определенные виды деятельности и т.д.

Диагностико-прогностические социально-педагогические технологии. Такие технологии используются чаще всего в специализированных социально-педагогических учреждениях на начальном этапе работы с клиентом. Их основное назначение — не только выявление и диагностирование индивидуальных особенностей клиента, но и прогнозирование перспектив его индивидуального, индивидуально-коррекционного, коррекционно-компенсатор-ного развития, воспитания. В основе прогностической деятельности лежит выявление индивидуальных возможностей клиента в саморазвитии, потенциала этого развития.

По  назначению диагностико-прогностические технологии также могут быть различными. Они определяются как объектом, так и целями диагностико-прогностического анализа. Например: социального педагога школы интересуют, в чем причины затруднений ученика в обучении и каковы возможности их преодоления; мама приводит своего ребенка в центр социального обслуживания семьи (или медико-психолого-социальный центр) на диагностико-прогностическую консультацию, для того чтобы выяснить, как преодолеть трудности взаимоотношений с ним, наметить пути коррекции его воспитания и т.п. В каждом случае возможна своя технология работы, от которой зависят получаемые результаты.

Способы реализации диагностико-прогностической технологии определяются основными методиками, обеспечивающими проведение диагностики и прогнозирования и их взаимосвязь. Нередко прогностическая деятельность социального педагога определяется его личным опытом и педагогической интуицией.

Конкретный  способ реализации диагностико-прогностической технологии ориентируется на специализацию и профессиональную компетентность субъекта и индивидуальные особенности ее объекта, а также место применения.

Прогностическую часть социально-педагогической технологии можно выделить и рассмотреть как самостоятельную технологию. Выбор оптимальной технологии (целевой технологии социально-педагогической деятельности). Это определенная практическая деятельность (методика), которая направлена на выбор наиболее оптимальной для конкретного случая технологии социально-педагогической деятельности по реализации проблемы (проблем) клиента, выполнению социально-педагогического заказа действий. Такой выбор требует учета сущности социального заказа, потребностей (социально-педагогических проблем, индивидуальной предрасположенности объекта), подготовленности специалиста (специалистов), технологических и материальных возможностей, условий среды реализации. Как правило, в каждом социально-педагогическом учреждении складывается своя технология деятельности; каждый специалист (социальный педагог) вырабатывает свою методику работы с клиентом (объектом).

Методика  выбора оптимальной технологии определяется своеобразием целевой технологии, профессиональной компетентностью субъекта и индивидуальными  особенностями объекта, а также  местом ее реализации. Характерной  особенностью методики выбора является также и то, для кого готовится  целевая технология — для специалистов учреждения или для себя самого.

Непосредственная  подготовка к практической реализации целевой технологии (технология и методика непосредственной подготовки к социально-педагогической работе с клиентом). Такая технология включает комплекс мер, направленных на то, чтобы обеспечить необходимое качество реализации выбранного способа деятельности с конкретным объектом. По своей сути непосредственная подготовка, помимо решения комплекса материальных, технических, организационных и методических мер, предусматривает уточнение ее с учетом исполнителей (субъектов), объекта социально-педагогической работы и места реализации целевой технологии.

Технология  непосредственной подготовки для специалистов социально-педагогического учреждения в значительной степени носит  типовой характер. В учреждении накапливаются  варианты подготовки к той или  иной целевой технологии по содержанию, объему, последовательности и методике ее осуществления. Такие технологии работы труднее индивидуализируются  и по субъекту и по объекту реализационной деятельности. Например, социальный педагог  школы часто готовит ее для  себя. Он определяет, что и как  ему реализовывать. Социальный педагог  центра по работе с семьей (медико-психолого-социального  центра) обычно готовит эту технологию для специалистов-практиков, а также  для родителей. Что касается родителей, то такая подготовка нередко становится частью реализационной технологии по подготовке их к практической работе с ребенком. В нее, в частности, входит изменение понимания родителем  своей роли в социально-педагогической работе с ребенком, обучение новой  методике работы, формирование уверенности  в способности по-другому строить  воспитательную работу и целый ряд  других аспектов.

Технология  подготовки целевой деятельности для  себя в значительной степени определяется стилем педагогической деятельности самого специалиста, которая, в свою очередь, во многом определяется его личностью, мотивацией, опытом, отношением к деятельности и многими другими факторами.

В каждом конкретном случае вся непосредственная подготовка определяется сложившимся опытом работы социально-педагогического учреждения либо стилем деятельности социального  педагога.

Практическая  реализация целевой технологии (технология практической деятельности). К этой разновидности относятся технологии, которые имеют практический (преобразующий, коррекционно-преобразующий, реабилитационный) характер. Специалист — социальный педагог (группа специалистов), используя целевые технологии, способствует (способствуют) достижению прогнозируемых целей социально-педагогической работы с человеком,

группой.

По  своему назначению технологии практической деятельности, как указывалось выше, чрезвычайно разнообразны. Каждая из них ориентирована на определенную подготовку и опыт субъектов реализации, на конкретного объекта работы и место реализации (условия оптимальной реализации) технологии.

По  способу реализации целевые технологии также разнообразны, в зависимости от используемых методов, средств и приемов, задействованных в них.

По своей  сущности целевые технологии являются базовыми, основными. Именно они предназначены  для обеспечения достижения социально-педагогических целей. От эффективности их практического  применения во многом зависит действенность  всей социально-педагогической деятельности специалиста (специалистов). Все остальные  функциональные социально-педагогические технологии носят преимущественно  обслуживающий характер.

Экспертно-оценочные  социально-педагогические технологии. Эти технологии направлены на обеспечение оценки и экспертизу результатов реализации функциональных технологий либо общей! технологии специалистом (специалистами) в социально-педагогической работе с клиентом, группой. Они позволяют оценит! действенность этапов и всей реализуемой технологии деятельности. На ее основе делается вывод и принимается решение о необходимости коррекции технологии и ее направленности, а также оценка всей выполненной социально-педагогической работы.

Экспертно-оценочные  технологии позволяют определить уровень  и качество социально-педагогической деятельности специалиста. Они могут  осуществляться и для определения  перспектив! социально-педагогической работы с клиентом. Каждая такая  технология (методика) имеет свое назначение, ориентирована на определенный объект с учетом его возрастных, половых  и других! особенностей, а также  на среду, в которой она осуществляется. Методика требует и специальной  подготовки специалиста — социального педагога.

Рассмотренная классификация социально-педагогических технологий может уточняться и дополняться  с учетом новых критериев и  потребностей реальной практики.


Информация о работе Классификация социально-педагогических технологий