Коллективный труд детей: содержание, способы организации, педагогическое руководство

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Августа 2013 в 12:46, контрольная работа

Краткое описание

Цель данной работы: изучить теоретическое обоснование необходимости проведения коллективного труда с детьми дошкольного возраста.

Задачи:
Проанализировать научную литературу по данной теме;
Изучить виды и особенности коллективного труда;
Рассмотреть организацию и методики детского коллективного труда в дошкольных образовательных учреждениях.

Содержание

Введение………………………………………………………………………...... 3
Глава 1.Теоретические основы трудового воспитания в ДОУ…………....…..5
Виды и содержание детского труда…………………………………........5
Коллективный труд детей в ДОУ……………………………………......8
Глава 2. Организация и методика детского труда в ДОУ…………………….11
2.1 Методика руководства коллективного труда…………………………….11
Заключение.............................................................................................................17
Список литературы...................

Вложенные файлы: 1 файл

Моя контрольная работа по дошкольной педагогике.docx

— 42.57 Кб (Скачать файл)

Министерство образования  и науки РФ

Федеральное государственное  бюджетное образовательное учреждение

Высшего профессионального  образования

«Челябинский государственный  педагогический университет»

филиал в г. Миассе

 

кафедра «Педагогики и  психологии»

 

Контрольная работа

Коллективный  труд детей: содержание, способы организации, педагогическое руководство.

 

Выполнила:

Студентка 3 курса гр. 308/4

Специальность: «УДО»

Максименко А. А.

Проверила:

Бородина Н.А

 

 

Миасс

2013

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

Введение………………………………………………………………………...... 3

Глава 1.Теоретические основы трудового воспитания  в ДОУ…………....…..5

    1. Виды и содержание детского труда…………………………………........5
    2. Коллективный труд детей в ДОУ……………………………………......8

Глава 2. Организация и методика детского труда в ДОУ…………………….11

2.1 Методика руководства  коллективного труда…………………………….11

Заключение.............................................................................................................17

Список литературы................................................................................................18

 

Введение

        Трудовое воспитание является одной из важнейших сторон воспитания подрастающего поколения. В детском саду трудовое воспитание заключается в ознакомлении детей с трудом взрослых, в приобщении детей к доступной им трудовой деятельности.

Включая детей в трудовую деятельность, воспитатель формирует  трудовые навыки, воспитывает привычку к трудовому усилию, ответственность, заботливость, бережливость, трудолюбие, готовность участвовать в труде, не избегая неприятной работы, формирует  положительные взаимоотношения  между детьми.

     Актуальность данной темы в том, что в настоящее время дошкольному учреждению поручена важнейшая задача -  развить в дошкольнике такие важные черты как: трудолюбие, уважение к труду, стремление приносить пользу обществу, а также работать в коллективе, что позволяет почувствовать чувство локтя, защищенности и взаимопонимания, что создает положительный эмоциональный настрой.

Отсюда следует тема данной контрольной работы: «Коллективный труд детей: содержание, способы организации, педагогическое руководство».

Объект: Процесс коллективного труда детей.

Предмет: Коллективный труд детей: содержание, способы организации, педагогические руководство.

Цель данной работы: изучить теоретическое обоснование необходимости проведения коллективного труда с детьми дошкольного возраста.

 

Задачи:

  • Проанализировать научную литературу по данной теме;
  • Изучить виды и особенности коллективного труда;
  • Рассмотреть организацию и методики  детского коллективного труда в дошкольных образовательных учреждениях.

Контрольная работа состоит из введения, двух основных глав: 1 глава – «Теоретические основы трудового воспитания  в ДОУ», которая разделена на два параграфа 1.1 - «Виды и содержание детского труда», 1.2 – «Коллективный труд детей в ДОУ».

Глава 2 – «Организация и методика детского труда в ДОУ», 2.1 – «Методика руководства коллективного труда».

Затем следует заключение по всей контрольной работе и список использованной литературы.

 

 

 

 

 

Глава 1.Теоретические  основы трудового воспитания  в  ДОУ

    1. Виды и содержание детского труда

 

Трудовое воспитание является одной из важнейших сторон воспитания подрастающего поколения. В детском  саду трудовое воспитание заключается  в ознакомлении детей с трудом взрослых, в приобщении детей к  доступной им трудовой деятельности.

«В процессе ознакомления с трудом взрослых воспитатель формирует у детей положительное отношение к их труду, бережное отношение к его результатам, стремление оказывать взрослым посильную помощь. Включая детей в трудовую деятельность, воспитатель формирует трудовые навыки, воспитывает привычку к трудовому усилию, ответственность, заботливость, бережливость, трудолюбие, готовность участвовать в труде, не избегая неприятной работы, формирует положительные взаимоотношения между детьми. 
При организации труда воспитатель руководствуется «Программой воспитания в детском саду», которая определяет содержание трудовой деятельности детей в каждой возрастной группе. 
Основные виды труда в детском саду:

    • это хозяйственно-бытовой труд;
    • труд в природе;
    • ручной труд.

   Формы его организации:

  • поручения,
  • дежурства
  • коллективный труд детей»[1, с. 48].

Поручения широко используются во всех возрастных группах детского сада, но в младших группах они являются ведущей формой организации детского труда.

«Воспитатели должны знать, почему работу с малышами по трудовому воспитанию надо начинать с индивидуальных поручений, которые ребенок выполняет вместе с воспитателем, и только много позже переходить к другим формам. В силу психологических особенностей дети младших групп еще недостаточно самостоятельны в своих действиях, склонны к подражанию, они не могут согласовывать свои действия с действиями товарищей и работать в нужном для коллектива темпе, они часто отвлекаются, не доводят начатое дело до конца. В этом возрасте детей мало интересует результат, их влечет сам процесс действия (они еще не владеют необходимыми умениями и навыками для достижения результата). Поэтому только во второй младшей группе со второй половины года, когда дети уже имеют некоторый трудовой опыт, воспитатели используют групповые поручения.

Основной формой объединения  в труде детей этого возраста является труд «рядом», когда каждый ребенок работает самостоятельно и за свою работу отвечает перед воспитателем; при этом ребенок упражняется в умениях и навыках, необходимых в коллективной работе»[3].

В конце года во второй младшей  группе вводятся дежурства — систематический труд, требующий определенного уровня самостоятельности (наиболее широкое применение разные виды дежурства получают в старшей и подготовительной группах).

«Наиболее сложной формой организации труда детей является коллективный труд. Он широко используется в старшей и подготовительной группах детского сада, когда навыки становятся более устойчивыми, а результаты труда имеют практическую и общественную значимость.

Дети уже имеют достаточный  опыт участия в разных видах дежурств, в выполнении разнообразных поручений. Возросшие возможности позволяют  педагогу решать более сложные задачи трудового воспитания: он приучает детей договариваться о предстоящей  работе, работать в нужном темпе, выполнять  задание в определенный срок.

В старшей группе воспитатель  использует такую форму объединения  детей, как общий труд, когда дети получают общее для всех задание и когда в конце работы подводится общий итог.

В подготовительной группе особое значение приобретает совместный труд, когда дети оказываются в  зависимости друг от друга в процессе работы. Совместный труд дает педагогу возможность воспитывать положительные формы общения между детьми: умение вежливо обращаться друг к другу с просьбой, договариваться о совместных действиях, помогать друг другу.

Правильно организованный и  посильный труд объединяет детей, содействует  воспитанию взаимопомощи, дисциплинированности, умению распределять силы и преодолевать трудности, способствует воспитанию самостоятельности, инициативы, стремления хорошо выполнить  работу, привычку к сотрудничеству. Разумно направляемый посильный  труд содействует физическому развитию детей, росту общей работоспособности  и выносливости организма, точности и координации движений. В процессе труда дети приобретают необходимые  навыки, в том числе навыки ухода  за растениями и животными, осваивают  простейшие действия с предметами (карандашом, молотком), узнают о материалах и  их свойствах.

У детей формируются интерес  к труду, желание трудиться, правильное представление о том, что труд доставляет радость»[6, с. 39].

 

    1. Коллективный труд детей в ДОУ

Если поручения и дежурства  стали систематическими, постоянными  формами организации труда в  группе и дети достигли определенных успехов, становится возможным перейти  к более сложной форме – коллективному труду.  Данная форма организации труда прежде всего  способствует решению задач нравственного воспитания.

«На протяжении года от возраста к возрасту поручения и дежурства усложняются. Так, уже во второй младшей группе, опираясь на сформированные умения детей, воспитатель переходит от индивидуальных поручений к поручениям, в которых одновременно принимают участие несколько детей (т. е. к труду «рядом»), а в старшей группе те же поручения усложняются тем, что их содержание становится гораздо большим по объему и одновременно требования к самоорганизации возрастают: детям предоставляется большая самостоятельность в процессе работы, при ее организации.

Такого рода усложнения имеют  целью не столько увеличение объема работы, сколько выдвижение более  сложных воспитательных задач.  Дети работают «рядом». Но когда процесс труда подходит к концу, воспитатель объединяет результаты всех в один общий итог. Это дает возможность ему обратить внимание на преимущество коллективного труда: каждый потрудился немножко, а вместе выполнили много работы. Это наиболее простое объединение, здесь объединяются только результаты. Но, ставя эту задачу, воспитатель в процессе труда разъясняет детям: «Надо стараться не отставать от других. Не следует заставлять товарищей ждать». А учитывая возможности и уровень навыков того или иного ребенка, он предусмотрит такой объем труда для каждого, чтобы все выполнили работу примерно в одно время.  Такая форма объединения является переходной от труда «рядом» к коллективному труду»[2, с. 29].                                                       

                                                  

По мере накопления опыта  участия в труде и овладения  детьми навыками, а также усвоения правил организации собственной трудовой деятельности, роста в формировании некоторых начал трудолюбия (т. е. по мере решения выдвигаемых ранее задач воспитания) педагог начинает переходить к более сложным задачам.

 «Важное значение имеет формирование у детей начал коллективизма, умения трудиться вместе, помогать друг другу, видеть затруднения товарищей и предлагать свои услуги, обращаться за помощью к сверстникам, радоваться их успехам, общим результатам труда и т. п.

Эти задачи наиболее успешно  решаются в совместном труде детей. В детском саду чаще используют два  вида коллективного труда: труд общий и труд совместный. Не каждый общий и даже не каждый совместный труд – коллективный. Но каждый коллективный труд – общий и совместный. Коллективная форма потому и называется коллективным, что она способствует целенаправленному воспитанию коллективных взаимоотношений.

Особенности организации  общего труда дают возможность включить детей в одно общее дело, формировать  у них представление о коллективном характере труда непосредственно  в собственной практике. А в общем труде создаются благоприятные условия для воспитания у детей ответственности не только за себя, но и за товарищей, умение подчинять свои желания требованиям группы»[10].

«В подготовительной к школе группе имеет место еще более сложная организация труда, объединяющая детей непосредственно в процессе трудовой деятельности. Особенность такого объединения детей в труде – наличие в нем ряда последовательных этапа. При организации труда возникает необходимость учета трудоемкости каждого отдельного задания, поскольку некоторые из них требуют большей или меньшей затраты труда. Другая особенность совместного труда – неодновременное включение детей в процессе  деятельности. Следует особо подчеркнуть, что несмотря на сложности организации, объединение детей в совместном труде представляет большие возможности для формирования положительных взаимоотношений между участниками. В процессе труда неоднократно возникают ситуации, которые требуют совместных действий. В процессе общения между собой по поводу деятельности дети регулируют свои взаимоотношения, учатся оказывать помощь при затруднениях, делать замечания и давать советы в корректной форме. Совместный труд приучает детей действовать сообща, коллективом, вместе отвечать за результат труда.

Таким образом, коллективной можно назвать такую форму  организации труда, при которой  дети наряду с трудовыми решают и  нравственные задачи: договариваются о разделении труда, помогают друг другу  в случае необходимости, «болеют» за качество общей, совместной работы.

Информация о работе Коллективный труд детей: содержание, способы организации, педагогическое руководство