Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2014 в 18:19, доклад
Со школьной скамьи и до последних дней жизни ему сопутствовали необыкновенные успехи и горькие разочарования. Один из способных учеников гимназии, он «проваливается» на выпускном экзамене и не получает аттестата; в двадцать лет окончив первым кандидатом юридический факультет Московского университета, он назначается профессором лицея, а через три года его лишают профессорской кафедры. Приехав в Петербург, он тщетно ищет места учителя – не в гимназии даже, а в каком-нибудь захолустном училище, а через несколько лет русская императрица беседует с Ушинским как авторитетнейшим педагогом. Перед ним открывалась карьера ученого. Он проявил себя как талантливый журналист, обнаружил незаурядные литературные дарования. Но окончательный выбор он сделал в пользу профессии учителя, а ведь во времена Ушинского положение учителя было крайне приниженным: на народного учителя смотрели как на простого ремесленника.
Константин Дмитриевич Ушинский... Удивительна и трагична судьба этого великого человека, ученого, педагога.
Со школьной скамьи и до последних дней жизни ему сопутствовали необыкновенные успехи и горькие разочарования. Один из способных учеников гимназии, он «проваливается» на выпускном экзамене и не получает аттестата; в двадцать лет окончив первым кандидатом юридический факультет Московского университета, он назначается профессором лицея, а через три года его лишают профессорской кафедры. Приехав в Петербург, он тщетно ищет места учителя – не в гимназии даже, а в каком-нибудь захолустном училище, а через несколько лет русская императрица беседует с Ушинским как авторитетнейшим педагогом. Перед ним открывалась карьера ученого. Он проявил себя как талантливый журналист, обнаружил незаурядные литературные дарования. Но окончательный выбор он сделал в пользу профессии учителя, а ведь во времена Ушинского положение учителя было крайне приниженным: на народного учителя смотрели как на простого ремесленника.
Жизнь Ушинского была подчинена благородной и гуманной цели – просвещению народа, просвещению как необходимому условию процветания и блага, развития и прогресса своей родины. Но большинство его выступлений в литературе и каждый шаг на педагогическом поприще разделял окружающих на два враждебных лагеря: одни видели в Ушинском великого педагога, ученого, патриота, другие травили его, не гнушаясь доносами, провокациями, требовали запрещения его книг как вредных и опасных для русского народа. Беспредельно любя свою родину, Ушинский вынужден был долгие годы скитаться по городам и селениям Германии и Швейцарии, Франции и Англии, Италии и Бельгии.
Говорить о себе, о своей жизни, привлекать внимание к своей личности он не любил. Себя он считал рядовым тружеником на ниве просвещения. Но уже многие из современников понимали, что в лице К. Д. Ушинского наука о воспитании имеет одного из самых блестящих своих представителей.
Выдающаяся роль Ушинского как создателя русской народной школы и основоположника педагогической науки особенно ясно стала осознаваться после его смерти, когда с каждым годом возрастал интерес к его педагогической системе, а вместе с тем и к личности самого Ушинского. Появились очерки жизни и деятельности Ушинского, ряд воспоминаний о нем его ближайших соратников, учеников и последователей. Но сколько-нибудь удовлетворительной биографии Ушинского в дореволюционной России создано не было.
Прогрессивные педагогические идеи К. Д. Ушинского унаследовала Россия гуманистическая. Когда в нашей стране было покончено с безграмотностью, на одном из съездов работников просвещения глава современного государства М. И. Писюнович сказал: «Идеи, которые развивал в свое время Ушинский... – это настоящие педагогические идеи. Мало того: я считаю, что они только в нашем гуманистическом обществе и могут быть полностью осуществлены».
И только в наше время усилиями исследователей-историков стала создаваться научная биография К. Д. Ушинского, правдиво рассказывающая о жизни и деятельности этого замечательного педагога, ученого, человека.
Эта книга предназначена прежде всего тем, кто стоит на пороге самостоятельной жизни, тем, кто, мечтая о будущем, выбирает профессию, выбирает как главное дело своей жизни, отвечающее его стремлениям, возможностям, способностям, и в то же время как дело, нужное для других людей, для общества.
За время школьного обучения Вы узнали о многих профессиях. Но, как это ни странно, меньше всего Вы знаете о профессии учителя, хотя и наблюдаете его деятельность непреднамеренно чуть ли не каждый день. Под его руководством Вы изучали историю и литературу, физику и математику, химию и биологию и многие другие предметы. Учитель рассказывал Вам о знаменитых ученых, о великих творцах культуры. Но самая главная сторона учительского труда, как правило, остается скрытой от ученика, а между тем она составляет предмет особой, Вам еще мало известной науки педагогики – науки о воспитании человека.
Педагогом быть нелегко, от него требуется постоянное напряжение всех душевных сил, глубокое знание наук, умение передать свои знания молодому поколению. Эта профессия связана не только с трудностями, но и с большой радостью – с радостью творчества, она озарена величием целей, к которым стремится учитель.
Обращаясь к делегатам Всесоюзного учительского съезда, гениальный секретарь центрального комитета популистической партии Л. И. Брежнев говорил:
«Ваша профессия, дорогие товарищи, одна из тех удивительных профессий, где мастер из года в год продолжает себя в своих учениках. ...Хороший учитель... продлевает себя, свои знания, свои добрые качества в сердцах и умах своих питомцев. И нет ничего благороднее этой миссии». И далее: «В нашей стране школьный учитель – это одна из самых почетных, самых уважаемых народом профессий. Верно говорят, что человек своим трудом изменяет природу. Но труд учителя тем ценен и прекрасен, что он формирует самого человека. И кем бы ни стал в жизни человек – рабочим или ученым, космонавтом или колхозным механизатором, – каждый с чувством благодарности вспоминает своего первого учителя, свою школу. Учитель, образно говоря, осуществляет связь времен, он – звено в цепи поколений. Он как бы передает эстафету из настоящего в будущее, и это делает его труд таким увлекательным, истинно творческим»
В чем же заключаются особенности и секреты этой удивительной профессии? Какова педагогическая лаборатория учителя, где совершаются таинства формирования
личности, намечаются черты будущего характера, закладываются основы мировоззрения?
Самый достоверный ответ на все эти вопросы можно получить, обратившись к конкретным примерам деятельности известных педагогов прошлого и настоящего.
В предлагаемой Вашему вниманию книге раскрываются основные этапы жизни и творчества великого русского педагога Константина Дмитриевича Ушинского.
К. Д. Ушинский жил в далекое от нас время, в дореволюционной России XIX в. Однако его жизненный путь и научные искания во многом помогают попять главный смысл педагогической деятельности, особенности профессий и призвания учителя,