Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2012 в 09:11, контрольная работа
На вопрос, что такое личность, психологи отвечают по-разному, и в разнообразии их ответов, а отчасти и в расхождении мнений на этот счет проявляется сложность самого феномена личности.
Личность чаще всего определяют как человека в совокупности его социальных, приобретенных качеств. Во многих определениях личности подчеркивается, что к числу личностных не относятся психологические качества человека, характеризующие его познавательные процессы или индивидуальный стиль деятельности, за исключением тех, которые проявляются в отношениях к людям, в обществе. В понятие «личность» обычно включают такие свойства, которые являются более или менее устойчивыми и свидетельствуют об индивидуальности человека, определяя его значимые для людей поступки.
Введение..............................................................................3
Понятие личности в психологии............................................4
Теории личности..................................................................5
Основные свойства и качества личности................................13
Структура личности..............................................................19
Заключение..........................................................................20
Список литературы..........................
К. Роджерс считал, что фундаментальным компонентом личности выступает собственная жизненная концепция, которая формируется в процессе взаимодействия человека с социальной средой.
Он предложил основные положения «Я – концепции». Согласно разработанной им теории, важное значение имеют следующие положения: общение нормальных людей должно быть индирективным, не оказывающим давления, уважающими индивидуальную позицию каждого человека; стержень или центр личности основывается на ее оценке, которая формируется в результате взаимодействия с окружающими; «Я – концепция» формируется как внутренне согласованная композиция восприятия организмических и социальных ощущений себя самого и отношений между этими самоощущениями – личность как модель самопереживаний, организирующих мир ее впечатлений; ведущим мотивом личности является мотив роста «Я», который ускоряется, тормозится межличностными отношениями в социальной среде.
К. Роджерс разработал также психологический инструментарий и процедуры психотерапии, которые способствуют более продуктивной реализации личностью «Я – Концепции».
А. Маслоу предложил целостный подход к анализу личности и ее высших проявлений – любви, творчества и др. В соответствии с положениями его «Теории самоактуализации» особенности личности, существуя в виде врожденных потенции, актуализируя под влиянием социальных условий.
А. Маслоу создал иерархическую модель мотивации человека. Мотивационная сфера личности им представлена на 5 уровнями. Иерархия потребностей по Маслоу включает:
1)
потребность в самоактуализации
(стремление человека к
2) потребность в признании и оценке;
3) потребность в безопасности;
4)
потребность в социальных
5)
физиологические нужды и
Согласно предложенной концепции представляется возможным системно анализировать личность во всей совокупности ее связей и отношений. Здесь раскрывается природа побуждений к различным поступкам и поведению личности.
3.Новейшие теории личности представлены в психологии достаточно обширно. Э. Фромм заложил основы гуманистического психоанализа и радикально-гуманистического психоанализа. Д. Г. Мид обосновал интеракционистскую теорию символической коммуникации. Г. С. Салливэн в рамках неофрейдизма произвел социологическую модификацию классического психоанализа и предложил «Межличностную теорию психотерапии».
Новым в психологии явилось обоснование и разработка Сирсом «Диадической теорию интеракции», согласно которой: исходная единица психологического анализа – диадическая система, описывающая комбинированные действия двух или более персон; личность формируется только в диадических ситуациях; свойства личности могут быть «измерены лишь путем ссылки на диадические ситуации или их символические репрезентации»; действия каждого индивида всегда ориентированны на поведение другого человека и зависят от него.
Д. А.Келли разработал «Психологию личностных конструкторов». Согласно выдвинутой концепции организация психических процессов личности определяется тем, как она предвосхищает будущие события. Он отмечал, что каждый человек – исследователь, постоянно строящий свой образ реальности посредством индивидуальной системы категориальных шкал – «личностных конструкторов» - и выдвигающий, исходя из этих гипотез ведет к большей или меньшей перестройке системы конструкторов, позволяющей повысить точность последующий предсказаний.
Важно
понимать, что овладение всем богатством
психологического знания о личности
является важной предпосылкой для проникновения
в глубины тайны человека, его поведения
и деятельности. Учет зарубежной психологии
позволяет обогатить представления о
личности, которые сложились в отечественной
психологии. Это является важной предпосылкой
для уточнения психологической структуры
личности и обеспечения продуктивного
развития и задействования творческого
потенциала.
Направленность личности – ее ведущее психологическое свойство, в котором представлена система ее побуждений к жизни и деятельности, определяющая избирательность отношений, позиций и активности.
Мировоззрение (мировосприятие) – система взглядов на объективный мир и место в нем человека, на отношение человека к окружающей его действительности и самому себе , а также обусловленные этими взглядами основные жизненные позиции людей, их убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности, ценностные ориентации. В мировоззрении представлено понимание ею материального и духовного мира, смысла жизни, людей и их поведения, происходящего в обществе и непосредственном окружении, вопросов политики, морали, права, экономики и многих других. Побудительная сила их велика.
Мировоззрение есть у каждого, но верным ориентиром в жизни оно бывает, когда оно воплощает в себе достижения человеческой цивилизации, когда оно систематично, научно достоверно и социально прогрессивно.
Потребность
– состояние индивида, создаваемое
испытываемой им нуждой в объектах,
необходимых для его
Потребности человека делятся на две группы: материальные (социализированные) и духовные.
Материальные потребности – потребность в пище, тепле, отдыхе, одежде, жилище, предметах быта. Они развиваются на основе биологических, наследственных, но социализируются. Приобретая новые признаки и содержание.
Духовные потребности – потребность в самореализации и самоутверждении, знании, информации, непрерывном образовании, общении, труде, общественно-полезной деятельности, творчестве, уважении прав и т.п. Духовные потребности человека социальны, сформировались при жизни под влиянием ее условий. Лишение человека свободы, возможности общаться с другими, заниматься любимым делом – повергает его в острые переживания, шок, порой привод даже к самоубийству.
Идеалы – образы желаемого будущего, обладающего для данной личности признаками совершенства и привлекательности.
Жизненные цели – долгосрочные и среднесрочные результаты, намеченные личностью для реализации в планах жизни и деятельности.
Интересы – форма проявления познавательной потребности, обеспечивающая направленность личности на осознание целей деятельности и тем самым способствующая ориентировке, ознакомлению с новыми фактами, более полному и глубокому отражению действительности.
Социальные
установки – сложившиеся на основе
опыта устойчивое предрасположение,
готовность человека к определенной
форме реагирования (восприятию, оценке,
действию, поведению) при контакте
определенными социальными
Склонности – избирательная направленность индивида на определенную деятельность, побуждающая ею заниматься. Ее основой является глубокая устойчивая потребность индивида в той или иной деятельности, стремление совершенствовать умения и навыки, связанные с данной деятельностью.
Мотивы – 1) побуждение к деятельности, связанные с удовлетворением потребностей субъекта; совокупность внешних или внутренних условий, вызывающих активность субъекта и определяющих ее направленность; 2) побуждающий и определяющий выбор направленности предмет (материальный или идеальный), ради которого она осуществляется; 3) осознаваемая причина, лежащая в основе выбора действий и поступков личности.
Цель – то, к чему стремится человек, мотив – ради чего, это ему это нужно. Мотивы характеризуют типичные для личности, преобладающие внутренние причины выборов ею целей, способов, поступков и действий. Одни и те же проявления активности могут порождаться разными мотивами.
Свойство направленности – важнейшее свойство, оказывающее доминирующее влияние на других.
Характер личности – совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности, складывающаяся и проявляющаяся в деятельности и общении, обусловливая типичные для нее способы поведения. Эти отношения во многом зависят от направленности, но связаны и со специальными знаниями, регулирующими отношения, ценностными ориентациями, умениями и навыками в реализации отношений, а также с соответствующими привычками и качествами.
Отношение к труду выражены в знаниях личности, соответствующих трудовых ценностных ориентациях, навыках, умениях, привычках, деловитости, целеустремленности, предприимчивости, самостоятельности, активности, организованности.
Отношение к людям выражены в уважительности личности, гуманности, человечности, доброжелательности, вежливости, справедливости, доброте, сочувственности, корпоративности, общительности.
Отношение
к себе характеризуется
Способности личности – свойство, связанное с особыми качествами личности, которые благоприятствуют быстрому и относительно легкому овладению каким-то делом, эффективному его осуществлению и прогрессирующей успешностью.
К частным способностям относятся: интеллектуальные, творческие, деловые, художественные. Они обусловлены, как правило, особым развитием отдельных качеств.
Второй вид способностей – способностью к определенной профессии, специальности, виду деятельности. Она включает отдельные частные способности и качества, относящиеся к другим свойствам – направленности, характеру, психофизиологии.
Опыт (подготовленность) личности – еще одно свойство, относящееся к операциональной сфере; совокупность знаний. Действий, приемов, деловых качеств, которые личность приобрела в процессе прижизненного развития и использует на пути к достижению жизненных и профессиональных целей. Без этого свойства личность не может обладать социальной значимостью, достигнуть самоутверждения желаемого в жизни.
Темперамент личности – характеристика индивида со стороны его динамических особенностей: интенсивности, скорости, темпа, ритма психических процессов и состояния.
Выделяется ряд особенностей темперамента:
-
сила – интенсивность
-
подвижность – быстрота
-
скорость протекания
-
уравновешенность –
-
активность – устойчивый
-
психофизиологическая
-
работоспособность – запас
Все психологические свойства имеются у каждого человека. Важно другое: каково качество каждого компонента, его содержание, в чем именно состоят особенности взглядов, убеждений, интересов, мотивов, отношений, способностей, подготовленности, психофизиологии и др. Не существует двух людей, у которых они были бы одинаковы, что делает личность каждого человека неповторимо своеобразной, составляет ее индивидуальность. Каждый человек поэтому уникален.
Информация о работе Контрольная работа «Общие понятия личности»