Контрольная работа По предмету: Психология

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2012 в 10:16, реферат

Краткое описание

Глава 1. Понятие мышления и его виды.
«У здравого смысла прекрасный нюх, но зато старчески тупые зубы»- так охарактеризовал значение мышления один из его наиболее интересных исследователей К.Дункер, очевидным образом противопоставляя его здравому смыслу».[3] С этим трудно не согласиться, имея в виду, что мышление в его высших творческих человеческих формах не сводится ни к интуиции, ни к жизненному опыту, составляющим основу так называемого «здравого смысла». Что же такое мышление?

Содержание

1. Мышление, его виды. Соотношение мышления и речи.
2. Понятие педагогического конфликта.
3. Основные понятия педагогике.
4. Личность в истории педагогике: Антон Семенович Макаренко (1888-1939).

Вложенные файлы: 1 файл

Психология..docx

— 44.21 Кб (Скачать файл)

 А. С. Макаренко первым  поставил в полном объеме вопрос  о мастерстве в педагогике. Если  бы он сделал одно только  это, он навсегда остался бы  в науке о воспитании значительной  фигурой. Это особенно ясно  в наши дни, когда в ряде  педагогических вузов появились  кафедры педагогического мастерства, а одноименные спецкурсы читаются во многих педагогических учебных заведениях.

 И как символично, что  первая кафедра педагогического  мастерства была создана в  Полтавском пединституте. В том  самом, который прежде был учительским  и который в июле 1817 г. окончил  Антон Семенович, а через 21 год его выпускником стал другой  выдающийся педагог-гуманист –  Василий Александрович Сухомлинский.

 И все же опять  следует признать, что макаренковская концепция педагогического мастерства до сих пор не принята на вооружение в ее полном объеме, трактуется узко, сводится к так называемой «педагогической технике» или в лучшем случае к мастерству педагогического воздействия.

 Выступая однажды перед  учителями, Антон Семенович сказал, что стал настоящим воспитателем, когда научился простенькую фразу  «иди сюда» произносить с 15-20 оттенками в голосе. Однако владение  такой, с позволения сказать,  актерской техникой не исчерпывает  мастерства педагога, хотя и является  одним из его элементов. Как  мастерское владение напильником  еще не делает слесаря, гак  и выразительная демонстрация  своих чувств еще не делает  педагога мастером.

 Мастерство педагога  в понимании Макаренко – это  сложнейший комплекс знаний и  умений. На первом месте в нем  стоит мастерство организатора. Макаренко не раз подчеркивал,  что воспитательная работа есть, прежде всего, работа организатора. И этот его вывод вытекает  из верного понимания воспитания  и развития личности, из концепции  воспитательного коллектива. Воспитатель,  если он действительно хочет  воспитывать, призван организовывать  педагогически целесообразную жизнь  детей, организовывать коллектив,  руководить им. Для этого он  должен быть хорошим организатором.  Такова первая составная часть  педагогического мастерства. Но  этого мало.

Воспитатель – всегда учитель  и наставник. Работая с детьми, он тоже вооружает их мастерством  в том или ином конкретном деле, передает им свое мастерство, а это очень непросто. Причем одно дело — хорошо, мастерски выполнять какую-либо работу, и другое – уметь передать свое мастерство и сноровку другому человеку. Для этого нужно особое мастерство – мастерство наставника. Антон Семенович хорошо это понимал. Однажды, готовясь к педсовету, на котором обсуждался вопрос об организации клубной работы в коммуне имени Ф. Э. Дзержинского, он на машинке напечатал свои советы товарищам по работе, озаглавив их «Вроде методического плана клубной работы».

 Но и этого мало. Любопытно, что свои советы, о  которых только что шла речь, Антон Семенович заканчивает  очень актуальным пожеланием: «Языком  болтать надо умеренно и не  больше примерно одной пятой  всего времени занятий кружка».  Какой хороший совет для не в меру говорливых педагогов! Макаренко всегда резко выступал против сведения воспитательной работы к воздействию на сознание учеников путем разного рода разъяснений и поучений, «моральных проповедей». Но это совсем не значит, что он не понимал великого значения слова учителя. Его соратники вспоминают, как страстно и убедительно умел говорить Антон Семенович, понимая, что воспитатель всегда пропагандист. И это еще одна составная часть мастерства педагога.

 И, наконец, «педагогическая  техника», или, как сейчас мы  говорим, «мастерство педагогического  стимулирования». Воспитатель должен  уметь влиять на детей непосредственно.  А для этого многое надо  знать и уметь: надо верно  оценивать ситуацию, принимать верное  решение, владеть методами стимулирования, уметь потребовать, поощрить, а  когда надо, и наказать, уметь  увлечь перспективой и многое-многое  другое, вплоть до подлинного  артистизма в демонстрации своих  чувств.

 

 

 

 

 Таковы основные слагаемые  педагогического мастерства.

 

 А. С. Макаренко утверждал:  мастерство – это то, чему можно  научиться, и каждый педагог  может стать большим мастером. Этот оптимистический завет педагогической  молодежи несет большую гуманистическую  нагрузку. Сколько изломанных педагогических  судеб и несостоявшихся жизненных  планов из-за того, что молодые  педагоги на начальном этапе  своей работы не овладели мастерством!  Можно смело сказать, что 99% всех наших неудач и просчетов  на педагогическим поприще упираются в дефицит педагогического мастерства.

 Совершенно ясно –  из одних книг мастерства не  почерпнешь. Для этого нужен упорный  труд, самостоятельный поиск и  сотрудничество с опытными педагогами. Но чтобы эти поиски и сотрудничество  были успешными, надо знать,  в каком направлении их следует  развивать. В отборе верных  направлений движения к мастерству  книги Макаренко всегда будут  добрым и незаменимым помощником  молодого педагога. И никогда  на этом пути не следует  забывать мудрого замечания Антона  Семеновича о том, что подлинный  гуманизм в отношении людей,  в отношении к детям состоит  в том, что надо мастерски,  «блистая удачей», делать свое  дело.

 Педагогическое творчество  А. С. Макаренко – педагогика  реального гуманизма. Имя его  всегда будет стоять в ряду  величайших педагогов-гуманистов  прошлого, как И. Г. Песталоцци  и К. Д. Ушинский, Л. Н. Толстой,  С. Т. Шацкий. И нелишне еще раз заметить: педагогический опыт каждого из них был стремлением помочь обездоленным детям. Сказано: по делам их узнаете их… На самый трудный участок педагогического фронта – на спасение беспризорных детей подвигла судьба Антона Семеновича Макаренко в годы гражданской войны и всеобщей разрухи в нашей стране. И он добился поразительных результатов.

 В 1994 г. увидела свет  удивительная книга «Макаренковцы (Что сталось с теми, кого воспитывал Макаренко)». Написал ее талантливый журналист Лев Алексеевич Чубаров, который много лет изучал судьбы воспитанников Антона Семеновича. Вот что он пишет: «Свыше трех тысяч детей, в том числе с изломанным детством, прошли через педагогические руки и человеческое сердце Антона Семеновича Макаренко, и ведь ни один из них не попал в тюрьму, не оказался полицаем в годы войны, не покинул Родину в трудное для нее время; нет среди них ни подлеца, ни труса, просто плохого человека. Имею моральное право судить о том, ибо знавал лично 700-800 из трех тысяч, общался с ними около сорока лет».

 Макаренко всегда творил  с оптимистической гипотезой.  И в этом его подлинный гуманизм. «Педагогическую поэму» – вершину  своего литературного творчества  – он посвятил Максиму Горькому. Великий русский писатель в  июле 1928 г. посетил колонию его  имени. Дни, проведенные Горьким  в Куряже, Антон Семенович назвал самыми счастливыми в его жизни, но в самой «Поэме» он упомянет о них очень скромно, уделив этому менее 10 строк. И тем более интересно читать о впечатлениях самого Алексея Максимовича. В очерках «По Союзу Советов» он пишет: «Кто мог столь неузнаваемо изменить, перевоспитать сотни детей, так жестоко и оскорбительно помятых жизнью? Организатором и заведующим колонией является А. С. Макаренко. Это бесспорно талантливый педагог. Колонисты действительно любят его и говорят о нем тоном такой гордости, как будто они сами создали его. Он – суровый по внешности, малословный человек лет за сорок, с большим носом, с умными и зоркими глазами, он похож на военного и на сельского учителя из «идейных». Говорит хрипло, сорванным или простуженным голосом, двигается медленно и всюду поспевает, все видит, знает каждого колониста, характеризует его пятью словами и так, как будто делает моментальный фотографический снимок с его характера. У него, видимо, развита потребность мимоходом, незаметно, приласкать малыша, сказать каждому из них ласковое слово, погладить по стриженой голове.

 

На собраниях командиров, когда они деловито обсуждают  ход работы в колонии, вопросы  питания, указывают друг другу на промахи в работе отрядов, на различные  небрежности, ошибки – Антон Семенович  Макаренко сидит в стороне  и лишь изредка вставляет в  беседу два-три слова. Почти всегда это слова упрека, но он произносит их как старший товарищ. Его слушают  внимательно и не стесняются спорить  с ним - как с двадцать пятым  товарищем, который признан двадцатью  четырьмя умней, чем все они».

 Подытоживая уведенное в Куряже и других трудовых колониях Алексей Максимович скажет удивительно точные слова: «заведующий Бакинской трудовой колонией, – я забыл его фамилию – и А. С. Макаренко, организатор колонии под Харьковом, в Куряже – все эти «ликвидаторы беспризорности» не мечтатели, не фантазеры, это, должно быть, новый тип педагогов, это люди, сгорающие в огне действенной любви к детям, а, прежде всего – это люди, которые, мне кажется, хорошо сознают свою ответственность перед лицом детей.

 

Заключение

 

 Педагогика XXI века... Какой  она будет?

 

 Прежде всего, это  будет наука о ребенке, его  воспитании и развитии. Не какая-то  особая наука «педология», а  именно педагогика, опираясь на  данные всех наук о человеке  и обществе, о развитии живого  в природе, будет изучать воспитание  и развитие личности в единстве, станет, как о том мечтал великий  Ушинский, педагогической антропологией.

 К этому выводу ведет  нас понимание воспитания –  предмета педагогики, которое высветил  для нас А. С. Макаренко. Теория  развития личности, возрастного  созревания детей непременно  станет фундаментом педагогического  знания, а познание объективных  законов воспитания и развития  личности составит истинное могущество  педагогического знания. На этом пути педагогика из собрания субъективно выведенных принципов и правил воспитательной деятельности превратится в подлинную науку, изучающую и описывающую объективно-закономерные явления и факты, дающую им математически точные оценки.

 Педагогика – наука  опытная. Именно педагогический  опыт является основным животворным  источником и главным методом  добывания знаний о воспитании  детей и его законах, а также  точным критерием истинности  этих знаний. Педагогика Макаренко  рождалась не «…в мучительных  судорогах кабинетного ума», как  он сам говорил, а в самоотверженной  борьбе за спасение беспризорных  детей, за их лучшую жизнь.  И нельзя забывать, что опыт  есть единство теории и практики. Причем по мере развития и  совершенствования теории ее  удельный вес и значение в  опыте нарастают. На этом пути  научно-педагогического решения  практических задач воспитания  и обучения будет развиваться,  и становиться все более практичной  педагогика XXI века.

 Важнейшим отделом  педагогической науки станет  теория педагогического мастерства. Она предложит учителям и воспитателям  богатейший арсенал педагогических  средств управления процессом  воспитания, вооружит их знанием  педагогических ситуаций, умением  их анализировать и на этой  основе безошибочно выбирать  нужные методы и приемы. А главное  — педагогика будет помогать педагогам технологически мыслить и действовать по логике, начала которой заложил Макаренко.

 Люди давно заметили: когда поднимаешься в гору, линия  горизонта словно отодвигается, и чем выше ты поднялся, тем  дальше видишь. «Низко – так  близко, а высоко – так далеко»,  – свидетельствует пословица.  Педагогический опыт Макаренко  – высочайшая вершина современной  педагогики. И если мы сегодня  дерзаем заглянуть в будущее  педагогики, то только оттого, что  стоим на плечах гиганта.

 Наследие педагога  и писателя А. С. Макаренко  (1888 – 1939) обычно ассоциируется,  прежде всего, с понятием «коллектив».  Исследования показывают, что этот термин закрепился в его творчестве лишь в конце 20-х годов.

 Исследования показывают  также, что используя термин  «коллектив», А.С. Макаренко и  в последующем, в конце 20-х  годов и в 30-е годы, – не  отказался от того его смысла, который он имел в виду, прибегая  ранее к другим терминам: традиционному  – «община» и новому – «коммуна».

 

СПИСОК литературы

 

1. Асмолов А. Г. Личность как предмет психологического исследования. – М., 1984.

2. Гавакова Т. И. А. С. Макаренко как психолог. Творческое использование идей A.С. Макаренко и В.А. Сухомлинского в формировании педагогического мастерства. / Под ред. B. Е. Лобурца. – Полтава, 1983.

3. Лутошкин А. Н. Эмоциональные потенциалы коллектива. – М., 1988.

4. Макаренко А. С. Воспитание  гражданина. – М., 1989.

5. Макаренко А. С. Коллектив  и воспитание личности. – М., 1972.

6. Моргун В. Ф. Психическая и социальная зрелость личности. А. С. Макаренко и Полтавщина. / Под ред. И. Ф. Кривоноса. – Полтава, 1986.

7. Мудрик А. В. Личность  школьника и ее воспитание  в коллективе. – М., 1983.

8. Педагогика. / Под ред.  П. А. Пидкасистого. – М.: Акалис, 2007.

9. Психология развивающейся  личности. / Под ред. А. В. Петровского.  – М., 1987.

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы.

 

[3] Р.С.Немов «Общие основы психологии», в 3-х книгах, 4-е издание, книга 1, стр.274 (эл.версия).

Информация о работе Контрольная работа По предмету: Психология