Контрольная работа по "Дошкольная педагогика"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2013 в 19:18, контрольная работа

Краткое описание

. Основные проблемы организации взаимодействия образовательных учреждений и обеспечения преемственности дошкольного и начального общего образования. Направления преемственности и возможные варианты взаимодействия ДОУ и школы (формы, методы взаимодействия).
Преемственность в системе народного образования — это установление взаимосвязи между смежными ее звеньями в целях последовательного решения задач обучения и воспитания.

Вложенные файлы: 1 файл

дошкольная педагогика.docx

— 54.13 Кб (Скачать файл)

 

№1. Основные проблемы организации взаимодействия образовательных учреждений и обеспечения преемственности дошкольного и начального общего образования. Направления преемственности и возможные варианты взаимодействия ДОУ и школы (формы, методы взаимодействия).

   Преемственность в системе народного образования — это установление взаимосвязи между смежными ее звеньями в целях последовательного решения задач обучения и воспитания.

  Необходимость преемственности  между детским садом и школой  усиливается в еще большей  мере в связи со значительно  возросшей ролью общественного  дошкольного воспитания в нашей  стране. Дошкольное воспитание —  первое звено единой системы  народного образования.

  Система взаимодействия начальной школы с дошкольным образовательным учреждением требует четкой организации. Администрации ДОУ и школы должны организовать работу по обеспечению преемственности без нарушения преемственных связей в целях и задачах, содержании и методах, формах организации обучения и воспитания, уделяя должное внимание требованиям общества к качеству воспитания детей дошкольного и начального школьного возраста.

  Цель данного взаимодействия: обеспечение преемственности учебно-воспитательного процесса, социокультурной адаптации ребёнка к условиям новой ведущей деятельности – школьного обучения. Задача: совместная разработка и реализация модели взаимодействия образовательных учреждений, обеспечивающих преемственность в применении образовательных программ и технологий, форм и методов работы педагогов с детьми, в осуществлении сотрудничества с родителями.

  В работе по преемственности  дошкольного и начального общего  образования можно выделить следующие  проблемы и недоработки, на решение которых и могут быть направлены совместные мероприятия:

1.Отсутствие тесной взаимосвязи между руководителями  ДОУ и СОШ.

2.Преемственность осуществляется только в рамках предоставления образовательных услуг СОШ.

3.Дублирование учебного материала в ДОУ и 1-2 классах.

4.Проблемы сохранения здоровья, отставание социального развития ребёнка.

5.Низкий уровень развития речи детей.

6.Взаимодействие воспитателя, учителя, психолога при подготовке к школе.

7.Проблемы личностного развития ребёнка.

  Через все направления должна чётко прослеживаться: методическая работа, работа с детьми, работа с родителями, работа с социумом.

  Важнейшим условием эффективности работы по налаживанию связей между дошкольным образовательным учреждением и начальной школой является доброжелательный деловой контакт между воспитателем и учителем. Воспитатель и учителя 1и 4 классов знакомятся с работой друг друга, с условиями, в которых будут обучаться дети. Воспитатель поможет учителю узнать детей, их индивидуальные особенности, склонности, интересы. Зная детей в течение нескольких лет, воспитатель может посоветовать учителю, какие методы воспитания и обучения наиболее приемлемы по отношению к тому или иному ребёнку. Такая информация полезна учителю, сокращает для него время знакомства с новыми учениками.    

  Воспитатель и педагог-психолог дошкольного образовательного учреждения работают в тесном контакте с учителями начальной школы на протяжении всего адаптационного периода первоклассников (сентябрь-октябрь). Они посещают уроки, наблюдают за детьми на прогулке во время группы продлённого дня, на переменах, беседуют с родителями и учителями, выясняя при этом, какие трудности приходится преодолевать ребёнку, учителю и родителям, чтобы на следующий год предупредить или устранить возможные проблемы. По итогам проводится совместное заседание круглого стола, на котором воспитатели дошкольных образовательных учреждений и учителя первых классов обсуждают вопросы адаптации учащихся в школе, обмениваются своим опытом и наблюдениями по вопросам обучения и воспитания детей, отслеживают динамику развития детей. Вместе с педагогами психологами, логопедами, учителями составляются индивидуальные программы развития детей «группы риска». Результаты работы по преемственности обсуждаются на совместном методическом объединении учителей начальной школы и воспитателей дошкольных образовательных учреждений.

  Особое внимание необходимо уделить организации работы в адаптационный период и определить задачи педагогических коллективов по обеспечению благополучного бесконфликтного протекания адаптационного периода детей,

-  проанализировать работу  по применению Карты развития  ребёнка,

- провести мониторинг  готовности выпускников детских  садов к школьному обучению,

- отслеживать динамику  развития детей и составить  индивидуальные программы развития  детей «группы риска»,

-  организовать проведение  дополнительных мер по обеспечению  безопасности и санитарного режима  в Учреждении во время проведения  мероприятия,

-  провести работу в  рамках подготовки к учебному  году по созданию условий и  открытию групп для детей дошкольного  возраста, не посещающих дошкольные  образовательные учреждения, на  базе образовательных учреждений.

  Методическая работа может включать в себя изучение методов и форм воспитательно-образовательной работы через:

    • взаимопосещение открытых занятий в ДОУ и уроков в начальной школе,
    • рекомендации работающих в ДОУ воспитателей, педагогов-психологов, учителей-логопедов и др. специалистов по выпускникам,
    • анкетирование педагогов ДОУ и школы,
    • проведение Дней открытых дверей в ДОУ для учителей начальной школы,
    • участие в совместных педсоветах, семинарах-практикумах, консультациях,
    • совместные методические объединения воспитателей и учителей начальной школы,
    • взаимодействие специалистов ДОУ и школы по определению индивидуального образовательного маршрута ребёнка,
    • совместные работы педагогов ДОУ и школы в педагогических проектах.

  Работа с детьми может включать в себя:

    • организацию экскурсий в школу детей старшего дошкольного возраста,
    • организация выставок детских работ, вернисажей,
    • посещение театрализованных представлений, музеев в ДОУ и школе,
    • посещение школьных праздников («День знаний», «Прощание с Букварём», «Новый год»…),
    • организация шефской помощи учениками школ старшим дошкольникам,
    • посещение дошкольниками объединений дополнительного образования школ,
    • совместное участие дошкольников и школьников в проектной деятельности.

    Работа с родителями предполагает:

    • встречи  учителей начальной школы с родителями воспитанников старшего дошкольного возраста на родительских собраниях в ДОУ,
    • анкетирование родителей будущих первоклассников по проблеме «Растим будущего школьника»,
    • организация работы «педагогической гостиной» для родителей воспитанников старшего дошкольного возраста по вопросам подготовки детей к школе,
    • организация дней открытых дверей для родителей в школе,
    • организация работы родительских клубов и других форм взаимодействия…

  Успешность реализации преемственности определяется целым рядом факторов, которые создаются педагогически грамотной образовательной средой, адекватной психологическим и физиологическим особенностям и возможностям детей. Работа по организации преемственности должна проводиться педагогическими коллективами совместно и системно, а не от случаю к случаю.

 Только заинтересованность  обеих сторон и родительской  общественности позволит по-настоящему  решить проблемы преемственности  дошкольного и начального образования,  сделать переход из ДОУ в  начальную школу безболезненным  и успешным.

 

 

 

 

 

 

№2.Характеристика основных понятий «школьная зрелость» и «готовность к школьному обучению. Схема структуры готовности к обучению в школе, ее компоненты.

  Школьная зрелость 1 - это термин для обозначения такого состояния психики и организма ребенка, когда он по интеллектуальным, социальным, физическим и эмоциональным характеристикам достигает способности посещать школу и учиться в ней.

  Школьная зрелость 2-  определяется как такое состояние психики и организма ребенка, когда он по своим интеллектуальным, эмоциональным, социальным и физическим характеристикам способен не только успешно осваивать школьную программу, но и справляться с новым для себя режимом, спокойно и уверенно чувствовать себя в коллективе сверстников, а также поддерживать соответствующие отношения с окружающими. Для успешного обучения в школе ребенок должен обладать интеллектуальной, эмоциональной и социальной зрелостью. Сочетание этих трех компонентов обеспечивает успех адаптации ребенка к условиям школьного обучения.

   Готовность к школьному обучению 1 – это определенный уровень морфофункционального и психического развития ребенка, при котором систематическое школьное обучение не приводит к ухудшению состояния здоровья, срывам социально-психологической адаптации и снижению успешности обучения.

  Готовность к школьному обучению 2 - это характеристика интегральная, включающая:

-определенный уровень  состояния здоровья и физического  развития,

-личностное развитие (самосознание, самооценка, мотивация),

-интеллектуальное и речевое  развитие,

-развитие моторных функций  и зрительного восприятия,

-зрительно-моторных и  слухо-моторных координаций и  др.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Готовность к школе:


 


 

ФИЗИОЛОГИЧЕСКАЯ         ФИЗИЧЕСКАЯ       ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ:         


           


      

                  СОЦИАЛЬНО -   ЛИЧНОСТНАЯ                        НРАВСТВЕННАЯ           

                                      ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ                                  

                                                                                         МОТИВАЦИОННАЯ                              

 

  Физиологическая готовность   к школе определяется уровнем развития основных функциональных систем организма ребенка и состоянием его здоровья. Оценку физиологической готовности детей к систематическому школьному обучению проводят медики по определенным критериям. Уровень физиологического развития и состояние здоровья ребенка составляют фундамент школьной деятельности. Часто болеющие, физически ослабленные учащиеся даже при наличии высокого уровня развития умственных способностей, как правило, испытывают трудности в обучении.

  Физическая готовность-   это такой уровень развития всех систем организма, при котором ежедневные учебные нагрузки не вредят ребенку, не вызывают у него чрезмерного напряжения и переутомления. Можно назвать это "запасом прочности" организма, адаптивным ресурсом, который позволяет ребенку даже при значительном увеличении нагрузок чувствовать себя хорошо. У каждого ребенка свой, вполне определенный, адаптивный ресурс, и закладывается он задолго до поступления ребенка в школу: в период маминой беременности, во время родов, в первые месяцы жизни малыша, в годы дошкольного детства.

  Психологическая готовность- это своеобразие интеллектуального развития ребенка и некоторые особенности его личности, без которых невозможно успешное обучение в школе.

  Социально-Личностная готовность -  формирование у ребенка готовности к принятию новой социальной позиции - положение школьника, имеющего круг прав и обязанностей. Эта личностная готовность выражается в отношении ребенка к школе, к учебной деятельности, учителям, самому себе.       Личностная и социально-психологическая готовность к школе включает и формирование у детей таких качеств, которые помогли бы им обращаться с одноклассниками, с учителем. Каждому ребенку необходимо умение войти в детское общество, действовать совместно с другими, уступать в одних обстоятельствах и не уступать в других. Эти качества обеспечивают адаптацию к новым социальным условиям.

  Интеллектуальная готовность - связана с развитием мыслительных процессов - способностью обобщать, сравнивать объекты, классифицировать их, выделять существенные признаки, делать выводы. У ребенка должна быть определенная широта представлений, в том числе образных и пространственных, соответствующее речевое развитие, познавательная активность.

   Нравственная готовность – связанна  с изменением характера дошкольника, его взаимоотношений со взрослыми и рождением у них на этой основе нравственных представлений и чувств, названных Л.С.Выготским внутренними этическими инстанциями.

  Мотивационная готовность – это желание ребенка идти в школу, обеспеченное мотивами, с доминирующими внутренними и наличием внешних мотивов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

№3. Характеристика мотивов дошкольников.

Название мотива

Краткая характеристика

1.

Игровые мотивы

  Мотивы, неадекватно перенесенные  в учебную деятельность, по своей  природе противоположные ей.

2.

Позиционные мотивы 

  Проявляются в разного  рода попытках самоутверждения,  в желании занять место лидера, оказывать влияние на других  учеников, доминировать в коллективе  и т.д. Мотивы социального сотрудничества  состоят в том, что ученик  не только хочет общаться и  взаимодействовать с другими  людьми, но и стремится осознавать, анализировать способы и формы  своего сотрудничества и взаимоотношений  с учителем, товарищами по классу, постоянно совершенствовать эти  формы. Данный мотив является  важной основой самовоспитания, самосовершенствования личности.

 

 

3.

Учебно-познавательные мотивы 

  В основе желания пойти в школу лежит стремление к новым знаниям, желание научиться писать и читать, широкий круг интересов.

4.

Внешние по отношению к  школе и учению мотивы 

  Проявляются тогда,  когда деятельность осуществляется  в силу долга, обязанности,  ради достижения определенного  положения среди сверстников,  из-за давления родных, учителя  и др. Если ученик решает задачу, то внешними мотивами этого  действия могут быть: желание  получить хорошую отметку, показать  своим товарищам свое умение  решать задачи, добиться похвалы  учителя и т.д. 

  Необходимо учитывать,  что мотив всегда является, с  одной стороны, внутренней характеристикой  сознания ученика, побуждением  его к деятельности. С другой  стороны, такое побуждение может  исходить извне, от другого  человека. Если без контроля и  напоминания взрослого мотив  не актуализируется, то, следовательно,  он является внешним для ученика.  В ходе обучения учителю необходимо  стремиться к тому, чтобы у  учащихся формировались, прежде  всего, внутренние мотивы.

 

 

 Классификация мотивов учения опирается на наличие в мотивации двух тенденций: к достижению успеха и к недопущению неудачи.

 

 

5.

Оценочные мотивы

  Стремление получить высокую оценку взрослого, его расположение и одобрение.

   В основу методики  положен принцип «персонификации»  мотивов. Детям предлагается небольшой  рассказ, в котором каждый из  исследуемых мотивов выступает  в качестве личностной позиции  одного из персонажей. Эксперимент  проводится индивидуально. После  прочтения каждого абзаца перед  ребенком выкладывается схематический,  соответствующий содержанию рисунок,  который служит внешней опорой  для запоминания.

6.

Социальные мотивы

Связаны с различными видами социального взаимодействия школьника  с другими людьми. Например: стремление получать знания, чтобы быть полезным обществу, желание выполнить свой долг, понимание необходимости учиться, чувство ответственности. При этом велико значение мотивов осознания  социальной необходимости, долга и  ответственности, стремления хорошо подготовиться  к выбору профессии. Также к социальным мотивам относятся и так называемые позиционные мотивы, выражающиеся в  стремлении занять определенную позицию  в отношениях с окружающими, получить их одобрение, заслужить авторитет.

Информация о работе Контрольная работа по "Дошкольная педагогика"