Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2012 в 18:13, контрольная работа
История образования и пед.мысли как область научного знания и учебный предмет.
Педагогические идеи античных философов: Аристотель, Демокрит, Платон, Сократ.
Характеристика Средневековья. Церковное воспитание (7 свободных искусств) и воспитание светских феодалов
Воспитание светского феодала:
По-иному воспитывались
Образование девушек знатного происхождения стояло несколько выше, чем юношей. Многие из них направлялись в женские монастыри, где проходили особый курс обучения. Некоторые знали прозу и поэтические произведения латинских авторов.
7) Педагогическая мысль эпохи Возрождения
Европ.культуре начинает складываться новый взгляд на чел.и на мир, отлич.от средневекового. Началась эпоха Возрожд.- восстановление античных ценностей, новое открытие антич.достижений. Происход.развитие естеств.наук, философии. Человек становиться в центре всего, он высшая ценность. Человек- творец, т.к.создан по образу и подобию бога. Идеалом В.становится всесторонне развитая личность, универсальный человек(Леонардо), деятельный и самостоятельный. Развиваются идеи гуманизма, а педагоги-просветители В. Определили новый, гуманный принцип воспитания. Идеи педагогов-гуманистов: всесторонне и гармонически развитая личность; физическое вопитание(заимст.из рыцарства), умстевенное воспит., худ.воспит., развитие самодеятельности и активности; учет потребн.и интересов; отказ от телесн.наказаний; многопредметное образование с усиленным изуч.естеств.наук; резкое снижение влияния церкви. Ядро образования – греческие и римские науки; появл.госуд.школ. Эти идеи первым стал развивать ВИТТОРИАНО ДЕ ФЕЛЬТРЕ (1378-1446). Это первый школьн.учитель нового типа. Он создал школу ДОМ РАДОСТИ. Написал одноименный трактат, но он до нас не дошёл, только косв.сведения. В школе было 80 детей (мал.и дев.), воспитанники из разсных слоёв населения. Доказал, что возможно воспитать всех одинаково. Развив.ум, тело, сердце. Отсутств.телесн.наказания. Уделял вниман.индивид.подходу. Порядок в школе поддерживался с пом.учителя и внегласного воспитания. Удел.вниман. физ.подготовке. Эстетич.воспитание – рисование. Активная реализ.принципа самодеят.и активн. В центре обучения были классич.языки. Пропаганда актив.метод.обуч.- игры. Воспитание было религиозным – высокая нравственность. Доказал, что можно вопротить идеи В. в жизнь. ФРАНСУА РАБЛЕ (1483-1553) – монах, врач, писатель, философ. Напис.книгу – ГАРГАНТЮА И ПАНТАГРЮЭЛЬ, в которой дал типичную картину воспитания того времени – отказ от физ. и умственных нарузок, порожд.лень, болезни и скуку. Т.о. в романе реализовал 2 тчз на воспитание: схоластич., гуманистич. В романе предст.идеал гуманистич.воспит-я: пропаганда физ.воспитания. Содерж.образов: классич.науки (языки, геометр., арифмет., астрономия.) Сравнив.чел-ка с бездонной бочкой. Счит., что все знания можно взять из книг. Оказал влияние на Монтеня, Локка, Руссо. МИШЕЛЬ МОНТЕНЬ (1533-1592) – написал труд «Опыты». Это сборник эссэ на различн.темы. Пед.идеи – осуждает педантизм и догматизм. Гов.о необход. развиитя мышления к самостоя.и астивности. Восока роль физ.воспит., но только всвязи с умственным – необходимо воспит.всё вместе. ТОМАС МОР (1478-1535) – англ.философ. Все свои идеи изложил в труде «Утопия». Описал идеальное общество, в кот.все равны (и муж.и жен), всё делится поровну и все живут вместе. Воспит.и образ: задачи гос-ва. Гос.школы должны развить у учеников дух.силы, предост.возможн.заним.науками, искусствами, соедин.труд и обуч. Обучение на родном языке. Идея о первоначальн.обязат.образов. Эффект.лбуч.зависит от наглядных пособий (распис.городских стен). Диффиренц.обуч.- по способностям.(спос.дети – гумм.науки, неспос.- труд). Значимость физ.воспит. Основа обучения – класс.лит-ра. Идея организ.трудов.воспит: в школе должны готовить детей к земледелию. Теория, кот.необходимо закрепить на практике. Подробно говрил о женском воспит.: ж.имеют такие же права, что и м., способности не отличаются, тоже человек. Доказал, что ж.может быть и хор.хозяйкой и учёным (на примере совей дочери, кот.сделала неск.астроном.открытий и вопит.детей). ТОМАЗА КАМПАНЕЛЛО (1568-1634) – БЫЛ ЗНАКОМ С Утопией Мора, на его основе напис.трактат «город солнца».В отличие от Мора гов., что женщина ещё способна быть правителем, руководит., имеет прави сама выбир.себе мужчину
8) Классно-урочная система – педагогическое открытие Я.А. Коменского.
1
из велич-х заслуг Ком. – разраб-ка важнейш.
вопросов кл – ур сист. обуч. Осн. формой
орг-ции обуч. была инд. раб. уч-ля с уч-ми,
т.к. прием в шк. происх. в любое время года
независ. от возр., и кажд. уч-к получ. зад.
уч-ля в инд. порядке. Ур. как форма орг.
учеб. раб. подразум.: 1) неизмен. состав уч-ся, стоящих ≈
на 1 ур-не разв.; 2) орг-цию занятий в точно опр-ое время
по стабильному расписанию, предусм-щему
опр-е черед-е учеб. предметов; 3) рук-щую роль преп-ля на протяж.
всего периода обуч. Я.А. подверг резкой
критике господствующий, в его время шк-й
режим вообще и инд. форму орг-ции занятий
особенно. Он счит. убийственным для детей
то, что учение продолжалось «с восхода
до заката» В орг-ции обуч. особое вним-е
уделяет точному опр-ю места и времени
обуч. Правила орг-ции обуч: 1) уч-ся д. приним-ся в шк. однов-но
для получ. «с начала до конца постепенного
обр-я. Вместе с тем никто не может быть
принят в шк. после начала занятий, никто
не б. выпущен из шк. до конца занятий 2) уч-ся
д. б. разделены на классы; 3) ск-ко имеется классов, ст-ко д. б.
классных комнат; 4) классным занятиям уч-ся ежедневно
д. уделять 4 часа 5) кажд. час д. иметь свою опр-ю задачу,
кот. обяз-но д. б. решена; 6) в опр. время кажд.по данному знаку
д. тотчас же отправиться в учебн. комнату
и занимать свое, а не чужое место; 7) когда уч-ль ч-н говорит, излагает,
объясняет, то все д. слушать с напряженным
вниманием; 8) после кажд. часа д. б. перерыв, отдых.
Для прав. орг. учеб. раб. Я.А. счит. необх-ми усл.: Я.А. опр-л длит-ть
ур.1 часом. Кажд. час д. иметь свою конкрет.
зад. Занятия в кл. д. нач-ся и заканч-ся
в установл. сроки. Время, выделенное для
ур., д. б. разумно исп-но. Кажд. ур. д. содержать
сообщение нового материала и упр-е, кот.
он отводил ¾ времени. Он различ.3 части
ур.: начало, продолж-е и заверш-е. Эти части
ур. полностью соотв-т взгляду Ком. на ступени
процесса обуч.. Для него начало означ. восстан-е в памяти
уч-ся пройденного, опрос и созд-е целеустремленного
внимания; продолжение- показ, восприятие, разъяснение; окончание-
упражнение, овладение, исп-е. Дисциплина
д. основ-ся «не на палке и на побоях», а
на сознат-ти уч-ов, на уважении к дост-ву
уч-ся, к его личности. Она д. служить восп-ю
уч-ся верой в собств. силы, любви к учебе
и труду. Он отриц-но оценивал такую практику,
когда центр тяжести в усвоении уч-ся учеб.
матер. переносится на самост. раб. и в
рез. реб. приходится переживать огромное
страдание, зазубривая дома непонятные
для него тексты. Я.А. требовал так объяснять
материал и разрабатывать его с помощью
упр-й, чт. уч-ся понадобилось лишь быстро
«перечитать один раз вечером и один раз
утром», перед уходом в шк. Ком. б. новатором
в обл. дид-ки, выдвинувшим много глубоких,
прогрессивных дид-их идей, п-пов и правил
орг. учеб.раб. (учеб. год, каникулы, деление
учеб. года на учеб. четверти, одновременный
прием уч-ся осенью, кл.-ур. сист., учет знаний
уч-ся, продолжительность учеб. дня).
9) ДЖОН ЛОКК и его современная английская школа. (1632-1704) – известный англ.философ и педагог. Он жил в эпоху англ.революции. Он родился в семье адвоката – участника револ. Получил схоластич.образова-е, потом учился в Оксфорде. Стал воспитателем. Труд – «Мысли о воспитании». Выступ.против концепции врожд. идей (так утв.схоласты). Утв., что знания, идеи и принципы чел. приобрет. Благодаря взаимодействию со средой. Источником познания являются ощущения – сенсуализм – впечатл., полученные благодара органам чувств. Знания, получ.чел-ом не явл.простым отраж.окруж.мира. Знания выраст.из осмысления опыта, опыт явл.источником познания. Отриц.врожд.идеи Локк отвод.решающ.роль воспитанию. Ребенок – как чистый лист бумаги, на котором можно написать свё, что угодно. Номрмы морали приобретаются челочвеком в процессе жизни, т.о. нет врожденной порочности чел-ка. Нравств.принципы возник. В результате опыта и воспитания. Основным критерием норм морали явл. полезность. Главноым критерием нравств.явл. добродетель. Отрицая врожд.идей, Л. Признавал некоторое влияние врожд.способностей. Среда так же влияет на развтие чел-ка, она должна быть неизменна, выход из одной среды в другую нежелателен. Воспитание способно преодолеть влияние наслед.и среды. Воспит.способно сформир.особ.породу людей- джентельменов. Основн.цель воспит. – счастье чел-ка, основ.на добродетели. Воспит.добродетели – двает возможн.достичь личного счастьяи не препятств.в его достижении другим. В душе ребенка следует закреп.понятие о боге, делающ.добро всем, кто его любит. Препятствием для этого могут быть: телесное чувство неприятного, ложные суждения. Необходимо достичь крепкого физ.здлровья. Оно обеспеч.здоровье для достиж.благополучия. «В здоровом теле здоровый дух». Забот.о здоровье надо с раннего детства: закаляться; пища д.б. самой простой, избегать пряностей; постель д.б. жесткой. Физ.здоровье поддерж.упр. и соблюдением режима дня. Хорошо поставлено физ.воспит. способствует выработке мужества и настойчивости. Задачи воспит: выработка характера, воли, нравственности, умственное развитие. В воспит.хар-ра важны упражнения, опыт, пример воспит.и родител. Джентельмен должен иметь твёрдую волю и сильных хар-р, они должны быть подчинены разуму. Цель воспит: знания, кот.помогут успешно вести свои дела, устр.личное счастье. Дисципл: чтение, письмо, англ.и фр.; геораф, матем, астроном., этика, история, закон. Словесное обучение следует предпочесть обучению с опорой на чувственный опыт. При обычении следует: 1) не навязывать предмет ученику как нечто обязательное, не превращать его в бремя. 2) нужно учить детей господствовать над собою, т.е. что бы они могли в случае необходимости переключаться с обоного занятия на другое. Важная сторона воспитания – овладение ремеслами и трудовая закалка. Отдых закл.не в бездействии, а в смене занятий. Новое, что внёс: опыт как основа воспит., практициз и рационализм.
10) Концепция Руссо. Роман «Эмиль или…» Централ. произведение- роман- трактат «Эмиль, или О воспитании».В основе учеб. процесса- система естеств. воспитания, учит. принцип природосообр-ти: следование восп-я за природой ребенка. Восп-ие не д. б. поспеш., д. учитывать возраст. особен-ти ребенка. Принцип природосообр-ти приобр-т больш. психол. смысл, ассоц-сь с принципом учета возр. особ-ей ребенка. Факторы развития реб-ка: основ. явл. окруж. среда и восп-ие, кот. обуч., разв., восп. Воспитание на лоне природы, принцип учета природы реб-ка. Руссо делил жизнь своего воспитанника на 4 периода. I период- от рождения до 2 л (младенчество)- жизнь в семье, глав. физич. восп-ие, забота о здоровье реб-ка. II период- от 2 до 12 л(сон разума, нопериод разв-ия чувств)-реб-к мыслит образами , чувствами, слаб. развито абстр. мышление, перв. впечатления, предоставление реб-ку самост-ти, глав. деятельност. сторона. Цель восп-ия- никакой, кроме той, кот. диктует сама природа чел-ка( учет ее особ-ей и разв-ия). Конкрет. знания не формир., но выдел. понятие «част. собсвенность»- через чувсвен. ощущения, на конкрет. примере(выращивание бобов). Для реб-ка лучше не знать книги, кроме одной-«Робинзон Крузо». Методы восп-ия- м. естеств. последствий, договор.III период- от 13 до 15 л – интенсив. умств. восп-ие, форм-ие понятийной сферы личности. Происходит выделение отдел. наук-форм-ие умений писать, читать, эл-ты астрономии, физики. геогр-ии. Использование исслед. метода( наблюдение, анализ). Руссо- предшественник проблем. обучения. Важно познакомить реб-ка с ремеслом, включение труд. восп-ия (пребывание в семье ремесленника). IV период-от 16 до 18 л- нравств. восп-ие: форм-ие нрав-ти, возвращение в город. Глав.- форм-ие добр. суждений. помыслов, поступков. Помощь бедным, разв-ие благотв-ти, знак-во с религией, искусством, лит-рой, историей, половое восп-ие. Восп-ие женщин- в семье, восп-ие хор. хозяйки, матери, д. б. интерес., воспитан. Патриот. восп-ие- люб. чел-к д. б. патриотом( знание особ-ей природы, в 10 л- знание полит. деятелей).
11) Демократизм
педагогической системы И.
«Лингард
и Гертруда» -худ.роман,о семье кузнеца
и жены,они обуч-ли детей. «Как Гертруда
учит деьтей своих детей». Мать-осн.воспитатель
ребенка. Всестороннее,гармоническое
развитие. Принцип природосообразности-в
основе(Коменский,Демокрит). Песталоцци
счит-л,что это развитие прир-х сил и задатков
ребенка. Основ-к «разв-го» обуч-я-осн.цель-не
накопление суммы знаний,а разв.чел-ка
на их основе. Основ-к «элементарного образования».
Осн.элементы для каждого аспекта:-умственное-число,
12) Педагогическая деятельность и взгляды Р.Оуэна и теория воспитания детей дошкольного возраста Ф.Фребеля
Педагогические идеи Оуэна
Социально-философские основы воспитания.
Воспитание. Цель воспитания – формирование самостоятельно и рационально мыслящего человека. Всечеловеческая гармония может быть положена лишь должным воспитанием людей. Для создания людей совершенных надо всех воспитывать с самого рождения с одинаковой тщательностью, без проявления каких бы то ни было пристрастий и так, чтобы никто не стремился к лучшим условиям. Содержание воспитания. Нравственное воспитание – на него главное внимание. Умственное воспитание – знания не должны противоречить здравому смыслу. Трудовое воспитание – необходимое условие для всестороннего развития человека. Ребёнок в школе наряду с общим образованием должен получить трудовые навыки. Физическое воспитание – военные упражнения.
Образование. Периоды образования. Существуют периоды – пятилетия в жизни человека, вплоть до 30 – летнего возраста, - создающие основу для хорошего разделения по занятиям, причём каждая группа занята своим делом. Это способствует лучшему развитию человека.
Система 4 образовательных ступеней (основа всего коллективизм). 1. Школа – для малышей 1-5 лет: чтение, танцы, свежий воздух. 2. Дневная школа – для детей 5-10 лет: родной язык, арифметика, география, естествознание, история. Делится на общеобразовательную (учебные занятия) и индустриальную (практическая работа в мастерских, саду и поле. 3. Вечерняя школа – для подростков работающих на фабрики. 4. Вечерние лекции – для взрослых.
Социальный эксперимент в Нью -Ланарке. На основании собственного опыта он выработал систему «патроната».Создаёт институт для формирования характеров.В первое десятилетие XIX века нью-ланаркская фабрика привлекала к себе толпы посетителей, равно удивлявшихся коммерческому её успеху и благосостоянию её рабочих. На фабрике в Нью-Лэнарке был запрещен труд детей до 10 лет и сокращен рабочий день до 10 часов 45 минут, что было неслыханным новшеством для того времени, когда значительную часть рабочих английской промышленности составляли дети от 5 до 10 лет, которые трудились наравне со взрослыми по 14—16 часов в день.
Информация о работе Контрольная работа по "История педагогики"