Контрольная работа по "Педагогике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2013 в 06:35, контрольная работа

Краткое описание

1. ИЗЛОЖИТЕ В ВИДЕ ТЕЗИСОВ ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ УЧЕНИЯ А.С. МАКАРЕНКО О КОЛЛЕКТИВЕ

Учение А.С. Макаренко содержит подробную технологию поэтапного формирования коллектива.
Чтобы стать коллективом, группа должна пройти нелёгкий путь качественных преобразований. На этом пути А.С. Макаренко выделяет несколько стадий (этапов)1.

Вложенные файлы: 1 файл

ПЕДАГОГИКА 5.docx

— 44.26 Кб (Скачать файл)

«Как?» коренной вопрос технологии в области воспитания, но он вовсе не предполагает, что существует некий педагогический набор технологических «отмычек» на все случаи жизни и применительно к любым детям. Технология воспитания - это продуманная система, «как» и «каким образом» цель воспи­тания воплощается в конкретный результат.

Но следует серьезно учитывать, что технология воспитания - это, прежде всего, человековедческая, гуманитарная технология, и поэтому она имеет свои особенности.

Не всякое явление в области  воспитания технологично. (Вероятно, по этой причине в среде педагогов  еще немало тех, кто категорически  не согласен даже с понятием «технология воспитания» и совершенно отказывается признать какую-либо алгоритмизацию ситуаций воспитания.) Действительно, воспитание как никакая другая деятельность, связано с личностным и индивидуальным взаимодействием, где царят эмоции, предчувствия, интуиция и множество неуловимых связей и энергий. Процесс такого взаимодействия достаточно трудно поддается алгоритмическому описанию, которое требуется для технологического уровня осмысления процесса. В практике нередки случаи, когда воспитатель без остатка отдает себя детям, о его педагогической системе рассказывают легенды, но его блестящие находки, приемы почти невозможно повторить, так как они совершенно неотделимы от этой выдающейся личности и той духовной атмосферы, которую она создавала.

Технологии воспитания - весьма наукоемкие технологии. Разработка каждой такой технологии требует анализа и отбора огромного объема научной информации из всех областей человекознания.

Технологии воспитания не всегда гарантируют  высокий уровень достижения замысла, хотя в области экономики, промышленного производства гарантированность результата - обязательный признак надежности технологии. Почему так происходит? В воспитании на его объект (ребенка, детский коллектив, воспитательную систему семьи или школы), кроме собственно реализуемой технологии, всегда действует такой массив внешних и внутренних влияний, и действуют они так противоречиво, что даже прогнозировать конкретный результат весьма самонадеянно, а тем более ожидать, что технология его гарантирует. Воспитатель должен быть всегда психологически готов к тому, что не увидит результат своих педагогических усилий, поскольку в полной мере воспитанность человека проявится в зрелые годы его жизни и далеко не в публичных ситуациях, где ее можно будет зафиксировать.

Технология воспитания включаете  себя определенную последовательность процедур.

1. Определение четкой конкретной  цели.

Цель в технологии воспитания, по существу, является гипотетической идеей всего технологического проекта. Оценку качества воспитательной технологии производят по соотнесению полученного результата и цели6.

2. Разработка «пакета» теоретических  оснований.

Технологии воспитания всегда реализуют  определенные теоретические представления о процессе воспитания и его закономерностях, то есть определенные педагогические концепции. Если педагог понимает воспитание только как «воздействие на ребенка», как «формирование его личности», то он предпочтет технологию жесткой организации жизни и деятельности воспитанников; если же он видит в процессе воспитания механизмы личностного взаимодействия с детьми, то весь технологический арсенал его воспитания будет «работать» на обеспечение ребенку позиции субъекта деятельности и общения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. ВСПОМНИТЕ СВОИ ШКОЛЬНЫЕ УРОКИ  И НАЗОВИТЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ, ПРИМЕНЯВШИЕСЯ  НА НИХ. КАКИЕ ПРИМЕНЯЛИСЬ НАИБОЛЕЕ  ЧАСТО, КАКИЕ - КРАЙНЕ РЕДКО?  КАКИЕ БОЛЕЕ НРАВИЛИСЬ И ЗАПОМНИЛИСЬ  ЛУЧШЕ?

 

Самой распространенной являлась классификация методов обучения по источнику получения знаний. В соответствии с таким подходом педагоги  выделяли:

а) словесные методы (источником знания является устное или печатное слово);

б) наглядные методы (источником знаний являются наблюдаемые предметы, явления, наглядные пособия);

в) практические методы (учащиеся получают знания и вырабатывают умения, выполняя практические действия).

 Словесные методы занимают  ведущее место в системе методов  обучения. Были периоды, когда  они являлись почти единственным  способом передачи знаний. Прогрессивные  педагоги - Я.А. Коменский. К.Д.  Ушинский и др.- выступали против  абсолютизации их значения, доказывали  необходимость дополнения их  наглядными и практическими методами. В настоящее время нередко  называют их устаревшими, "неактивными". К оценке этой группы методов  надо подходить объективно. Словесные  методы позволяют в кратчайший  срок передать большую по объему  информацию, поставить перед обучаемыми  проблемы и указать пути их  решения. С помощью слова учитель  может вызвать в сознании детей  яркие картины прошлого, настоящего  и будущего человечества. Слово  активизирует воображение, память, чувства учащихся.

Словесные методы подразделяются на следующие виды: рассказ, объяснение, беседа, дискуссия, лекция, работа с  книгой.

РАССКАЗ. Метод рассказа предполагает устное повествовательное изложение содержания учебного материала. Этот метод применяется на всех этапах школьного обучения. Меняется лишь характер рассказа, его объем, продолжительность.

К рассказу, как методу изложения  новых знаний, обычно предъявляется  ряд педагогических требований:

- рассказ должен обеспечивать идейно-нравственную направленность преподавания;

-содержать только достоверные и научно- проверенные факты:

- включать достаточное количество ярких и убедительных примеров, фактов, доказывающих правильность выдвигаемых положений;

- отражать элементы личной оценки и отношения учителя к излагаемым фактам, событиям.

ОБЪЯСНЕНИЕ. Под объяснением следует  понимать словесное истолкование закономерностей, существенных свойств изучаемого объекта, отдельных понятий, явлений.

Объяснение - это монологическая форма  изложения. К объяснению чаще всего  прибегают при изучении теоретического материала различных наук, решении  химических, физических, математических задач, теорем, при раскрытии коренных причин и следствий в явлениях природы и общественной жизни.

Использование метода объяснения требует:

- точного и четкого формулирования задачи, сути проблемы, вопроса;

- последовательного раскрытия причинно-след ственных связей, аргументации и доказательств;

-использования сравнения, сопоставления, аналогии;

- привлечения ярких примеров;

- безукоризненной логики изложения. Объяснение как метод обучения широко используется в работе с детьми разных возрастных групп.

БЕСЕДА. Беседа - диалогический метод обучения, при котором учитель путем постановки тщательно продуманной системы вопросов подводит учеников к пониманию нового материала или проверяет усвоение ими уже изученного.

Беседа относится к наиболее старым методам дидактической работы. Ее мастерски использовал Сократ, от имени которого и произошло  понятие "сократическая беседа". В средние века особенно распространенной была так называемая катехизическая беседа, суть которой сводилась к  воспроизведению вопросов и ответов  по учебнику или формулировкам учителя. В настоящее время подобного рода бесед в школе не практикуются.

В зависимости от конкретных задач, содержания учебного материала, уровня творческой познавательной деятельности учащихся, места беседы в дидактическом  процессе выделяют различные виды бесед: вводные или вступительные, организующие беседы; беседы-сообщения или вьювления  и формирования новых знаний (сократические, эвристические); синтезирующие, систематизирующие  или закрепляющие беседы.

Беседа-сообщение предполагает включение  ученика в сам процесс активного  участия в добывании новых  знаний, в поиск способов их получения, формулирования собственных ответов  на поставленные учителем вопросы. В  ходе эвристической беседы учитель, опираясь на имеющиеся знания и практический опыт, подводит их к пониманию и  усвоению новых знаний, формулированию правил и выводов. В результате такой  совместной деятельности учащиеся приобретают  новые знания, путем собственных  усилий, размышлений.

РАБОТА С УЧЕБНИКОМ И КНИГОЙ - важнейший метод обучения. В начальных классах работа с книгой осуществлялась главным образом на уроках под руководством учителя. В дальнейшем школьники все больше учатся работать с книгой самостоятельно. Существует ряд приемов самостоятельной работы с печатными источниками. Основные из них:

- конспектирование - краткое изложение,  краткая запись содержания прочитанного;

- составление плана текста. План может быть простой и сложный, для составления плана необходимо после прочтения текста разбить его на части и озаглавить каждую часть;

- тезирование - краткое изложение основных мыслей прочтенного;

- цитирование - дословная выдержка из текста;

- аннотирование - краткое свернутое изложение со держания прочитанного без потери существенного смысла;

- рецензирование - написание краткого отзыва с выражением своего отношения о прочитанном;

- составление справки - сведений о чем-нибудь, полученных после поисков. Справки бывают статистические, биографические, терминологические, географические и т.д.

Также использовались и наглядные методы обучения условно можно подразделить на две большие группы: метод иллюстраций и метод демонстраций.

Чаще всего применялись практические методы. Практические методы обучения основаны на практической деятельности учащихся. Этими методами формируют практические умения и навыки. К практическим методам относятся упражнения, лабораторные и практические работы.

Упражнения. Под упражнениями понимают повторное (многократное) выполнение умственного  или практического действия с  целью овладения им или повышения  его качества. Упражнения применяются  при изучении всех предметов и  на различных этапах учебного процесса. Характер и методика упражнений зависит  от особенностей учебного предмета, конкретного  материала, изучаемого вопроса и  возраста учащихся.

Реже всего применялись лабораторные работы и практические работы. Лабораторные работы - это проведение учащимися  по заданию учителя опытов с использованием приборов, применением инструментов и других технических приспособлений, т.е. это изучение учащимися каких-либо явлений с помощью специального оборудования.

Проводятся лабораторные работы в  иллюстративном или исследовательском  плане.

Разновидностью исследовательских  лабораторных работ могут быть длительные наблюдения учащихся за отдельными явлениями, как-то: над ростом растений и развитием  животных, над погодой, ветром, облачностью, поведением рек и озер в зависимости  от погоды и т.п. В некоторых школах практикуются в порядке лабораторной работы поручения школьникам сбора  и пополнения экспонатами местных  краеведческих музеев или школьных музеев, изучение фольклора своего края и др. В любом случае учитель  составляет инструкцию, а ученики  записывают результаты работы в виде отчетов, числовых показателей, графиков, схем, таблиц. Лабораторная работа может  быть частью урока, занимать урок и  более.

Практические работы проводятся после  изучения крупных разделов, тем и  носят обобщающий характер. Они могут  проводиться не только в классе, но и за пределами школы (измерения  на местности, работа на пришкольном  участке).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. РОЛЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРИНЦИПА  «ОБЩЕНИЕ» В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ И УЧАЩИХСЯ

 

Педагогическое общение - это особенное  общение, специфика которого обусловлена  различными социально-ролевыми и функциональными  позициями субъектов этого общения. Учитель в процессе педагогического  общения осуществляет свои социально-ролевые  и функциональные обязанности по руководству процессом обучения и воспитания. От того, каковы стилевые особенности этого общения и  руководства, в существенной мере зависит  эффективность процессов обучения и воспитания, особенности развития и формирования межличностных отношений  в учебной группе7.

Создавая атмосферу взаимодействия с ребенком, необходимо учитывать  возможность разных позиций в  процессе общения. Позиция в общении  определяется общим отношением субъекта общения к своему партнеру и может  проявляться самыми различными способами. Наиболее благоприятную атмосферу  общения создает позиция равноправного  партнера, которая характерна для  личностно-ориентированного образования. Если педагог в общении с ребенком занимает позицию равноправного  партнера, он обеспечивает взаимное доверие  и создает хорошие условия  для обсуждения любой проблемы.

Невозможно абсолютное равенство  ребенка и педагога, но возможна равноценность. Поскольку и ребенок, и взрослый педагог равноценны, они  могут занимать в общении позиции  равноправных партнеров. И ребенок, и взрослый - люди, их различает лишь объем личного опыта, знаний, уровень  развития. Именно с этой точки зрения педагог равноценен ребенку, хотя и  не равен ему по уровню развития.

Информация о работе Контрольная работа по "Педагогике"