Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2013 в 06:35, контрольная работа
1. ИЗЛОЖИТЕ В ВИДЕ ТЕЗИСОВ ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ УЧЕНИЯ А.С. МАКАРЕНКО О КОЛЛЕКТИВЕ
Учение А.С. Макаренко содержит подробную технологию поэтапного формирования коллектива.
Чтобы стать коллективом, группа должна пройти нелёгкий путь качественных преобразований. На этом пути А.С. Макаренко выделяет несколько стадий (этапов)1.
Во взаимодействии с ребенком учитель не только принимает от него информацию о его настроениях, переживаниях, уровне понимания, но и дает ему «обратную связь» о собственной включенности в процессе общения. Ориентируясь на наши реакции, ребенок строит представление о собственных успехах или неудачах, ошибках или достижениях, у него возникает представление о себе как о личности. Искренне радуясь его успеху, сочувствуя его беде, учитель оказывает ребенку поддержку, в которой нуждается маленький человек.
Различные внешние обстоятельства
могут повлиять на наше самоощущение.
Но, ни в коем случае не стоит допускать,
чтобы плохое настроение, усталость
и раздражение разбили
Если у педагога не получается занятие или совместная игра, не стесняйтесь признаться в этом детям. В общении очень важно быть естественным, оставаться самим собой.
Взаимодействие с детьми предполагает, что педагог должен корректировать поведение ребенка. Однако имеет смысл делать это не посредством простого запрета, окрика или замечания, а с помощью позитивных сообщений. Можно представить два основных типа ситуаций, когда учитель должен корректировать ребенка: 1) когда последствия действий ребенка не слишком тяжелые или вызваны его ошибкой; 2) когда последствия затрагивают других людей и являются результатом сознательного действия ребенка.
В первом случае позитивное сообщение педагога должно заключать в себе поощрение ребенка действовать дальше. Второй тип ситуаций требует пресечения действий ребенка. В этом случае позитивные сообщения преследуют цель изменить поведение ребенка. Позитивное сообщение включает следующие компоненты: 1) описание произведенного действия; 2) описание возможного (или неизбежного) результата этого действия; 3) предложение альтернативного варианта поведения.
Необходимо, чтобы в структуру такого сообщения входили все три звена. Важно не ограничиваться объяснением, почему так делать не стоит или нельзя, а предложить ребенку другой вариант поведения в этой ситуации.
Позитивное отношение к
Плодотворное педагогическое общение ставит одной из своих целей задачу повышения уровня межличностных отношений в реальном коллективе учащихся8. По данным исследований, наиболее привлекательные качества, определяющие межличностные отношения и взаимные симпатии учащихся, - отзывчивость, доброжелательность, искренность, верность слову, а также ряд качеств, связанных с волевой сферой личности. Педагог может и должен опираться в своей работе на имеющуюся систему положительных ценностей учащихся, формируя партнерскую позицию в общении.
Список литературы
1. Беспалько В.П. Теория создания и применения школьных технологий. М., 2006.
2. Выбор методов обучения в средней школе / Под ред. Ю. К. Бабанского. М. 2007.
3. Исаев И. Ф., Мищенко А. И., Шиянов Е.Н. Педагогика. М.1998.
4. Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. М.1999.
5. Макаренко А. С. О воспитании. М.1988.
6. Макаренко А.С. Наследие и современные преобразования в педагогической теории и практике. - Н.Новгород. НГПИ. 2006.
7. Педагогика: учеб.; под общ. ред. П.И. Пидкасистого. М. Педагогич. общество России. 2004.
8. Подласый И. П. Педагогика: Новый курс. М. 2001.
9. Сластёнин В. А. Педагогика. М. 2005.
10. Управление современной школой: Пособие для директора школы / Под ред. М.М. Поташника. М.1992.
11. Шамова Т.И., Третьяков П.И., Капустин Я.П. Управление образовательными системами. М.2001.
1 Макаренко А. С. О воспитании. М.1988. С. 59.
2 Макаренко А. С. О воспитании. М. 1988. С. 62.
3 Макаренко А. С. О воспитании. М. 1988. С. 64.
4 Беспалько В.П. Теория создания и применения школьных технологий. М. 2006.С.56.
5 Педагогика: учеб.; под общ. ред. П.И. Пидкасистого. М. Педагогич. общество
России. 2004. С. 58.
6 Сластенин, В.А. Педагогика: учебное пособие. М.Академия, 2004. С. 247.
7 Сластёнин В. А. Педагогика. М. 2005. С. 78.
8 Исаев И. Ф., Мищенко А. И., Шиянов Е.Н. Педагогика. М.1998.С.89.