Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2013 в 22:15, контрольная работа
1.Этнопедагогика и современная школа.
2.Основные идеи этнопедагогики.
3.Использование идей этнопедагогики в работе современного учтеля.
Практическая работа.
Русский народ, создавая сказки, стремился отразить в них свои лучшие черты, идеалы, ценности, принципы и стремится передать подрастающему поколению то, что воспевается в сказках: трудолюбие, коллективизм, скромность, щедрость, правдивость, человеколюбие, противоположные им качества высмеиваются и осуждаются.
Этнокультура русского народа сохраняет уникальное песенное творчество, а оно, как и сказки, способствует нравственному воспитанию и укреплению морали, поскольку в нём отражается всё мировоззрение народа. Песни, складываясь на протяжении многих тысячелетий, постоянно испытывали естественный отбор. Следует отметить, что в самом их смысловом содержании заложены и хранятся воспитательные функции. Музыкально-поэтическое творчество играет огромную роль в формировании личности человека (колыбельные, пестушки, хороводы, трудовые, обрядовые, исторические, лирические, семейно-бытовые, частушки), все они способствовали умственному, эстетическому, трудовому, нравственному воспитанию.
Этнокультура – это ценностная сфера сознания каждого, даже маленького народа, со своей выстроенной в историческом пространстве системой жизнеобеспечения, способствующей взаимодействовать с другими этнокультурами в общей системе мировой культуры.
Следует выделить особую роль пословиц в деле воспитания. Поговорки и пословицы, являясь концентрированным выражением народной мудрости, всегда отвечали различным духовным потребностям людей: познавательным, этическим, эстетическим. Пословицы русского народа являются четко выстроенной системой позитивных идеалов, которые направлены на нравственное воспитание. Смысловая нагрузка пословиц и поговорок несёт в себе воспитательные функции, которая указывает, что человек должен быть трудолюбивым, смелым, честным, любящим свою Родину. Необходимо привести слова Михаила Александровича Шолохова (1905-1984), написанные в предисловии сборника, собранного и составленного Владимиром Ивановичем Далем "Пословицы русского народа": "Труд великого собирателя этого несметного богатства послужит великому и благородному делу изучения неисчерпаемых богатств нашей отечественной культуры, великого и могучего языка нашего".
Исключительное место в жизни русских людей занимало религиозное воспитание. Идеи Православия как воспитательный потенциал эффективно использовались в народной педагогике. Воспитание в Православии основано на десяти заповедях. Первой заповедью Бог повелевает познавать и почитать Его, как единого Бога, и никого и ничего другого за Бога не признавать и не почитать. Вторая заповедь гласит – не сотвори себе кумира, и всякого подобия его. Третья заповедь. Не приемли имени Господа Бога твоего всуе (напрасно). Четвёртая заповедь учит – помни день субботний (день отдыха). Пятой заповедью Бог повелевает оказывать почтение к родителям. "Чти отца твоего и матерь твою". Шестая заповедь "Не убий" Бог запрещает убивать, а также изувечивать как себя самого, так и другого человека. Седьмой заповедью Бог запрещает мужу и жене нарушать взаимную верность и любовь. Восьмой заповедью "Не укради" Бог запрещает отнимать или захватывать чужое имущество. Девятой заповедью "Не послушествуй (свидетельствуй)" Бог запрещает ложно свидетельствовать на кого-либо в суде; клеветать на другого человека. Заповедь эта повелевает: беречься всякой лжи. Десятая заповедь. Не пожелай жены ближнего твоего. Десятой заповедью Бог запрещает завидовать чужому добру и желать зла ближнему и повелевает, чтобы каждый человек был доволен своим достоянием. В Православной вере с раннего возраста дети приучались к молитве и исповеди, к терпению, выносливости, послушанию. В Православном храме во время многочасовой службы необходимо стоя слушать проповеди священника и по памяти вторить молитвы. Все эти факторы формировали нравственную культуру подрастающего поколения.
В семейной жизни русским народом ясно осознавалось значение личного примера в воспитании. В связи с чем в народной педагогике был выработан целый кодекс поведения родителей с детьми.
Другие факторы народной педагогики – труд, искусство народного творчества, общение, традиции также способствовали нравственному воспитанию. Принимая участие в трудовой коллективной деятельности (толоки и помочи), эстетической деятельности (уличные дневные хороводы, вечерние хороводы, посиделки), подрастающее поколение перенимало и закрепляло нравственные принципы, выработанные этнокультурой русского народа.
Нравственные нормы и ценности в этнической культуре приобретают и несут своё особое национальное звучание. Механизмом сохранения этих национальных ценностей, способствующих их развитию, является этнопедагогики. Вопрос об использовании этнопедагогики в учебно-воспитательном процессе требует, пржде всего, создания такой системы, которая способствовала бы комплексному ее использованию. Структура этнокультурной и этнопедагогической учебно-воспитательной системы должна состоять из следующих компонентов:
Рассмотрим подробнее:
1. Методическая работа в школе
должна включать в себя
2. Работа с родителями
При рассмотрении форм и методов
этнопедагогического
Загадки, считалки, наблюдения всегда служили воспитанию любознательности, развитию логического мышления. Сердцевиной семейного воспитания является трудовое воспитание. Нравственное воспитание молодого поколения всегда связано с моральным кодексом семьи. Любовь к Родине, преданность интересам народа, чувство ответственности, правдивость,скромность и верность в дружбе и любви – таковы основные черты нравственной личности в понимании народа. Много интересного содержится в народном представлении о физическом и эстетическом воспитании.
3. Работа с учащимися:
- на уроке. Использование форм
и методов народной педагогики
на уроках можно рассмотреть
с позиций применения
Литература, чтение, родной язык. Нельзя себе представить народную педагогику без народа, не услышав «голоса народа». Эта народная мудрость выражена в памятниках народной педагогики: пословицах, эпосах, легендах, преданиях. На этом училось и воспитывалось не одно поколение людей, более того, некоторые пословицы стали девизом в жизни великих людей. Русский народ называет поговорки и послвицы крылатыми словами, казахский народ – жемчужиной, нанизанной на ниточку.
Сказки же имеют свои характерные особенности. Это любовь к Родине и ее защита, беспредельная отвага в борьбе со злом, трудолюбие и мастерство. Сказки выражают характер народа, его психологию, жизненные позиции. Они побуждают у слушателей целую гамму ощущений: веселье, юмор, радость, смех, нежность и тут же ужас, жалость, горе. Синонимом истины всегда выступает добро разумно, а зло глупо. Значение сказок не ограничивается только воздействием на детей, они оказывают определенное влияние и на самих родителей, на их нравственный облик, жизненные позиции, взгляды и убеждения. Ч.Айтматов писал: «В наш цивилизованный научно-технический век не до сказок вроде бы, но это не значит, что сказку можно выбросить как ненужную вещь из жилища. Это было бы с нашей стороны неразумно и даже бесчеловечно. Нельзя пренебрегать опытом прошлого. Сказка – это опыт человечества. Мы должны беречь сказку так же, как бережем памятники старинного зодчества». [Жарикбаев]
При работе со сказками надо тщательно проанализировать момент появления сказки на свет, выделить и в деталях осмыслить эпизоды. Такой анализ обострит внимание учащихся, будет способствовать развитию речи, наблюдательности, образного видения детей и поможет им понять, почему так, а не иначе сложились судьбы сказочных персонажей.
Физическое воспитание. Наряду с умственным воспитанием народ выработал свои нормы, методы и средства физического воспитания молодого поколения. Ухудшение природной среды обитания человека, распространение таких отрицательных воздействий на детей, как алкоголизм, курение, наркомания, очень остро ставят вопрос о физическом здоровье молодежи. Физическое воспитание, физическая культура становятся неотъемлемыми компонентами разностороннего, гармоничного развития личности. В народных эпосах воспевался народный идеал физически закаленного, смелого и сильного героя.
Казалось бы, что на таком серьезном предмете, как математика нет места этнопедагогике, но оказалось, что включение таких элементов, как народные игры, способствует укреплению познавательных интересов к самому предмету; углублению понимания изучаемого фактического материала, расширению кругозора, приобщению их к общей культуре. Ознакомление должно проводиться не только на внеклассных занятиях, но и на уроках.
Чтобы подойти с научной точки зрения к решению многих вопросов начального курса математики, надо помнить об исторической связи. Если начать такую работу с первого класса, то постепенно включение элементов этгнопедагогики в урок станет для учащихся необходимой его частью.
Содержание, объем и стиль изложения
должны соответствовать возрастным
возможностям учащихся. Форма сообщения
сведений может быть разной. Это
и краткая беседа, и справка, и
решение задачи, и экскурс в
прошлое, показ фрагмента диафильма
или видеофильма, разъяснение рисунка.
При этом, использование
- во внеурочное время
Если проследить развитие педагогической мысли Казахстана, то можно выявить, что многие педагоги, просветители, психологи советовали и даже настаивали на обязательном применение в процессе воспитания и обучения народных игр.
Первым, собравшим большое количество
казахских народных игр, высоко оценившим
их воспитательно – развивающее
значение и высказавшим ценные педагогические
мысли, был этнограф А.А. Диваев. Он писал
о стимулирующей роли игр, вооружавших
детские чувства яркими впечатлениями
об окружающей действительности, - началу
познавательного процесса. Он первым
классифицировал казахские
Необходимость использования народных игр в образовательно – воспитательных целях неоднократно подчеркивали ученые Н. Кульжанова, М. Тумабаев и др.
Если Н. Кульжанова говорила, что
«… игра, бег, прыжки, разговор и смех
детей, чему мы часто не придаем значения,
являются самым необходимым делом
для их развития. Все это заложено
в них самой природой.[
Разделяя взгляды К. Ушинского на воспитание национального духа, самосознания в традициях народной педагогики, Макжап Жумабаев советует использовать богатые возможности этнопедагогики казахов.
Воспитательные возможности
Так, И. Жансугуров говорил, что «забавные игры, выражения и считалки, начиная с того возраста, когда дети только начинают говорить, и до школьных лет, считалки, которые они придумывают и заучивают во время игр, можно считать одним из первых видов народного творчества.», «…литература для детей должна создаваться соответственно понятийным и умственным способностям ребенка».
По словам М. Ауэзова, за долгие века истории казахского народа существовало множество забавных, развлекательных игр. Игра не только увеселительное занятие, но и наслаждение для детей. [Жарикбаев]
Казахские народные игры как одно из средств воспитания в педагогической науке стали изучаться лишь с 80-х годов М. Т. Таникеевым, Б.О. Тетенаевым, Ж. Тулегеновым, Т. Ж. Бекбатгаевым, Е. Сагындыковым, Т. Ш . Куанышевым и др.
В них рассматриваются
Как известно, у казахского народа в зависимости от уклада повседневной жизни в период своего становления бытовало много различных праздников, игр, развлечений, игравших важную роль в развитии общества М. Таникеев отмечает, что «…правильная оценка значения и характера традиционных национальных игр возможна на основе анализа истории их возникновения, ибо каждый народ в зависимости от своих социально – культурных и экономических условий вырабатывал присущие ему игры и физические упражнения… что ни одна наука не может развивать без глубокого изучения своей истории. Такое изучение помогает осваивать достигнутые результаты и двигать науку вперед. [Таникеев,11]
Работа с общественностью
В процессе такой работы надо обсуждать
со школьниками вопросы о