Контрольная работа по "Педагогике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2013 в 16:21, контрольная работа

Краткое описание

Исследование систем управления – научное изучение профессиональными исследователями или менеджерами соответствующего предмета систем управления (как совокупности взаимосвязанных элементов и подсистем управления, взаимодействующих между собой и участвующих в процессе воздействия на объекты управления и внешнюю среду ) с целью определения законов и закономерностей управления, совершенствования и развития познаваемых систем, получения и применения новых знаний в теории и практике.

Содержание

1. Определите сущность системного, ситуационного подхода к управлению..............................................................................................................3
2. «Разгосударствление» и «диверсификация» как показатели усиления общественного характера управления образованием…………………………..9
3. Педагогический коллектив. Особенности педагогического коллектива. Организационное строение педагогического коллектива…………………….11
4. Объекты педагогического анализа – организационные формы обучения, внеклассные мероприятия, итоги работы образовательного учреждения за учебный год………………………………………………………………………18
5. Список литературы…………………………………………………………...23

Вложенные файлы: 1 файл

педагогика контр 4.docx

— 44.93 Кб (Скачать файл)

Министерство образования  и науки Российской Федерации

Федеральное государственное  автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования  «Российский государственный профессионально-педагогический университет»

 

Институт социологии и  права

Кафедра педагогики

 

 

 

 

 

контрольная работа № 4

по дисциплине «Педагогика»

 

 

вариант № 6

 

 

 

 

                                                                Выполнила:  
            студентка группы

                                                                   Кп-111 СД ГП

                                                         Кузьмина Ю.Е.

 

                                                          Принял:

 

 

 

 

 

 

Екатеринбург

2011 г.

Содержание

 

1.   Определите сущность системного, ситуационного подхода к управлению..............................................................................................................3

2. «Разгосударствление» и «диверсификация»  как показатели усиления общественного  характера управления образованием…………………………..9

3. Педагогический коллектив. Особенности  педагогического коллектива. Организационное  строение педагогического коллектива…………………….11

4.  Объекты педагогического  анализа – организационные формы  обучения, внеклассные мероприятия,  итоги работы образовательного  учреждения за учебный год………………………………………………………………………18

5.  Список литературы…………………………………………………………...23

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Определите сущность системного, ситуационного подхода к управлению?

 

Исследование систем управления – научное изучение профессиональными исследователями или менеджерами соответствующего предмета систем управления (как совокупности взаимосвязанных элементов и подсистем управления, взаимодействующих между собой и участвующих в процессе воздействия на объекты управления и внешнюю среду ) с целью определения законов и закономерностей управления, совершенствования и развития познаваемых систем, получения и применения новых знаний в теории и практике.

Под управлением вообще понимается деятельность, направленная на выработку решений, организацию, контроль, регулирование объекта управления в соответствии с заданной целью, анализ и подведение итогов на основе достоверной информации. Объектами управления могут быть биологические, технические, социальные системы. Одной из разновидностей социальных систем является система образования, функционирующая в масштабе страны, края, области, города или района. Субъектами управления системой образования в данном случае выступают Министерство образования Российской Федерации, управления образования края, области или города, а также районные отделы образования.

К настоящему времени известны четыре важнейших подхода, которые внесли существенный вклад в развитие теории и практики управления.

Процессный подход рассматривает управление как непрерывную серию взаимосвязанных управленческих функций.

В системном подходе  подчеркивается, что руководители должны рассматривать организацию как совокупность взаимозависимых элементов, таких как люди, структура, задачи и технология, которые ориентированы на достижение различных целей в условиях меняющейся внешней среды.

Ситуационный подход  концентрируется на том, что пригодность различных методов управления определяется ситуацией. Поскольку существует такое обилие факторов как в самой организации, так и в окружающей среде, не существует единого «лучшего» способа управлять организацией. Самым эффективным методом в конкретной ситуации является метод, который более всего соответствует данной ситуации.

Подходы на основе выделения  различных школ.

В первой половине двадцатого века получили развитие четыре четко различимые школы  управленческой мысли. Хронологически они могут быть перечислены в  следующем порядке: школа научного управления, административная школа, школа  психологии и человеческих отношений  и школа науки управления (или  количественная школа).

Остановимся подробнее на системном и ситуационном подходе к управлению.

Системный подход.

При всех различиях в подходах и  выборе объектов организации в них  есть нечто общее, и это общее  использование – использование  универсального инструментария менеджмента. Известно, что различия обычно выявляются по мере детализации анализа явлений, а общее уже проявляется на более высоком уровне абстрагирования. Достигнуть этого уровня позволяет  системный подход к организации  и управлению.

Системная методология в менеджменте  получила своё признание и широкое  распространение уже во второй половине ХХ века. Научно-технический прогресс, давший мощный толчок широкой автоматизации  производственных процессов, стал оказывать  своё революционизирующее воздействие  и на процессы управления. Востребованной оказалась кибернетика – теория, объяснявшая многие закономерности авторегулирования в биологии, физике, технике. Открылись возможности  применения этих закономерностей в  теории и практике управления социально-экономическими организациями. В России это нашло применение вначале в проектировании автоматизированных систем управления (АСУ), а затем и в формировании системного подхода ко всем процессам организации и управления в социально-экономических структурах.

 Из трудов зарубежных авторов,  признававших системный подход  как один из универсальных  инструментов менеджмента, в России  получили известность работы  Р. Джонсона, Ф. Каста, Д. Розенцвейла, С. Оптнера, С. Янга, Дж. Риггса, М. Х. Мескона и др.

Системный подход вошёл в современную  теорию организации и управления как особая методология научного анализа и мышления. Способность  к системному мышлению стала одним  из требований к современному руководителю. Система, по определению многих авторов, - это совокупность взаимосвязанных  элементов. Характерной особенностью такой совокупности является то, что  её свойства как системы не сводится простой к сумме свойств, входящих в неё элементов.

Качество организации системы  обычно выражается в эффекте синергии. Он проявляется в том, что результат  функционирования системы в целом  получается выше (ниже), чем сумма  одноимённых результатов отдельных  элементов, составляющих совокупность. На практике это означает, что из одних и тех же элементов мы можем получить системы разного  или одинакового свойства, но различной  эффективности в зависимости  от того, как эти элементы будут  взаимосвязаны между собой, т.е. как  будет организована сама система.

Говоря о производстве как социально-экономической системе, мы в качестве элементов этой системы рассматриваем людей и средства производства (орудия труда, станки, инструмент, предметы труда и пр.). С одной стороны нетрудно представить, что все эти элементы могут быть соединены между собой таким образом, что на выходе системы мы вообще не получим ожидаемого продукта или получим его не в нужном количестве и не требуемого качестве. С другой стороны, при рациональном размещении всё тех же элементов в пространстве, организации чёткого взаимодействия во времени, правильном использовании профессиональной классификации людей, их индивидуальных способностей и возможности кооперации труда мы можем получить на выходе системы ожидаемый результат.

Применение теории систем в управлении в конце 1950-х гг. явилось важнейшим  вкладом школы науки управления и, в частности, американского ученого  Дж. Пола Гетти. Согласно данной теории, система – это некоторая целостность, состоящая из взаимозависимых частей, каждая из которых вносит свой вклад в характеристики целого. При системном подходе организация рассматривается как совокупность взаимозависимых элементов, таких, как люди, структура, задачи и технология, которые ориентированы на достижение различных целей в условиях изменяющейся внешней среды.

Под воздействием системного подхода  происходило формирование программно-целевого подхода (программный подход, целевое  управление), содержащего три основные процедуры: определение целей и  их упорядочение в соответствующей  иерархической системе («дерево  целей»); выработку комплексных программ развития организационно-обособленных комплексов социальной деятельности; формирование специфических организационных  структур.

Реализация идей системного подхода  положила начало применению новых методов  управления народным образованием и  образовательными учреждениями. С позиций  системного подхода образование  рассматривается как сложная  социальная система, имеющая свои подструктуры, явления, процессы, между которыми существуют разнообразные связи и отношения.

Особенность системного подхода состоит  в том, что он не содержит набора каких-либо руководящих принципов. Системный подход говорит лишь о  том, что организация состоит  из большого числа взаимосвязанных  подсистем и является открытой системой, которая взаимодействует с окружающей средой.

Ситуационный подход.

Еще один подход, разработчики которого внесли большой вклад в теорию управления, получил название ситуационного  подхода. Сущность этого подхода  заключается в том, что самым  эффективным является тот метод  управления, который более всего  соответствует сложившейся ситуации, поскольку ситуация, т.е. конкретные обстоятельства, оказывают значительное влияние на организацию в данное конкретное время. Ситуационный подход не является простым набором предписываемых рекомендаций, это способ мышления относительно организационных проблем  и их решений. Используя его, руководители могут лучше понять, какие приемы в большей степени способствуют достижению целей организации в  конкретной ситуации.

Ситуационный подход не отвергает  достижения других подходов и школ управления.  В нём сохранены основные концепции и подходы, которые применимы ко всем организациям. Но признавая, что общий процесс управления одинаков, ситуационный подход утверждает, что специфические приёмы, которые используются на практике для достижения целей предприятия.

Ситуационный подход внёс значительный вклад в теорию управления, раскрыв  возможности прямого приложения теоретических положений к конкретным условиям и ситуациям. Он не является набором правил, это скорее способ мышления о проблемах организации  и путях их решения.

Ситуационный подход стал логическим продолжением системного подхода к  управлению. Системный подход позволил определить, что организация является открытой системой, активно взаимодействующей  с внешней средой.

Производственные системы, как  системы открытого типа, имеют  входные и выходные каналы, которые  позволяют взаимодействовать с  внешней средой. Согласно ситуационному  подходу вся организация внутри предприятия есть ответ на различные  по природе воздействия факторов внешней среды. Ситуация –центральный момент этого подхода. Она означает конкретный набор обстоятельств, которые оказывают в данный период времени существенное влияние на работу предприятия. Число факторов внешней среды, воздействующих на производственную систему, столь велико, что из этого многообразия выделяют только главные. Разные авторы указывают на разное число факторов, влияющих на управление. Но большинство из них считают, что существует не более десятка факторов внутренних и внешних переменных, существенно значимых для успешного управления предприятием.

Ситуационный подход, вобрав в себя все достоинства предыдущих школ и подходов, расширил практическое применение теории систем, определив  основные внутренние и внешние переменные, которые влияют на производственные системы. Согласно этому подходу  все известные концепции и  методики должны быть применимы к  конкретным ситуациям. Ситуационный подход, или, как его часто называют, ситуационное мышление, считают в настоящее  время лучшим способом сделать управление эффективным.

 

 

 

 

 

2.   «Разгосударствление» и «диверсификация» как показатели усиления общественного характера управления образованием.

 

Общественный характер управления системой образования проявляется  в том, что наряду с органами государственной  власти создаются общественные органы, в которые входят представители  учительского и ученического коллективов, родителей и общественности. Их участие  в управлении создает реальные предпосылки  для создания атмосферы научного поиска и положительного психологического климата в коллективе школы. Реальным воплощением общественного характера  управления образованием является деятельность коллективного органа управления — совета школы. Функции и содержание работы совета определяются "Временным положением о государственных общеобразовательных учебных заведениях в Российской Федерации"1.

Высшим руководящим органом  школы является конференция, которая проводится не реже одного раза в год. Конференция имеет широкие полномочия: на общешкольной конференции избирается совет школы, его председатель, определяется срок их деятельности. Каждое учебное заведение принимает на конференции Устав учебного заведения, учитывающий реальное состояние, цели, задачи, перспективы своего развития. Таким образом, Устав одной общеобразовательной школы в своих деталях может отличаться от Устава другой школы, но общая направленность Устава задается "Временным положением о государственных общеобразовательных учебных заведениях". Как коллегиальный орган совет школы утверждает основные направления развития, пути повышения качества учебно-воспитательного процесса, определяет язык обучения. Совет школы может создавать временные или постоянные комиссии, штабы, советы по различным направлениям работы учебного заведения и устанавливает их права, обязанности, границы полномочий. Делегатами конференции с правом решающего голоса на собраниях своих коллективов избираются учащиеся II и III ступеней, учителя и другие работники учебного заведения, родители (лица, их заменяющие), представители общественности.

 В период между конференциями в роли высшего руководящего органа выступает совет школы (учебного заведения), как правило, возглавляемый одним из представителей общественности или родителей, работает в тесном контакте с администрацией школы и общественными организациями. Совет доводит свои решения до сведения родителей или лиц, их заменяющих. Решение совета считается правомочным, если за его принятие проголосовало не менее двух третей присутствующих членов совета.

Информация о работе Контрольная работа по "Педагогике"