Контрольная работа по "Педагогике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2013 в 16:21, контрольная работа

Краткое описание

Исследование систем управления – научное изучение профессиональными исследователями или менеджерами соответствующего предмета систем управления (как совокупности взаимосвязанных элементов и подсистем управления, взаимодействующих между собой и участвующих в процессе воздействия на объекты управления и внешнюю среду ) с целью определения законов и закономерностей управления, совершенствования и развития познаваемых систем, получения и применения новых знаний в теории и практике.

Содержание

1. Определите сущность системного, ситуационного подхода к управлению..............................................................................................................3
2. «Разгосударствление» и «диверсификация» как показатели усиления общественного характера управления образованием…………………………..9
3. Педагогический коллектив. Особенности педагогического коллектива. Организационное строение педагогического коллектива…………………….11
4. Объекты педагогического анализа – организационные формы обучения, внеклассные мероприятия, итоги работы образовательного учреждения за учебный год………………………………………………………………………18
5. Список литературы…………………………………………………………...23

Вложенные файлы: 1 файл

педагогика контр 4.docx

— 44.93 Кб (Скачать файл)

 Одним из важнейших показателей усиления общественного характера управления образованием является разгосударствление системы образования и диверсификация образовательных учреждений.

 Разгосударствление означает, что наряду с государственными возникают негосударственные учебные заведения, они перестают быть структурами государственного аппарата, педагоги и воспитатели, учащиеся и родители действуют на основе собственных интересов, запросов региональных, национальных, профессиональных, конфессиональных объединений и групп.

Диверсификация (в пер. с лат. — разнообразие, разностороннее развитие) образовательных учреждений предполагает одновременное развитие различных типов учебных заведений: гимназий, лицеев, колледжей, школ с углубленным изучением отдельных предметов, — как государственных, так и негосударственных.

   
 
 
3. Педагогический коллектив. Особенности педагогического коллектива. Организационное строение педагогического коллектива.

 

Современные представления о педагогическом коллективе как субъекте управления и саморазвития сложились под  влиянием идей русских педагогов  Л. Н.Толстого, К.Д. Ушинского, Н. И. Пирогова и других о взаимосвязи обучения и воспитания, о совместной деятельности педагогов и учащихся, о стремлении педагогов к самосовершенствованию.

Педагогический коллектив учителей является частью общественного коллектива, куда входит составной частью ученический  коллектив. При всем соответствии признакам  любого коллектива педагогический коллектив  школы в то же время имеет и  свои специфические особенности.

Главная отличительная особенность  педагогического коллектива состоит  в специфике профессиональной деятельности, а именно в обучении и воспитании подрастающего поколения. Эффективность  профессиональной деятельности педагогического  коллектива определяется уровнем педагогической культуры его членов, характером межличностных  отношений, пониманием коллективной и  индивидуальной ответственности, степенью организованности, сотрудничества. Педагогические, воспитательные по своей сути, коллективы учебных заведений дают учащимся первоначальное представление о  коллективе взрослых, о системе взаимоотношений  в нем, о совместной деятельности. Данное обстоятельство стимулирует  педагогический коллектив к самоорганизации, постоянному самосовершенствованию.

Педагогическая деятельность коллектива учителей протекает в тесном взаимодействии с коллективом школьников. Решение  педагогических задач зависит от того, в какой степени и как  используется воспитательный потенциал  ученического коллектива.

В категориях науки управления и системного подхода педагогический коллектив является управляющей  системой, а ученический коллектив - управляемой. В условиях повышенного  внимания к личности как субъекту деятельности и общения важно  признать, что и педагогический, и ученический коллективы выступают  субъектами управления и собственного саморазвития. Учительский коллектив  в силу имеющегося огромного интеллектуального, воспитательного потенциала безусловно выступает субъектом воспитания не только по отношению к детскому коллективу, но и по отношению к самому себе. Субъект-субъектные отношения, складывающиеся в общешкольном коллективе, наиболее полно характеризуют современное состояние школы как воспитательной системы.

Раскрывая главную особенность  педагогического коллектива, необходимо отметить полифункциональность учительской профессии. Современный учитель одновременно выполняет функции учителя-предметника, классного руководителя, руководителя кружка или студии, общественного деятеля. Полифункциональность деятельности отдельных учителей определяет полифункциональность деятельности всего педагогического коллектива. Решая свои профессиональные задачи, педагогический коллектив выходит за пределы школы. Педагогизация окружающей социальной среды - формирование педагогической культуры родителей и общества в целом - становится неотъемлемой функцией педагогического коллектива. Для многих учителей характерна активная реализация исследовательской функции в педагогической деятельности. Учитель-исследователь сегодня - это педагог, способный выйти за пределы нормативной деятельности, тонко улавливающий преимущества и недостатки педагогических нововведений, способный сам осваивать, создавать и внедрять новые ценности и технологии.

Другая особенность педагогического  коллектива состоит в его высокой  степени самоуправляемости. Основные принципиальные вопросы жизни и  деятельности педагогического коллектива являются предметом обсуждения на различных уровнях управления. Подтверждение этому - деятельность совета школы, педагогического совета, методических комиссий, общественных организаций. Делегирование полномочий по вертикали рядовым учителям создает необходимые предпосылки для формирования положительного общественного мнения в коллективе, развития самостоятельности и инициативы. Как правило, функциональные обязанности членов педагогического коллектива, его руководителей четко определены, должностные инструкции обязательны для выполнения, отработаны формы контроля и самоконтроля.

Одной из особенностей деятельности педагогического коллектива является коллективный характер труда и коллективная ответственность за результаты педагогической деятельности. Единство учителей может  проявляться в ценностных ориентациях, взглядах, убеждениях, но это не означает, однако, однообразия в технологии педагогической деятельности. Такие  педагогические ценности, как любовь к ребенку, желание научить его, уважение к личности, педагогическое творчество, оптимизм, общая и профессиональная культура, создают ту базу, на которой  основывается единство действий учителей.

К числу особенностей жизнедеятельности  педагогического коллектива необходимо отнести также отсутствие временных  рамок выполнения тех или иных видов педагогического труда. Это  часто является причиной перегрузки учителей, недостатка необходимого свободного времени для профессионального  роста, духовного обогащения. Наблюдения показывают, что в силу ряда причин материального, временного порядка  резко сократилось число выписываемых литературных изданий, периодической  печати, число посещений учителями  кинотеатров, музеев и выставок.

Специфической особенностью педагогического коллектива является его преимущественно женский  состав, что не может не влиять на характер взаимоотношений, возникающих в нем. Женские коллективы более эмоциональны, чаще подвержены смене настроений, более конфликтны, чем те педагогические коллективы, в которых в значительной части представлены мужчины. Однако нужно иметь в виду, что женщины по самой своей природе более предрасположены к воспитательной деятельности, более гибки в выборе приемов и способов педагогического воздействия.

Организационное строение педагогического  коллектива. Исследования по психологии коллектива (А.И.Донцов, А.Н.Лутошкин, А.В.Петровский, А.Л.Свенцицкий и др.) дают обоснованную информацию о структуре коллектива. В частности, при социально-психологическом  анализе коллектива выделяют формальную (официальную) и неформальную (неофициальную) организационные структуры. В этом случае под структурой понимаются относительно устойчивые взаимосвязи между членами  коллектива.

Формальная структура  коллектива обусловлена официальным  разделением труда, правами и  обязанностями его членов. В рамках формальной структуры каждый человек, выполняя те или иные профессиональные функции, взаимодействует с другими  членами трудового общества на основе определенных, предписанных ему правил. Учителя, работающие в одном и  том же классе, руководствуются образовательными стандартами, программами, расписанием  уроков и внеклассных занятий, нормами  профессиональной этики. Каждый учитель  находится в официальных, деловых  отношениях с коллегами, руководителями школы. Отношения между учителями  и администрацией школы - директором, завучами - регламентируются должностными инструкциями и распоряжениями.

Нормальное функционирование коллектива, его формальная организационная  структура зависят от ряда условий. Результаты коллективного взаимодействия учителей определяются степенью организации совместной деятельности в рамках формальной структуры, координацией функций, наличием различного рода оперативных графиков, системой контрольных мероприятий за ходом и результатами учебно-воспитательного процесса, равномерным распределением общественных обязанностей.

Неформальная структура  коллектива возникает на основе действительных, а не только предписанных, функций, выполняемых членами конкретного  профессионального объединения  людей. Неформальная структура коллектива представляет собой сеть реально  сложившихся отношений между  его членами. Такие отношения  возникают на основе симпатий и антипатий, уважения, любви, доверия или недоверия, желания или нежелания сотрудничества и совместного поиска. Такая структура  отражает внутреннее, порой скрытое, незримое состояние коллектива.

На развитие организационной  структуры коллектива оказывает  влияние ряд факторов. Рассмотрим влияние этих факторов с учетом специфики педагогического коллектива.

Это, прежде всего, характер профессионально-педагогических задач, решаемых членами учительского коллектива. Целостность педагогического процесса, неразрывная связь обучения и  воспитания интегрируют деятельность учителей, классных руководителей, родителей, общественности. Хотя каждый педагог  выполняет свои конкретные функции, тем не менее он согласует свои действия с другими участниками педагогического процесса - учителями, учениками, администрацией школы. Своевременная объективная информация о состоянии дел в школе, в классе укрепляет организационную структуру коллектива, объединяет членов этого коллектива. В психологических исследованиях (А.И.Донцов, Р.Х.Шакуров) доказано, что необходимым условием сплоченности коллектива выступает целевое единство, когда выполнение конкретных, частных задач подчиняется достижению общей цели деятельности.

В значительной мере организационная  структура зависит от социально-демографических  и индивидуально-психологических  особенностей членов педагогического  коллектива. Хорошей основой для  установления тесных деловых межличностных  отношений является высокая степень  однородности (гомогенности) коллектива по таким признакам, как возраст, образование, уровень квалификации, профессиональные ценности. Такие коллективы отличаются высоким уровнем сплоченности, организованности. Однако, как отмечалось ранее, педагогические коллективы достаточно разнородны по своему составу: в них входят молодые и опытные преподаватели, имеющие разный уровень квалификации, представители разного пола. Все это выступает реальной основой для возникновения неформальных групп различной направленности. Это необходимо учитывать руководителям школы при организации и управлении педагогическим коллективом.

Исследуя влияние взаимоотношений  на стабильность педагогического коллектива, Н.С.Дежникова пришла к выводу о двустороннем характере этого взаимодействия. С одной стороны, внутриколлективные отношения отражаются на стабильности коллектива, с другой - стабильность педагогического коллектива определяет характер взаимоотношений педагогов2.

Организационная структура  коллектива зависит также и от того, насколько принадлежность к  нему удовлетворяет потребности, интересы его членов. К числу факторов, определяющих степень удовлетворенности, относятся престиж коллектива, наличие  друзей, осознание значимости своего труда в данном коллективе, морально-психологический климат, традиции коллектива.

На характер организационной  структуры коллектива определенное влияние оказывает его величина. В психологии доказано, что в небольших  коллективах связи между его  членами более прочные, устойчивые. По мере увеличения коллектива отношения между его членами приобретают все более официальный характер. В педагогическом коллективе, насчитывающем более 30 человек, как правило, возникают различные неформальные группы, объединенные по разным признакам: общности интересов, увлечений, совместному отдыху и др. Тем более они возникают в педагогических коллективах больших городских школ, насчитывающих от 50 до 100 человек и более. Особое значение приобретает проблема педагогических коллективов малокомплектных сельских школ, в которых может быть от 10 до 50 учащихся и от 3 до 10-12 учителей. Численность педагогического коллектива определяет характер руководства им. В небольших коллективах педагоги хорошо знают друг друга, отношения между ними отличаются стабильностью, но в таких коллективах ограничены возможности общения, взаимного обогащения. В больших коллективах складывается сложная структура взаимоотношений, они более подвижны, иногда даже конфликтны, но в таких педагогических коллективах большая вероятность появления ярких, неординарных личностей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Объекты педагогического  анализа – организационные формы  обучения, внеклассные мероприятия,  итоги работы образовательного  учреждения за учебный год.

 

Одной из функций управления целостным педагогическим процессом  является педагогический анализ. Функция  педагогического анализа в ее современном понимании введена и разработана в теории внутришкольного управления Ю.А.Конаржевским. Педагогический анализ в структуре управленческого цикла занимает особое место: с него начинается и им заканчивается любой управленческий цикл, состоящий из последовательно взаимосвязанных функций. Исключение педагогического анализа из общей цепи управленческой деятельности приводит к ее распаду, когда функции планирования, организации, контроля, регулирования не получают в своем развитии логического обоснования и завершения.

Основными объектами педагогического  анализа, концентрирующими в себе все многообразие целей, задач, содержания, форм и методов обучения и воспитания детей, являются организованные формы обучения, и прежде всего урок, внеклассные мероприятия и итоги работы школы за учебный год. Общей, объединяющей педагогический анализ указанных объектов, является методология системного подхода. Методология и логика системного подхода к педагогическому анализу как функции управления школой определяются последовательностью следующих действий:

Информация о работе Контрольная работа по "Педагогике"