Концепция академической мобильности обучающихся высших учебных заведений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2013 в 12:35, реферат

Краткое описание

Присоединение Казахстана к Болонскому процессу дает определенные возможности для казахстанских вузов и студентов:
1) приведение отечественных образовательных программ и учебных планов в соответствие с европейскими стандартами;
2) признание отечественных квалификаций и академических степеней;
3) обеспечение академической мобильности студентов и преподавателей;
4) перезачет кредитов студентов казахстанских вузов в зарубежных университетах и наоборот;
5) реализация совместных образовательных программ;

Вложенные файлы: 1 файл

Koncepcija_Ak._mob._04_04_2011g..doc

— 120.50 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ 

РЕСПУБЛИКИ  КАЗАХСТАН

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КОНЦЕПЦИЯ

АКАДЕМИЧЕСКОЙ МОБИЛЬНОСТИ 
ОБУЧАЮЩИХСЯ  ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

 

(обсуждена и одобрена на совещании ректоров

в рамках расширенной Коллегии  Министерства образования и науки

Республики Казахстан  от 19 января 2011 года)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Астана, 2011

 

Концепция академической мобильности обучающихся высших учебных заведений

 

I. Преамбула

11-12 марта 2010 года на II Болонском Форуме Министров  образования стран – участниц Болонского процесса (в г.Будапешт, Венгрия и г.Вена, Австрия) Казахстан присоединился к Болонской декларации и стал 47 страной-членом Болонского процесса.

Республика Казахстан  является первым Центрально-Азиатским  государством, который удостоился чести присоединиться к Болонской декларации и стал полноправным участником европейского образовательного пространства.

Присоединение Казахстана к Болонскому процессу дает определенные возможности для казахстанских  вузов и студентов:

1) приведение отечественных образовательных программ и учебных планов в соответствие с европейскими стандартами;

2) признание отечественных  квалификаций и академических  степеней;

3) обеспечение академической  мобильности студентов и преподавателей;

4) перезачет кредитов  студентов казахстанских вузов в зарубежных университетах и наоборот;

5) реализация совместных образовательных программ;

6) создание условий  для обеспечения конвертируемости  казахстанских дипломов о высшем  образовании в европейском регионе  и права выпускников на трудоустройство в любой стране.

Главная цель, ради которой  осуществляется движение в международное  образовательное пространство - обеспечение качества казахстанского высшего образования в соответствии с мировыми стандартами, повышение его привлекательности и конкурентоспособности.

Одним из основных принципов Болонской Декларации является академическая мобильность студентов и преподавателей.

В предстоящем десятилетии  до 2020 года нам предстоит достичь высокого уровня качества высшего образования, удовлетворяющего потребности рынка труда, задач индустриально-инновационного развития страны, личности и соответствующего лучшим мировым практикам в области образования.

Казахстан может преуспеть  в этом усилии только в том случае, если будет максимально использовать способности и возможности своих граждан, будет полноценно участвовать в процессе обучения на протяжении всей жизни, а также в расширении участия в высшем образовании.

Обучение, ориентированное  на результат, и мобильность помогут  обучающимся развивать компетенции, которые необходимы им адаптироваться к меняющемуся рынку труда, и которые позволят им стать активными и ответственными гражданами.

 

II. Анализ текущей ситуации. Условия для развития академической мобильности

В высшем образовании  Республики Казахстан реализованы основные принципы Болонской декларации. Во всех вузах внедрена кредитная технология обучения. Вузы республики активно реализуют совместные образовательные программы с зарубежными университетами.

Осуществлен полный переход  на трехуровневую модель подготовки специалистов: бакалавр – магистр – доктор Ph.D.

Образовательные программы бакалавриата состоят из трех циклов, каждый из которых включает обязательный (то есть государственный) компонент - ОК и компонент по выбору (то есть вузовский и элективный компонент) - ВК. Среднее соотношение между ОК и ВК составляет 60(50):40(50). Это позволяет формировать высшим учебным заведениям совместные образовательные программы, студентам – индивидуальную образовательную траекторию. В рамках ВК студенты могут изучать дисциплины и осваивать кредиты других – казахстанских и зарубежных вузов.

В соответствии с Государственной программой развития образования Республики Казахстан на 2011-2020 годы будут расширяться границы академической свободы высших учебных заведений. В результате этих тенденций соотношение ОК и ВК будет доведено до 30:70.

На сегодняшний день контингент обучающихся в бакалавриате составляет 620442 человека, из них на основе госзаказа – 140533 человека.

Образовательные программы магистратуры реализуются по двум направлениям: научному и педагогическому, профильному. Структура образовательной программы магистратуры формируется из различных видов учебной и научной работы, практики, определяющих содержание образования. Образовательная компонента магистерских программ состоит из двух циклов дисциплин: базового и профилирующего, каждый из которых складывается из ОК и ВК.

Более широко представлена академическая свобода магистерских программ. Так, ОК составляет по научному и педагогическому направлению 32%, по профильному направлению 29-31%.

При этом образовательный  блок в общем объеме магистерской  программы составляет от 74% в научном  и педагогическом направлении до 78-80% в профильном направлении:

при профильной подготовке – не менее 24 кредитов, из них 19 кредитов образовательной компоненты (со сроком обучения 1 год) и не менее 36 кредитов (со сроком обучения 1,5 года), из них 28 кредитов образовательной компоненты;

при научной и педагогической подготовке – не менее 46 кредитов, из них 34 кредита образовательной компоненты.

На сегодняшний день контингент обучающихся в магистратуре составляет более 10,0 тыс. человек, из них на основе госзаказа – 5,9 тыс. человек. Средняя стоимость на 2010-2011 учебный год по госзаказу на одного магистранта составила 396,0 тыс.тенге.

Лицензии на подготовку кадров магистров имеют 118 вузов, в том числе 9 национальных, 31 государственных, 9 акционированных, 5 негражданских, 64 частных. Госзаказ на подготовку магистров размещен в 56 вузах и 2 НИИ.

В целом в Казахстане образовательную и научно-исследовательскую деятельность осуществляют 148 вузов и 162 НИИ.

Количество ППС вузов  составляет 39 600 человек, из них ученые степени имеют 18037 человек, или 45,5%.

Средний возраст докторов наук составляет – 56,8 лет, кандидатов наук – 48,5 лет. Наблюдается старение научно-педагогических кадров.

Для увеличения научного потенциала заявлена потребность в магистрах вузами на 10729 человек, НИИ – 1066 человек, государственных органов – 1670 человек.

С учетом заявленной потребности  с 2011 года будет увеличен объем госзаказа в магистратуре до 5000 мест при распределении на научную и педагогическую и профильную в соотношении 70:30 (3500 мест на научно-педагогическую и 1500 мест на профильную магистратуру).

Образовательные программы докторантуры осуществляются по двум направлениям: научному и педагогическому, профильному с присуждением высшей академической степени доктора философии (PhD) или доктора по профилю. Срок обучения в докторантуре – не менее 3-х лет.

Образовательные учебные  программы докторантуры предусматривают фундаментальную образовательную, методологическую и исследовательскую подготовку и углубленное изучение дисциплин по направлению научной специализации.

Структура образовательной  докторской программы содержит две  равнозначные компоненты: образовательную и научную.

Образовательная компонента состоит  из теоретического обучения, включающая базовые и профилирующие дисциплины общим объемом не менее 30 кредитов.

ОК по циклу базовых дисциплин составляет 40% от общего его объема, а цикл профилирующих дисциплин полностью представлен КВ. 

Научная компонента образовательной  программы формируется из научно-исследовательской/экспериментально-исследовательской  работы докторанта, научных публикаций и написания докторской диссертации.

Обязательным условием является наличие зарубежных партнеров-университетов.

С 2005 года в режиме эксперимента в  вузах республики начали внедряться образовательные программы по подготовке докторов PhD. Первоначально в двух вузах: Казахском национальном университете им.              аль-Фараби и Евразийском национальном университете им. Л.Гумилева. С каждым годом число вузов включаемых в эксперимент увеличивается. В настоящее время 29 вузов, в 16 из них размещается государственный образовательный заказ.

С 2008 по 2010 годы состоялись выпуски первых докторов PhD: всего 184, из них в КазНУ им. аль-Фараби – 112 человек и ЕНУ им. Гумилева – 72.

На данный момент контингент обучающихся в докторантуре составляет более 540 человек, из них на основе госзаказа обучаются 497 человек. Средняя стоимость на 2010-2011 учебный год по госзаказу на одного докторанта составила 1270,0 тыс.тенге.

Первый опыт подготовки докторов PhD показал как положительные стороны, так и негативные моменты данного эксперимента.

Положительные стороны:

  • Расширение международного сотрудничества.
  • Приближение казахстанских образовательных программ к мировому уровню.
  • Привлечение к реализации образовательных программ докторантуры зарубежной профессуры, экспертов-практиков крупных национальных и иностранных компаний.
  • Использование инновационных зарубежных методик образования и их адаптированность к казахстанским послевузовским стандартам.

 Несмотря на радикальные  изменения в подготовке научно-педагогических  кадров, в системе магистратуры и докторантуры существуют такие проблемы, как:

  • Слабая организация образовательного процесса, зачастую весь учебный материал отдается на самостоятельное изучение.
  • Большинство магистрантов и докторантов не владеют иностранными языками на необходимом уровне, что затрудняет их доступ к передовым научным источникам и снижает их мобильность на международном уровне.
    • Качество  защищаемых магистерских и докторских диссертаций остается низким, поскольку слабо ориентировано на конкретный научный результат. Анализ показал, что вузы не соблюдают требования к уровню подготовки докторов Ph.D, полученная самостоятельность в присуждении высшей академической степени не всегда сопровождается должной их ответственностью за предоставленные возможности. Снижены требования к процедуре защиты докторских диссертаций.
    • Отсутствие институционального обеспечения соответствия между научно-педагогическими кадрами: специалист, кандидат наук и доктор наук и магистр и доктор Ph.D порождает недоразумения в квалификационных требованиях.
    • Научные организации оказались в стороне, их огромный научный потенциал (кадровый, ресурсный, лабораторный, исследовательский) оказался не вовлеченным в данную форму подготовки научных кадров.

В целом в образовательной  деятельности вузов не на должном  уровне находят реализацию основные постулаты Болонской декларации:

  • Не развита академическая мобильность обучающихся.
  • Ограничены возможности обучающихся в выборе дисциплин, программ и ППС.
  • Продолжает иметь место использование традиционных методов планирования и организации учебного процесса.
  • Отсутствует сопоставимость образовательных программ.

Одним из инструментов повышения качества образования, как показывает мировая практика, является академическая мобильность. Берлинское коммюнике (2003 г.) называет «мобильность студентов, академического и административного персонала основой создания европейского пространства высшего образования».

Кроме того, в Лювенском  коммюнике (2009 г.) мобильность характеризуется  отличительной чертой Европейского пространства высшего образования. «Мобильность студентов, начинающих исследователей и сотрудников высшей школы повышает качество программ и научных исследований. Она усиливает академическую и культурную интернационализацию европейского высшего образования. Мобильность имеет важное значение для развития личности и для трудоустраиваемости, формирует уважение к многообразию и способность понимать другие культуры. Она побуждает к языковому плюрализму, закладывая тем самым основу для многоязычной традиции Европейского пространства высшего образования, и расширяет сотрудничество и конкуренцию между высшими учебными заведениями.».

 

III. Видение развития академической мобильности

 

Академическая мобильность – это перемещение обучающихся или преподавателей-исследователей на определенный академический период (включая прохождение учебной или производственной практики), как правило, семестр или учебный год, в другое высшее учебное заведение (внутри страны или за рубежом) для обучения или проведения исследований, с обязательным перезачетом в установленном порядке освоенных образовательных программ в виде кредитов в своем вузе.

Сегодня академическая  мобильность обучающихся в основном обеспечивается посредством обменных программ Erasmus Mundus, Erasmus Mundus Partnership и  других.

В программе студенческой и преподавательской мобильности Erasmus, со времени ее основания в 1987 году, приняли участие 1,9 млн. человек. Сегодня в ней участвует около 30 стран мира. К ней привлечено 90% европейских университетов, более 3100 высших учебных заведений из 31 страны.

В рамках второго консорциума стипендий программы Erasmus Mundus за 2009-2010гг. Казахстану присвоено 20 стипендий (бакалавриат – 9, магистратура – 5, докторантура – 3, пост докторантура – 1, преподавание – 2).

Информация о работе Концепция академической мобильности обучающихся высших учебных заведений