Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2013 в 12:35, реферат
Присоединение Казахстана к Болонскому процессу дает определенные возможности для казахстанских вузов и студентов:
1) приведение отечественных образовательных программ и учебных планов в соответствие с европейскими стандартами;
2) признание отечественных квалификаций и академических степеней;
3) обеспечение академической мобильности студентов и преподавателей;
4) перезачет кредитов студентов казахстанских вузов в зарубежных университетах и наоборот;
5) реализация совместных образовательных программ;
Вместе с тем, вузами реализуются более 80 меморандумов о сотрудничестве по внедрению совместных образовательных программ с зарубежными университетами (Великобритании, Испании, Германии, Чехии, США, Канады, России и др.).
Существенным вкладом в
Растет количество студентов, желающих получить качественное высшее образование. За рубежом обучаются более 20 тыс. казахстанцев. Около 3000 стипендиатов международной стипендии Президента Республики Казахстан «Болашак» обучаются в 27 странах мира. Это способствует укреплению академической и культурной интернационализации казахстанского высшего и послевузовского образования, улучшению качества образовательных программ и научных исследований.
Академическая мобильность важна для личного развития и возможности трудоустройства, и она воспитывает уважение к разнообразию и возможности иметь дело с другими культурами. Она стимулирует лингвистический плюрализм и повышает конкурентоспособность высших учебных заведений.
Нормативно-правовая и институциональная поддержка академической мобильности
В настоящее время анализ изучения опыта ведущих вузов Казахстана по развитию академической мобильности показывает, что на один академический период в зарубежные вузы выезжает в год около 20 обучающихся. Однако не все вузы осуществляют перезачет освоенных обучающимся кредитов в зарубежном вузе.
В этой связи вопросы перезачета кредитов требуют разработки соответствующего нормативного правового акта. Фактически из-за слабой интегрированности в международное образовательное пространство, академическая мобильность не получила достаточного развития, которое предполагают принципы Болонского процесса.
Для предоставления возможности
обучающимся осваивать
В казахстанской кредитной технологии минимальное количество кредитов, которое обучающийся должен освоить для получения степени:
1) бакалавра – составляет не менее 138 кредитов, из них 129 кредитов теоретического обучения;
2) квалификации специалиста
с высшим специальным
3) магистра:
научного и педагогического направления - не менее 47 кредитов, из них 34 кредита теоретического обучения;
профильного направления:
1,5 года обучения - не менее 36 кредитов, из них 28 кредитов теоретического обучения;
1 года обучения - не менее 24 кредитов, из них 18 кредитов теоретического обучения;
4) доктора философии (PhD) или доктора по профилю - не менее 60 кредитов, из них 30 кредитов теоретического обучения.
Трудоемкость одного казахстанского кредита теоретического обучения с учетом аудиторных занятий и самостоятельной работы обучающегося в бакалавриате составляет 45 часов работы, в профильной магистратуре – 60 часов, в научно-педагогической магистратуре – 75 часов, в докторантуре – 105 часов.
Для обеспечения академической мобильности обучающихся и признания образовательных программ (всех уровней и форм высшего и послевузовского образования) в европейском образовательном пространстве необходим пересчет казахстанских кредитов в кредиты ECTS.
Академический кредит в рамках ECTS – это единица измерения трудоёмкости изучения дисциплины, как на аудиторных занятиях, так и во время самостоятельной работы. Один кредит ECTS равен 25-30 академическим часам.
Общая учебная нагрузка помимо аудиторной включает следующие виды самостоятельной учебной работы обучающегося: эссе, рефераты, курсовые работы (проекты), лабораторные работы, подготовка по различным видам текущего, промежуточного и итогового контроля, сбор материалов и написание дипломной работы (проекта).
ECTS оценивает суммарную трудоемкость учебной работы одного учебного года в 60 кредитов (в семестр обучающийся набирает 30 кредитов, а в триместр - 20 кредитов.) Продолжительность учебного года составляет 30 недель и 6 недель отводится на сдачу экзаменов (итоговый контроль).
В европейских странах длительность обучения для получения степени в бакалавриате составляет от трех до четырех лет и требует получения соответственно 180-240 зачетных кредитных единиц.
Для перерасчета дисциплин, выраженных в кредитах ECTS, в кредиты Республики Казахстан необходимо производить деление кредитов ECTS на переводной коэффициент в зависимости от наполняемости 1 кредита ECTS по каждой дисциплине:
1) для бакалаврита – в пределах от 1,5 до 1,8;
2) для профильной и научно-педагогической магистратуры – в пределах от 2 до 2,4;
3) для докторантуры – в пределах от 2,7 до 3,2.
При этом кредиты формируются в целых единицах.
Трудоемкость курсовых проектов (работ) входит в общую трудоемкость дисциплины.
Высшие учебные заведения назначают координатора ECTS в целом по вузу и на факультетах.
Вузовский координатор ECTS обеспечивает приверженность и применение учебным заведением принципов и механизмов ECTS, а также координирует и контролирует работу всех координаторов структурных подразделений вуза.
Координаторы ECTS консультируют обучающихся и профессорско-преподавательский состав по практическим и учебным аспектам ECTS.
Шкала оценок ECTS включает пять положительных оценок (от A до E), оценки FX, которая может быть исправлена, и оценки F без предоставления кредитов.
Система оценивания знаний Республики Казахстан, основанная на балльно-рейтинговой буквенной системе оценки учебных достижений обучающихся, включает десять положительных оценок (от A до D), которые предусматривают присвоение кредитов и одной неудовлетворительной оценки F без предоставления кредитов.
Перевод оценок по ECTS в балльно-рейтинговую буквенную систему оценки учебных достижений обучающихся и обратно осуществляется следующим образом.
Таблица перевода оценок по ECTS в балльно-рейтинговую буквенную систему оценки учебных достижений обучающихся
Оценка по ECTS |
Оценка по буквенной системе |
Цифровой эквивалент баллов |
%-ное содержание |
Оценка по традиционной системе |
А |
А |
4,0 |
100 |
Отлично |
В |
В+ |
3,33 |
85 |
Хорошо |
С |
В |
3,0 |
80 | |
D |
С |
2,0 |
65 |
Удовлетворительно |
E |
D |
1,0 |
50 | |
FX, F |
F |
0 |
0 |
Неудовлетворительно |
Таблица перевода оценок балльно-рейтинговой буквенной системы
в оценки по ECTS
Оценка по буквенной системе |
Цифровой эквивалент баллов |
%-ное содержание |
Оценка по традиционной системе |
Оценка по ECTS |
А |
4,0 |
95-100 |
Отлично |
А |
А- |
3,67 |
90-94 | ||
В+ |
3,33 |
85-89 |
Хорошо |
В |
В |
3,0 |
80-84 |
Хорошо |
С |
В- |
2,67 |
75-79 | ||
С+ |
2,33 |
70-74 |
Удовлетворительно | |
С |
2,0 |
65-69 |
Удовлетворительно |
D |
С- |
1,67 |
60-64 | ||
D+ |
1,33 |
55-59 | ||
D |
1,0 |
50-54 |
Удовлетворительно |
E |
F |
0 |
0-49 |
Неудовлетворительно |
FX, F |
Для решения практических вопросов, относящихся к проблемам мобильности и признания казахстанских документов об образовании в зарубежных странах, в соответствии с Государственной программой развития образования Республики Казахстан на 2011-2020 годы в Казахстане будет создан Центр Болонского процесса и академической мобильности (путем реорганизации Национального аккредитационного центра).
Различают внешнюю (международную) и внутреннюю (национальную) академическую мобильность.
Под внешней академической мобильностью понимается обучение обучающихся в зарубежных вузах, а также работа преподавателей-исследователей в зарубежных образовательных или научных учреждениях.
Под внутренней академической мобильностью понимается обучение обучающихся, а также работа преподавателей-исследователей в ведущих казахстанских вузах.
Академическая мобильность отличается от традиционных зарубежных стажировок, прежде всего, тем, что, во-первых, студенты едут учиться за рубеж хоть и на ограниченные, но длительные сроки - от семестра до учебного года, и, во-вторых, во время таких стажировок они учатся полноценно, не только изучают язык и ознакомительно отдельные дисциплины, а проходят полный семестровый или годичный курс, который им засчитывается по возвращении в базовый вуз. «Базовым вузом» мы называем тот вуз, куда студент поступал и чей диплом он изначально хотел получить.
В Болонском процессе различают два вида академической мобильности: «вертикальную» и «горизонтальную». Под вертикальной мобильностью подразумевают полное обучение студента на степень в зарубежном вузе, под горизонтальной - обучение там в течение ограниченного периода (семестра, учебного года).
Цель академической мобильности: интеграция в международное образовательное пространство, использование мировых образовательных ресурсов.
Целевой индикатор: к 2020 году 20% обучающихся в течение одного академического периода пройдут обучение в зарубежных вузах.
Период реализации: с 2011 по 2020 гг.
Ожидаемые результаты:
К 2020 году будут выполнены обязательные, рекомендательные параметры в рамках Болонского процесса по развитию академической мобильности.
Будет усилен состав научно-педагогических кадров вузов и научно-исследовательских институтов.
Академическая
мобильность будет
1) интеграции казахстанского образования в международное образовательное пространство;
2) повышению качества знаний и уровня развития человеческого капитала;
3) сопоставимости и признанию казахстанских образовательных программ с программами зарубежных университетов;
4) усилению интернационализации высшего и послевузовского образования.
IV. Механизм реализации академической мобильности обучающихся
1. Обучающиеся могут самостоятельно выбрать другой вуз (внутри страны или за рубежом), определить перечень дисциплин для изучения и подать заявку координатору программ.
Координацию программ академической мобильности в вузе будут осуществлять управление (отдел) международного сотрудничества и/или офис регистратора.
2. На основе заявок
обучающихся координатор
При этом вуз-партнер и его образовательные программы должны быть аккредитованы в своей стране и внесены в Реестр аккредитованных организаций образования и аккредитованных образовательных программ.
Для обеспечения внутренней академической мобильности, оптимизации использования образовательных и материально-технических, информационных и интеллектуальных ресурсов будет создан Консорциум национальных университетов, целью которых будет реализация совместных образовательных программ и научных исследований на основе договора.
Внутренняя академическая
мобильность будет
3. Затем на основании
официального приглашения вуза-
4. Далее обучающиеся
представляют координатору
К заявлению-обоснованию прилагаются письменная рекомендация ведущей кафедры, письменное подтверждение вуза-партнера о приеме на обучение, индивидуальный учебный план и копия зачетной книжки.
5. Затем координатор программ организует работу Комиссии по проведению конкурса среди обучающихся.
Основными критериями конкурсного отбора являются: завершение одного академического периода в своем вузе, успеваемость на «A», «A-», «B+», «B», «B-», свободное владение иностранным языком (по возможности наличие сертификата о сдаче теста по иностранному языку).
Информация о работе Концепция академической мобильности обучающихся высших учебных заведений