Концепция академической мобильности обучающихся высших учебных заведений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2013 в 12:35, реферат

Краткое описание

Присоединение Казахстана к Болонскому процессу дает определенные возможности для казахстанских вузов и студентов:
1) приведение отечественных образовательных программ и учебных планов в соответствие с европейскими стандартами;
2) признание отечественных квалификаций и академических степеней;
3) обеспечение академической мобильности студентов и преподавателей;
4) перезачет кредитов студентов казахстанских вузов в зарубежных университетах и наоборот;
5) реализация совместных образовательных программ;

Вложенные файлы: 1 файл

Koncepcija_Ak._mob._04_04_2011g..doc

— 120.50 Кб (Скачать файл)

Вместе с тем, вузами реализуются более 80 меморандумов о сотрудничестве по внедрению совместных образовательных программ с зарубежными университетами (Великобритании, Испании, Германии, Чехии, США, Канады, России и др.).

Существенным вкладом в развитие человеческого капитала и академической мобильности стала реализация международной стипендии Президента Республики Казахстан «Болашак», дающей возможность одаренным молодым казахстанцам получить образование в лучших университетах мира. 

Растет количество студентов, желающих получить качественное высшее образование. За рубежом обучаются более 20 тыс. казахстанцев. Около 3000 стипендиатов международной стипендии Президента Республики Казахстан «Болашак» обучаются в 27 странах мира. Это способствует укреплению академической и культурной интернационализации казахстанского высшего и послевузовского образования, улучшению качества образовательных программ и научных исследований.

Академическая мобильность важна для личного развития и возможности трудоустройства, и она воспитывает уважение к разнообразию и возможности иметь дело с другими культурами. Она стимулирует лингвистический плюрализм и повышает конкурентоспособность высших учебных заведений.

Нормативно-правовая и институциональная поддержка  академической мобильности

В настоящее время  анализ изучения опыта ведущих вузов Казахстана по развитию академической мобильности показывает, что на один академический период в зарубежные вузы выезжает в год около 20 обучающихся. Однако не все вузы осуществляют перезачет освоенных обучающимся кредитов в зарубежном вузе.

В этой связи вопросы перезачета кредитов требуют разработки соответствующего нормативного правового акта. Фактически из-за слабой интегрированности в международное образовательное пространство, академическая мобильность не получила достаточного развития, которое предполагают принципы Болонского процесса.

Для предоставления возможности  обучающимся осваивать программы  отдельных дисциплин в ведущих  университетах мира и обеспечения  объективных критериев измерения  и сравнения учебных достижений разработана казахстанская система перезачета кредитов по типу ECTS – европейской системы перевода кредитов.

В казахстанской кредитной  технологии минимальное количество кредитов, которое обучающийся должен освоить для получения степени:

1) бакалавра – составляет  не менее 138 кредитов, из них 129 кредитов теоретического обучения;

2) квалификации специалиста  с высшим специальным образованием  – не менее 170 кредитов, из них  161 кредит теоретического обучения;

3) магистра:

научного и педагогического  направления - не менее 47 кредитов, из них 34 кредита теоретического обучения;

профильного направления:

1,5 года обучения - не  менее 36 кредитов, из них 28 кредитов теоретического обучения;

1 года обучения - не  менее 24 кредитов, из них 18 кредитов теоретического обучения;

4) доктора философии (PhD) или доктора по профилю - не менее 60 кредитов, из них 30 кредитов теоретического обучения. 

Трудоемкость одного казахстанского кредита теоретического обучения с учетом аудиторных занятий и самостоятельной работы обучающегося в бакалавриате составляет 45 часов работы, в профильной магистратуре – 60 часов, в научно-педагогической магистратуре – 75 часов, в докторантуре – 105 часов.

Для обеспечения академической мобильности обучающихся и признания образовательных программ (всех уровней и форм высшего и послевузовского образования) в европейском образовательном пространстве необходим пересчет казахстанских кредитов в кредиты ECTS.

Академический кредит в  рамках ECTS – это единица измерения  трудоёмкости изучения дисциплины, как  на аудиторных занятиях, так и во время самостоятельной работы. Один кредит ECTS равен 25-30 академическим часам.

Общая учебная нагрузка помимо аудиторной включает следующие виды самостоятельной учебной работы обучающегося: эссе, рефераты, курсовые работы (проекты), лабораторные работы, подготовка по различным видам текущего, промежуточного и итогового контроля, сбор материалов и написание дипломной работы (проекта).

ECTS оценивает суммарную трудоемкость учебной работы одного учебного года в 60 кредитов (в семестр обучающийся набирает 30 кредитов, а в триместр - 20 кредитов.) Продолжительность учебного года составляет 30 недель и 6 недель отводится на сдачу экзаменов (итоговый контроль).

В европейских странах  длительность обучения для получения степени в бакалавриате составляет от трех до четырех лет и требует получения соответственно 180-240 зачетных кредитных единиц.

Для перерасчета дисциплин, выраженных в кредитах ECTS, в кредиты  Республики Казахстан необходимо производить  деление кредитов ECTS на переводной коэффициент в зависимости от наполняемости 1 кредита ECTS по каждой дисциплине:

1) для бакалаврита – в пределах от 1,5 до 1,8;

2) для профильной и научно-педагогической магистратуры – в пределах от 2 до 2,4;

3) для докторантуры – в пределах от 2,7 до 3,2.

При этом кредиты формируются в целых единицах.

Трудоемкость курсовых проектов (работ) входит в общую трудоемкость дисциплины.

Высшие учебные заведения  назначают координатора ECTS в целом по вузу и на факультетах.

Вузовский координатор ECTS обеспечивает приверженность и применение учебным заведением принципов и механизмов ECTS, а также координирует и контролирует работу всех координаторов структурных подразделений вуза.

Координаторы ECTS консультируют обучающихся и профессорско-преподавательский состав по практическим и учебным аспектам ECTS.

Шкала оценок ECTS включает пять положительных оценок (от A до E), оценки FX, которая может быть исправлена, и оценки F без предоставления кредитов.

Система оценивания знаний Республики Казахстан, основанная на балльно-рейтинговой  буквенной системе оценки учебных достижений обучающихся, включает десять положительных оценок (от A до D), которые предусматривают присвоение кредитов и одной неудовлетворительной оценки F без предоставления кредитов.

Перевод оценок по ECTS в  балльно-рейтинговую буквенную систему оценки учебных достижений обучающихся и обратно осуществляется следующим образом.

 

Таблица перевода оценок по ECTS в балльно-рейтинговую буквенную систему оценки учебных достижений обучающихся

 

Оценка по ECTS

Оценка по

буквенной

системе

Цифровой

эквивалент

баллов

%-ное

содержание

Оценка по

традиционной

системе

А

А

4,0

100

Отлично

В

В+

3,33

85

Хорошо

С

В

3,0

80

D

С

2,0

65

 Удовлетворительно

E

D

1,0

50

FX, F

F

0

0

Неудовлетворительно


 

Таблица перевода оценок балльно-рейтинговой буквенной системы

в оценки по ECTS

 

Оценка по

буквенной

системе

Цифровой

эквивалент

баллов

%-ное

содержание

Оценка по

традиционной

системе

Оценка по ECTS

А

4,0

95-100

Отлично

А

А-

3,67

90-94

В+

3,33

85-89

Хорошо

В

В

3,0

80-84

 Хорошо

С

В-

2,67

75-79

С+

2,33

70-74

Удовлетворительно

С

2,0

65-69

 Удовлетворительно

D

С-

1,67

60-64

D+

1,33

55-59

D

1,0

50-54

 Удовлетворительно

E

F

0

0-49

Неудовлетворительно

FX, F


 

Для решения практических вопросов, относящихся к проблемам  мобильности и признания казахстанских документов об образовании в зарубежных странах, в соответствии с Государственной программой развития образования Республики Казахстан на 2011-2020 годы в Казахстане будет создан Центр Болонского процесса и академической мобильности (путем реорганизации Национального аккредитационного центра).

Различают внешнюю (международную) и внутреннюю (национальную) академическую мобильность.

Под внешней академической  мобильностью понимается обучение обучающихся в зарубежных вузах, а также работа преподавателей-исследователей в зарубежных образовательных или научных учреждениях.

Под внутренней академической  мобильностью понимается обучение обучающихся, а также работа преподавателей-исследователей в ведущих казахстанских вузах.

Академическая мобильность отличается от традиционных зарубежных стажировок, прежде всего, тем, что, во-первых, студенты едут учиться за рубеж хоть и на ограниченные, но длительные сроки - от семестра до учебного года, и, во-вторых, во время таких стажировок они учатся полноценно, не только изучают язык и ознакомительно отдельные дисциплины, а проходят полный семестровый или годичный курс, который им засчитывается по возвращении в базовый вуз. «Базовым вузом» мы называем тот вуз, куда студент поступал и чей диплом он изначально хотел получить.

В Болонском процессе различают два вида академической  мобильности: «вертикальную» и «горизонтальную». Под вертикальной мобильностью подразумевают  полное обучение студента на степень  в зарубежном вузе, под горизонтальной - обучение там в течение ограниченного периода (семестра, учебного года).

Цель академической мобильности: интеграция в международное образовательное пространство, использование мировых образовательных ресурсов.

Целевой индикатор: к 2020 году 20% обучающихся в течение одного академического периода пройдут обучение в зарубежных вузах.

Период реализации: с 2011 по 2020 гг.

Ожидаемые результаты:

К 2020 году будут  выполнены обязательные, рекомендательные  параметры в рамках Болонского процесса по развитию академической мобильности.

Будет усилен состав научно-педагогических кадров вузов и научно-исследовательских институтов.

Академическая мобильность будет способствовать:

1) интеграции казахстанского образования в международное образовательное пространство;

2) повышению качества знаний и уровня развития человеческого капитала;

3) сопоставимости и признанию казахстанских образовательных программ с программами зарубежных университетов;

4) усилению интернационализации высшего и послевузовского образования.

 

IV. Механизм реализации академической мобильности обучающихся

1. Обучающиеся могут  самостоятельно выбрать другой  вуз (внутри страны или за  рубежом), определить перечень дисциплин  для изучения и подать заявку  координатору программ.

Координацию программ академической  мобильности в вузе будут осуществлять управление (отдел) международного сотрудничества и/или офис регистратора.

2. На основе заявок  обучающихся координатор программ  организует заключение договора  о сотрудничестве с другим  вузом по согласованию с Министерством  образования и науки Республики Казахстан (далее – Министерство).

При этом вуз-партнер и его образовательные программы должны быть аккредитованы в своей стране и внесены в Реестр аккредитованных организаций образования и аккредитованных образовательных программ.

Для обеспечения внутренней академической мобильности, оптимизации использования образовательных и материально-технических,  информационных и интеллектуальных ресурсов будет создан Консорциум национальных университетов, целью которых будет реализация совместных образовательных программ и научных исследований на основе договора.

Внутренняя академическая  мобильность будет обеспечиваться между вузами-подписантами Таразской  декларации. 

3. Затем на основании  официального приглашения вуза-партнера  обучающиеся составляют индивидуальный учебный план и согласовывают ее с кафедрой и/или деканатом факультета.

4. Далее обучающиеся  представляют координатору программ  заявление-обоснование с указанием  цели выезда, места назначения, срока,  курса и языка обучения, специальности,  предполагаемых источников финансирования.

К заявлению-обоснованию  прилагаются письменная рекомендация ведущей кафедры, письменное подтверждение  вуза-партнера о приеме на обучение, индивидуальный учебный план и копия  зачетной книжки.

5. Затем координатор  программ организует работу Комиссии по проведению конкурса среди обучающихся.

Основными критериями конкурсного  отбора являются: завершение одного академического периода в своем вузе, успеваемость на «A», «A-», «B+», «B», «B-», свободное владение иностранным языком (по возможности наличие сертификата о сдаче теста по иностранному языку).

Информация о работе Концепция академической мобильности обучающихся высших учебных заведений