Концепция учения Л.В.Занкова

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2013 в 16:27, контрольная работа

Краткое описание

В 2010 году исполняется сто девять лет со дня рождения Леонида Владимировича Занкова - основателя "Новой дидактической системы" - системы общего развития школьника.
Сама система Л.В. Занкова рождена в результате длительного педагогического эксперимента в реальных школьных классах на основе научного осмысления существовавшей традиционной методики обучения и утвердившегося к тому времени в педагогической психологии взгляда о ведущей роли обучения в развитии школьника.

Содержание

Введение
Стр. 1

1. Становление экспериментальной системы обучения Л.В. Занкова
Стр. 1 - 7

2. Общая характеристика системы развивающего обучения по Л.В. Занкову
Стр. 8 - 9

3. Дидактические принципы системы Л.В. Занкова
Стр. 9 - 15

Заключение
Стр. 15 – 16

Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Педагогика.docx

— 44.07 Кб (Скачать файл)

Такое понимание индивидуализации обучения отвечает как требованию соблюдения меры трудности, так и принципу развития всех учеников, независимо от уровня их школьной зрелости. Наиболее полно  этот принцип реализуется в методике преподавания. Например, преобладание коллективных форм работы позволяет  слабоуспевающим ученикам полноправно  включаться в обсуждение решаемой на уроке задачи и участвовать в  нём в меру своих возможностей.

Принцип включения изучаемых  дидактических единиц в многообразие функциональных связей раскрывается следующим  образом. Активность аналитического осмысления учебного материала младшими школьниками  быстро снижается, если ученики на протяжении нескольких уроков вынуждены анализировать  одну и ту же единицу учебного материала, выполнять однотипные мыслительные операции (например, подбирать проверочные  слова путём изменения формы  слова). Известно, что детям быстро надоедает выполнять одно и то же, их работа становится малоэффективной, замедляется процесс развития.

Чтобы избежать "топтания на месте", система Л. В. Занкова рекомендует в процессе изучения той или иной единицы учебного материала исследовать её связи с другими единицами. Сравнивая содержание каждой части учебного материала с другими, находя сходства и различия, определяя степень зависимости каждой дидактической единицы от других, ученики осмысливают материал как взаимодействующую логическую систему.

Другой аспект этого принципа заключается в повышении ёмкости  учебного времени, коэффициента его  полезного действия. Достигается  это, во-первых, за счёт комплексного изучения материала, во-вторых, за счёт отсутствия отдельных периодов для повторения ранее изученного.

Учебный материал компонуется  в тематические блоки, куда входят тесно  взаимодействующие и зависящие  друг от друга единицы. Их одновременное  изучение позволяет, с одной стороны, экономить учебное время, а с  другой стороны, даёт возможность изучать каждую единицу в течение большего количества уроков. Например, если на изучение каждой из двух единиц материала традиционным планированием отводится по 4 часа, то, соединив их в тематический блок, учитель получает возможность изучать каждую на протяжении 8 часов. При этом за счёт наблюдения их связей с другими схожими единицами происходит повторение ранее изученного материала.

В прежней редакции принципа всё это и было названо "быстрым  темпом". Этот подход в органичном сочетании с обучением на высоком  уровне трудности и соблюдением  меры трудности делает процесс обучения комфортным и для сильных, и для  слабоуспевающих учеников, т. е. он выходит  и на реализацию принципа развития всех учеников. Помимо этого, он способствует реализации четвёртого принципа —  принципа осознания школьниками  процесса учения, потому что, наблюдая взаимосвязь и взаимодействие всех единиц материала, а каждую единицу  в многообразии её функций, ученики  осознают и содержание учебного материала, и сам процесс добывания знаний, содержание и последовательность мыслительных операций.

Для более полного и  эффективного обеспечения подобных наблюдений в учебные программы  системы Л. В. Занкова включён ряд тематических единиц из основной школы, но не для изучения, а только для ознакомления.

Выбор добавленных единиц не случаен и предпринят не для  увеличения нагрузки с целью повышения  трудности учения. Они призваны расширить  поле деятельности учеников, оттеняя  существенные признаки материала, который  традиционно изучается в начальной  школе, и тем самым углубляя его  понимание детьми.

Возможность видеть более  широкое действие изучаемого понятия  формирует у детей умение анализировать  материал, воспринимать его как взаимодействующую  систему и способствует разнообразию учебных заданий и упражнений. Кроме того, это обеспечивает подготовку учеников к последующему усвоению знаний, предупреждая их неуспешность в учении. Сначала ученики только знакомятся с тем или иным явлением, наблюдают его во взаимодействии с главным объектом изучения. Когда наступает очередь его планомерного изучения, то, что было лишь знакомо, становится основным материалом учебной работы. В ходе этой работы ученики опять знакомятся с каким-то новым явлением, и всё снова повторяется.

Суть принципа сочетания  чувственного и рационального познания заключается "в познании взаимозависимости  явлений, их внутренней существенной связи". Для того чтобы материал способствовал  развитию у ребёнка умения самостоятельно постигать явления окружающей его  жизни, продуктивно мыслить, необходимо, чтобы работа с ним строилась  на понимании всех терминов и понятий. Залог понимания кроется в  правильном формировании понятий, которое  осуществляется сначала на основании  интуитивно-практического опыта учеников с помощью всех имеющихся у них анализаторов и только потом переводится в плоскость теоретических обобщений.

 

Заключение

 
Сложный путь в практику прошла дидактическая  система Л.В. Занкова. Значимость педагогических положений (выводов, рекомендаций), вытекающих из его эксперимента, признавалась многими учеными и руководителями народного образования, и результаты исследования как бы послужили основанием для реформы начального обучения в 70-х годах ХХ в., когда оно стало трехлетним. Фактически же тогда идеи Л.В. Занкова в массовой практике использованы не были. Изменения в школе выразились лишь в уплотнении учебных программ и сокращении срока начального обучения до трех лет, а дидактические характеристики остались прежними.

Однако педагогические идеи Л.В. Занкова о том, каким должно быть обучение детей в школе, не остались лишь в истории. Они нашли свое отражение при разработке современных концепций среднего образования. Это в первую очередь относится к концепции, представленной в конце 80-х годов ХХ в. Временным научно-исследовательским коллективом "Школа" и принятой Всесоюзным съездом по народному образованию (декабрь 1988). Положения концепции о школе развивающей и развивающейся, о роли эксперимента как условии движения школьного образования, о роли совместной деятельности детей и взрослых в процессе обучения, об обращении к мировой культуре, истории, духовным ценностям как источникам формирования содержания образования, об изменении подхода к выявлению результативности обучения, о вариантности образования и другие полностью согласуются с тем, что в течение многих лет отстаивал и обосновывал своими исследованиями Л. В. Занков. Эти идеи нашли отражение и в "Законе об образовании" Российской Федерации.

Принятие названной концепции  на официальном уровне резко изменило положение системы Л. В. Занкова. Она оказалась готовой к тому, чтобы через ее реализацию воплощать новые идеи в массовую школьную практику. В 90-х годах она (равно как и система Д. Б. Эльконина — В. В. Давыдова) признается Министерством образования РФ в качестве государственной наряду с традиционной системой обучения.

Таким образом, ведущая роль в развитии принадлежит обучению: изменение построения обучения влечет за собой изменение психического облика школьника.

Обучение действует, преломляясь  через внутренние особенности ребенка, в результате чего каждый ребенок  под влиянием одной и той же формы обучения достигает своих  ступеней развития.

Цели обучения:

- общее психическое развитие  личности;

- создание основы для  всестороннего гармоничного развития.

Содержание образования:

Богатое содержание начального образования, которое дает учащимся общую картину мира на основе ценностей  науки, литературы, искусства.

Дидактические принципы системы:

- обучение на высоком  уровне трудности;

- изучение программного  материала быстрым темпом;

- ведущая роль теоретических  знаний;

- осознание школьниками  процесса учения;

- общее развитие всех  учащихся, в том числе и наиболее  сильных, и наиболее слабых.

Свойства методической системы: многогранность; процессуальность познания; разрешение коллизий; вариативность.

Особенности организационных  форм:

Урок - основная форма организации  обучения, но более динамичен, гибок; меняется его содержание.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы : 

1. Горностаев П. Проблемы  воспитания в педагогической  системе Л. В. Занкова /П. Горностаев // Воспитание школьников. - 2002. - № 3. - С. 54-58.

2. Еремеева В.Д. Дидактические принципы системы Л.В. Занкова глазами нейропсихолога /В.Д. Еремеева //http://nsc.1september.ru/2004/24/2.htm

3. Занков Л.В. Дидактика и жизнь /Л.В. Занков. - М., 1968.- 252 с.

4. Занков Л. В. Избранные педагогические труды /Л.В. Занков.- М.: Дом педагогики, 1999.- 378 с.

5. Зверева М.В. Проблема  обучения и развития в исследованиях  Л. В. Занкова /М.В. Зверева // http://zankov.com/works/works-probl.htm

6. Концептуальные положения  системы Л. В. Занкова с точки зрения современной педагогики / http://zankov.com/konseption.htm

7. Мигеева Л.Г. Система Л. В. Занкова в практике обучения / Л.Г. Мигеева // Начальная школа. - 2002. - № 1. - С. 83-85.

8. Нечаева Н.В. Система  Л. В. Занкова в XXI веке / Н.В. Нечаева // Вестник образования России. - 2007. - № 17. - С. 53-57.

9. Обучение и развитие / Под ред. Л.В.Занкова. - М., 1975.- 354 с.

10.   Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие /Г.К. Селевко. – М.: Народное образование, 1998. – 256 с.

11.   Чуприкова Н.И. Система Л.В. Занкова. Взгляд психолога /Н.И. Чуприкова // Начальная школа. - 2007. - № 7. - С.7-12.

12.   Чуракова Р.Г. Развивающее обучение на пороге XXI века / Р.Г. Чуракова // Начальная школа. - 2001. - № 5. - С. 16-19.

13.   Чутко Н.Я. Занков вчера, сегодня, завтра / Н.Я. Чутко // Начальная школа. - 2003. - № 6. - С. 70-76.

14.   Ярошевский М.Г. Л.С. Выготский в поисках новой психологии /М.Г. Ярошевский.- СПб: Изд-во Международного фонда истории науки, 1993.- 378 с.

 


Информация о работе Концепция учения Л.В.Занкова