Культура умственного труда

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2011 в 17:40, контрольная работа

Краткое описание

Актуальность темы обусловлена тем, что современная педагогика исходит из признания единства материального и формального образования, поэтому в задачи умственного воспитания входит: вооружение учащихся математическими знаниями основ наук о природе, человеческом обществе и мышлении; развитие познавательных потребностей, интересов и способностей; формирование социально значимых мотивов учения; воспитание у учащихся самостоятельности в учебной работе; а также формирование умений и навыков умственной деятельности (наблюдения, сравнения, выработка понятий, понимание причинно-следственных связей, прочное запоминание материала и т.п.), т.е. интеллектуального компонента культуры умственного труда.

Содержание

Введение 3
Педагогические основы воспитания культуры умственного труда 4
Структура интеллектуального компонента культуры умственного труда 7
Методика воспитания культуры умственного труда младших классов 13
Заключение 17
Список литературы 18

Вложенные файлы: 1 файл

1.doc

— 87.00 Кб (Скачать файл)
 
 
 
 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА 

На тему: «Культура умственного труда» 

 

СОДЕРЖАНИЕ 
 

 

Введение

     Формирование  знаний лишь тогда оказывается плодотворным, когда оно осуществляется вместе с развитием мышления.

     Одной из важнейших составных частей воспитания Личности является умственное воспитание. В истории Русской педагогики были две точки зрения на умственное воспитание и развитие: теория формального образования и теория материального образования.

     Представители первой теории утверждали, что главное  и наиболее существенное в умственном воспитании – это развитие самих  форм мышления, познавательных способностей учащихся, развитие памяти, воображения, сообразительности, находчивости. При этом само обучение в школе рассматривалось как своеобразный курс умственной гимнастики. Представители теории материального образования, напротив считали самым главным и существенным в умственном развитии и воспитании конкретные, реальные знания, которые в необходимой степени сами собой определяют и формы мышления.

     Актуальность  темы обусловлена тем, что современная  педагогика исходит из признания  единства материального и формального  образования, поэтому в задачи умственного воспитания входит: вооружение учащихся математическими знаниями основ наук о природе, человеческом обществе и мышлении; развитие познавательных потребностей, интересов и способностей; формирование социально значимых мотивов учения; воспитание у учащихся самостоятельности в учебной работе; а также формирование умений и навыков умственной деятельности (наблюдения, сравнения, выработка понятий, понимание причинно-следственных связей, прочное запоминание материала и т.п.), т.е. интеллектуального компонента культуры умственного труда.

 

Педагогические  основы воспитания культуры умственного труда

     Культура  умственного труда - это синтез качеств  личности, которые в совокупности характеризуют личностное отношение  к учебной деятельности, уровень  её интеллектуальных, организационно-технических, гигиенических сторон, дающих возможность ученику качественно, рационально, с наименьшими затратами сил и времени выполнять любую умственную работу.

     Таким образом, в понятие «культура  умственного труда» Входят четыре взаимосвязанных компонента1:

    1. Личностный;
    2. Интеллектуальный;
    3. Организационно-технический;
    4. Гигиенический.

       Культура умственного труда представляет  собой своеобразный сплав интеллектуальной, организационно-технической, гигиенической  культур личности, опосредуемых личностным отношением субъекта к данной деятельности.

       Воспитание культуры умственного  труда представляет собой сложную  многоуровневую модель, включающую  в себя учебно-организационные,  учебно-информационные и учебно-коммуникативные  умения и навыки.

       Культура умственного труда школьников  предполагает воспитание каждого  учащегося в индивидуальном режиме.

       Личностное отношение (отношение  учащегося к учению, направленность, интересы, мировоззрение, духовный  мир личности) выступает главным  компонентом, оказывающим воздействие на все остальные компоненты, составляющие культуру умственного труда.

     При воспитании культуры умственного труда  особое место отводится формирования положительного отношения к учению.

     Для развития мотивации используется особая группа приёмов: «пробуждение положительного отношения к учёбе; раскрытие новизны и актуальности изучаемого материала; организация познавательной дискуссии; приучение школьников к выполнению соответствующих требований; создание ситуации успеха и поощрение учащихся».

     Центральное место в понятии «культура  умственного труда» занимает интеллектуальный компонент. Интеллектуальные умения и  навыки при работе с книгой обслуживают  операционную сторону процесса познания, обеспечивая качественное овладение  содержательной стороны исследуемого материала. Интеллектуальный компонент является решающим при работе школьника с другими источниками учебной информации: устным словом, наблюдением, познавательными задачами, в процессе выполнения домашних заданий.

     Элементы  личностного и интеллектуального компонентов выстукают своеобразным «фундаментом», на основе которого строится весь процесс обучения. Организационно-технический и гигиенический компоненты обеспечивают наиболее экономичное и интенсивное овладение учебным материалом.

       Отметим, что в предисловии «Рекомендаций о развитии общих учебных умений и навыков школьников» отдельно упоминается раздел: организация учебного труда.

     Правильная  организация учебной работы включает в себя ряд взаимосвязанных моментов, касающихся внешних и внутренних условий деятельности. К внешним условиям относятся2:

    1. правильный режим работы;
    2. оборудование места для занятий;
    3. определение оптимального порядка приготовления уроков на каждый  на всю неделю.

     Без соблюдения этих условий не могут  быть достигнуты сколько-нибудь серьёзные успехи в учебной деятельности. Кроме того, к внутренним условиям можно отнести умение быстро включаться в работу, вести её не отвлекаясь и в хорошем темпе, привычку садиться за уроки вопреки желанию погулять или поиграть и т.д.

     Воспитание привычке к систематической работе начинается с установления твёрдого режима занятий, без которого не могут быть достигнуты серьёзные успехи в учебе. Вот почему садится за уроки надо всегда вы одно и тоже время.

     Одно  из важных правил приготовления уроков заключается в том, что бы начинать работу незамедлительно, т.к. чем дольше человек оттягивает начало работы, тем больше усилие потребуется ему для того, чтобы заставить себя приступить к ней, тем более длительным будет период «втягивания» или «вхождения».

     По  словам психологов, когда человек  выполняет работу, которая не представляет для него интереса, в его внутреннем состоянии последовательно сменяют  друг друга два этапа. Вначале  человек работает с трудом, неохотно, принуждая себя. Всё строится на сознательном волевом усилии. Человек работает недостаточно эффективно, хотя затрагивает много сил. Но по мере того, как он втягивается в работу, процесс её выполнения постепенно начинает требовать меньшего самопринуждения, меньших волевых усилий. Зачастую появляется интерес к выполняемой работе или к результату, дело идёт быстрее и эффективнее. Как говорят психологи, этап произвольности сменяется этапом постпроизвольности3.

     Таким образом, человек, оттягивающий начало работы, значительно удлиняет её первый тяжёлый этап, построенный на принуждении себя. Чем длиннее этап, тем неприятнее воспоминания о работе, тем сильнее будет у него искушение затянуть начало работы в следующий раз.

     Поэтому, обучая тому, как учиться, нельзя пренебрегать таким моментом, как выработка  привычки приступать к делу без раскачки.

     Таким образом, организационно-технический  и гигиенический аспекты являются важными составляющими культуры умственного труда, наряду с личностным и интеллектуальным компонентами. Конкретное содержание структуры взаимодействия компонентов определяется целями и задачами той или иной учебной работы.

Структура интеллектуального  компонента культуры умственного труда

     Уровень культуры умственного труда определяет все стороны и результаты обучения: качество формируемых знаний и умений; познавательную активность учащихся и развитие их мышления, творческих сил; производительность учебного труда и зависящий от неё уровень учебной нагрузки; эффективность использования воспитательных возможностей учебного процесса; подготовленность к жизни.

     Перед каждым новым поколением людей, прежде всего встаёт задача овладения накопленным  социальным опытом человечества. Для  этого необходимо усвоить определённые способы учебной деятельности. Способы  деятельности наряду со знаниями и  морально-эмоциональными отношениями составляют содержание образования и представляют собой нерасторжимую целостность: без знаний невозможно овладеть ни способами деятельности, ни опытом морально-эмоциональных отношений; в то же время формирований и знаний, и опыта этих отношений может происходить только в процессе деятельности. Именно поэтому образовательная, развивающая и воспитательная функции школы реализуются в органическом единстве.

     Усвоенные способы учебно-познавательной деятельности становятся умениями (к ним относятся также автоматизированные навыки- умения ), которые и составляют синтезированное понятие умения учиться».

       В процессе обучения взаимосвязано  формируются как общие, т.е.  межпредметные умения, применяемые  при изучении всех или многих  дисциплин, так и специальные, т.е. предметные умения, которые используются лишь в ходе какой-то одной дисциплины.

       Особенно велико значение межпредметных  умений, т.к. именно они играют  определяющую роль в развитии  общего мышления и их формирование  лежит в основе обучения именно учиться.

       Интеллектуальный компонент является  центральным в понятии «культура  умственного труда». Интеллектуальные  умения на эмпирическом уровне  вырабатываются лишь благодаря  многочисленным упражнениям, но  без разъяснения учителями и,  значит, без осознания школьниками используемых методов учения и познания, вследствие чего процесс происходит в основном стихийно, интуитивно.

     Педагогическая  целесообразность эмпирического пути умственного развития учащихся обусловлена  двумя факторами: возрастной ограниченностью познавательных способностей и сложностью мыслительных операций. Поэтому без эмпирического пути не обойтись. Да и нельзя считать его безрезультатным, так как он обеспечивает в определённой степени формирование умений. Но степень эта не может быть признанна достаточной.4

       Отметим, что интеллектуальные  умения основываются на специальных  мыслительных операциях. Процесс  мышления представляет собой  совокупность различных операций. Важнейшими среди них являются  анализ, синтез, обобщение, классификация,  систематизация и др.

       Как правило, учащиеся, анализируя  изучаемое явление, раскрывая  связи между ними, оценивая события  общественной жизни, не знают,  что они интуитивно применяют  научные методы, принципы познания, и не знают, как нужно их  применять.

     Исходным  приёмом логического мышления является анализ. На эмпирическом уровне умение анализировать начинает формироваться ещё в дошкольный период. Однако в процессе школьного обучения термин «анализ» не только не разъясняется, но и почти не употребляется. Даже в тех случаях, когда, казалось бы, без этого термина невозможно обойтись, вместо него обычно применяется термин «разбор» (разбор слова, предложения). В ходе дальнейшего обучения умение анализировать всё более совершенствуется: от предметно-наглядного анализа учащиеся переходят к словесно-логическому; увеличивает количество вычленяющих элементов; осуществляется многоступенчатый анализ и целого, и его частей; параллельно анализируется различные, но сопоставимые явления.

       С анализом неразрывно связан  синтез, который представляет собой противоположную мыслительную операцию.

     Синтезирование  – наиболее трудная для учащихся операция, ведь именно мыслительное соединение элементов требует раскрытия  тех внутренних связей, которые делают элементы составными частями целостного объекта. Именно благодаря раскрытию этих связей синтезированное знание об изучаемом объекте является более полным, чем сумма знаний об отдельных её частях. Что касается термина «синтез», то он в практике обучения встречается довольно редко, потому что эта логическая процедура обычно осуществляется не отдельно, а как составная часть других способов учебно-познавательной деятельности: обобщения, классификации, систематизации, формулирование вывода.

Информация о работе Культура умственного труда