Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2014 в 17:17, курсовая работа
Человек издавна научился готовить из муки и воды — лепить лепешки. Сейчас мы привычно покупаем хлеб в магазине. А на праздники сами печем пироги, своими руками лепим и выпекаем петушков, голубей, рыбок и украшаем их немыслимыми завитками. А произведения прикладного искусства из этого материала — совсем другое дело. Более высокохудожественное. Соленое тесто – чудесный материал для работы. Пластичный, мягкий, интересный.
Введение
Глава 1 Развитие детского творчества в работах психологов и педагогов
1.1 Теоретические исследования детского творчества в работах психологов и педагогов
1.2 Критерии оценки и условия развития изобразительного творчества дошкольников
1.3 Условия для развития творчества
1.4 Характеристика творчества детей 5-6 лет
Глава 2 Лепка из соленого теста как вид изобразительной деятельности
2.1 Значение занятий лепкой для всестороннего развития дошкольников
2.2 Особенности организации и проведения занятий лепкой из соленого теста
2.3 Содержание занятий лепки из соленого теста детей старшего дошкольного возраста
2.4 Методика проведения занятий по лепке из соленого теста с детьми 5-6 лет
2.5 Развитие творчества детей в процессе лепки из соленого теста
Глава 3 Практическая часть
3.1 Констатирующий эксперимент
3.2 Формирующий эксперимент
3.3 Контрольный эксперимент
Заключение
Литература
Работа в кружке предполагает организацию выставок. Выставки имеют большое воспитательное значение. Выставки могут быть постоянными и однодневными, служить отчётными по итогам года. Однодневные выставки проводятся после окончания занятия. Работы должны быть удобно расположены для осмотра, сопровождаться надписью с указанием фамилии, имени, возраста автора. Положительные результаты приносит обсуждение выставки. Желательно, чтобы при обсуждении принимали участие дети. Взрослый произносит суждения, понятные детям, вызывая творческий подъём. Детские работы представляют собой выражение собственного восприятия жизни, переданного с помощью своих средств и своих умений.
Ни один прием нельзя использовать без тщательного продумывания стоящих задач, программного материала занятия и особенностей развития детей данной группы.
Отдельные методы и приемы — наглядные и словесные — совмещаются и сопутствуют один другому в едином процессе обучения на занятии.
Наглядность обновляет материально-чувственную основу детской изобразительной деятельности, слово помогает созданию правильного представления, анализу и обобщению воспринятого и изображаемого.
2.5 Развитие творчества детей в процессе лепки из соленого теста
Ребенок открывает для себя волшебную силу искусства и стремится выразить их в собственном «творческом продукте» через лепку. При этом он раскрывает себя, постигает собственные возможности. На занятиях лепкой из соленого теста, ребенок как никогда имеет возможность реализовать свое творчество и фантазию, задача педагога, в данном случае, предложить наиболее доступные средства и материалы, для достижения положительного результата, а также дать невидимый толчок к развитию творческого полета. Ведь только находясь в атмосфере взаимопонимания между ребенком и взрослым можно заглянуть ребенку в душу, понять и почувствовать, то чего хочет он достичь. Если рассматривать лепку как средство развития детского творчества, то можно сказать, что главным моментом в достижении положительной динамики, будет выступать заинтересованность ребенка в начинаемой работе. Ребенок, удовлетворенный полученным результатом, будет стремиться снова и снова проявить себя, показать то, на сколько широко он может мыслить. Порой то, что человек не может передать словами, можно выразить в своем творчестве. Передать всю ту красоту, эстетичность и конечно же свое видение того или иного объекта, что и будет являться творческим продуктом, а значит это и будет проявлением творчества ребенка.
Необычность материала в данном случае будет способствовать наибольшей заинтересованностью к лепке. Традиционный пластилин или глина уже не настолько интересны нынешнему поколению, их увлекают новые формы, материалы и, конечно же, нет ничего интересней, чем наблюдать за тем, как с помощью рук ребенок может создать нечто необычное, радующее глаз, воплощение своих мыслей и фантазий. Мы считаем, что любое выражение представляемого образа ребенком, там, где он отходит от каких-либо рамок, шаблонов и образцов, и будет являться проявлением творчества. Заканчивая работу, дорабатывая мелкие детали, применяя различные изобразительные средства, такие как кисти, краски, заключительная обработка изделия лаком для прочности, ребенок проявляет себя как творческая личность.
Глава 3 Практическая часть
Изучив исследования психологов и педагогов, мы решили выявить возможности лепки из соленого теста как способа в развитии детского творчества. Экспериментальная работа проводилась в МДОУ «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по социально-личностному развитию детей №17 «Светлячок» г. Канска в старшей группе.
Количественный состав - 15 человек:
Работа проходила в 3 этапа:
1. Констатирующий эксперимент
2. Формирующий эксперимент;
З. Контрольный эксперимент.
3.1 Констатирующий эксперимент
Цель эксперимента: выявить интерес к лепке из соленого теста, технические умения, замысел, способность проявить творчество детей 5-6 лет.
На этапе констатирующего эксперимента были поставлены следующие задачи:
1. проанализировать формирование
творчества детей старшей
2. беседа с детьми о лепке дома (создание условий для лепки);
3. наблюдение за деятельностью воспитателя на занятии по лепке с детьми старшей группы;
4. проведение занятия по лепке в старшей группе на тему «Веселые человечки» (лепка предметная) с целью выявления способностей к творчеству у детей.
Для формирования творчества детей посредствам лепки в группе созданы некоторые условия. Анализ условий показал:
- в групповой комнате
имеется уголок для лепки, в
котором представлен очень
- в приемной группы
на кабинках организована
В ходе наблюдения, за деятельностью воспитателя на занятии по лепке детей старшей группы, отмечалось:
• расположение столов на занятии было последовательно, друг за другом (как в школе);
• отсутствие эмоционального настроя;
• использование иллюстраций;
• объяснение воспитателем действий деятельности;
• однообразный материал для лепки;
• советы, вопросы, замечания и похвала воспитателя;
• рассматривание и анализ детских работ.
Беседа с детьми о лепке дома показала, что в основном все дети имеют дома только пластилин. Занимаются лепкой очень редко. Исключение составили лишь несколько детей, у которых дома имеется разнообразный материал для лепки, специальные дощечки, стеки, дополнительный материал для декорирования поделок, занимаются лепкой совместно со взрослым (мамой, сестрой, бабушкой). Эти дети проявляли больший интерес в ходе беседы. На занятии присутствовало 15 детей.
Занятие на тему «Веселые человечки » (лепка предметная приложение №1). Цель занятия: выявить на сколько развито творчество детей, умение и навыки самостоятельно решать форму, пропорции и положение предмета в пространстве, способы передачи.
Критерии
В эксперименте применялась диагностика детского творчества, разработанная Тамарой Семеновной Комаровой
Полный набор критериев и показателей можно использовать для более глубокой характеристики уровня овладения детьми изобразительной деятельностью; для более оперативного диагностирования был отобран ограниченный набор критериев и показателей.
Выделенные критерии объединили в две группы: первая применяется при анализе продуктов деятельности, вторая - при анализе процесса деятельности. Обе группы тесно между собой связаны и позволяют охарактеризовать деятельность и ее продукты.
Анализ продукта деятельности.
1. Содержание изображения (полнота изображения образа).
В этом критерии не выделяются показатели уровня. Анализ детских работ представляет собой краткое описание созданного каждым ребенком изображения. В последующих критериях выделяются показатели, позволяющие определить уровень овладения детьми изобразительной деятельностью по разным направлениям.
2. Передача формы:
• форма передана точно:
• есть незначительные искажения;
• искажения значительные, форма не удалась.
3. Строение предмета:
• части расположены верно;
• есть незначительные искажения;
• пропорции предмета переданы не верно.
4. Передача пропорций предмета в изделии:
• пропорции предмета соблюдаются;
• есть незначительные искажения;
• пропорции предмета переданы не верно.
5. Композиция.
В этом критерии более полная и точная характеристика овладения детьми композицией двух групп показателей: «а» и «б»:
а) расположение фигур:
• по всей доске;
• не продумана, носит случайный характер;
б) отношение по величине разных изделий составляющих сюжет:
• соблюдается пропорциональность в изделии разных предметов;
• есть незначительные искажения;
• пропорциональность разных предметов передана не верно.
6. Передача движения:
• движение передано достаточно четко;
• движение передано неопределенно, неумело;
• изображение статичное.
Этот критерий оценивается тогда, когда задача передать движение выделялась на занятии или вытекает из темы занятия.
7. Цвет (лепка из окрашенного теста)
В этом критерии выделяются две группы показателей: первая - «а» - характеризует передачу реального цвета предметов и образцов декоративного искусства, вторая - «б» - творческое отношение ребенка к цвету, свободное обращение с цветом:
а) цветовое решение изображения:
• передан реальный цвет предметов;
• есть отступление от реальной окраски;
• цвет предметов передан не верно;
Анализ процесса деятельности.
1. Характер лепки.
В соответствии с проведенным исследованием по формированию у детей ручной умелости этот критерий включает четыре группы показателей:
а) характер лепки:
• по частям
• из целого куска
• комбинированным способам
б) технические приемы
2. Регуляция деятельности.
В этом критерии выделены три группы показателей для более детальной характеристики отношения детей к деятельности:
а) отношение к оценке взрослого:
• адекватно реагирует на замечания взрослого, стремится исправить ошибки, не точности;
• эмоционально реагирует на оценку взрослого (при похвале - радуется, темп работы увеличивается, при замечании сникает, деятельность замедляется или вовсе прекращается);
• безразличен к оценке взрослого (деятельность не изменяется);
б) оценка ребенком, созданного им изображения:
• адекватна;
• неадекватна (завышенная, заниженная);
• отсутствует;
в) эмоциональное отношение к деятельности: насколько ярко (сильно, средне, безразлично) ребенок относится:
• к предложенному заданию;
• к процессу деятельности;
• к продукту собственной деятельности.
3. Уровень самостоятельности:
• выполняет задания самостоятельно, без помощи педагога, в случае необходимости обращается с вопросами;
• требуется незначительная помощь, с вопросами к взрослым обращается редко;
• необходима поддержка и стимуляция деятельности со стороны взрослого, сам с вопросами к взрослым не обращается.
4. Творчество:
• самостоятельность замысла;
• оригинальность изображения;
• стремление к наиболее полному раскрытию замысла.
Оценка детских работ по критерию «творчество» и названным в нем показателям носит не количественный, а качественный характер и дается в описательной форме.
По всем другим критериям, имеющим одну или две и три группы показателей, в каждом из которых по три показателя, оценка дастся по трехбалльной системе: первый (по месту за критерием) - 3 балла, второй - 2 балла, третий — 1 балл.
Например, критерий «передача формы»:
• форма передана точно - 3 балла;
• есть незначительные искажения - 2 балла;
• искажения значительные, форма не удалась - 1 балл.
Все оценки показателей по каждому критерию и по каждому ребенку суммируются. Наивысшее число баллов, которое может получить ребенок — 45 баллов, низшее - 15 баллов, промежуточное число может быть разным:
оно зависит от того, какие оценки по каждому показателю получил каждый ребенок. На основе набранной суммы можно дифференцировать детей по уровню овладения изобразительной деятельностью, для этого нужно создать ранговый ряд, то есть составить список детей в последовательности от высшего числа набранных ребенком баллов к низшему.
№ п/п |
Имя ребенка |
Форма |
Строение предмета Пропорции |
разные способы лепки |
Композиция |
Передача движения выразительность |
самостоятельность замысла оригинальность изображения |
Общее число баллов |
1. |
Настя С. |
3 |
2 |
2 |
3 |
2 |
2 |
14 |
2. |
Алина М. |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
1 |
11 |
3. |
Богдан Ш. |
2 |
3 |
2 |
3 |
2 |
2 |
14 |
4. |
Кирилл П. |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
1 |
11 |
5. |
Валя Н. |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
2 |
17 |
6. |
Вова Т. |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
1 |
11 |
7. |
Лера П. |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
1 |
11 |
8. |
Таня Л. |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
2 |
17 |
9. |
Антон Р. |
2 |
2 |
2 |
3 |
1 |
1 |
11 |
10. |
Диана М. |
2 |
3 |
2 |
2 |
2 |
3 |
14 |
11. |
Севиль Г. |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
1 |
11 |
12. |
Сережа С. |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
12 |
13. |
Диана Б. |
2 |
3 |
2 |
3 |
2 |
2 |
14 |
14. |
Дарина К. |
3 |
3 |
3 |
2 |
3 |
2 |
16 |
15. |
Никита Ш. |
2 |
3 |
1 |
2 |
2 |
2 |
12 |
После проведенного занятия в старшей группе на тему «Веселые человечки» (предметная лепка) мы провели анализ по отобранным критериям и зафиксировали все в таблице.
По всем критериям, имеющим одну или две и три группы показателей, в каждом из которых по три показателя, оценка дается по трехбалльной системе: первый (по месту за критерием) - 3 балла, второй - 2 балла, третий — 1 балл.
Например, критерий «передача формы»:
• форма передана точно - 3 балла;
• есть незначительные искажения - 2 балла;
• искажения значительные, форма не удалась - 1 балл.
В соответствии с критериями определились уровни творчества детей:
1. высокий уровень;
2. средний уровень;
3. низкий уровень.
В следующей таблице показано процентное соотношение детей к каждому уровню развития творчества (приложение №7).
Уровни |
% |
Высокий уровень |
20 |
Средний уровень |
40 |
Низкий уровень |
40 |
Результаты констатирующего эксперимента показали, что у детей старшей группы не достаточно сформированы умения наблюдать, использовать разные способы лепки, проявлять фантазию, творческую активность.
3.2 Формирующий эксперимент
Исходя из констатирующего эксперимента, мы поставили задачу провести формирующий эксперимент, который включает в себя цикл занятий по лепке, но не из традиционного материала, а из соленого теста, предусматривающий формирование у детей творчества.
Для проведения формирующего эксперимента группа была поделена на подгруппы (контрольная и экспериментальная) были отобраны дети старшей группы МДОУ «Детский сад общеразвивающего вида «Светлячок» (8 человек).
На занятиях по лепке создавались условия для формирования творчества:
· создание необычной, новой обстановки;
· создание благоприятной атмосферы (дидактические игры, слушание музыки, стихи, беседы);
· детям был предложен новый вид материала для лепки – соленое тесто;
· новые проблемные ситуации;
· неповторяющиеся задания;
· учет возможностей и интересов каждого ребенка;
Цель: создать условия на занятиях по лепке для формирования у детей творчества.
Задачи:
- предложить материал к занятиям по лепке для формирования творчества;
- составить и провести цикл занятий по лепке из соленого теста;
- включить в занятия условия, методы и приемы, способствующие формированию творчества.
Формирующий эксперимент проходил в четыре этапа