Лепка из соленого теста как средство развития детского творчества у детей 5-6 лет

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2014 в 17:17, курсовая работа

Краткое описание

Человек издавна научился готовить из муки и воды — лепить лепешки. Сейчас мы привычно покупаем хлеб в магазине. А на праздники сами печем пироги, своими руками лепим и выпекаем петушков, голубей, рыбок и украшаем их немыслимыми завитками. А произведения прикладного искусства из этого материала — совсем другое дело. Более высокохудожественное. Соленое тесто – чудесный материал для работы. Пластичный, мягкий, интересный.

Содержание

Введение
Глава 1 Развитие детского творчества в работах психологов и педагогов
1.1 Теоретические исследования детского творчества в работах психологов и педагогов
1.2 Критерии оценки и условия развития изобразительного творчества дошкольников
1.3 Условия для развития творчества
1.4 Характеристика творчества детей 5-6 лет
Глава 2 Лепка из соленого теста как вид изобразительной деятельности
2.1 Значение занятий лепкой для всестороннего развития дошкольников
2.2 Особенности организации и проведения занятий лепкой из соленого теста
2.3 Содержание занятий лепки из соленого теста детей старшего дошкольного возраста
2.4 Методика проведения занятий по лепке из соленого теста с детьми 5-6 лет
2.5 Развитие творчества детей в процессе лепки из соленого теста
Глава 3 Практическая часть
3.1 Констатирующий эксперимент
3.2 Формирующий эксперимент
3.3 Контрольный эксперимент
Заключение
Литература

Вложенные файлы: 1 файл

Дипломная работа.doc

— 315.00 Кб (Скачать файл)

Тема занятий

Программное содержание

Методы и приемы проведения

Этап №1 «Осенний натюрморт» (приложение №2)

• Учить детей создавать объемные композиции (натюрморты) из соленого теста

• Использовать приемы

раскатывания, сплющивания,

оттягивания краев

•развивать композиционные умения

•Учить достигать наилучшего результата

• Беседа «Что такое натюрморт?»

• Художественное слово

• Сообщение детям занятия

• Игровой прием

• Мотивация детей к

самостоятельной работе

• Совместный анализ и просмотр детских изделий

• Натюрморт из соленого теста.

Этап № 2 «Звонкие колокольчики» (приложение №3)

• Учить создавать объемные поделки из соленого теста

• Развивать эстетическое восприятие формы

• Учить передавать форму колокольчика

• Лепить полые формы

• Наносить рельефный узор на поверхность предмета

• Повышать сенсорную чувствительность

• Развивать воображение, общую умелость

• Беседа о предстоящем празднике «Новый год»

• Распределение работы между детьми

• Объяснение и показ лепки

• Создание атмосферы

творчества

• Учить пользоваться стекой

(наносить рисунок)

• Анализ детских работ

• Использование изделий для украшения группы

Этап № 3 «Снежный кролик» (приложение №4)

• Совершенствовать технику раскатывания небольшого комка

• Показать изменение формы сплющиванием, закручиванием

• Поддерживать интерес к поиску способов лепки

• Повышать сенсор. чувствительность

• Общую ручную умелость

• Мелкую моторику рук

• Художественное слово

• Рассматривание кролика в уголке «Живой природы»

• Беседа

• Рассказы детей

• Создание творческой атмосферы

• Сообщение детям темы занятия

• Показ и объяснение выполнение работы

• Мотивация детей к самостоятельной работе

• Помощь, подсказка

• Совместный анализ детских

работ

Этап №4 «Крямнямчики» (приложение №5)

• Продолжать освоение рельефной лепки

• Создавать уплощенные фигурки

• Украшать изделия

• Ориентировать на поиск

гармоничных сочетаний разных форм

• Развивать комбинаторские

способности

• Совершенствовать умение

оформлять поделки

• Учить работать по замыслу

• активизировать приемы декорирования лепных образов.

• Художественное слово

• Предварительная работа

• Сообщение темы занятий

•Показ и объяснение

выполнение работы

• Помощь и подсказки

• Создание благоприятных

условий для творчества детей

• Создание сюжета из

вылепленных изделий

• Анализ детских работ,

совместный просмотр.

·           Использование выполненных работ в игровой деятельности


Данный эксперимент показал, что под влиянием наблюдений, рассматривания игрушек, иллюстраций, а также наглядных методов, дети лепили предметы своих замыслов; использовали различные способы лепки. У пяти детей из восьми выразительный образ в лепке, т.е. эти дети более склоны к творчеству.

3.3 Контрольный эксперимент

Цель: выяснить, как повлиял формирующий эксперимент на творчество.

Для проведения контрольного эксперимента были взяты все дети старшей группы.

Тема занятия: свободная лепка по русской народной песенке «Ходит Дрема возле дома» (приложение №6)

Программное содержание:

·          Учить детей создавать выразительные лепные образы, сочетая разные способы и приемы лепки;

·          Учить планировать свою работу;

·          Развивать воображение, чувство формы, пропорций.

№ п/п

Имя ребенка

Форма

Строение предмета Пропорции

разные способы лепки

Композиция

Передача движения

выразительность

Самостоятельность замысла оригинальность изображения

Общее число баллов

1.   

Настя С.

3

3

3

3

3

3

18

2.   

Алина М.

2

3

2

3

2

2

18

3.   

Богдан Ш.

2

3

3

3

3

3

14

4.   

Кирилл П.

3

2

3

3

3

3

17

5.   

Валя Н.

3

3

3

3

3

3

17

6.   

Вова Т.

2

3

2

3

2

2

18

7.   

Лера П.

2

3

3

3

3

3

14

8.   

Таня Л.

3

3

3

3

3

3

17

9.   

Антон Р.

3

3

2

3

3

3

18

10.   

Диана М.

3

3

2

3

3

3

17

11.   

Севиль Г.

2

3

3

3

3

3

17

12.   

Сережа С.

3

3

3

3

3

3

17

13.   

Диана Б.

3

3

3

3

2

3

18

14.   

Дарина К.

3

3

3

3

3

3

17

15.   

Никита Ш.

2

3

2

3

2

2

18


Критерии оценивания детских работ по лепке:

• 3 балла — предмет наделен оригинальным образным содержанием, форма передана точно, части расположены точно, композиция продумана, достаточно четко передано движение.

• 2 балла — есть незначительные искажения в строении предмета, передачи формы, пропорциях предмета, композиции, движение передано неопределенно.

• 1 балл — предметы не наделены образным решением, неверно передана форма, пропорции, композиция не продумана, носит случайный характер, безразличие к материалу.

В следующей таблице показано процентное соотношение детей к каждому уровню развития творческих способностей (приложение №7).

Уровни

%

Высокий уровень

33,3

Средний уровень

46,6

Низкий уровень

20


Таким образом, контрольный эксперимент показал, что на занятиях по лепке из соленого теста, можно развивать у детей творчество, т.е. замыслы стали более самостоятельными, дети стремятся к наиболее полному раскрытию замысла, используются разные способы и приемы лепки, работы дополняются вспомогательными материалами, тем самым проявляют в самостоятельной деятельности свое творчество.

 

Заключение

Если говорить о лепке из соленого теста как о средстве развития творчества ребенка, значит, ничего не сказать. Порой достаточно увидеть счастливое личико ребенка, его восторг от созданного им образа, и ты понимаешь, как много смог ты сделать для него. Лучшей наградой для педагога служат достижения его учеников. И зачастую, можно видеть, насколько важно для ребенка быть правильно понятым, увидеть восторженное лицо воспитателя, от положительной оценки своей деятельности. Такой положительный настрой благотворно влияет на эмоциональное развитие ребенка. Ну а положительные эмоции залог обеспечения творческого интереса, достижение поставленных целей и задач.

Лепка из соленого теста позволяет создать благоприятную социальную и богатую по материалу предметную среду, которая способствует развитию эмоционального мира ребёнка и подталкивает его к разнообразной творческой деятельности.

На занятиях по лепке можно использовать разнообразный материал (глину, пластилин, тесто, песок, снег). Они развивают наблюдательность у детей, их чувственный мир, расширяют кругозор и обогащают практический опыт общения с окружающим миром, наполняют восприятие и воображение таинствами и загадками.

Способы выполнения лепки из соленого теста позволяет ребёнку приобрести знания не только в области данного предмета, но и знания о бытовом окружении, приобрести навыки по самообслуживанию и взаимопомощи. Дети начинают понимать, что все предметы могут использоваться не только по прямому назначению, но и косвенному. Появляется понятие вариативности.

Составление лепных композиций из соленого теста интересная, таинственная, сказочная деятельность, которая очень богата по разнообразию многовариантности в технике исполнения. Она способна увлечь и активизировать детей. Таким образом, лепка является средством формирования и развития творчества у детей старшего дошкольного возраста. Она развивает собственную активность, самоконтроль, любознательность, коммуникативность, оригинальность мышления, настойчивость, трудоспособность, позитивную я-концепцию, а также развивает чувство ритма, цвета, формы, композиции, словом всё то, что необходимо творческому человеку. Лепка из соленого теста доступна дошкольникам - это способ детского самовыражения. Ребёнок выражает своё отношение к тому, что его окружает и рассказывает о том, что он чувствует. Система занятий по лепке обеспечивает систематическое обращение к эмоциональной сфере ребёнка – осознанию им собственных чувств.

На занятиях по тестопластике нужно создать атмосферу взаимного доверия: независимость ребёнка в осуществлении выбора, безоценочности, принятия, безопасности, поддержки. Взрослый занимает позицию рядом, а не над. Он помогает детям осознать и выразить свою индивидуальность, соблюдая принцип трансформации когнитивного содержания в эмоциональное, гуманистический принцип и принцип развивающего обучения, ориентируется на зону ближайшего развития каждого ребёнка.

Таким образом, мы приходим к выводу, что лепка является средством развития творческих способностей ребенка. Современное общество заинтересовано в том, чтобы воспитать ребенка как гармонично развитую во всех отношениях, а главное творческую личность. Ребенок – это воплощение фантазии, творчества и воображения, и педагог является его наставником в формировании его творчества.

 

Литература

1.         Белая А.Е., Мирясова В.И. «Пальчиковые игры для развития речи дошкольников», М., 2002.

2.         Вайнерман С.М., Большев А.С., Силкин Ю.Р. «Сенсомоторное развитие дошкольников на занятиях по изобразительному искусству», М., 2002.

3.         Венгер А.Л., Мухина В.С. Психология: учебное пособие для педагогических училищ. – М., 1990.

4.         Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. М., 1986.

5.         Григорьева Г.Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности. – М., 1999.

6.         Григорьва Г.Г. Изобразительная деятельность дошкольников. М, 2005

7.         Григорьева Г.Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности. М. 2000г

8.         Дубровская Н.В. Приглашение к творчеству. – СПб., 2002.

9.         Дьяченко О.М. Воображение дошкольника. М., 1986.

10.      Изольда Кискальт «Солёное тесто: увлекательное моделирование», профиздат, 2002.

11.     Казакова Т.Г. Теория и методика развития детского изобразительного творчества.- М.: Владос, 2006

12.      Казакова Т.Г. Детское изобразительное творчество.- М.: Карапуз- Дидактика, 2006

13.      Комарова Т.С. «Дети в мире творчества», М., 1995.

14.      Комарова Т.С., Савенкова А.И. «Коллективное творчество детей», М., 2000.

15.      «Актуальные проблемы эстетического воспитания и развития детей», под. Ред. Т.С.Комаровой, М., 2002.

16.      Теория и методика изобразительной деятельности в детском саду: учебное пособие для студентов педагогических институтов /В. Б. Косминская, Е. И. Васильева, Р. Г. Казакова и др. – 2-е изд. М., 1985.

17.      Комарова Т.С. Детское художественное творчество. М, 2005 г.

18.      Кузнецова Н.А., Яковлев Д.Е. «Управление методической работой в учреждениях дополнительного образования детей» (методика), М., 2004.

19.      Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду старшая группа. Карапуз-дидактика, М., 2009.

20.      Лыкова И.А. Лепим, фантазируем, играем. Книга для занятий с детьми дошкольного возраста. М., 2000.

21.      Лыкова И.А. «Лепим, фантазируем, играем», М., 2004.

22.      Лыкова И.А. Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки». Карапуз-дидактика, М., 2007.

23.      Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. Занятия в изостудии. Карапуз-дидактика, М., 2009.

24.      Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию: учебное пособие для педагогических училищ / Т.С.Комарова, Н.П.Сакулина, Н.Б.Халезова и др. – 3-е изд. М.: Просвещение, 1991.

25.      Николаева Е.И. Психология детского творчества. –СПб: Речь, 2006

26.      Педагогическая диагностика развития детей перед поступлением в

школу./под ред. Комарова Т.С., Соломенниковой О.А.,- Ярославль.2006.

27.      Силаева К., Михайлова И. «Солёное тесто», М., изд. «Эксмо», 2004.

28.      Халезова Н.Б., Курочкина Н.А., Пантюхина Г.В. Лепка в детском саду. М., 1986.

29.      Халезова Н.Б. Декоративная лепка в детском саду. М., 2005.

30.      Художественное творчество и ребенок / Под ред. Н.А. Ветлугиной. – М., 1972.

 

Приложение №1

Конспект занятия «Веселые человечки»

Задачи. Учить лепить фигурки человека рациональным способом из удлинённого цилиндра (валика) путём надрезания стекой и дополнения деталями (фигурка мальчика). Закрепить и усложнить способ лепки фигурки человека из конуса (фигурка девочки). Учить понимать относительность величины частей, располагать поделку вертикально, придавая ей устойчивость. Показать возможность передачи движения лепной фигурки путём небольшого изменения положения рук и ног.

Предварительная работа. Беседа о жизни детей в детском саду, экскурсия по детскому саду. Чтение романа-сказки Н. Носова «Незнайка в Солнечном городе». Конструирование фигурки человека из бумаги.

Информация о работе Лепка из соленого теста как средство развития детского творчества у детей 5-6 лет