Личность учащегося в педагогическом процессе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Сентября 2012 в 23:45, курсовая работа

Краткое описание

В данной работе мы рассмотрим педагогический процесс как систему, объединяющую отдельные процессы. В ней воедино связаны процессы формирования, развития, воспитания и обучения вместе со всеми условиями их осуществления. Педагогический процесс характеризуют цели, задачи, содержание, методы, формы взаимодействия педагогов и воспитуемых, достигаемые при этом результаты.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………………3
1 Педагогический процесс, как система…………………………………………………….6
1.1 Сущность и характеристики педагогического процесса………………………………6
1.2 Проектирование педагогического процесса……………………………………………9
1.3 Выводы……………………………………………………………………………………11
2 Особенности педагогического проектирования…………………………………………13
2.1 Значение индивидуальных особенностей личности…………………………………..13
2.2 Роль учащихся в педагогическом процессе…………………………………………….16
2.3 Технологии учебного проектирования…………………………………………………18
2.4 Выводы……………………………………………………………………………………21
Заключение……………………………………………………………………………….......22
Список использованных источников………………………

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая по педагогике чистовик.docx

— 63.37 Кб (Скачать файл)

Министерство образования  Республики Беларусь

Учреждение образования

«Минский государственный  высший радиотехнический колледж»


 

 

 

Кафедра психолого-педагогических дисциплин

 

 

 

Личность учащегося  в педагогическом процессе

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

по курсу «Педагогика»

 

 

 

 

 

Исполнитель:

Наквас М.А., студентка

3 курса группы 7381

отделения «Программирования»

 

Научный руководитель:

Плешевеня Н.Н., ассистент

кафедры психолого-

педагогических дисциплин

 

 

 

 

 

2010

Содержание

 

Введение………………………………………………………………………………………3

1 Педагогический процесс, как система…………………………………………………….6

1.1 Сущность и характеристики педагогического процесса………………………………6

1.2 Проектирование педагогического процесса……………………………………………9

1.3 Выводы……………………………………………………………………………………11

2 Особенности педагогического проектирования…………………………………………13

2.1 Значение индивидуальных особенностей личности…………………………………..13

2.2 Роль учащихся в педагогическом процессе…………………………………………….16

2.3 Технологии учебного проектирования…………………………………………………18

2.4 Выводы……………………………………………………………………………………21

Заключение……………………………………………………………………………….......22

Список использованных источников………………………………………………………25

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Введение

 

 

 

В данной работе мы рассмотрим педагогический процесс как систему, объединяющую отдельные процессы. В ней воедино связаны процессы формирования, развития, воспитания и обучения вместе со всеми условиями их осуществления. Педагогический процесс характеризуют цели, задачи, содержание, методы, формы взаимодействия педагогов и воспитуемых, достигаемые при этом результаты.

Педагогика развивалась  в русле философских знаний о  человеке и обществе, но в XVI-XVII вв. она стала самостоятельной наукой, означающей науку о законах воспитания, о передаче опыта одного поколения другому, наукой о процессе воспитания и обучения не только детей, но и взрослых. Педагогика как частная наука философии сосредоточилась только на проблемах человека, личности и общества, воспитании, образовании и обучении, идеале воспитания, идеале личности в обществе. Она стала наукой об образовании, процессе просвещения и самовоспитания личности.

Воспитание растущего  человека как формирование развитой личности составляет одну из главных задач современной педагогики. Для реализации данной задачи необходима организация систематического, базирующегося на знании и учете объективных закономерностей развития личности педагогического процесса. Целевая установка педагогического процесса состоит в том, чтобы каждого растущего человека сделать борцом за человечность, что требует не только умственного развития детей, не только развития их творческих навыков, умений самостоятельно мыслить, обновлять и расширять свои знания, но и развития образа мышления, развития отношений, взглядов, чувств, готовности к участию в экономической, социальной, культурной и политической жизни, личностно-общественного становления, развития многообразных способностей. Центральное место во всем этом занимает способность быть субъектом общественных отношений, способность и готовность участвовать в социально необходимой деятельности. [7]

Развивающая роль педагогического процесса при этом выступает открыто, делаясь объектом специального обсуждения, анализа и целенаправленной организации.

В настоящее время проблема познания педагогом личности учащегося  приобрела особую актуальность, ибо  она непосредственно связана  с гуманистическими тенденциями, составляющими  доминанту современного педагогического процесса. Представляется бесспорным тот факт, что между продуктивностью педагогической деятельности и эффективностью познания педагогом личности учащихся существует тесная связь. Адекватное познание педагогом личности учащегося часто затрудняется действием феномена стереотипизации. В межличностном познании стереотипы играют негативную роль, если педагог жестко следует им и если их влияние приобретает абсолютный характер. Особая роль в процессе познания педагогом личности учащихся и общения с ними принадлежит эмпатии - способность поставить себя на место другого человека, способность к сопереживанию. Способность к сопереживанию не только повышает адекватность восприятия «другого», но и ведет к установлению эффективных, положительных взаимоотношений с учащимися. Со способностью понять и принять точку зрения учащегося, наконец, встать на его место и рассуждать с его позиции, в существенной мере связаны адекватность, полнота и глубина познания его личности.

Для того, чтобы человеческое общество развивалось, оно должно передавать свой социальный опыт новым поколениям. Наибольший эффект достигается при активном участии самого человека в этом процессе, при включении в его творческую деятельность, направленную на познание, освоение и преобразование окружающей действительности. Современная жизнь выдвинула целый комплекс требований к человеку, определяющих спектр задач и несколько основополагающих направлений их реализации. Активное осуществление тактических целей позволит реально и эффективно решить стратегические задачи, осуществить всестороннее развитие личности – главную цель целостного педагогического процесса.

Актуальность данной темы обусловлена определенным интересом  к воспитанию, развитию и совершенствованию  личности в педагогическом процессе, а также к роли учащегося в проектирование педагогического процесса.

Цель исследования: выявление  роли учащегося в педагогическом процессе.

Исследование данной работы предопределило ряд задач:

1. Определить сущность  и характеристики педагогического процесса на основе теоретического анализа философской, психолого-педагогической и специальной литературы;

2.    Проанализировать проектирование педагогического процесса;

3. Выявить особенности технологий педагогического проектирования на основе теоретического и экспериментального анализа.

Объект исследования: педагогический процесс.

Предмет исследования: роль личности учащегося в проектировании педагогического процесса.

Гипотеза исследования: использование педагогических технологий и проектирование педагогического процесса повысит его эффективность, а также уровень интеллектуального развития и социализации личности учащегося.

Методологической основой  исследования послужили работы Реана А.А. (Психология познания педагогом личности учащихся), Зимней И.А. (Педагогическая психология), Емельянова Ю.Н. (Социально-психологическое проектирование в педагогике), а также исследования П.Ф. Каптерева, А.И. Пинкевича, Ю.К. Бабанского и др.

Метод исследования: изучение и анализ современного состояния  проблемы в теории по литературным источникам.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Педагогический процесс, как система

 

 

1.1 Сущность и характеристики педагогического процесса

 

 

 

Понятие педагогический процесс, наряду с педагогической системой, воспитанием, обучением, относится  к числу методологических знаний, потому что в его научном анализе и практической организации объединяется знание о педагогических системах, закономерностях, о системном и технологическом подходах в педагогике. Это дает основу для понимания педагогического процесса, который определяется как специально организованное, целенаправленное взаимодействие педагогов и воспитанников,  направленное на решение развивающих и образовательных задач в условиях педагогической системы.

Иными словами, педагогический процесс — это процесс, в котором  социальный опыт переплавляется в качества личности. В педагогической литературе прежних лет употреблялось понятие  «учебно-воспитательный процесс».

Связи в педагогической системе  не похожи на связи между компонентами в других динамических системах. Целесообразная деятельность педагога выступает в органическом единстве со значительной частью средств труда. Результат процесса находится в прямой зависимости от взаимодействия педагога, применяемой технологии, ученика.

Данный процесс представляет собой не механическое соединение процессов  воспитания, обучения, развития, а новое 'качественное образование, подчиняющееся  своим особым закономерностям. Целостность, общность, единство - главные характеристики педагогического процесса, подчеркивающие подчинение всех составляющих его процессов  единой цели. [1]

Л. С. Выготский говорил о том, что обучение идет впереди развития, можно сказать, что развитие создает благоприятные предпосылки для более успешного обучения и воспитания на последующих этапах педагогического процесса. Итак, обучение и воспитание имеют определенные доминирующие функции в формировании всесторонне развитой личности.

В целостном педагогическом процессе все уроки и воспитательные мероприятия должны быть нацелены на получение высокого и всесторонне развивающего эффекта, обучение должно носить воспитывающий и развивающий характер.

Педагоги и воспитанники как деятели, субъекты являются главными компонентами педагогического процесса. Взаимодействие педагогов и воспитанников  на содержательной основе с использованием разнообразных средств есть сущностная характеристика педагогического  процесса, протекающего в любой педагогической системе.

Исследования П.Ф. Каптерева, А.И. Пинкевича, Ю.К. Бабанского и других педагогов показали, что обеспечение единства обучения, воспитания и развития на основе целостности и общности составляет главную сущность педагогического процесса.

Под целостностью понимают неразрывное единство процессов  воспитания, обучения, а также развития и формирования личности. При этом целостность педагогического процесса, единство воспитания и обучения, является методологическим принципом, что особенно актуально в настоящих условиях. Можно сказать, что педагогические процессы - это последовательная смена  состояний педагогической системы. Структура педагогического процесса - это совокупность составляющих его  частей, соответствующих компонентам  педагогической системы. Компоненты педагогического  процесса таковы:

    • целевой - определение целей воспитания, обучения;
    • содержательный - разработка содержания образования;
    • операционно-деятельностный - процедуры по обучению, воспитанию и взаимодействию участников процесса;
    • оценочно-результативный - проверка, оценка и анализ результатов воспитания, обучения, суждение об эффективности процесса.

В соответствии со структурой педагогического процесса строится и педагогическая деятельность: разрабатываются  цели, содержание, способы и виды деятельности и анализ результатов.[2]

Педагогический процесс, по существу, реализуется в смене  педагогических ситуаций. Структура  педагогического процесса и деятельности отражает реальную работу педагогов. Поэтому  есть еще одна характеристика педагогического  процесса - технологичность.

Системообразующим фактором педагогического процесса выступает его цель,  понимаемая как многоуровневое явление. Поскольку педагогическая деятельность в рамках любой педагогической системы имеет задачную структуру, то единицей  педагогического процесса можно считать материализованную педагогическую задачу как воспитательную ситуацию, характеризующуюся взаимодействием педагогов и воспитанников с определенной целью. Целостному педагогическому процессу присуще внутреннее  единство  составляющих его компонентов,  их гармоническое взаимодействие.

В педагогической практике, как и в педагогической теории, целостность педагогического  процесса, как комплексность его задач  и средств их реализации, находит  выражение в определении правильного соотношения знаний, умений и навыков, в согласовании процесса обучения и развития, в объединении знаний, умений и навыков в единую систему представлений о мире и способах его изменения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2 Проектирование педагогического процесса

 

 

 

Проектирование педагогического  процесса - это предварительная разработка основных деталей предстоящей деятельности учащихся и педагогов.

В 1989 г. появляется первый самостоятельный  труд по проектирование педагогического процесса известного педагога В.П. Беспалько, положивший начало этой важной отрасли педагогики.

Проектирование педагогического  процесса состоит в том, чтобы создавать предположительные варианты предстоящей деятельности и прогнозировать ее результаты.

Педагогический процесс  для педагога есть главный объект проектирования, который представляет собой объединение в единое целое тех компонентов, которые способствуют развитию учащихся и педагогов в их непосредственном взаимодействии.  Педагогическая ситуация как объект проектирования всегда существует в рамках какого-либо педагогического процесса, характеризующая его состояние в определенное время и в определенном пространстве. Ситуации всегда конкретны, они создаются или возникают в процессе проведения урока, экзамена, экскурсии и, как правило, разрешаются тут же. Проектирование педагогической ситуаций входит в проектирование самого педагогического процесса.

Информация о работе Личность учащегося в педагогическом процессе