Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2014 в 01:47, биография
Мария Монтессори родилась 31 августа 1870года в городе Кьяровалле в семье Алессандро и Ренильде Монтессори.Семья была католической, отец – крупный чиновник, мать – из рода ученых и священников Стопани. Именно мать занялась образованием дочери.Учеба давалась Марии легко. Особенно ее увлекала математика. Даже в театр она брала с собой учебник и в полутемноте решала задачки, радуясь найденному неординарному решению.
Окружение эстетично и элегантно, в домах ребёнка используется хрупкий фарфор. Дети должны научиться уверенности в обращении с хрупкими предметами и осознавать их ценность. Материал находится в свободном доступе, на уровне глаз ребёнка. Это носит характер призыва к действию. Каждый вид материала имеется только в одном экземпляре. Это должно научить ребёнка социальному поведению в отношении других детей, учитывать их потребности. О своем окружении дети заботятся сами. В этом они приобретают навыки независимости от взрослых.
Роль взрослого в педагогике Монтессори
С момента своего рождения ребёнок стремится к свободе и независимости от взрослого. Монтессори описывает этот процесс как биологический принцип человеческой жизни. Подобно тому, как тело ребёнка развивает свои способности и даёт ему свободу движений, так же и дух ребёнка исполнен голодом к учению и к духовной автономии.
В этом процессе взрослый может стать союзником ребёнка и создать для него окружение, соответствующее его потребностям и стремлению к познанию. Самопонимание взрослого в педагогике Монтессори — это роль помощника, сглаживающего для ребёнка путь к самостоятельности в соответствии с принципом «Помоги мне сделать самому». Процесс обучения и познания происходит в ребёнке, ребёнок — сам свой учитель. Взрослый должен научиться вести ребёнка к учению, чтобы потом самоустраниться и оставаться в роли наблюдателя, сопровождающего процесс познания у детей.
Поскольку каждый ребёнок
проходит фазы чувствительности индивидуально,
учебный план в доме ребёнка или
школе должны быть индивидуально
ориентированы. Учитель владеет
техникой распознавания фаз
Роль воспитателя
В отношении того, что должен делать воспитатель, заключается первое педагогическое требование. Это не требование делать что-то определённое, но требование не делать чего-то определённого, а именно, категорический призыв не мешать процессу саморазвития.
Это требование вытекает, по крайней мере, из того тезиса, что родители — не творцы ребёнка, что ребёнок, как выше уже говорилось, сам прораб своего развития; родители — помощники на этой стройке и должны довольствоваться этой ролью. Из этого вытекает и все понимание воспитания, лежащее в основе педагогики Монтессори, которое она понимает как «помощь в саморазвитии ребёнка от момента его рождения».
Монтессори ожидает от взрослого, напротив, «внутренней перефокусировки», ведущей к тому, что взрослый в общении с ребёнком думает не о себе, а о ребёнке и его будущем.
Разновозрастный подход к
комплектованию групп детей позволяет
каждому ребёнку чувствовать
себя уверенным, происходит передача знаний
от старших к младшим.
Особое место в подготовленной среде занимает
уникальный дидактический материал, характер
которого - развивающий и исследовательский:
- материалы для упражнений практической
жизни;
- сенсорные материалы;
- математические материалы;
- языковые материалы.
Отличительной особенностью
дидактического материала М. Монтессори
является возможность самоконтроля. Она
позволяет ребёнку не ждать оценки педагога,
а самому увидеть, насколько успешно он
справился с работой. Использование материала
должно осуществляться строго по принципу:
от простого к сложному, от конкретного
к абстрактному. Все материалы располагаются
по зонам:
1. Зона упражнений практической
жизни;
2. Математическая зона;
3. Сенсорная зона;
4. Языковая зона;
5. Космическая зона.
Упражнения
практической жизни помогают реализовать воспитательные
возможности труда и предусматривают
уход ребёнка за собой, за окружающей средой,
подготовку к общественной жизни (пересыпание,
переливание, мытьё посуды, стола, шнуровка,
застёгивание пуговиц, овладение социальными
навыками и т.д.).
Основная цель сенсорного
материала - усвоение абстрактных
понятий, классификация собственных ощущений
(упражнения с розовой башней, коричневой
лестницей, блоками цилиндров). Занятия
с сенсорным материалом развивают речь
детей, приучают к порядку, подготавливают
к письму и математике.
Математический материал позволяет
ребёнку усваивать понятия количества
и символа, связь между ними. Дети знакомятся
с десятичной системой при помощи знаменитого
"золотого материала", и выполняют
сначала под руководством педагога, а
потом самостоятельно математические
действия.
Космическая зона позволяет детям
исследовать окружающий мир. Ребёнок выступает
в качестве исследователя. В условиях
специально подготовленной среды ребёнок
получает первоначальные сведения по
биологии, истории, географии, анатомии
и др.
Основные принципы педагогики М. Монтессори.
I. Принцип возрастной периодизации.
В период
от 0 до 3-х лет малыш впитывает своё окружение
через инстинктивное развитие чувств:
зрения, слуха, осязания, обоняния.
В период от 3-х до
6-ти лет ребёнка можно назвать активным
строителем самого себя. Мылыш хотел бы
трогать предметы, которые он видит, и
слышать, как называют их взрослые. Он
хотел бы много и разнообразно двигаться,
работать руками. Он неустанно разговаривает
с другими людьми, пополняя свой словарный
запас. Малыш хотел бы сам выбирать вещи
и предмет своей деятельности, сам себя
обслуживать, проявлять максимальную
независимость от взрослого.
От 6-ти до 9-ти лет
ребёнок становится на позицию исследователя
окружающего мира. Это период активного
становления социальных отношений между
детьми, детьми и взрослыми, близкими и
далёкими. Ребёнка интересуют явления
окружающего мира. Он готов к решению проблемных
задач, способен интегрировать, сопоставлять
и дифференцировать.
II. Принцип сенситивных периодов развития.
Сенситивный период - период
максимальной чувствительности к тому
или иному виду деятельности.
1. Сенситивный период
развития речи (от 0 до 6-ти лет).
2,5 - 3 года - наивысшая точка (ребёнок
говорит фразами).
3 - 4 года (ребёнок осваивает буквы как
символы звуков).
4 - 4,5 года (время спонтанного письма).
5 лет (ребёнок читает без принуждения).
2. Сенситивный период
порядка (от0 до 3-х лет).
2 - 2,5 года - наивысшая точка (ребёнок
требует внешнего порядка в окружающей
среде, ставит на место предметы и др.).
В этот период жизнь ребёнка подчинена
определённому внешнему и внутреннему
ритму.
3. Сенситивный период
утончения чувств (от 0 до 6-ти лет).
Ребёнок обладает почти всеми чувствами,
присущими человеку уже в момент появления
на свет. Но, предоставив ему с первых месяцев
жизни развивать, утончать свои чувства,
мы способствуем развитию его разума.
4. Сенситивный период
развития движений, моторики (от 0 до 6-ти
лет).
Центральным пунктом этого периода
является момент первого шага, а также
момент в 2,5 - 3 года, когда ребёнок испытывает
потребность интенсивного развития мелкой
моторики пальцев и мускулов руки. Ближе
к 6-ти годам наблюдается стремление ребёнка
к совершенствованию мускульной системы,
овладению своим телом. Ребёнок особенно
много бегает, прыгает, лазает, тренируя
свою крупную моторику, напрягая мышцы.
5. Сенситивный период
увлечения мелкими предметами (от года
до 2-х лет).
6. Сенситивный период социальных навыков
(от 2-х до 6-ти лет).
Ребёнка интересуют формы поведения
людей в группе, отношения со взрослыми
и сверстниками. Он осваивает манеры поведения,
обиходную речь, этикет, ярко проявляет
свой характер в общении с другими людьми.
III. Принцип свободной работы
Создав развивающую среду
и прейдя в роль наблюдателя, учитель
как бы передаёт всё активность ребёнку.
И это есть важнейшее условие
свободы. Чем свободнее ребёнок,
тем больше самостоятельности
Понятие "свобода" и дисциплина занимают
важное место в системе М. Монтессори.
Свобода выражается в возможности выбирать
наилучшее для себя и другого. Но свобода
ограничивается интересами коллектива,
наличием правил обращения с материалом,
правилами игры и труда. Дисциплинированным
в группе Монтессори называют того, кто
умеет свободно владеть собой, подчиняться
определённым жизненным правилам. Свобода
сочетается с дисциплиной, но насильственное
принуждение как метод обучения в этой
педагогике исключён. Этот важный момент
позволяет на практике осуществить личностно-ориентированный
подход к каждому ребёнку.
IV. Принцип актуального и