Мария Монтессори

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2014 в 01:47, биография

Краткое описание

Мария Монтессори родилась 31 августа 1870года в городе Кьяровалле в семье Алессандро и Ренильде Монтессори.Семья была католической, отец – крупный чиновник, мать – из рода ученых и священников Стопани. Именно мать занялась образованием дочери.Учеба давалась Марии легко. Особенно ее увлекала математика. Даже в театр она брала с собой учебник и в полутемноте решала задачки, радуясь найденному неординарному решению.

Вложенные файлы: 1 файл

Монтессори.docx

— 31.45 Кб (Скачать файл)

Окружение эстетично и  элегантно, в домах ребёнка используется хрупкий фарфор. Дети должны научиться  уверенности в обращении с  хрупкими предметами и осознавать их ценность. Материал находится в свободном  доступе, на уровне глаз ребёнка. Это  носит характер призыва к действию. Каждый вид материала имеется  только в одном экземпляре. Это  должно научить ребёнка социальному  поведению в отношении других детей, учитывать их потребности. О  своем окружении дети заботятся  сами. В этом они приобретают навыки независимости от взрослых.

Роль  взрослого в педагогике Монтессори

С момента своего рождения ребёнок стремится к свободе  и независимости от взрослого. Монтессори описывает этот процесс как биологический принцип человеческой жизни. Подобно тому, как тело ребёнка развивает свои способности и даёт ему свободу движений, так же и дух ребёнка исполнен голодом к учению и к духовной автономии.

В этом процессе взрослый может  стать союзником ребёнка и  создать для него окружение, соответствующее  его потребностям и стремлению к  познанию. Самопонимание взрослого в педагогике Монтессори — это роль помощника, сглаживающего для ребёнка путь к самостоятельности в соответствии с принципом «Помоги мне сделать самому». Процесс обучения и познания происходит в ребёнке, ребёнок — сам свой учитель. Взрослый должен научиться вести ребёнка к учению, чтобы потом самоустраниться и оставаться в роли наблюдателя, сопровождающего процесс познания у детей.

Поскольку каждый ребёнок  проходит фазы чувствительности индивидуально, учебный план в доме ребёнка или  школе должны быть индивидуально  ориентированы. Учитель владеет  техникой распознавания фаз чувствительности и способен вести ребёнка к  деятельности, которая активировала бы его интерес. В принципе, однако, ребёнку должна быть дана свобода  самому выбирать, с чем он хочет  работать.

Роль  воспитателя

В отношении того, что  должен делать воспитатель, заключается  первое педагогическое требование. Это  не требование делать что-то определённое, но требование не делать чего-то определённого, а именно, категорический призыв не мешать процессу саморазвития.

Это требование вытекает, по крайней мере, из того тезиса, что  родители — не творцы ребёнка, что  ребёнок, как выше уже говорилось, сам прораб своего развития; родители — помощники на этой стройке и  должны довольствоваться этой ролью. Из этого вытекает и все понимание  воспитания, лежащее в основе педагогики Монтессори, которое она понимает как «помощь в саморазвитии ребёнка от момента его рождения».

Монтессори ожидает от взрослого, напротив, «внутренней перефокусировки», ведущей к тому, что взрослый в общении с ребёнком думает не о себе, а о ребёнке и его будущем.

Разновозрастный подход к  комплектованию групп детей позволяет  каждому ребёнку чувствовать  себя уверенным, происходит передача знаний от старших к младшим. 
Особое место в подготовленной среде занимает уникальный дидактический материал, характер которого - развивающий и исследовательский:  
- материалы для упражнений практической жизни; 
- сенсорные материалы; 
- математические материалы; 
- языковые материалы. 
      Отличительной особенностью дидактического материала М. Монтессори является возможность самоконтроля. Она позволяет ребёнку не ждать оценки педагога, а самому увидеть, насколько успешно он справился с работой. Использование материала должно осуществляться строго по принципу: от простого к сложному, от конкретного к абстрактному. Все материалы располагаются по зонам:

1. Зона упражнений практической  жизни; 
2. Математическая зона; 
3. Сенсорная зона; 
4. Языковая зона; 
5. Космическая зона.

     Упражнения практической жизни помогают реализовать воспитательные возможности труда и предусматривают уход ребёнка за собой, за окружающей средой, подготовку к общественной жизни (пересыпание, переливание, мытьё посуды, стола, шнуровка, застёгивание пуговиц, овладение социальными навыками и т.д.). 
        Основная цель сенсорного материала - усвоение абстрактных понятий, классификация собственных ощущений (упражнения с розовой башней, коричневой лестницей, блоками цилиндров). Занятия с сенсорным материалом развивают речь детей, приучают к порядку, подготавливают к письму и математике.  
      Математический материал позволяет ребёнку усваивать понятия количества и символа, связь между ними. Дети знакомятся с десятичной системой при помощи знаменитого "золотого материала", и выполняют сначала под руководством педагога, а потом самостоятельно математические действия.  
        Космическая зона позволяет детям исследовать окружающий мир. Ребёнок выступает в качестве исследователя. В условиях специально подготовленной среды ребёнок получает первоначальные сведения по биологии, истории, географии, анатомии и др.

Основные принципы педагогики М. Монтессори.

I. Принцип возрастной  периодизации.

        В период от 0 до 3-х лет малыш впитывает своё окружение через инстинктивное развитие чувств: зрения, слуха, осязания, обоняния. 
       В период от 3-х до 6-ти лет ребёнка можно назвать активным строителем самого себя. Мылыш хотел бы трогать предметы, которые он видит, и слышать, как называют их взрослые. Он хотел бы много и разнообразно двигаться, работать руками. Он неустанно разговаривает с другими людьми, пополняя свой словарный запас. Малыш хотел бы сам выбирать вещи и предмет своей деятельности, сам себя обслуживать, проявлять максимальную независимость от взрослого.  
        От 6-ти до 9-ти лет ребёнок становится на позицию исследователя окружающего мира. Это период активного становления социальных отношений между детьми, детьми и взрослыми, близкими и далёкими. Ребёнка интересуют явления окружающего мира. Он готов к решению проблемных задач, способен интегрировать, сопоставлять и дифференцировать.

II. Принцип сенситивных  периодов развития.

Сенситивный период - период максимальной чувствительности к тому или иному виду деятельности.  
1. Сенситивный период развития речи (от 0 до 6-ти лет). 
2,5 - 3 года - наивысшая точка (ребёнок говорит фразами).  
3 - 4 года (ребёнок осваивает буквы как символы звуков). 
4 - 4,5 года (время спонтанного письма). 
5 лет (ребёнок читает без принуждения). 
2. Сенситивный период порядка (от0 до 3-х лет). 
2 - 2,5 года - наивысшая точка (ребёнок требует внешнего порядка в окружающей среде, ставит на место предметы и др.). В этот период жизнь ребёнка подчинена определённому внешнему и внутреннему ритму. 
3. Сенситивный период утончения чувств (от 0 до 6-ти лет). 
Ребёнок обладает почти всеми чувствами, присущими человеку уже в момент появления на свет. Но, предоставив ему с первых месяцев жизни развивать, утончать свои чувства, мы способствуем развитию его разума.  
4. Сенситивный период развития движений, моторики (от 0 до 6-ти лет).  
Центральным пунктом этого периода является момент первого шага, а также момент в 2,5 - 3 года, когда ребёнок испытывает потребность интенсивного развития мелкой моторики пальцев и мускулов руки. Ближе к 6-ти годам наблюдается стремление ребёнка к совершенствованию мускульной системы, овладению своим телом. Ребёнок особенно много бегает, прыгает, лазает, тренируя свою крупную моторику, напрягая мышцы. 
5. Сенситивный период увлечения мелкими предметами (от года до 2-х лет). 
6. Сенситивный период социальных навыков (от 2-х до 6-ти лет). 
Ребёнка интересуют формы поведения людей в группе, отношения со взрослыми и сверстниками. Он осваивает манеры поведения, обиходную речь, этикет, ярко проявляет свой характер в общении с другими людьми.

 
III. Принцип свободной работы ребёнка  в специально подготовленной  культурной развивающей среде.

Создав развивающую среду  и прейдя в роль наблюдателя, учитель  как бы передаёт всё активность ребёнку. И это есть важнейшее условие  свободы. Чем свободнее ребёнок, тем больше самостоятельности вырабатывается в нём, а самостоятельность - основа человеческого достоинства.  
Понятие "свобода" и дисциплина занимают важное место в системе М. Монтессори. Свобода выражается в возможности выбирать наилучшее для себя и другого. Но свобода ограничивается интересами коллектива, наличием правил обращения с материалом, правилами игры и труда. Дисциплинированным в группе Монтессори называют того, кто умеет свободно владеть собой, подчиняться определённым жизненным правилам. Свобода сочетается с дисциплиной, но насильственное принуждение как метод обучения в этой педагогике исключён. Этот важный момент позволяет на практике осуществить личностно-ориентированный подход к каждому ребёнку.

 
IV. Принцип актуального и ближайшего  развития.

 

 


Информация о работе Мария Монтессори