Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2014 в 16:29, доклад
Трудно себе представить общение, которое бы совсем не несло познавательного или воспитательного заряда. Тем не менее в литературе и практике все больше и шире используется сравнительно "молодое" словосочетание: педагогическое общение. Это – профессиональное общение преподавателя с учащимися в процессе обучения и воспитания, имеющее определенные педагогические функции и направленное (если оно полноценное и оптимальное) на создание благоприятного психологического климата, оптимизацию учебной деятельности и отношений между педагогом и учащимся внутри коллектива. Другими словами, педагогическое общение - это общение педагога с воспитанниками в педагогических целях.
В современной литературе педагогическое творчество понимается как процесс решения педагогических задач в меняющихся обстоятельствах. Обращаясь к решению неисчислимого множества типовых и нестандартных задач, педагог так же, как и любой исследователь, строит свою деятельность в соответствии с общими правилами эвристическою поиска: анализ педагогической ситуации; проектирование результата в соответствии с исходными данными; анализ имеющихся средств, необходимых для проверки предположения и достижения искомого результата; оценка полученных данных; формулировка новых задач.
Однако творческий характер педагогической деятельности нельзя свести только к решению педагогических задач, ибо в творческой деятельности в единстве проявляются познавательный, эмоционально-волевой и мотивационно-потребностный компоненты личности. Тем не менее решение, специально подобранных задач, направленных на развитие тех или иных структурных компонентов творческого мышления (целеполагание; анализ, требующий преодоления барьеров, установок, стереотипов; перебор вариантов, классификация и оценка и т.п.), является важнейшим условием развития творческого потенциала личности педагога.
Часто сферу проявления творчества педагога непроизвольно сужают, сводя ее к нестандартному, оригинальному решению педагогических задач. Между тем творчество педагога не в меньшей мере проявляется и при решении коммуникативных задач, выступающих своеобразным фоном и основанием педагогической деятельности. В сфере личности педагогическое творчество проявляется бак самореализация педагога на основе осознания себя творческой индивидуальностью, как определение индивидуальных путей своего профессионального роста и построение программы самосовершенствования.
Технология общения
Владение технологией общения помогает педагогу организовывать
правильное поведение в конкретной ситуации. Неверное педагогическое
воздействие или неверная форма общения, выбранная для взаимодействия, может
привести к конфликту между учителем и учеником. Учителю важно правильно
использовать приспособления в общении, т.е. систему приемов(
психологических, мимических, пантомимических, речевых, двигательных и
и.д.), избираемую для организации структуры общения, адекватной задаче и
особенностям педагогической ситуации. Не даром Макаренко писал: « Я
сделался настоящим мастером только тогда, когда научился говорить «иди
сюда» с 15-20 оттенками, когда научился давать 20 нюансов в постановке
лица, фигуры, голоса. И тогда я не боялся, что кто-то ко мне не подойдет
или не почувствует того, что нужно».
Начинающий педагог должен формировать у себя навыки моментального
включения системы коммуникативных приспособлений в каждой новой
педагогической ситуации
Одним из средств, подкрепляющих воздействие общения, можно назвать
инициативность, которая требует определенного поведения и звучания речи. В
системе педагогического общения инициативность выступает как важнейшая
коммуникативная задача педагога. Естественно, что формы выражения
инициативности разнообразны. Инициативность может быть двух видов:
1) Педагог открыто
выступает как инициатор
2) Он выступает как скрытый инициатор деятельности, причем в этом
случае у школьников создается впечатление, что инициаторами этой
деятельности являются они сами.
Следующей важной задачей является, с одной стороны, удержание
инициативы в общении, придании ей необходимых ситуативных форм и т.п.
Для детей очень важен внешний вид педагога: жесты, мимика,
пантомимика и т.д. Рассмотрим их более подробно.
Мускульная мобилизированность - обязательное условие начала всякого
общения. Выражается в общей собранности внимания и, следовательно, в
направлении взгляда, в глазах, в дыхании и в общей подтянутости мускулатуры
тела, в частности - в подтянутости спины. Это рабочее состояние тела,
готовность преодолеть препятствия, которые еще не возникли, но вот-вот
возникнут. Хорошо, когда мускульная мобилизированность несколько опережает
речевое воздействие, как бы внутренне мобилизуя и самих детей на
предстоящее общение, укрепляя этим самым вербальную его основу.
Пантомимика - это движение тела, рук, ног. Она помогает выделить
главное, рисует образ.
Красивая, выразительная осанка воспитателя выражает внутреннее
достоинство личности. Прямая походка, собранность говорят об уверенности
педагога в своих силах, знаниях. В то же время сутулость, опущенная голова,
вялые руки свидетельствуют о внутренней слабости человека, его
неуверенности в себе
Учителю необходимо выработать манеру правильно стоять перед учащимися на
уроке. Все движения и позы должны привлекать учащихся своим изяществом и
простотой. Не должно быть плохих привычек: покачивания взад-вперед,
переминания с ноги на ногу, привычки вертеть в руках посторонние предметы,
почесывать голову, потирать нос, дергать за ухо.
Жест педагога должен быть ограниченным и сдержанным, без резких
взмахов и острых углов. Предпочтительны круглые жесты и скупая
жестикуляция.
Различают жесты описательные и психологические. Описательные жесты
изображают, иллюстрируют ход мыслей. Они менее важны, но встречаются чаще.
Гораздо важнее психологические жесты, выражающие чувства. Например, говоря:
«Будьте добры», мы поднимаем кисть руки на уровень груди ладонью кверху,
чуть подавая ее от себя.
Следует учесть, что жесты, как и другие движения корпуса, чаще всего
предупреждают ход высказываемой мысли, а не следуют за ней.
Чтобы общение было активным, следует иметь открытую позу: не
скрещивать руки, повернуться лицом к классу, уменьшить дистанцию, что
создает эффект доверия. Рекомендуются движения вперед и назад по классу, а
не в стороны. Шаг вперед усиливает значимость сообщения, помогает
сосредоточить внимание аудитории. Отступая назад, говорящий как бы дает
отдохнуть слушателям.
Техника речи
Процесс восприятия и понимания речи учителя учащимися тесно связан со
сложным процессом учебного слушания. Поэтому ясно, что процесс правильного
восприятия учащимися учебного материала зависит от совершенства речи
учителя.
Дети особенно чутки к речевым данным педагога. Неправильное
произношение каких-либо звуков вызывает у них смех, монотонная речь
вызывает скуку.
Сегодня разработана система упражнений по технике речи, которая
представляет собой комплекс навыков в речевом дыхании, голосообразовании и
дикции, который позволяет учителю донести до учеников все богатство своего
слова. Рассмотрим, что надо учитывать педагогу при общении.
Дыхание.
В повседневной жизни, когда наша речь преимущественно диалогична,
дыхание не вызывает трудностей. Но на уроке, особенно когда учителю
приходится говорить длительное время, нетренированное дыхание дает о себе
знать: может участиться пульс, покраснеть лицо, появиться одышка.
Различают четыре типа дыхания в зависимости от того, какие мышцы
принимают участие в дыхательном процессе.
Верхнее дыхание совершается мышцами, поднимающими и опускающими плечи и
верхнюю часть грудной клетки. Это слабое, поверхностное дыхание, активно
работает лишь верхушки легких
Грудное дыхание осуществляется межреберными мышцами. Изменяется
поперечный объем грудной клетки. Диафрагма малоподвижна, поэтому вдох
недостаточно энергичен.
Диафрагмальное
дыхание осуществляется за
клетки, вследствие сокращения диафрагмы
Диафрагмально-реберное
дыхание осуществляется за
в продольном и поперечном направлениях вследствие сокращения диафрагмы,
межреберных дыхательных мышц, а также брюшных мышц живота. Именно это
дыхание считается правильным, и его используют как основу для речевого
дыхания.
В чем же отличие речевого (фонационного) дыхания от обычного? Вдох и
выдох обычного дыхания осуществляется через нос, они короткие и равны по
времени. Последовательность обычного дыхания - вдох, выдох, пауза. Для речи
его не хватает. Речь и чтение требуют большого количества воздуха,
экономного его расходования и своевременного его возобновления. В речевом
дыхании выдох длиннее вдоха. Иная и последовательность дыхания. После
короткого вдоха - пауза для укрепления брюшного пресса, а затем длинный
звуковой выдох. Его организация имеет большое значение для постановки
речевого дыхания и голоса, их развития и совершенствования. Существуют
специальные упражнения, развивающие и укрепляющие диафрагму, брюшные и
межреберные мышцы
Что бы
речь учителя была более
голосом, дикцией, ритмикой
Голос.
Каковы
же особенности голоса
Сила зависит от активности работы органов речевого аппарата. Чем больше
давление выдыхаемого воздуха через голосовую щель, тем больше сила звука.
Важное условие слышимости голоса – полетность. Этим термином
специалисты определяют способность посылать свой голос на расстояние и
регулировать громкость.
Существенное значение имеет гибкость, подвижность голоса, умение
легко его изменять. Подвижность голоса, прежде всего, касается его
изменений по высоте. Высота - тональный уровень голоса. Человеческий голос
может свободно изменяться по высоте в пределах двух октав, хотя в обычной
жизни мы обходимся тремя-пятью нотами. Диапазон – объем голоса. Границы его
определяются самым высоким и самым низким тоном. Сужение диапазона ведет к
появлению монотонности. Однообразие звучания притупляет восприятие,
усыпляет.
Хорошо поставленному голосу свойственно богатство тембральной
окраски. Тембр - окраска звука, яркость, а так же его мягкость, теплота,
индивидуальность. В звучании голоса всегда присутствует основной тон и ряд
обертонов, т.е. дополнительных звуков, более высокой, чем в основном тоне,
частоты. Чем больше этих дополнительных тонов, тем ярче, красочнее звуковая
палитра человеческого голоса.
Все эти свойства голоса вырабатываются специальными упражнениями.
Воспитание голоса - процесс индивидуальный и трудоемкий. Он требует строго
индивидуальной методики и контроля со стороны опытных специалистов.
Дикция.
Для учителя четкость произношения - профессиональная необходимость,
способствующая правильному восприятию учениками речи педагога. Дикция -
ясность и четкость в произношении слов, слогов, звуков. Она зависит от