Мастерство педагогического общения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2014 в 16:29, доклад

Краткое описание

Трудно себе представить общение, которое бы совсем не несло познавательного или воспитательного заряда. Тем не менее в литературе и практике все больше и шире используется сравнительно "молодое" словосочетание: педагогическое общение. Это – профессиональное общение преподавателя с учащимися в процессе обучения и воспитания, имеющее определенные педагогические функции и направленное (если оно полноценное и оптимальное) на создание благоприятного психологического климата, оптимизацию учебной деятельности и отношений между педагогом и учащимся внутри коллектива. Другими словами, педагогическое общение - это общение педагога с воспитанниками в педагогических целях.

Вложенные файлы: 1 файл

Доклад.docx

— 77.78 Кб (Скачать файл)

слаженной и энергичной работы  всего  речевого  аппарата,  который  включает

губы, язык, челюсти, зубы, твердое и мягкое небо, голосовые связки.

      Если недостатки  в речи  органического  происхождения,  то  помогут  не

учебно-тренировочные упражнения, а медицинское вмешательство.

       Совершенствование  дикции  связано,  прежде   всего,   с   отработкой

артикуляции-движения органов  речи.  Этому  служит  специальная  гимнастика,

которая включает упражнения для разминки речевого аппарата и упражнения  для

правильной  отработки   каждого   звука.   Естественно,   быстро   исчезнуть

неправильные навыки не смогу. Нужны труд, терпение, регулярная тренировка.

 

Ритмика.

      Скорость  в целом и длительность звучания  отдельных  слов,  а  так  же

пауз  в  сочетании  с  ритмической  организованностью,   размерностью   речи

составляют ее темпоритм. Это очень важный элемент речи, так как интонация  и

паузы сами по себе, помимо слов, обладают силой  эмоционального  воздействия

на слушателя.

      Скорость  речи зависит от индивидуальных  качеств  учителя,  содержания

его речи и  ситуации  общения.  Трудную  часть  материала  учитель  излагает

замедленным темпом, дальше можно говорить быстрее.  Обязательно  замедляется

речь, когда нужно сформулировать тот или иной вывод – определение,  правило,

принцип,  закон.  Следует  учитывать  и  степень  возбуждения:   чем   более

возбужден ученик, тем медленнее и тише следует говорить учителю.

        Для   достижения   выразительности   звучания   следует    мастерски

пользоваться логическими и психологическими  паузами.  Без  логических  пауз

речь безграмотна, без психологических - безжизненна. Паузы, темп и  мелодика

речи в совокупности составляют интонацию. Монотонная  речь  вызывает  скуку,

понижение внимания и интереса.

 

Структура педагогического общения

Структура педагогического общения делится на три стадии:

  1. коммуникативная - передача информации;
  2. установление сотрудничества между спортсменами. Общение поддерживается объективной зависимостью его участников, их взаимозависимостью;
  3. перцептивное восприятие человека человеком. Оно определяется социальными эталонами, в которых воспитывается ученик. На занятиях тренеру нельзя скопом предъявлять претензии спортсменам. Надо оценивать их деятельность, а не личностные качества.

С точки зрения гуманистической психологии педагогическое общение рассматривается как система взаимоактивных отношений между тренером и спортсменом.

Обучение эффективно только тогда, когда оно строится с учетом внутренних законов психологии (целей, потребностей, интересов, смысла деятельности, эмоциональных состояний спортсменов).

Нельзя губить эмоциональную активность. Нельзя лишать спортсмена эмоций. Надо всегда давать возможность высказаться, самопроявиться.

Инновационная педагогика - это такое обучение и такое использование средств, которые позволяют выполнять поставленные задачи гуманным путем. Личность проявляется в деятельности. Спортсмен никогда не должен чувствовать себя только объектом воспитания.

Обучение должно сводиться к созданию УСЛОВИЙ, а все остальное сделает сам спортсмен.

Спортивная команда - это группа людей, объединенных общей целью, совместной деятельностью, имеющая собственную организацию и управление. Что нужно, чтобы она заработала и зажила как команда и содружество личностей?  Как минимум следующее:

  1. тренеру надо поставить цель;
  2. надо раскрыть команде эту цель так, чтобы все спортсмены понимали ее одинаково;
  3. создать условия для совместной деятельности тренирующихся. Надо стараться, чтобы спортсмены на тренировках, выполняя совместную работу, сотрудничали, а не соперничали друг с другом.

Как известно, перед тренером стоят сложные задачи, связанные с тренировочным и соревновательным периодами. К чему здесь надо стремиться? Прежде всего:

  1. самосовершенствование и саморазвитие занимающихся не только в межличностных отношениях, но и в деловых;
  2. распространение деятельности спортсменов на время после тренировок;
  3. постоянное укрепление деловых отношений в команде.

Устранение серьезных и пустяковых проблем в команде зависит от того, известны ли тренеру подходящие алгоритмы их решений. Если да - значит половина дела уже сделана.

Структура педагогического общения

По В. А. Кан-Калику структура процесса профессионально-педагогического общения включает:

1. Моделирование педагогом  предстоящего общения с классом (прогностический этап).

2. Организацию непосредственного  общения в момент начального  взаимодействия (коммуникативная атака).

3. Управление общением  в ходе педагогического процесса.

4. Анализ осуществленной  системы общения и моделирование ее на предстоящую деятельность.

Часто общение педагога с  учащимися представляется ему в свернутом виде, не дифференцируется по этапам, характеру деятельности педагога. Продумаем, что необходимо педагогу, чтобы осуществить общение на каждом из этапов.

Этап моделирования требует знания особенностей аудитории: характера ее познавательной деятельности, вероятностных затруднений, динамики работы. Готовящийся к уроку материал должен быть мысленно представлен в ситуации предстоящего взаимодействия и продуман не только от лица педагога, но и от лица школьников, по возможности в разных вариантах.

Этап, называемый «коммуникативной атакой», говорит за себя: нужна техника быстрого включения класса в работу, нужно владеть приемами самопрезентации и динамического воздействия.

На этапе управления общением необходимо умение поддерживать инициативу школьников, организовывать диалогическое общение, корректировать свой замысел с поправкой на реальные условия.

И, наконец, анализ общения направляется на соотнесение цели, средств и результата.

Естественно, что педагог должен быть инициатором, лидером в управлении общением и, в целом, учебно-воспитательным процессом. Для этого В. А. Кан-Калик (см. указанную книгу - С. 32-33) советует обратить внимание на оперативность начала контакта, формирование чувства «мы», введение личностных аспектов во взаимодействие с детьми, демонстрацию собственной расположенности к классу, показ ярких целей деятельности, передачу учащимся понимания педагогом их внутреннего состояния, организацию цельного контакта со всем классом, изменение стереотипных негативных установок к отдельным учащимся.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Педагогическое общение и его функции

 

Общение - важнейший профессиональный инструмент педагогической деятельности. Исследования А. А. Бодалева, Н. В. Кузьминой, В. А. Кан-Калика, А. А. Леонтьева, А. Н. Мудрика, А. И. Щербакова и др. доказали большое значение общения в труде педагога. Чтобы понять роль педагога в характере его общения с учащимися, рассмотрим, что собой представляет педагогическое общение.

Педагогическое общение - это профессиональное общение преподавателя с учащимися на уроке и вне его, направленное на создание благоприятного психологического климата. (См.: Леонтьев А. А. Педагогическое общение.- С. 3.) Неправильное педагогическое общение рождает страх, неуверенность, ослабление внимания, памяти, работоспособности, нарушение динамики речи и, как следствие, появление стереотипных высказываний школьников, ибо у них снижается желание и умение думать самостоятельно, увеличивается конформность поведения. В конечном счете - рождается устойчивое негативное отношение к педагогу, а потому и к предмету. Такая вот угнетенность предметом - на самом же деле педагогом - для некоторых школьников продолжается в течение ряда лет. 3адумаемся: отчуждение вместо радости. И это на уроках языка и литературы, истории и математики!

Общение педагога с учениками должно снимать такого рода эмоции, вызывать радость постижения, жажду деятельности, содействовать «социально-психологической оптимизации учебно-воспитательного процесса» (А. А. Леонтьев). Посмотрим, к каким главным выводам пришла современная педагогическая мысль в проблеме взаимоотношений педагога со школьниками.

А. С. Макаренко пришел к выводу: главным в общении педагога и учащихся должны быть отношения, основанные на уважении и требовательности. Педагогическое мастерство он рассматривал как искусство влиять на воспитанника, заставляя его переживать и осознавать необходимость определенного поведения.

Много мудрых советов относительно педагогического общения дал В. А. Сухомлинский. Подчеркивая, что воспитание словом - самое слабое и наиболее уязвимое место современной советской школы, В. А. Сухомлинский требовал от учителя мастерского владения им: «каждое слово, сказанное в стенах школы, должно быть продуманным, мудрым, целеустремленным, полновесным».

Например, педагог читает стихи М. Ю. Лермонтова: «Погиб поэт...». И скорбь, и обличение в его словах, и видят учащиеся что потеря огромна - поэт погиб. В голoce учителя страдание: «Невольник чести пал, оклеветанный молвой...». И школьники, и присутствующие студенты - все понимают, все сопереживают. Слово педагога обращено не только к слуху - к сердцу каждого.

А рядом - урок практикантки, о котором потом долго размышляли, почему школьники не прониклись болью и горечью. Все дело в «пустом слове», как говорил В. А. Cyxoмлинский. В одну строку, быстро, четко и бездумно (вернее, с думой о словах, а не о смысле) старательная студентка прочитала стихи, а в классе - мертвая тишина. Мертвая в прямом смысле. Нет чувства, нет жизни.

Знание этих функций поможет молодому педагогу организовать общение со школьниками на уроке и вне его как целостный процесс. Планируя урок, надо думать не только об усвоении информации, но и о создании условий для самовыражения, самоутверждения, прежде всего тех школьников, которые нуждаются в помощи учителя; надо предвидеть приемы обеспечения заинтересованности в работе каждого ученика и обеспечивать сотрудничество и сотворчество. 

 

 

 

Стили руководства и общения педагога 

В общении можно выделить две стороны: отношение и взаимодействие. Это как бы подводная и надводная часть айсберга, где видимая часть - серия речевых и неречевых действий, а внутренняя, невидимая - потребности, мотивы, интересы, чувства - все, что толкает человека к общению.

Как показывают исследования, у педагога со стабильным эмоционально-положительным отношением к детям, деловой реакцией на недостатки в учебной работе и поведении, спокойным и ровным тоном в обращении школьники раскованны, общительны, доверчивы. Отрицательное отношение к детям («Как мне надоел ваш класс», «Умничать научились, а писать грамотно - нет» и др.), неустойчивость позиции педагога, попадающего под власть своих настроений и переживаний, создают почву для возникновения недоверия, замкнутости, а то и приводят к таким уродливым формам «самоутверждения», как лицемерие, подхалимство, исполнение роли классного клоуна и пр. Все это налагает отпечаток на весь ход учебно-воспитательного процесса. Наставник не имеет права хоть на миг забывать, что идея для учащегося неотделима от личности учителя: «То, что говорит любимый учитель, воспринимается совсем по-другому, чем то, что говорит презираемый ими, чуждый им человек. Самые высокие идеи в его устах становятся ненавистными» (Н. К. Крупская). 

Авторитарный стиль («разящие стрелы»). Педагог единолично определяет направление деятельности группы, указывает, кто с кем должен сидеть, работать, пресекает всякую инициативу учащихся, учащиеся живут в мире догадок. Основные формы взаимодействия - приказ, указание, инструкция, выговор. Даже редкая благодарность звучит как команда, а то и как оскорбление: «Ты хорошо сегодня ответил. Не ожидала от тебя такого». Обнаружив ошибку, такой педагог высмеивает виновного, чаще всего не объясняя, как ее можно исправить. В его отсутствие работа замедляется, а то и вовсе прекращается, педагог лаконичен. У него преобладает начальственный тон, нетерпение к возражениям.

Демократичный стиль («возвращающийся бумеранг»). Проявляется в опоре руководителя на мнение коллектива. Педагог старается донести цель деятельности до сознания каждого, подключает всех к активному участию в обсуждении хода работы; видит свою задачу не только в контроле и координации, но и  воспитании; каждый ученик поощряется, у него появляется уверенность в себе; развивается самоуправление. Демократичный учитель старается наиболее оптимально распределить нагрузки, учитывая индивидуальные склонности и способности каждого; поощряет активность, развивает инициативу. Основные способы общения у такого педагога - просьба, совет, информация.

Либеральный стиль («плывущий плот») – анархический, попустительский. Педагог старается не вмешиваться в жизнь коллектива, не проявляет активности, вопросы рассматривает формально, легко подчиняется другим подчас противоречивым влияниям. Фактически самоустраняется от ответственности за происходящее. Об авторитете тут речи не может быть.

Авторитарный стиль руководства может обеспечить кажущуюся эффективность групповой деятельности и создает крайне неблагоприятный психологический климат. При таком стиле задерживается становление коллективистских качеств. По данным социологов, именно в таких коллективах формируются невротики. У школьников возникает неадекватный уровень притязаний в общении с окружающими людьми.

Авторитарность в общении многолика, часто искусно маскируется, оставаясь, в сущности, бездушно-бюрократическим администрированием, может проявляться как скрытая, опосредованная, порождающая насилие изнутри.

Лучший стиль руководства - демократичный. Хотя количественные показатели здесь могут быть и ниже, чем при авторитарном, но желание работать не иссякает и в отсутствие руководителя. Повышается творческий тонус, развивается чувство ответственности, гордость за свой коллектив. Наихудшим стилем руководства является либеральный стиль; при нем работа, как правило, выполняется меньше и качество ее хуже.

Что касается авторитаризма, то он питается недостаточной зрелостью педагога, его нравственной и политической невоспитанностью, обусловливается низким уровнем культуры педагога, пренебрежением индивидуальными особенностями детей, игнорированием принципа самодеятельности организации детской жизни.

Информация о работе Мастерство педагогического общения