Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2014 в 22:10, курсовая работа
Современная педагогика носит гуманистический характер, но он не в полной мере может обеспечить точность характеристик образовательного процесса, поэтому без математических методов в педагогике невозможно обойтись. Применение математических методов к элементам процесса обучения придает педагогической науке основательность и строгость, которая ей так необходима. Поэтому в педагогике необходимо объединить математические методы с современными гуманитарно-ориентированными педагогическими методиками и технологиями. Цель исследования: обосновать систему использования математических моделей в педагогике.
ВВЕДЕНИЕ..………………………………………………………………………...3
ГЛАВА 1. МАТЕМАТИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ В ОБРАЗОВАНИИ……………4
1.1. Понятие математической модели.………...............................................4
1.2.Классификация математических моделей………………………………4
1.3. Функции математических моделей…………………………………….4
Глава 2. Практическое применение математических моделей в образовании.............................................................................8
2.1. Применения математической модели для подготовки компетентного специалиста..…………………………………………………………………………8
2.2. Построение формализованной математической модели оптимизации……………………………………………………………………….10
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………11
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.……………………………12
Х1 0, Х2 0, Х3 0.
2,8Х1+0,2Х2+0Х3 100
0Х1+1,1Х2+Х3 100
0Х1+0,1Х2+1,5Х3 100
Z=Х1+Х2+Х3 max
Задача оптимизации свелась к стандартной задаче линейного программирования: определить значения неизвестных Х1, Х2, Х3, удовлетворяющие трем ограничениям и максимизирующие целевую функцию. Решение этой задачи осуществлялось симплекс-методом, одним из основных методов математического (линейного) программирования.
После третьей итерации получаем оптимальное решение: Х1=33, Х2=32, Х3=65. По мнению студентов, в изучаемом курсе должно быть 33 лекционных занятия, 32 практических и 65 консультаций. Расклад лекционных и практических занятий фактически совпадает с действующим, что указывает на личную удовлетворенность студентами количеством лекционных и практических занятий. Однако число консультаций, по их мнению, недостаточно, и их количество следует увеличить в лучшем случае до 65.
Проведенное исследование показывает возможность использования модели линейного программирования в решении задач оптимизации учебного курса в интересах личности, что указывает на возможность существования в современной педагогике двух подходов: личностно-ориентированного и формально-логического.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
По результатам данного исследования можно сделать следующие выводы:
1. Внедрение математических моделей и методов в педагогику должно быть основано на принципах гуманистичности и технологичности с учетом особенностей образовательной системы;
2. Математические методы являются условием совершенствования качества образования. В педагогической деятельности они способны выполнять важнейшие функции: междисциплинарную, коррекционную, диагностическую, прогнозирующую, контролирующую, управляющую и др. Научный подход к использованию математических методов требует точного обоснования и поиска эффективных способов их включения в образовательную практику (интегративная модель межпредметного комплекса «математика педагогика кибернетика»).
3. Исследованный алгоритм информационно-математического моделирования позволяет оптимально использовать потенциал учебной информации и формировать у учащихся новое отношение к информации, которое основано на восприятии ее как особого элемента для личностного развития.
4. В роли программно-методического обеспечения системы использования математической модели в педагогике может выступать математико-педагогическая методика: «Оптимизация учебного курса в личностно-ориентированном образовании» (решает задачу оптимизации учебного курса в интересах личности учащихся).
Таким образом, проведенное исследование позволяет обозначить перспективы дальнейших исследований: разработку современных математических технологий совершенствования качества образовательного процесса в интересах развития и саморазвития личности; исследование методологических основ формирования математической культуры педагога в области использования математических моделей в системе современного образования.
Список использованной литературы:
1. Блинов В. М. Эффективность обучения. - М.: Педагогика, 1976. – 202 с.
2. Быков А. А. Техническая культура как одна из базовых составляющих педагогической культуры будущего учителя /А. А.Быков // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. Челябинск, 2007. 9. С. 27 -38.
3. Загвязинский В. И. Теория обучения: Современная интерпретация. // Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2001. — 192 с.
4. Киселева М. П. Информатика и новые информационные технологии в системе подготовки будущего учителя / М. П.Киселева // Педагогическая информатика. 2008. № 2. С. 36-40.
5. Киселева О. М. Применение методов математического моделирования в педагогике / О. М.Киселева, Г. Е. Сeнькинa // Вестник Поморского университета. 2007. № 3. С.32 -36.
6. Киселева О. М. Применение методов математического моделирования в обучении: Диссерт. канд. пед. наук. - Смоленск, 2007. - 181с.
7. Лебедева И.П. Теория взаимодействия систем "ученик" и "объект изучения": Диссерт. д-ра пед. наук: Пермь, 2001 411c.
8. Мизинцев В. П. Применение
моделей и методов моделирования в дидактике.
М.: Знание, 1977 – 148с.
9. Пехлецкий И. Д. Компоненты индивидуального стиля преподавания: спецкурс, практикум. Пермь, 1990 – 138с.
10. Тимофеева Н. М. Попытка формализации педагогической науки путем систематизации её терминосистемы / Н. М. Тимофеева // Информатика и образование. - 2008. № 4. - С.105-107.
11. Тимофеева Н. М. Проектирование учебных словарей по педагогическим дисциплинам: Диссерт. канд. пед. наук. - Смоленск, 2004 - 215с.
12. Фридман Л. М. Наглядность и моделирование в обучении. М.: Знание, 1984 – 80с.
13. Чуйко, Л.В. Оптимизация учебного курса в личностно-ориентированном образовании / Л.В. Чуйко // Управление качеством образования как условие модернизации отрасли: сборник статей и тезисов республиканской научно-практической конференции, 22 декабря 2005 г. – Бендеры: Полиграфист, 2006. – С.205–209.
14. Чуйко, Л.В. Линейное программирование в решении педагогических задач / Л.В. Чуйко // Математическое моделирование в образовании, науке и производстве: материалы IV Международной научно-практической конференции, 5-9 июня 2005 г. – Тирасполь: РИО ПГУ, 2005. – С.176–177.
15. Чуйко, Л.В. Необходимость применения математических методов в педагогических исследованиях / Л.В. Чуйко // II славянские педагогические чтения: тезисы докладов Международной конференции, 16-18 октября 2003 г. – Тирасполь: РИО ПГУ, 2003. – С.172–174.
16. Чуйко, Л.В. Применение критерия Макнамары в педагогических исследованиях / Л.В. Чуйко // Совершенствование математического образования в общеобразовательных школах, средних и высших учебных заведениях: материалы Международной научно-практической конференции, 21 февраля 2004 г. – Тирасполь: РИО ПГУ, 2004. – С.346-351.