Место и роль учебной дисциплины «Информатика и информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) в профессиональной деятельности» в систем

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2014 в 21:18, контрольная работа

Краткое описание

Современное представление о качественном образовании включает в качестве необходимого элемента свободное владение информационными технологиями, в связи с этим компьютер воспринимается как один из инструментов реализации учебно-воспитательного процесса. Введение в школу компьютера, приобретение программно-методических комплексов по предметам позволяют совершенно по-новому строить процесс преподавания.

Вложенные файлы: 1 файл

ИКТ.docx

— 194.43 Кб (Скачать файл)

Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Пермский государственный профессионально-педагогический колледж»

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

Дисциплина: ИКТ в профессиональной деятельности

Тема: Место и роль учебной дисциплины «Информатика и информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) в профессиональной деятельности» в системе профессиональной подготовки учителя начальных классов. Цели, задачи и структура учебной дисциплины.

 

 

Выполнила: студентка I курса, группы 150з

заочной формы обучения

специальности 050146

«Преподавание в начальных классах»

Агафонова Надежда Эдуардовна

Проверил: преподаватель

Данилова Марина Александровна

г. Пермь 2013

Содержание

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 Современное представление о качественном образовании включает в качестве необходимого элемента свободное владение информационными технологиями, в связи с этим компьютер воспринимается как один из инструментов реализации учебно-воспитательного процесса. Введение в школу компьютера, приобретение программно-методических комплексов по предметам позволяют совершенно по-новому строить процесс преподавания.

Компьютер можно и необходимо использовать на всех стадиях обучения: подготовки занятий, всех этапах его проведения, закрепления и контроля знаний.

 

 Проблема внедрения информационных технологий в учебный процесс четко обозначилась в конце 90-х годов. Значительный результат и реальные методические рекомендации учителям были разработаны в ходе реализации проекта ИСО.

 Участники проекта отмечали, что внедрение новых информационных технологий, использование мультимедиа значительно повышает качество образовательного процесса, а главное, эффективно влияет на познавательную мотивацию детей. Развитие информационных технологий дает широкую возможность для использования новых методов преподавания в образовании и тем самым повысить его качество. Разработано множество универсальных методов, позволяющих использовать информационные технологии на предметных занятиях, однако практически отсутствуют механизмы отслеживания эффективности использования ИКТ, как у учителя предметника, так и у администрации образовательных учреждений.

 

 

 

 

 

 

Место и роль учебной дисциплины ИКТ в профессиональной деятельности и в системе профессиональной подготовки учителя начальных классов.

 

В конце XX в. человечество вступило в стадию развития, получившую название постиндустриальное или информационное общество. Суждение: «Мы живем в век информации и коммуникаций» не совсем верно, поскольку и информация, и коммуникации были всегда, но постиндустриальное общество уникально тем, что его характеризует исключительно быстрое развитие информационных и коммуникационных технологий, а их возможности становятся беспрецедентными для развития человека, для эффективного решения многих профессиональных, экономических, социальных и бытовых проблем. Грамотно, умело распорядиться этими возможностями смогут лишь те члены общества, которые будут обладать необходимыми знаниями, позволяющими ориентироваться в новом информационном пространстве. Сохраняя свою самобытность, они будут использовать преимущества глобализации, когда люди, живущие в разных городах и странах, на разных континентах, благодаря легкости и оперативности коммуникаций могут работать над одним целостным проектом, вести совместные исследования и оперативно обмениваться результатами. Речь идет об изменении содержания образования, об овладении информационной культурой — одним из слагаемых общей культуры, понимаемой как высшее проявление образованности, включая личностные качества человека и его профессиональную компетентность. Заметим, что понятие «культура» трактуется по-разному. Но при всех различиях наиболее существенными ее атрибутами признаются «глубокое, осознанное и уважительное отношение к наследию прошлого, способность к творческому восприятию и преобразованию действительности в той или иной жизненной сфере».

В контексте такого понимания культуры сегодня для становления учителя как личности просто необходимо его приобщение к информативно-коммуникативным возможностям современных технологий, овладение подлинной информационной культурой, которая открывает ему и его ученикам путь к достижению одной из главных целей образования: от диалога людей и культур через выявление и развитие творческого потенциала личности прийти к взаимообогащению и продуктивному взаимодействию человеческих сообществ. Современные информационные и коммуникационные технологии, созданные отнюдь не для нужд системы образования, ведут к подлинной революции в образовании. Мы уже стали свидетелями того, как система образования встраивается в сетевой мир, где уже прочно заняли свое место средства массовой информации, реклама, банковская система, торговля и т. п. Это естественный путь, которому нет альтернативы. Первенство в практическом внедрении сетевых технологий здесь принадлежит высшему образованию (например, в открытом, дистанционном образовании). В то же время высшие учебные заведения сталкиваются в своей работе с определенными противоречиями, практически неразрешимыми в рамках их современной структуры. В качестве примеров таких трудностей можно привести следующее:

  • рост информации, тем или иным образом определяющей содержание образования, несовместим с ограниченным временем обучения;

  • вузам отводится роль одного из главных хранилищ традиций и научного наследия, а это вступает в противоречие с тем обстоятельством, что вузы должны находиться на переднем крае науки и использовать в обучении ее новейшие достижения. Однако, притом, что традиционные формы обучения уже исчерпывают себя, ограничены и возможности современных технологий, в том числе - информационных;

  • также противоречиво положение о том, что высшие учебные заведения призваны вести широкую подготовку специалистов, соблюдая общие требования соответствующих государственных стандартов, но при этом обеспечивая учебно-воспитательный процесс с учетом индивидуальных особенностей и возможностей студентов;

  • высшие учебные заведения дают образование людям, уже сделавшим свой выбор, и поэтому предполагается их сознательное отношение к получению знаний. Однако на практике это оказывается далеко не так, и требуется вариативный подход к организации учебно-воспитательного процесса.

 
Ожидается, что именно широкое использование информационных и коммуникационных технологий будет способствовать преодолению этих противоречий. Здесь возможны различные решения — от действительного встраивания учебного заведения в сеть в том виде, в каком оно существует, до полной реорганизации структуры этого заведения, так же, как это происходит при внедрении новых информационных и коммуникационных технологий в другие сферы человеческой деятельности

.И в том, и в другом случае данные изменения должны обогащать деятельность высших учебных заведений, улучшая качество образования и расширяя его доступность. От современного высшего учебного заведения требуется внедрение новых подходов к обучению, обеспечивающих развитие коммуникативных, творческих и профессиональных навыков учащихся на основе потенциальной многовариантности содержания и организации учебно-воспитательного процесса. Такие подходы должны не заменить, а значительно расширить возможности имеющихся традиционных технологий обучения. 
Мировой опыт свидетельствует о том, что решение проблем образования начинается с профессиональной подготовки педагогов. Без качественного роста педагогического профессионализма мы будем обречены, оставаться в прошлом. В связи с этим чрезвычайно актуальным становится такое обучение будущих учителей школ и преподавателей вузов, которое основано не только на фундаментальных знаниях в избранной области (математика, химия, биология, литература и т.д.), в педагогике и психологии, но и на общей культуре, включающей информационную. То есть необходима основательная подготовка в сфере современных информационных и коммуникационных технологий. Педагоги нового поколения должны уметь квалифицированно выбирать и применять именно те технологии, которые в полной мере соответствуют содержанию и целям изучения конкретной дисциплины, способствуют достижению целей гармоничного развития учащихся с учетом их индивидуальных особенностей. 
Таким образом, содержание педагогического образования, обогащенное применением информационных и коммуникационных технологий, с которыми связывают получение таких ключевых компетенций, как социальная, коммуникативная, информационная, когнитивная и специальная, станет намного глубже и осмысленней при выполнении следующих условий: 

  • при создании реальных условий для подготовки педагогических кадров, способных принять активное участие в реализации федеральных и региональных программ информатизации образования;

  • значительного повышения уровня профессионального и обще-гуманитарного взаимодействия педагогов и обучаемых благодаря возможности выполнения совместных проектов, в том числе и телекоммуникационных;

  • появлении качественно новых условий для реализации творческого потенциала студентов за счет расширения возможностей традиционных библиотек и лабораторий вуза благодаря доступу к электронным библиотекам и виртуальным лабораториям, к научным, учебным и другим культурно и социально значимым ресурсам сети Internet;

  • при повышении эффективности самостоятельной работы студентов с традиционными и электронными ресурсами благодаря развитым системам для самоконтроля и поддержки обратной связи с преподавателем;

  • реализации непрерывного открытого образования, когда студенты смогут принимать самое активное участие в организации процесса обучения, выбирая курсы, доступные в любое время благодаря телекоммуникациям.

 
Выполнение перечисленных условий будет способствовать достижению основной цели модернизации образования — улучшению качества обучения, увеличению доступности образования, обеспечению потребностей гармоничного развития отдельной личности и информационного общества в целом. Соответствующая подготовка очень важна еще и потому, что именно педагогам отводится решающая роль в проектировании и содержательном наполнении создаваемой на базе технологий Internet информационной образовательной среды России, основное назначение которой — сделать доступным и востребованным национальный научный, культурный и образовательный капитал.

Современное представление о качественном образовании включает в качестве необходимого элемента свободное владение информационными технологиями, в связи с этим компьютер воспринимается как предмет необходимости.  
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Цели и задачи ИКТ

 

Цели ИКТ:

  • становление информационной культуры учащихся и педагогов;

  • внедрение в образовательный процесс новых средств, технологий контроля и управления качеством образования, изменение формы учебных занятий; 

  • реализацию у педагогических работников и обучающихся образовательных и творческих возможностей, связанных с доступом к современным информационным ресурсам;

  • повышение качества образования на основе современных информационных технологий. 

 
Для чего ввели информационно-коммуникативные технологии в образовательный процесс? Чтобы помочь педагогу организовать его так, чтобы ребенок активно, с интересом и увлечением работал на уроке (занятии), видел плоды своего труда и мог оценить их. Сочетание традиционных методов обучения и современных информационных технологий, в том числе компьютерных, позволяет увлечь учащихся, так как стремительное развитие новых информационных технологий наложило определенный отпечаток на развитие личности современного ребенка. 
 
Основная задача курса информатики – заложить основы грамотной работы с информацией:

  • восприятие информации и ее адекватная интерпретация;

  • целенаправленное использование информации в учебной деятельности и повседневной жизни;

  • формирование у школьников первоначальных навыков использования средств информационно-коммуникационных технологий в познавательной и практической деятельности.

 
Используя компьютерные программы, педагоги решают задачи разной педагогической направленности:

  • расширение познавательной деятельности, закрепление умений и навыков учащихся, сформированных при изучении различных предметов, отработка навыка работы учащихся на компьютере с современным программным обеспечением; 

  • воспитание самостоятельности, воли, стремления к получению конкретного результата; 

  • развитие мышления, внимания, памяти, зрительного и слухового восприятия, ориентации в мире неречевых звуков, коммуникационных и произносительных навыков; 

  • коррекция личностных проявлений учащихся, отношения к результатам своей деятельности, эмоционально-волевой сферы учащихся, устной и письменной речи.

 
Таким образом, внедрение информационных технологий в образовательный процесс открывает новые перспективы для всех участников. Однако от выбора педагогом программного обеспечения, цифровых образовательных ресурсов и методов и форм организации учебной деятельности зависит практическая реализация этих перспектив.

 

 

 

 

Структура ИКТ 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 
Учителя отмечают, что в настоящий момент создано большое количество мультимедийных ресурсов, распространяемых на CD и DVD дисках или сети Интернет. Эти ресурсы позволяют педагогу проектировать занятия с широким использованием ИКТ.

 

 Статьи, размещенные на форумах учителей, использующих ИКТ в профессиональной деятельности, позволяют сделать вывод об эффективности применения информационных технологий при изучении отдельных тем.

 

 Поэтому систематическое и целесообразное использование информационных технологий позволяет повысить качество учебной деятельности. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Информация о работе Место и роль учебной дисциплины «Информатика и информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) в профессиональной деятельности» в систем