Методика изучения служебных частей речи на уроках русского языка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2014 в 15:58, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования – выявить особенности изучения служебных частей речи в школьных учебниках.
Задачи исследования:
I. Изучить классификацию служебных частей речи.
II. Изучить характеристику служебных частей речи современного русского языка.
III. Рассмотреть современный состав служебных частей речи.

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая методика.doc

— 152.00 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

Введение

Первой грамматикой русского языка была «Российская грамматика» Михаила Васильевича Ломоносова (1755). В ней впервые всесторонне была рассмотрена лексическая и грамматическая природа слова. Все части речи Ломоносов делил на знаменательные и служебные. Две части речи - имя и глагол - назывались главными, или знаменательными, остальные шесть - местоимение, причастие, наречие, предлог, союз и междометие (у Ломоносова «междуметие») - служебными.

Основные положения Михаила Васильевича Ломоносова вошли в русскую грамматическую традицию и были раскрыты, дополнены в трудах Александра Христофоровича Востокова, Федора Ивановича Буслаева, Александра Афанасьевича Потебни, Филиппа Федоровича Фортунатова, Александра Матвеевича Пешковского, Алексея Александровича Шахматова, Василия Алексеевича Богородицкого, Льва Владимировича Щербы и Виктора Владимировича Виноградова.

Служебные части речи в современном языкознании рассматриваются как слова, которые выполняют вспомогательную роль при знаменательных частях речи и обслуживают знаменательные слова. Служебные слова характеризуются набором специфических признаков:

    • не обладают номинативной семантикой;
    • неизменяемые;
    • не являются компонентом высказывания. 

Актуальность темы. Школьники, начиная с 1 класса, на разных уровнях изучают служебные части речи. К служебным частям речи, изучаемым в школе, относятся предлоги, союзы и частицы. Их роль в грамматическом строе русского языка чрезвычайно велика, и изучение их в школе имеет большое значение как с точки зрения изучения грамматики, так и с точки зрения формирования орфографических и речевых навыков. Учебные пособия по русскому языку предполагают ряд упражнений по данной теме, однако очевидна ее сложность для школьников, именно поэтому мы обратились к данной теме.

Цель исследования – выявить особенности изучения служебных частей речи в школьных учебниках.

Задачи исследования:

I. Изучить классификацию служебных частей речи.

II. Изучить характеристику служебных частей речи современного русского языка.

III. Рассмотреть современный состав служебных частей речи.

IV. Систематизировать и обобщить конкретные рекомендации по изучению служебных частей речи в традиционных учебных комплексах:

1. Учебный комплекс под ред. Н.М.Шанского (далее – комплекс 1).

2. Учебный комплекс под ред. В.В.Бабайцевой (далее – комплекс 2).

3. Учебный комплекс под ред. М.М.Разумовской (далее – комплекс 3).

Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.

 

 

Часть 1. Особенности функционирования служебных частей речи в современном русском языке

    1. Особенности функционирования предлогов в современном русском языке

Предлог – одна из служебных частей речи («частиц речи» – по терминологии В.В. Виноградова). Они выражают те же отношения, которые передаются косвенными падежами имён существительных и местоимений, но делают это более дифференцированно. Это дало возможность говорить, что предлог не только поддерживает, усиливает значение падежей, но и дополняет, специализирует их (Д.Н. Овсянико-Куликовский, В.В. Виноградов и др.).

Современная система русских предлогов сложилась в результате длительного развития. Историки языка говорят о двух этапах: на I этапе (примерно до XVII в.) шло развитие предлогов за счёт внутренних ресурсов (так называемых первообразных предлогов, этимология которых неизвестна современнику). С VIII по XVII в. в результате перехода из других частей речи появилось только несколько предлогов: вместо, подобно, противно, смотря по [Судаков 1972: 1]. С XVII в. начинается активный процесс препозиционализации – переход в предлоги имен существительных, наречий, деепричастий. В результате в современном русском языке мы имеем достаточно большое количество предлогов.

Русский язык сохранил такие древние предлоги как: в, без, за, из, к, на, над, о, об, от, до, для, по, под, перед, про, при, ради, с, через, у. Эти предлоги ученые-лингвисты относят к непроизводным, они не соотносятся с какими-либо знаменательными словами.

Производные предлоги связаны происхождением с другими частями речи. Наречными являются предлоги, генетически связанные с наречиями: вблизи, внутри, впереди, позади и др. Неизменяемые слова типа вблизи, вокруг, около и подобные могут употребляться самостоятельно (вне связи с именем), т.е. выступать в качестве наречий, но в сочетании с существительными такие слова получают значение предлогов; ср.: Ходить вокруг да около (наречия) – Было поздно, около полуночи (предлог).

Отыменные предлоги возникли из различных беспредложных и предложных форм косвенных падежей существительных и выражают объектные и различные обстоятельственные, в том числе и причинные, отношения: насчет работы, по поводу заявления, посредством суффиксов, ввиду обвала, в течение жизни [Дудников 1990: 2].

Отглагольные предлоги генетически связаны с деепричастиями: благодаря, несмотря (на), невзирая (на), включая, исключая, спустя, начиная (с), кончая и др.: На берегу, несмотря на сумерки, можно было разглядеть красные рубахи.

Стоит иметь в виду, что производные предлоги могут быть простыми, сложными или составными.

Предлоги в сочетании с именами способны передавать разнообразные синтаксические и смысловые отношения: объектные (говорить о задании, размышлять над статьёй, спросить насчёт задатка, решить вопрос в отношении каникул и т. п.); атрибутивные (листок в клеточку, рыба под соусом, платье из шерсти, учебник по математике, полки для книг и др.); обстоятельственные (быть в лесу, выйти из кинотеатра, находиться возле магазина, перебросить черезплетень, спрятать под прилавком, лететь над водою, оказаться за спиной); временные (отложить до воскресенья, встретиться в субботу, потеплело к утру, собраться накануне выходных, отдыхать в течение месяца); причинные (устать от шума, расстроиться из- за опоздания, разлилась вследствие дождей, победить благодаря таланту, отказаться ввиду непогоды); целевые (сказать в шутку, подарить на память, купить для рисования, послать за квасом и др.; образа и способа действия: говорить с восхищением, лить через край, работать без удовольствия). Многие предлоги могут иметь несколько значений и сочетаться с несколькими падежными формами, например предлоги по, с и др.

Многие лингвисты в семантике предлогов выделяют лексическое и грамматическое значение. «Падежные значения – это их грамматические значения, а семантические элементы, связанные с конкретизацией пространственных, временных и т. п. отношений, составляют их лексические значения» [Шанский 1981: 3]. В этом случае термин «лексическое значение» используется в широком понимании и приравнивается к термину «семантика». Мы придерживаемся узкого значения этого термина (лексическое значение – это «вещественное» значение номинативного слова) и поэтому являемся сторонниками второй точки зрения, согласно которой предлоги как служебные слова не могут иметь лексического значения. Они обладают семантикой, имеют грамматическое значение, коммуникативное предназначение и т. д., но не лексическое значение. Справедливы слова В.В. Виноградова: «Собственное значение предлога не может проявляться вне связи с падежной формой какого-нибудь названия лица или предмета. Предлоги могут быть рассматриваемы как агглютинативные префиксы косвенного объекта. Однако в русском языке предлоги в большей своей части ещё не вполне утратили лексическую отдельность и ещё не стали простыми падежными префиксами, совсем лишёнными способности непосредственно выражать обстоятельственные отношения» [Виноградов 1972: 4].

Значение предлога не может быть выявлено вне контекста (за исключением небольшой группы производных предлогов, ещё близких к своей исходной форме, типа по причине, с целью), и этот факт является важнейшим в системе доказательств отсутствия лексического значения у предлогов.

 

 

1.2. Особенности функционирования союзов в современном русском языке

Союз – одна из служебных частей речи, которой в последние 20–30 лет уделяется большое внимание, преимущественно в синтаксисе. На «синтаксичность» союзов обращали внимание многие лингвисты. В.В. Виноградов писал: «… союзы, в сущности, запредельны морфологии», но тем не менее оставил их в системе частиц речи в морфологии [4]. Это логично, ибо все служебные слова реализуют себя в условиях синтаксиса.

Русская грамматика–1980, а вслед за ней и многие другие грамматики характеризуют союз как служебную часть речи, оформляющую связь между частями сложного предложения, отдельными предложениями в составе текста, реже – между словоформами в составе простого предложения. В прежних определениях союзы рассматривались как выражающие связь между словами и предложениями.

В лингвистической литературе нет однозначного понимания термина «союз». Опираясь на функциональный критерий, к союзам относят такие слова, как поэтому, причем, впрочем и т. д. Русская грамматика–1980 объединяет союзы с так называемыми союзными словами (гибридными словами, совмещающими свойства местоимений и союзов), что соответственно получило отражение в заголовке: «Союзы и союзные слова». Такое объединение нельзя считать логичным, ибо местоименно-союзные контаминанты по происхождению связаны с местоимениями, вышли из них. От местоимений же образовались и некоторые союзы: что, как, когда, то…то и др.

По морфологическому составу союзы распадаются на простые и составные.

Простые союзы (непроизводные и, а, но и др. и производные когда, если и др.) морфологически неделимы и несоотносимы в современном русском языке со знаменательными частями речи. Составные союзы, например: в то время как, потому что, так как и др., соотносительные с существительными, местоимениями и наречиями, расчленяются на отдельные компоненты.

Согласно традиционной точке зрения, у союзов выделяют лексическое и грамматическое значение. Грамматическим (синтаксическим, категориальным) значением союзов признается указание на характер синтаксических связей между ними. Все союзы делят на сочинительные и подчинительные.

Сочинительные союзы соединяют однородные члены предложения, а также части сложносочиненных предложений. По характеру выражаемых отношений сочинительные союзы принято делить на шесть разрядов:

1) соединительные (выражающие  отношения перечисления): и, да (=и), тоже, также, и…и, ни…ни, редко – а : Изредка щетина на щеках у Гилярова топорщилась и прищуренные глаза смеялись (К.П.). Он не смотрел свысока ни на наши незрелые мысли, ни на наши незрелые стихи (К.С.);

2) противительные, выражающие отношения противопоставления или несоответствия: а, но, да (=но), однако, зато, же и др.: Постепенно я привык к университету и полюбил его. Но полюбил не лекции и профессоров (талантливых профессоров было немного), а самый характер студенческой жизни (К.П.). У него больше всего людей, зато ему и приходилось идти прямо, через всю площадь… (К.С.). Бывает, что в литературе подолгу живут книги несуетливого писателя, однако нет у него ни громкого имени. ни славы (Ю.Б.);

3) разделительные, передающие  отношения взаимоисключения или  чередования: или, либо; то…то; не то…не то; или…или; то ли… то ли : Он вместе со школьным учителем Иориком Свенсеном переплыл в пятибалльный шторм на утлой лодке – то под парусом, то на веслах – шестьдесят миль, отделяющих Рыбачий от северного побережья Норвегии (К.С.);

4) градационные, выражающие отношения сопоставления: не только…но и; не столько…сколько, как…так и и под.: Теперь были слышны не только артиллерийские разрывы, но и близкая пулеметная трескотня (К.С.);

5) присоединительные, добавляющие к основному высказыванию посредством присоединительной связи дополнительные сообщения, пояснения: да и, также, а также, тоже; например: Шёл нудный дождь, да и настроение было неважное;

6) пояснительные: то есть, или (=то есть), как-то, а именно: Мне кажется, что я не забыл ничего существенного, не забыл и характер этих разговоров с Буниным, то есть запомнил не только что он говорил, но и как он говорил (К.С.).

В школьных учебниках рассматриваются 3 разряда сочинительных союзов: соединительные, противительные и разделительные. И это не случайно. Последние три разряда: градационные, присоединительные и пояснительные – следует рассматривать как промежуточные между сочинительными и подчинительными, ибо они имеют особое функционирование, используются в конструкциях, которые в чистом виде нельзя отнести ни к сочинительным, ни к подчинительным, и объединяют в себе некоторые семантические и структурные характеристики тех и других.

Градационные союзы (от лат. gradatio) были выделены исследователями в русском языке сравнительно недавно (на них обратили внимание В.А. Белошапкова – 1967 г., Ф.И. Серебряная – кандидатская диссертация 1967 г., Р.П. Рогожникова и др.). К градационным относят разнородные структуры, объединённые значением сопоставления, наращивания признака, показывающие преобладание одного элемента сравнительно с другим, отличным по удельному весу от членов градационного ряда: не только…но и; не столько…сколько; не то чтобы…но; если не…то; не так чтобы…а; мало того что; кроме того что; помимо того что и т. д.: Южное лето накапливало в городских садах столько солнечного жара, зелени и запаха цветов, что ему было жаль расставаться с этим богатством и уступать место осени (К.П.). Но главное состояло в том, что не только он был нужен нам, но и мы были нужны ему (К.С.).

Информация о работе Методика изучения служебных частей речи на уроках русского языка