Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2014 в 15:58, курсовая работа
Цель исследования – выявить особенности изучения служебных частей речи в школьных учебниках.
Задачи исследования:
I. Изучить классификацию служебных частей речи.
II. Изучить характеристику служебных частей речи современного русского языка.
III. Рассмотреть современный состав служебных частей речи.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
Первой грамматикой русского языка была «Российская грамматика» Михаила Васильевича Ломоносова (1755). В ней впервые всесторонне была рассмотрена лексическая и грамматическая природа слова. Все части речи Ломоносов делил на знаменательные и служебные. Две части речи - имя и глагол - назывались главными, или знаменательными, остальные шесть - местоимение, причастие, наречие, предлог, союз и междометие (у Ломоносова «междуметие») - служебными.
Основные положения Михаила Васильевича Ломоносова вошли в русскую грамматическую традицию и были раскрыты, дополнены в трудах Александра Христофоровича Востокова, Федора Ивановича Буслаева, Александра Афанасьевича Потебни, Филиппа Федоровича Фортунатова, Александра Матвеевича Пешковского, Алексея Александровича Шахматова, Василия Алексеевича Богородицкого, Льва Владимировича Щербы и Виктора Владимировича Виноградова.
Служебные части речи в современном языкознании рассматриваются как слова, которые выполняют вспомогательную роль при знаменательных частях речи и обслуживают знаменательные слова. Служебные слова характеризуются набором специфических признаков:
Актуальность темы. Школьники, начиная с 1 класса, на разных уровнях изучают служебные части речи. К служебным частям речи, изучаемым в школе, относятся предлоги, союзы и частицы. Их роль в грамматическом строе русского языка чрезвычайно велика, и изучение их в школе имеет большое значение как с точки зрения изучения грамматики, так и с точки зрения формирования орфографических и речевых навыков. Учебные пособия по русскому языку предполагают ряд упражнений по данной теме, однако очевидна ее сложность для школьников, именно поэтому мы обратились к данной теме.
Цель исследования – выявить особенности изучения служебных частей речи в школьных учебниках.
Задачи исследования:
I. Изучить классификацию служебных частей речи.
II. Изучить характеристику служебных частей речи современного русского языка.
III. Рассмотреть современный состав служебных частей речи.
IV. Систематизировать и обобщить конкретные рекомендации по изучению служебных частей речи в традиционных учебных комплексах:
1. Учебный комплекс под ред. Н.М.Шанского (далее – комплекс 1).
2. Учебный комплекс под ред. В.В.Бабайцевой (далее – комплекс 2).
3. Учебный комплекс под ред. М.М.Разумовской (далее – комплекс 3).
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.
Часть 1. Особенности функционирования служебных частей речи в современном русском языке
Предлог – одна из служебных частей речи («частиц речи» – по терминологии В.В. Виноградова). Они выражают те же отношения, которые передаются косвенными падежами имён существительных и местоимений, но делают это более дифференцированно. Это дало возможность говорить, что предлог не только поддерживает, усиливает значение падежей, но и дополняет, специализирует их (Д.Н. Овсянико-Куликовский, В.В. Виноградов и др.).
Современная система русских предлогов сложилась в результате длительного развития. Историки языка говорят о двух этапах: на I этапе (примерно до XVII в.) шло развитие предлогов за счёт внутренних ресурсов (так называемых первообразных предлогов, этимология которых неизвестна современнику). С VIII по XVII в. в результате перехода из других частей речи появилось только несколько предлогов: вместо, подобно, противно, смотря по [Судаков 1972: 1]. С XVII в. начинается активный процесс препозиционализации – переход в предлоги имен существительных, наречий, деепричастий. В результате в современном русском языке мы имеем достаточно большое количество предлогов.
Русский язык сохранил такие древние предлоги как: в, без, за, из, к, на, над, о, об, от, до, для, по, под, перед, про, при, ради, с, через, у. Эти предлоги ученые-лингвисты относят к непроизводным, они не соотносятся с какими-либо знаменательными словами.
Производные предлоги связаны происхождением с другими частями речи. Наречными являются предлоги, генетически связанные с наречиями: вблизи, внутри, впереди, позади и др. Неизменяемые слова типа вблизи, вокруг, около и подобные могут употребляться самостоятельно (вне связи с именем), т.е. выступать в качестве наречий, но в сочетании с существительными такие слова получают значение предлогов; ср.: Ходить вокруг да около (наречия) – Было поздно, около полуночи (предлог).
Отыменные предлоги возникли из различных беспредложных и предложных форм косвенных падежей существительных и выражают объектные и различные обстоятельственные, в том числе и причинные, отношения: насчет работы, по поводу заявления, посредством суффиксов, ввиду обвала, в течение жизни [Дудников 1990: 2].
Отглагольные предлоги генетически связаны с деепричастиями: благодаря, несмотря (на), невзирая (на), включая, исключая, спустя, начиная (с), кончая и др.: На берегу, несмотря на сумерки, можно было разглядеть красные рубахи.
Стоит иметь в виду, что производные предлоги могут быть простыми, сложными или составными.
Предлоги в сочетании с именами способны передавать разнообразные синтаксические и смысловые отношения: объектные (говорить о задании, размышлять над статьёй, спросить насчёт задатка, решить вопрос в отношении каникул и т. п.); атрибутивные (листок в клеточку, рыба под соусом, платье из шерсти, учебник по математике, полки для книг и др.); обстоятельственные (быть в лесу, выйти из кинотеатра, находиться возле магазина, перебросить черезплетень, спрятать под прилавком, лететь над водою, оказаться за спиной); временные (отложить до воскресенья, встретиться в субботу, потеплело к утру, собраться накануне выходных, отдыхать в течение месяца); причинные (устать от шума, расстроиться из- за опоздания, разлилась вследствие дождей, победить благодаря таланту, отказаться ввиду непогоды); целевые (сказать в шутку, подарить на память, купить для рисования, послать за квасом и др.; образа и способа действия: говорить с восхищением, лить через край, работать без удовольствия). Многие предлоги могут иметь несколько значений и сочетаться с несколькими падежными формами, например предлоги по, с и др.
Многие лингвисты в семантике предлогов выделяют лексическое и грамматическое значение. «Падежные значения – это их грамматические значения, а семантические элементы, связанные с конкретизацией пространственных, временных и т. п. отношений, составляют их лексические значения» [Шанский 1981: 3]. В этом случае термин «лексическое значение» используется в широком понимании и приравнивается к термину «семантика». Мы придерживаемся узкого значения этого термина (лексическое значение – это «вещественное» значение номинативного слова) и поэтому являемся сторонниками второй точки зрения, согласно которой предлоги как служебные слова не могут иметь лексического значения. Они обладают семантикой, имеют грамматическое значение, коммуникативное предназначение и т. д., но не лексическое значение. Справедливы слова В.В. Виноградова: «Собственное значение предлога не может проявляться вне связи с падежной формой какого-нибудь названия лица или предмета. Предлоги могут быть рассматриваемы как агглютинативные префиксы косвенного объекта. Однако в русском языке предлоги в большей своей части ещё не вполне утратили лексическую отдельность и ещё не стали простыми падежными префиксами, совсем лишёнными способности непосредственно выражать обстоятельственные отношения» [Виноградов 1972: 4].
Значение предлога не может быть выявлено вне контекста (за исключением небольшой группы производных предлогов, ещё близких к своей исходной форме, типа по причине, с целью), и этот факт является важнейшим в системе доказательств отсутствия лексического значения у предлогов.
1.2. Особенности функционирования союзов в современном русском языке
Союз – одна из служебных частей речи, которой в последние 20–30 лет уделяется большое внимание, преимущественно в синтаксисе. На «синтаксичность» союзов обращали внимание многие лингвисты. В.В. Виноградов писал: «… союзы, в сущности, запредельны морфологии», но тем не менее оставил их в системе частиц речи в морфологии [4]. Это логично, ибо все служебные слова реализуют себя в условиях синтаксиса.
Русская грамматика–1980, а вслед за ней и многие другие грамматики характеризуют союз как служебную часть речи, оформляющую связь между частями сложного предложения, отдельными предложениями в составе текста, реже – между словоформами в составе простого предложения. В прежних определениях союзы рассматривались как выражающие связь между словами и предложениями.
В лингвистической литературе нет однозначного понимания термина «союз». Опираясь на функциональный критерий, к союзам относят такие слова, как поэтому, причем, впрочем и т. д. Русская грамматика–1980 объединяет союзы с так называемыми союзными словами (гибридными словами, совмещающими свойства местоимений и союзов), что соответственно получило отражение в заголовке: «Союзы и союзные слова». Такое объединение нельзя считать логичным, ибо местоименно-союзные контаминанты по происхождению связаны с местоимениями, вышли из них. От местоимений же образовались и некоторые союзы: что, как, когда, то…то и др.
По морфологическому составу союзы распадаются на простые и составные.
Простые союзы (непроизводные и, а, но и др. и производные когда, если и др.) морфологически неделимы и несоотносимы в современном русском языке со знаменательными частями речи. Составные союзы, например: в то время как, потому что, так как и др., соотносительные с существительными, местоимениями и наречиями, расчленяются на отдельные компоненты.
Согласно традиционной точке зрения, у союзов выделяют лексическое и грамматическое значение. Грамматическим (синтаксическим, категориальным) значением союзов признается указание на характер синтаксических связей между ними. Все союзы делят на сочинительные и подчинительные.
Сочинительные союзы соединяют однородные члены предложения, а также части сложносочиненных предложений. По характеру выражаемых отношений сочинительные союзы принято делить на шесть разрядов:
1) соединительные (выражающие отношения перечисления): и, да (=и), тоже, также, и…и, ни…ни, редко – а : Изредка щетина на щеках у Гилярова топорщилась и прищуренные глаза смеялись (К.П.). Он не смотрел свысока ни на наши незрелые мысли, ни на наши незрелые стихи (К.С.);
2) противительные, выражающие отношения противопоставления или несоответствия: а, но, да (=но), однако, зато, же и др.: Постепенно я привык к университету и полюбил его. Но полюбил не лекции и профессоров (талантливых профессоров было немного), а самый характер студенческой жизни (К.П.). У него больше всего людей, зато ему и приходилось идти прямо, через всю площадь… (К.С.). Бывает, что в литературе подолгу живут книги несуетливого писателя, однако нет у него ни громкого имени. ни славы (Ю.Б.);
3) разделительные, передающие
отношения взаимоисключения
4) градационные, выражающие отношения сопоставления: не только…но и; не столько…сколько, как…так и и под.: Теперь были слышны не только артиллерийские разрывы, но и близкая пулеметная трескотня (К.С.);
5) присоединительные, добавляющие к основному высказыванию посредством присоединительной связи дополнительные сообщения, пояснения: да и, также, а также, тоже; например: Шёл нудный дождь, да и настроение было неважное;
6) пояснительные: то есть, или (=то есть), как-то, а именно: Мне кажется, что я не забыл ничего существенного, не забыл и характер этих разговоров с Буниным, то есть запомнил не только что он говорил, но и как он говорил (К.С.).
В школьных учебниках рассматриваются 3 разряда сочинительных союзов: соединительные, противительные и разделительные. И это не случайно. Последние три разряда: градационные, присоединительные и пояснительные – следует рассматривать как промежуточные между сочинительными и подчинительными, ибо они имеют особое функционирование, используются в конструкциях, которые в чистом виде нельзя отнести ни к сочинительным, ни к подчинительным, и объединяют в себе некоторые семантические и структурные характеристики тех и других.
Градационные союзы (от лат. gradatio) были выделены исследователями в русском языке сравнительно недавно (на них обратили внимание В.А. Белошапкова – 1967 г., Ф.И. Серебряная – кандидатская диссертация 1967 г., Р.П. Рогожникова и др.). К градационным относят разнородные структуры, объединённые значением сопоставления, наращивания признака, показывающие преобладание одного элемента сравнительно с другим, отличным по удельному весу от членов градационного ряда: не только…но и; не столько…сколько; не то чтобы…но; если не…то; не так чтобы…а; мало того что; кроме того что; помимо того что и т. д.: Южное лето накапливало в городских садах столько солнечного жара, зелени и запаха цветов, что ему было жаль расставаться с этим богатством и уступать место осени (К.П.). Но главное состояло в том, что не только он был нужен нам, но и мы были нужны ему (К.С.).
Информация о работе Методика изучения служебных частей речи на уроках русского языка