Методика изучения служебных частей речи на уроках русского языка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2014 в 15:58, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования – выявить особенности изучения служебных частей речи в школьных учебниках.
Задачи исследования:
I. Изучить классификацию служебных частей речи.
II. Изучить характеристику служебных частей речи современного русского языка.
III. Рассмотреть современный состав служебных частей речи.

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая методика.doc

— 152.00 Кб (Скачать файл)

Подчинительные союзы способны передавать разнообразные отношения:

1) изъяснительные (что, чтобы, как будто): Нильс Бор всегда считал, что все глубокие истины характеризуются тем, что противоположные им по смыслу высказывания также являются глубокими истинами (Д.Гр.);

2) обстоятельственные времени (когда, только, едва, пока, как только, после того как, с тех пор как и др.): Прежде чемответить, старики помолчали, покашляли, подумали (К.С.);

3) целевые (чтобы, дабы, для того чтобы, с тем чтобы и под .): Для того чтобы представить себе дальнейшее, нужно описать кабину (К.С.). Чтобы дать созреть замыслу, писатель никогда не должен отрываться от жизни и целиком уходить «в себя» (К.П.);

4) причинные (ибо, потому что, ввиду того что, из-за того что и др.): Мне это вполне удавалось, так как блистание молний продолжалось иногда по полминуты и дольше (К.П.);

5) условные (если, когда, кабы, ежели, коли, раз и др.): Кабы не ты, да не ваши кочевья, может, уже в ученые б вышла! (К.С.);

6) уступительные (хотя, несмотря на то что, даром что, между тем как и др.): Судя по холодному, насмешливому его лицу, он разрушал этот сад, камня на камне не оставлял (К.П.): Андерсен всю свою жизнь умел радоваться, хотя детство его не давало для этого никаких оснований (К.П.);

7) следствия (так что и др.): Пёс за зиму подрос, поздоровел, так что весной его можно было брать на охоту;

8) сравнительные (как, словно, точно, как будто и др.): Дни, как ручьи, бегут в туманную реку (С.Е.).

По употреблению союзы представляют собой три разновидности: одиночные, употребляющиеся один раз. Из сочинительных союзов типичным в этом отношении является союз но (подчинительные союзы обычно одиночны): Ученый малый, но педант; повторяющиеся: и... и, или... или, либо... либо, ни... ни, то... то и др.: Ни отзыва, ни слова, ни привета; двойные, компоненты которых взаимно связаны по употреблению. Двойными могут быть сочинительные союзы (как... так и, не только... но и): Пушкин создал раз-личные произведения как в стихах, так и в прозе; и союзы подчинительные (если... то; так как... то, лишь только... как и др.): И если кто виноват, то я один.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.3. Особенности функционирования частиц в современном русском языке

Термин частица является русским переводом латинского particula . Он используется в широком и узком значении. Частицы в широком смысле этого слова включают классы слов, которые не имеют самостоятельного реального значения, а служат для выражения разных грамматических отношений и вносят дополнительные оттенки в значения других слов, словосочетаний, предложений («связочные слова»). «Это как бы оторвавшиеся от основ аффиксы, свободно передвигающиеся по поверхности языка (хотя исторически как раз наоборот: сами аффиксы происходят из таких слов, прильнувших к полным словам)» [Пешковский 1938: 5].

Термин частица в широком значении термина использовался лингвистами еще в XVIII в., и прежде всего в трудах М.В. Ломоносова. Такое толкование сохранилось и в XX в. в работах В.В. Виноградова и некоторых других лингвистов.

В современной лингвистике принято узкое понимание термина «частица» как служебной части речи в одном ряду с предлогами и союзами. Предлоги обозначают синтаксическую зависимость имен от других слов. Союзы объединяют слова, словосочетания и предложения. Частицы имеют особое функционирование: они служат для передачи разных смысловых оттенков слов, словосочетаний и предложений. Поэтому некоторые лингвисты говорят о грамматичности предлогов и союзов и о семантичности частиц.

В современной лингвистике частицы являются одной из наиболее дискуссионных частей речи.

В Русской грамматике–1980 по функции выделяются частицы:

1) формообразующие (давай, бы, пусть, пускай, да);

2)отрицательные (не, ни);

3) вопросительные (а, ли, неужели, разве, что за, что, что ли, как);

4) характеризующие действие  по протеканию во времени или  по результативности (было, бывало, чуть не, как, только что не, нет-нет (да) и, так и);

5)модальные (а, ведь, вон, вот, всего, да, еще же, и, или, именно, лишь, ну, оно, просто, прямо, тебе, только, уж, это, дай, давай(те), да, дескать, единственно, ещё, исключительно, ну и, самое, себе и др.);

6) утверждающие или отрицающие  реплики (да, нет, точно, так, действительно, именно, вот, хорошо, ладно, идет, ну и др.).

Более убедительной представляется классификация, изложенная в грамматике Н.М. Шанского и А.Н. Тихонова. Авторы выделяют следующие разряды частиц по значению.

Частицы, имеющие смысловые значения:

•  указательные: вот, вон, оно и т. п.;

•  определительно-уточняющие: точно, именно, ровно, как раз, подлинно, почти, приблизительно, чуть не и др.;

•  выделительно-ограничительные: лишь, только, всё, исключительно, единственно, хоть, хотя бы и др.

К этой группе примыкают усилительные частицы, которые также могут выступать в функции выделения: даже, даже и, же, и ведь, не, ни, ещё, то, просто, прямо, положительно, определённо, решительно и др.

Эмоционально-экспрессивные частицы: что за, как, вот как, куда, то-то, вот и, о и др.

Модальные частицы:

•  утвердительные: да, так, точно, определённо, как же, ага, угу и др.;

•  отрицательные: не, ни, нет, вовсе не, отнюдь не и др.;

•  вопросительные: ли, разве, неужели, ужели, что, а, да и др.;

•  сравнительные: как, как бы, словно, будто, точно, вроде и др.;

•  частицы, указывающие на чужую речь: -де, дескать, мол, якобы.

Традиционно выделяемые словообразующие частицы (- то, -либо,

-нибудь, не -, ни-, кое -), по мнению Н.М. Шанского и А.Н. Тихонова, должны рассматриваться в словообразовании; формообразующие частицы (пускай, пусть, да, бы, давай) – при изучении грамматической категории наклонения; постфикс -ся в формообразующей функции – в морфологии (как залогообразующая морфема).

Эта классификация опирается на достижения лингвистики в этой области, но также нуждается в доработке.

Все частицы по структуре можно разделить на две группы:

•  простые (ну, ведь, просто, не и др.): Ну, как ваше здоровье, сокровище? (А.Крон);

•  составные (вот ведь, едва не, как бы и др.): Да вот, как видите. Отлично… (А.Крон).

Частицы по употреблению могут относиться:

а) ко всему предложению в целом: Просто я привык говорить правду (К.С.);

б) к слову: Мы пошли по чуть заметной тропе, вышли на сенокосную дорогу (К.П.). Только иногда, мелькнув мимо угасающей над лесом поздней зари, на озеро со свистом, с плеском садится стая диких уток (Ю.Б);

в) к словосочетанию: Ткаленко исполнилось всего двадцать три года (К.С.). И в этом смысле орловская земля выходит едва лине на первое место (В.Пес.);

д) могут употребляться как нечленимые предложения: – Разрешите слетать. – Соколов, не садясь, приложил руку к шлему. – Давай (К.С.).

По местоположению частицы делятся на:

а) препозитивные: (да, ну, давай, пусть, пускай, не, ни и др.): Я расспрашивал таганрогских цветоводов о луноцвете, но никто из них не знал о нём (К.П.). С шефом чисто деловые отношения (К.С.). Что, снова объявился? (К.С.);

б) постпозитивные: (же, ли, бы, -ка): Ты же меня не слушаешь! Знал бы ты, как прекрасны вечера в Крыму! ;

в) частицы, место которых не постоянно: (ведь, уже, разве и др.): Но разве теперь это может иметь хоть какое-нибудь значение? (К.П.).

По образованию частицы можно разделить на две группы:

•  первообразные (непроизводные): ну, не, ни;

•  производные, образованные путём перехода из других частей речи: просто, решительно, что, себе, оно и др.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Часть 2. Рекомендации по изучению служебных частей речи в школе

2.1. Теоретические основы изучения предлогов

С предлогами, их правописанием и употреблением в речи учащиеся знакомятся уже с 1 класса, хотя на таком раннем этапе обучения само грамматическое название этого разряда слов («предлоги») им еще и не дается. Задачей же изучения этого раздела в V классе является обобщение и закрепление ранее пройденного, т. е. правил о раздельном написании предлогов с другими частями речи, о различении омонимичных предлогов и приставок, о правильном употреблении предлогов в речи.

В порядке углубления сведений о предлогах, в VI классе более обстоятельно освещается вопрос о значениях предлогов и употреблении их с существительными в разных падежах. Это прежде всего предлоги в, на (употребляются с винительным и предложным падежами: в клуб, на столе), с (употребляется с родительным, винительным и творительным падежами: с крыши, с крышу и с крышей), за (с винительным и творительным падежами: за дерево и за деревом) и др.

Уроки, посвященные изучению предлога, надо использовать в целях:

1)  развития речи,

2)  углубления грамматических значений и

3) усовершенствования орфографических навыков учащихся [Текучев 1978: 6].

Во всех проанализированных учебных комплексах предлоги изучаются в 7 классе.

В комплексе 1 предлог определяется как «служебная часть речи, которая выражает зависимость одних слов от других слов в словосочетании и предложении». В комплексе разграничены предлоги простые и составные, непроизводные и производные. Один из параграфов называется «Употребление предлогов» и интегрирует информацию об употреблении предлогов с 1, 2 и 3 падежами и о многозначности некоторых предлогов (около – «место» и «приблизительное количество»). Из значений, выражаемых предлогами, упомянуты временные, причинные, пространственные и целевые. Отрабатываются орфографические нормы (параграф 53): слитное и раздельное написание производных предлогов.

В комплексе 2 предлог определяется как «служебная часть речи, которая выражает зависимость существительных, числительных и местоимений от других слов в словосочетании и предложении». В комплексе выделены 6 разрядов предлогов по значению: пространственные, временные, причинные, целевые, образа действия, дополнительные (под последним понимается объектное значение: рассказывать о поездке). При этом сообщается, что предлоги передают те или иные значения вместе с окончаниями изменяемых самостоятельных слов (в комплексе принято решение о подчеркивании предлога вместе с самостоятельным словом при разборе предложения по членам). Предлоги подразделяются на непроизводные и производные; разграничение простых и составных предлогов не производится.

В комплексе 3 предлог определяется как «служебное слово, указывающее на различные грамматические отношения между словами в словосочетании и предложении». Также как и в первом комплексе, предлоги делят на  простые и составные, производные и непроизводные, причем авторы ученика подчеркивают распространенность производных предлогов и их происхождение (от наречий, существительных и деепричастий). Предлоги подразделяются на простые и составные, непроизводные и производные. Вопрос о значении предлогов не затрагивается. В параграфе «Употребление предлогов в речи» отрабатываются  умения употреблять предлоги с нужным падежом (например, согласно, благодаря, вопреки +Д.п.) и поднимается вопрос о необходимости разграничения предлогов и омонимичных им наречий, существительных, деепричастий.

Вопрос о разрядах предлогов по значению затронут лишь в комплексе 2, причем таких разрядов в нем выделено 6: не выделяется определительное и сравнительное значения, а объектное значение названо дополнительным.

При синтаксическом разборе существуют разные приемы работы с предлогами: предлоги могут быть никак не выделены или могут быть подчеркнуты вместе с присоединяемым словом в качестве единой предложно-падежной группы, выражающей единое значение. Второй подход представлен в комплексах 1 и 2, причем в комплексе 1 предлог при этом обведен квадратом. В комплексе 3 предлоги представлены неоднозначно: в одних примерах они не выделены вовсе, в других – подчеркнуты вместе с прилагательным-определением в конструкциях типа у лесной опушки.

Ошибки учащихся обычно заключаются:

а) в замене одних предлогов другими («расскажи про меня» вм. обе мне, «думаю за тебя» вм. о тебе, «соскучился за тобой» вм. по тебе);

б) в неправильном построении сочетаний с предлогами (не с тем падежом, которого требует данный предлог:  «согласно правила» вм. согласно правилу,  «благодаря хорошей погоды» вм.  благодаря хорошей погоде; диалектные — «ради тебе»    вм. ради тебя);

в)  в неразличении многозначных предлогов («просила за тебя» в значении о тебе и «кричал за тебя» в значении вместо тебя).

Орфографические ошибки, связанные с написанием сочетаний с предлогами (большей частью грубые), заключаются в слитном написании предлогов со словами, с которыми они должны писаться раздельно, и в написании сложных предлогов {из-под, из-за) без дефиса.

Упражнения, представленные в учебниках, помогают ученику освоить основные орфографические правила.

 

 

 

2.2. Теоретические основы изучения союзов

С союзами, как и предлогами, практически учащиеся знакомятся раньше, чем это предусматривается систематических курсом грамматики и школьной программой, однако во всех проанализированных учебных комплексах изучение союзов начинается в 7 классе.

В комплексе 1 союз определяется как «служебная часть речи, которая связывает однородные члены, простые предложения в составе сложного, а также предложения в тексте». Союзы подразделяются на простые и составные, сочинительные и подчинительные. Сочинительные делятся на соединительные, противительные и разделительные. Подчинительные союзы в комплексе делятся на причинные, целевые, временные, условные, сравнительные и изъяснительные. Уступительные союзы и союзы следствия не упомянуты. При морфологическом разборе союза ученики должны указывать общее значение анализируемого союза и его морфологические признаки.

Информация о работе Методика изучения служебных частей речи на уроках русского языка