Методика изучения служебных частей речи на уроках русского языка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2014 в 15:58, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования – выявить особенности изучения служебных частей речи в школьных учебниках.
Задачи исследования:
I. Изучить классификацию служебных частей речи.
II. Изучить характеристику служебных частей речи современного русского языка.
III. Рассмотреть современный состав служебных частей речи.

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая методика.doc

— 152.00 Кб (Скачать файл)

В комплексе 2 союз  определяется как «служебная часть речи, которая связывает члены предложения и простые предложения в составе сложного». Союзы делятся на простые и составные, сочинительные (временные, причинные, целевые, условные, уступительные, сравнительные, следственные, изъяснительные). Как мы видим, по сравнению с комплексом 1 классификация подчинительных союзов расширена.

В комплексе 3 союз  определяется как «служебное слово, которое связывает между собой однородные члены предложения или части сложного предложения». Необходимо дополнить, что в структуре простого предложения союзы могут связывать не только однородные члены, но и неоднородные (сравнительные союзы могут присоединять сказуемое, обстоятельство и другие члены предложения). Классификация предлогов дана по строению и по значению, при этом подчинительные союзы объединены в 2 группы – изъяснительные и обстоятельственные; в группу обстоятельственных попадают союзы со значением времени, причины, цели, условия, уступки, следствия, сравнения. Сочинительные союзы в этом комплексе представлены тремя разрядами: соединительными, противительными и разделительными. Можно отметить положительные моменты в презентации материала в учебнике: разряды союзов даны в таблице, что позволяет привести полученные знания о союзах в систему. В морфологическом разборе союза авторы учебника выделяют:

1. Грамматическую роль (для  чего служит).

2. Сочинительный или подчинительный.

3. Простой или составной.

Помимо этого в последующих параграфах дается информация о правописании предлогов, а также об их употреблении в простых и сложных предложениях.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.3. Теоретические основы изучения частиц

Частицы, входя в разряд служебных частей речи, занимают среди них несколько особое положение. Это объясняется и особенностями происхождения частиц (выделения их из знаменательных частей речи), и их ролью в словообразовании и формообразований, и, наконец (что очень важно в школьных условиях), особенностями их правописания, многообразием правил правописания и трудностью усвоения многих из этих правил (имеется в виду разнообразие правил правописания частиц не и ни с различными частями речи) [7]. Понятие «частицы», в некоторой степени уже известно учащимся из курса V и отчасти VI класса, выясняется и уточняется путем выделения основных признаков частиц как части речи.

В комплексе 1 дается такое определение частицы: «это служебная часть речи, которая вносит различные оттенки значения в предложение или служит для образования форм слова». Далее перечисляются следующие формообразующие частицы: бы, бывало, да, давай(то), пусть, пускай, более, менее, самый. Как мы видим, в состав формообразующих частиц здесь включены не только элементы, служащие для образования форм глагола, но и элементы, служащие для образования степеней сравнения прилагательного и наречия (правда, в списке отсутствуют элементы наиболее и наименее). Как уже говорилось, комплекс 1 в степенях сравнения прилагательного выделяет только большую и наибольшую степени проявления признака и, соответственно, только элементы более и наиболее; в этом контексте появление частицы менее не логично.

Четкой классификации смысловых частиц в этом комплексе не дается; в определении сказано только, что «эти частицы выражают вопрос, восклицание, указание, сомнение, уточнение, усиление, отрицание, смягчение требования».

В комплексе 2 термины «формообразующая» и «смысловая» частица не вводятся, но разграничиваются эти понятия, причем отмечается, что по своей роли частицы, служащие для образования форм слова, сближаются с морфемами. Однако перечень формообразующих частиц вызывает возражения. Как и в комплексе 1, здесь перечислены элементы, служащие для образования наклонений глагола и степеней сравнения наречий и прилагательных, но не все; наряду с ними указаны кое-, -то, -либо, -нибудь, служащие не для формообразования, а для словообразования и являющиеся полноценными словообразующими морфемами.

Среди смысловых частиц выделены следующие разряды: вопросительные, восклицательные, указательные, усилительные, отрицательные. Список разрядов, как мы видим, является далеко не полными.

В комплексе 3 частица определяется как «служебное слово, которое служит: 1) для образования наклонений глагола; 2) для выражения различных оттенков значения в предложении». Как мы видим из определения, к формообразующим частицам в этом комплексе относят только элементы бы, пусть, пускай, да, давай, давайте. Смысловые частицы выражают следующие значения: отрицание, усиление, вопрос, восклицание, сомнение, уточнение, выделение, ограничение, указание. В синтаксическом разборе учитывается роль частиц в предложении (для чего служит) и разряд. В параграфе «Употребление частиц в речи» учащимся предлагается сделать вывод, что употребление частиц характерно для разговорной речи; это положение неточно, так как относится далеко не ко всем разрядам частиц.

 

 

 

 

 

 

 

2.4. Практическое применение теоретических положений по изучению служебных частей речи в школе

В методике преподавания русского языка второй половины XX века служебным частям речи уделялось гораздо меньше внимания, чем самостоятельным. Между тем служебные слова связаны с передачей особого рода языковой семантики, которая выражает богатство логических и экспрессивных отношений, возникающих между предметами и явлениями действительности. Без осознания особенностей грамматической природы и семантической насыщенности этих многочисленных и наиболее употребительных слов русского языка невозможно овладение теми речемыслительными способностями, которые обеспечивают полноценную коммуникацию.

При изучении служебных частей речи в курсе морфологии учащиеся должны приобрести следующие умения и навыки:

- определять частеричную принадлежность слова (отличать самостоятельные части речи от служебных);

- находить в словосочетании, предложении и тексте изучаемые  части речи;

- производить морфологический  разбор заданной части речи.

Для выработки этих умений и формирования навыков используются следующие виды заданий:

  1. найти изучаемое лингвистическое явление (например, служебную часть речи) в предложении или тексте, например:

№ 314 (комплекс 1)

Спишите отрывок из сатирической сказки М.Е.Салтыкова-Щедрина «Дикий помещик» от слов «Услышал милостивый бог…» до слов «Заведу, думает, театр у себя!» (см. «Литература. 7 класс»). Отметьте знаками однородные члены. Что в этом тексте соединяют союзы и, да, а, куда, как, чем? Все союзы заключите в овал.

 

№ 352 (комплекс 3)

Выпишите из предложений частицы и проведите их морфологический разбор по указанному ниже плану.

 

  1. подобрать (выбрать из текста, словаря или придумать самостоятельно) примеры, иллюстрирующие изучаемое лингвистическое явление, например:

№ 319 (комплекс 1)

Составьте и запишите 10 сложных предложений с составными союзами потому что, оттого что, после того как, с тех пор как, затем чтобы, по мере того как. Подчеркните грамматические основы.

№ 381 (комплекс 3)

Выпишите из орфоэпического словаря примеры с частицами не и ни, принимающими на себя ударение. Произнесите правильно эти слова.

 

  1. сгруппировать слова по заданным основаниям, например:

№ 285 (комплекс 1)

Выпишите в левый столбик словосочетания, в которых зависимое слово связано с главным только с помощью окончания, а в правый – те словосочетания, в которых зависимое слово связано с главным с помощью окончания и предлога.

В..поминать полёт, в..поминать о полёт..; гов..рить ему, гов..рить (с) ним; наблюда..м восход солнца, наблюда..м за облаками; смотр..м в и(л, лл)юминатор, любу..мся пейзаж..м…

№ 365 (комплекс 3)

Выпишите сначала слова с частицами, а затем слова с суффиксами и приставками в составе местоимений и наречий.

Кое (кто), (не) мог, (не) где, друзья (то), кго (то), (кое) куда, всё (таки), подумал (ли), (не) вода, всё (же), смог (же), он (же), пошёл (бы), скажи (ка), (не) двадцать, (не) доумевать…

 

  1. списать текст, выделяя особенности изучаемой части речи, например:

№ 344 (комплекс 3)

Спишите текст, раскрывая скобки, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания. Подчеркните подчинительные союзы и укажите, к каким группам по значению они относятся.

№ 374 (комплекс 1)

Спишите. Все частицы заключите в прямоугольник. Укажите их разряды. Числительные вместе со словами, к которым они относятся, подчеркните как члены предложения.

 

  1. найти ошибки в употреблении слова и исправить их (эти задания используются авторами учебников чаще, чем другие):

№ 302 (комплекс 1)

Ниже даны предложения, которые нередко звучат в современном радио- и телеэфире. Исправьте ошибки, действуя по образцу. Укажите вид ошибки: лишний предлог, не тот предлог, не тот падеж зависимого слова, не тот предлог и падеж зависимого слова.

№ 300 (комплекс 3)

Сравните два предложения. В каком из них содержится ошибка? Какая? Составьте верно три-четыре примера с указанным предлогом.

Упражнения такого плана встречаются в учебниках чаще, чем другие. Это объясняется тем, что учащиеся не просто учатся правильно употреблять данные слова в речи, но и находить ошибки в их употрблении.

Приведем другие примеры упражнений, представленных в комплексах 1, 2 и 3 и дадим комментарий к ним.

№ 294 (комплекс 1)

Используя подходящие по смыслу предлоги, составьте и запишите словосочетания. Над зависимыми существительными надпишите сокращенно падеж. Предлоги заключите в прямоугольники. Если вас затрудняет выбор предлога или падежа зависимого существительного, обращайтесь к «Толковому словарю». В каких словосочетаниях связь между словами выражена только с помощью окончания?

Расск..зал, (не)достатки; указал, (не)достатки; упомянул, (не)достатки); ост..новился, (не)достатки. Увериться, (не)виновность; поверить, (не)виновность; уверовать, (не)виновность. Уверенность, правота; вера, правота; убеждение, правота, убедиться, правота. Опл..тить, проезд, запл..тить, проезд.

Это задание, помещенное в параграфе об употреблении предлогов, формирует умение употребления предлога с определенным падежом, а также выбор этого падежа в непростых конструкциях. Попутно учащиеся отрабатывают умение определять падеж существительного и пользоваться словарем, тренируют орфографические навыки.

№ 510 (комплекс 2)

Составьте, используя образец, словосочетания.

Образец: находится (где?) вблизи (наречие); находиться (вблизи от чего?) вблизи от дома (предлог).

Вглубь, вместе с, вслед, вслед за, сбоку от, втайне, втайне от, накануне.

Назначение этого задания, помещенного в параграфе о предлоге, отработка умения разграничивать предлоги и самостоятельные части речи, омонимичные им. Производится это через сопоставление разных контекстов употребления данных слов. Которые учащиеся должны составить сами. Однако задание не вполне корректно. Первое слово – вглубь – в таком написании может быть только наречием, в случае если после этого слова стоит существительное (путешествие в глубь веков), сочетание в глубь является существительным с предлогом, т.е. предлогом данное сочетание являться не может. Слова втайне и втайне от в любом контексте являются наречиями и не имеют морфологических различий.

№ 350 (комплекс 3)

Прочитайте вслух предложения. Какие формообразующие частицы в них использованы? Выпишите формы глагола, которые образуются с помощью этих частиц.

Проведите морфологический анализ глаголов.

  1. Пусть сильнее грянет буря! (М. Горький.)

2) Да здравствуют музы, да здравствует разум! (А.Пушкин.)

3) Пускай толпа растопчет мой венец: венец певца, венец терновый. (М.Лермонов.)

Это задание, включенное в параграф о частицах, ярко демонстрирует противоречивость статуса формообразующих частиц. С одной стороны, они традиционно объявляются разрядом частиц, с другой – являются компонентом глагольной формы, то есть эквивалентом морфемы. В приведенном задании это противоречие выражается в том, что учащимся предлагается сделать морфемный разбор не частиц, а глагольных форм, что совершенно справедливо.

Также нужно отметить и то, что во всех учебных комплексах при изучении служебных частей речи попутно проводится словарная работа: учащимся предлагается написать словарные диктанты, рассмотреть и запомнить написание слов, помещенных в рамку. Словарная работа развивает у учащихся орфографическую зоркость, помогает им закрепить в памяти написание слов. Таким образом, происходит самостоятельное предупреждение ошибки.

Заключение

В ходе выполнения данной курсовой работы был проведен анализ методики изучения служебных частей речи в традиционных учебных комплексах по русскому языку.

Авторы учебных комплексов уделяют большое внимание служебным частям речи. На их изучение отводится значительное количество времени. Это объясняется тем, что умелое использование служебных слов способствует созданию качеств хорошей речи: точности (предлоги уточняют, специализируют значения падежных форм существительных, местоимений, числительных), логичности (союзы передают логико-семантические отношения, формируют мысль), богатства (предлоги и союзы обладают способностью выражать всё многообразие существующих между объектами и явлениями действительности отношений, участвовать в формировании различных синтаксических конструкций). Стилистически мотивированное употребление служебных слов делает речь уместной и убедительной. Более того, изучение служебных частей речи подготавливает учащихся к прохождению систематического курса синтаксиса.

Информация о работе Методика изучения служебных частей речи на уроках русского языка