Методика обучения катанию на лыжах детей дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2013 в 17:05, контрольная работа

Краткое описание

Одним из спортивных видов физических упражнений является ходьба на лыжах. Для любого детского сада доступно обучение детей передвижению на лыжах, так как оно не требует создания особых условий, просто и снаряжение юного лыжника.
На необходимость обучения детей ходьбе на лыжах обращали внимание врачи и педагоги Е. А. Аркин, А. А. Невский, X. Л. Виленкина, Е. Г. Ле и многие другие. Первую попытку научно обосновать целесообразность обучения детей дошкольного возраста ходьбе на лыжах и уточнить методику обучения предприняла М. М Конторович.

Содержание

Значение лыжного спорта для развития и здоровья ребенка.
Условия обучения ходьбе на лыжах.
3. Техника элементов ходьбы на лыжах (описание: ступающий шаг, скользящий, спуски, торможение).
3. Последовательность обучения (с чего начинать и чем заканчивать).
4. Обучение ходьбе на лыжах детей 4—5 лет.
5. Использование подвижных игр, игровых упражнений при обучении и совершенствовании катанию на лыжах.
6. Заключение.
7. Литература.

Вложенные файлы: 1 файл

ФИЗ-РА.docx

— 46.58 Кб (Скачать файл)

                                    Последовательность обучения.

        Занятия состоят из трех частей: вводной, основной и заключительной. 
       Основной целью вводной части является подготовка организма к выполнению предстоящей физической нагрузки, так называемое «разогревание» организма. Предварительное «разогревание» позволяет ребенку быстрее овладеть «чувством лыж» и «чувством снега», является как бы психологической подготовкой к выполнению последующих заданий, дисциплинирует детей, помогает собрать внимание, повысить эмоциональный тонус. Например, после построения дети оставляют лыжи на снегу и делают пробежку, или воспитатель проводит с детьми небольшие по времени игры без лыж: «Снежок» (пробежка с кружением) — для четырехлетних детей, «Веревочка» (бег, взявшись за руки) —для пятилетних, «След в след» (ходьба друг за другом) — для детей 6— 7 лет. 
Можно провести пробежку по склону (15—20 м вверх и вниз) или игру «Сделай пять шагов вперед с закрытыми глазами, повернись и, не открывая глаз, вернись на прежнее место», «Кто скорее к своим лыжам» и т. д. 
       Пробежка для детей 3—4 лет не должна превышать 8—10 сек, для пятилетних — 15 сек, для детей шести лет — 18 сек и семилетних — 20—22 сек. Пробежка должна чередоваться с ходьбой. 
Глубокий и рыхлый снег затрудняет движения детей, и поэтому необходимо выбрать место для пробежки или подвижных игр, для проведения которых требуется немного места.

      Задачами основной части занятия является обучение детей элементам техники передвижения на лыжах, совершенствование ее, развитие ловкости, решительности, смелости. Так, в основной части занятия дети шести лет ходят по учебной лыжне на расстоянии от 30 до 100 м. Это может быть ходьба по кругу, в обход ряда предметов, за флажком, за самым быстрым ребенком, за воспитателем, ходьба в различных направлениях, ходьба по параллельным линиям, ходьба на дистанцию до 100 м для отработки длинного скользящего шага и т. п.  В основной части занятия проводятся упражнения (ходьба под воротца, ходьба с приседанием, с хлопками, поворотами, скольжением и пробежкой). Сюда же входит проведение спусков, подъемов на склоны. Занятия строятся с учетом постепенного нарастания и снижения физической нагрузки. Наибольшую физическую нагрузку на организм ребенка дают спуски со склонов и игры на лыжах: «Кто скорее до флажка?», «Кто пройдет и ни разу не упадет?», «Кто пройдет и ни разу не уронит мешочка?», «Кто ни разу не опустит руки?». 
        Задачей заключительной части занятия является постепенное снижение нагрузки, подведение итогов, организованный переход к новым видам деятельности. Содержанием заключительной части может быть ходьба без лыж с постепенным замедлением темпа.

 

Обучение ходьбе на лыжах детей 4—5 лет.

         В средней группе продолжается  формирование двигательных навыков  ходьбы на лыжах, во время  передвижения ребенок еще широко  расставляет руки и ноги. При  этом он долго не может найти  правильного положения туловища, чаще всего стоит прямо, сохраняя  привычное равновесие. Недостаточный  сгиб ноги в коленях не дает  необходимой силы для отталкивания. Скольжение в этом возрасте  едва намечается; это даже не  скольжение, а своего рода подтаскивание ноги с лыжей до уровня опорной ноги. У детей 4—5 лет еще нет прямой зависимости между темпом и длиной скользящего шага, частота шагов довольно высокая. С возрастом и с формированием навыка увеличивается длина шага и скорость передвижения. 
       Анализ техники передвижения на лыжах детей 4—5 лет позволил определить наиболее часто встречающиеся особенности. Это короткие шаги; неравномерность последовательных шагов; положение тела ребенка характеризуется малым наклоном вперед; в скольжении выражена двухопорность; передача тяжести тела с одной ноги на другую происходит с трудом. 
         Дети 4—5 лет могут не только ходить по снежной целине и равнине, но и успешно овладевают спусками с невысоких склонов. При спусках они значительно быстрее овладевают правильной техникой передвижения на лыжах; динамическим и статическим равновесием. Это объясняется тем, что при спусках ребенок затрачивает меньше усилий, лыжи сами скользят вперед.

Задачи  обучения:

освоить чувство отягощения ног лыжами; 
закреплять умение надевать и снимать лыжи, стоять на параллельно лежащих лыжах;                                                                                                                                                                                                                                        развивать динамическое равновесие; 
закреплять умение ходить на лыжах ступающим и скользящим шагом;                  делать повороты на месте переступанием; 
учить спуску с пологих склонов в низкой стойке и подъему на склон «лесенкой». 
     В подготовительный период воспитатель проводит с детьми беседу «Как мы ходили на лыжах в младшей группе»; дети рассматривают иллюстрации художника А. Маленкова в книге К. Канн «Лыжи», вспоминают основные понятия («лыжи», «лыжники», «крепления»), уточняют правила ухода за лыжным инвентарем и т. д. Для игр детям можно дать куклу-лыжника. 
     Первые занятия на снегу проводятся с целью восстановления навыка передвижения на лыжах ступающим и скользящим шагом, поворотов. 
Вначале воспитатель показывает эти движения, сопровождая показ пояснением, обращает внимание детей на то, что при скольжении нога сгибается в колене и выдвигается вперед, затем происходит одновременное выпрямление ноги, находящейся сзади, и за счет этого отталкивание. Туловище при скольжении слегка наклоняется вперед. Тяжесть тела переносится на выдвигаемую ногу. Необходимо следить за тем, чтобы правая рука выносилась вперед вместе с левой ногой, а левая рука вместе с правой ногой.

   Обучение спускам и подъемам на лыжах можно начинать после того, как дети овладеют динамическим равновесием, чувством отягощения ног лыжами и усвоят навыки ступающего и скользящего шага. 
Вначале проводится спуск с очень пологого склона, с длиной ската 3—4 м. Ребенок должен низко присесть и спуститься по проложенной лыжне. От занятия к занятию немного увеличивается длина и крутизна склона, и к концу сезона можно разрешить детям четырех лет спуск с невысокого склона при длине ската 7—8 м. Для них доступен подъем типа «лесенка». При подъеме «лесенкой» ребенок встает боком к склону и передвигается вверх приставными шагами. Основная трудность заключается в умении параллельно ставить лыжи. 
     Для освоения подъема «лесенкой» вначале дети делают боковые переступания на свежевыпавшем снегу по прямой. Необходимо следить, чтобы они ставили лыжи параллельно. Оставшийся на снегу след они называют дорожкой.

 

 

Использование подвижных  игр, игровых упражнений при обучении и совершенствовании катанию  на лыжах.

       Большая роль при обучении детей ходьбе на лыжах принадлежит играм. Они вызывают интерес к передвижению на лыжах, являются своеобразными упражнениями, при которых совершенствуются двигательные навыки ходьбы, спусков, подъемов; развивается функция динамического равновесия. Игровые приемы способствуют выработке умений управлять своими движениями. 
       Кроме того, игры на лыжах формируют положительные черты характера, воспитывают настойчивость в достижении определенных целей (добежать до флажка, спуститься, не задевая лежащих веток, и т. п.). Развивают чувства товарищества, взаимопомощи.

      Необходимо тщательно отбирать игры для проведения их на участке детского сада в зимнее время. Чтобы все дети были активны, не стояли в бездействии на морозе, следует выбирать те игры, в которых бы участвовала вся группа детей. С этой же целью в игре следует как можно чаще менять водящих. Объяснение игры должно быть коротким, четким. 
Очень осторожно следует подходить к продолжительности игр. В зимнее время игра проводится в быстром темпе. Каждую игру следует вовремя закончить, чтобы не наступило утомление, не угас интерес к игре. 
При отборе игр необходимо также учитывать постепенное увеличение и снижение физиологической нагрузки.

          В игры для детей дошкольного возраста хорошо внести элементы соревнования, но лишь тогда, когда сформирован двигательный навык передвижения на лыжах. В таком случае все внимание детей будет направлено на выполнение правил и развитие сюжета игры. 
          Игры с элементами соревнования доступны детям только старшего дошкольного возраста. При проведении этих игр можно оформить участок детского сада, внести дополнительный материал (вымпелы, флажки, ленточки для обозначения места «старт» и «финиш»). В подготовительной к школе группе можно предложить детям выбрать «помощника судьи». 
         Правила игр для детей старшего дошкольного возраста могут предусматривать деление на группы, команды. Отбирая те или иные игры на лыжах, воспитатель должен учитывать качество снега, температуру и влажность воздуха, силу ветра, глубину снежного покрова и т. п.

                            ИГРЫ НА СНЕЖНОЙ ЦЕЛИНЕ.

Пройди  и не задень. 
Задача. Развитие пространственных ориентировок и совершенствование функции равновесия. 
Описание. Шесть лыжных палок втыкаются в снег на расстоянии 2—2,5 м друг от друга. Ребенок обходит стоящие палки, стараясь их не задеть. 
Правила. Не пропускать палок, стараться не сбить их носками лыж, точно делать повороты.

Поменяй флажки. 
Задача. Упражнять детей в быстром темпе передвижения на лыжах. 
Описание. Играющие делятся на две колонны. Каждый ребенок должен пройти расстояние 10 м до флажка, взять флажок и на его место поставить другой по цвету. 
Правила. Выигрывает та команда, которая раньше поменяла цветные флажки. 
Методические указания. Предлагая детям быстрое скольжение, воспитатель следит за качеством движения.

Будь  внимателен. 
Задача. Закреплять навык передвижения по равнине, развивать внимание. Эта игра проводится с детьми средней группы. 
Описание. Дети передвигаются по учебной лыжне. На сигнал воспитателя (поднимает разноцветные флажки) дети меняют движение. Например, когда воспитатель поднимает зеленый флажок, все идут ступающим шагом, желтый — скользящим шагом, красный флажок — все останавливаются. 
Правила. Дети идут по учебной лыжне на расстоянии 2—3 м друг от друга. Воспитатель находится в центре круга. 
Методические указания. Для детей средней группы дается 2—3 сочетания движений, для детей старшей группы —3—4, а детям подготовительной к школе группы можно предложить 4—5 вариантов движений.

                  

                       ИГРЫ ВО ВРЕМЯ СПУСКОВ СО СКЛОНА.

Не  урони. 
Задача. Закреплять навык спуска. 
Описание. Спускаясь, перекладывать из руки в руку перед собой и за спиной какой-нибудь предмет. 
Правила. Если предмет упадет, поднимать его запрещается. 
Методические указания. Задание выполняют только те дети, которые освоили навык спуска.

Спуск по взмаху цветного флажка. 
Задача. Закреплять навык спуска. 
Описание. Дети стоят на склоне, на курточке у каждого ребенка цветная ленточка. По взмаху цветного флажка, например красного, съезжают дети, у которых ленточки красные. 
Правила. Спускаются одновременно все дети, у которых цветная ленточка такого же цвета, как флажок.

Попади  в цель. 
Задача. Закреплять навык спуска, развивать ловкость. 
Описание. При спуске попасть снежком в цель (щит, подвешенный обруч). 
Правила. Выигрывает тот, у кого из четырех бросков будет больше попаданий. 
Методические указания. Ребенок бросает по два раза правой и левой рукой.

 

                                                  Заключение.

           Детский возраст является наиболее благоприятным для формирования устойчивого интереса к занятиям физическими упражнениями. Но при этом необходимо соблюдать ряд условий.

Прежде всего, необходимо обеспечить посильность заданий, успешное выполнение которых будет стимулировать  детей на более высокую активность. Постоянная оценка выполненных заданий, внимание и поощрение будут способствовать выработке положительной мотивации к систематическим занятиям физическими упражнениями.

В процессе занятий необходимо сообщать детям элементарные физкультурные  знания, развивая их интеллектуальные способности. Это позволит расширить  их познавательные возможности и  умственный кругозор.

 

 

                                            Литература.

  1. М. П. Голощекина, "Лыжи в детском саду", М., 1977 г.
  2. Осокина Т.И. Физическая культура в детском саду. - М 1979 288с.
  3. Лыжный спорт. Учебник под ред.В.Д Евстратова, Г.Б Чукардина, Б.И Сергеева. М 1989г.319с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Методика обучения катанию на лыжах детей дошкольного возраста