Методика определения уровня нравственного развития ребенка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2013 в 11:49, лабораторная работа

Краткое описание

Цель работы – исследование связи уровня нравственного развития детей старшего дошкольного возраста с многообразием игровой деятельности.
Данная цель требовала решения следующих задач:
1. Изучение психолого-педагогической литературы по данной проблеме;
2. Выявление роли различных видов игр в нравственном воспитании дошкольников;
3. Определение условий эффективности влияния игры на личность дошкольника;
4. Изучение взаимосвязи уровня нравственного развития и разнообразия детских игр.

Вложенные файлы: 1 файл

практика.doc

— 87.00 Кб (Скачать файл)

Содержание игр, равные права, запрет на вербальные контакты снимают напряженность, замкнутость, страх, что кто-то может обидеть, не принять в игру. Таким образом, дети стали более доброжелательно  относится друг к другу.

Контрольный эксперимент был проведен с теми же испытуемыми через 3 недели после констатирующего. Его результаты занесены в таблицу №2 (см. приложение).

 

Таблица 2.

Результаты контрольного эксперимента

 

1я ситуация

2я ситуация

3я ситуация

Количество детей

2

6

2

% соотношение

20

60

20


 

Эксперимент показал, что  уровень нравственного развития дошкольников возрос до 60%. При сопоставлении  результатов констатирующего и  контрольного эксперимента можно сделать  вывод, что уровень взаимопомощи дошкольников, а, следовательно, и уровень их нравственного развития зависит от правильной организации, многообразии детских игр, а также использования специальных игр. Это дает основание утверждать, что выдвинутая гипотеза подтвердилась.

 

3.3 Выводы и  рекомендации

 

При сопоставлении результатов исследования можно заключить, что уровень нравственного развития дошкольников зависит от ряда условий, которые необходимо соблюдать.

- уделить внимание  месту игры в процессе жизнедеятельности  ребенка в ДОУ. Как форма  организации жизни и деятельности детей, игра должна иметь свое определенное место в распорядке дня.

В настоящее время  во многих дошкольных учреждениях складывается тенденция к использованию времени, отведенного на игры, для каких-либо занятий, репетиций, что недопустимо. В режиме дня обязательно должно быть время (до утренней гимнастики, на прогулке, после дневного сна), когда дети могли бы спокойно развертывать игры, зная, что их не будут отвлекать, торопить. Педагог должен продумать, какие режимные процессы облечь в форму игры, чтобы вызвать у детей интерес, повысить их активность, вызвать положительные эмоции. Так, например, можно ввести детей в игровую ситуацию «Научим Новенького», где в роли новенького может выступать медвежонок или кукла. В процессе самообслуживания, ухода за растениями дети показывают и объясняют ему, что и как надо делать. В форме игры проводятся многие занятия (занятие лепкой проводится в форме игры «Гончарная мастерская», для обобщения знаний о диких животных - игра-занятие «Экскурсия по зоопарку»), что повышает их эффективность.

Воспитательно-образовательные  возможности игры возрастают, если она органически соединена с  каким-либо другим видом деятельности. Наиболее целесообразно связывать  игру с трудом, изобразительной и  конструктивной деятельностями. В процессе игры возникает потребность сделать новую игрушку (бинокль, весы, тетради), по-другому оформить уже имеющиеся атрибуты. С помощью воспитателя дети могут починить игрушку (закрепить колеса у автомобиля, пришить лапу мишке).

Уже в возрасте 2-3 лет  детей привлекают к труду по уборке в кукольном уголке, мытью игрушек. У старших детей формируют привычку ответственно, бережно относиться к игрушкам, игровому материалу. Они по собственной инициативе или косвенному предложению педагога ремонтируют коробки для настольных игр, стирают кукольную одежду, чистят мягкие игрушки. Таким образом, педагог, организуя жизнь и деятельность детей в форме игры, последовательно развивает активность, инициативу, формирует навыки самоорганизации в игре.

- Знакомить детей с  разнообразными играми, использовать в работе, т.к. все виды игр (подвижные, дидактические, строительные, сюжетно-ролевые) оказывают большое влияние на нравственное развитие дошкольника.

- Использовать специальные  игры-занятия, целенаправленно воздействующие  на развитие взаимопомощи, сочувствия, уважения друг к другу и т.д.

 

Заключение

 

В данной работе рассмотрена  проблема воспитания нравственно-волевых  качеств у старших дошкольников.

Формирование нравственно-волевой  сферы — важное условие всестороннего  воспитания личности ребенка. От того, как будет воспитан дошкольник в нравственно-волевом отношении, зависит не только его успешное обучение в школе, но и формирование жизненной позиции.

Теория и практика нравственного развития является одной  из самых актуальных тем современной педагогики и психологии.

В результате проведенного теоретического и эмпирического  исследования можно заключить следующее.

Направление, специально посвященное теории игры и ее роли представлено большим количеством  теоретических и, что особенно важно, опытных, экспериментальных работ, затрагивающих вопросы общей природы игры, ее видов, функций и механизмов, ее роли в общем психическом развитии.

Игра, как ведущая деятельность дошкольника имеет важнейшее  значение в формировании личности. Каждый вид игры (дидактическая, строительная, сюжетно-ролевая, подвижная) оказывает влияние на нравственное развитие ребенка дошкольника.

Проведенный в работе анализ психолого-педагогической и  методической литературы позволил выявить  различные подходы признанных мастеров педагогического творчества к указанной проблеме.

Основываясь на проведенных  исследованиях, мы выявили, что именно в игре можно повысить уровень  нравственного развития дошкольников, сформировать основные нравственные нормы. Как показал эксперимент, для эффективного воздействия на ребенка необходимо соблюдать ряд условий, а также использовать специальные игры.

Постоянное использование  в учебно-воспитательном процессе методик  по нравственному развитию в игре позволяет развивать не только нравственную сторону ребенка, но и формировать всесторонне развитую личность.

 

Список литературы.

 

  1. Аникеева Н.П. Воспитание игрой. – М., 1987
  2. Артемова Л.В. Окружающий мир в дидактических играх дошкольников. – М., 1992
  3. Бакана М. Современные дети, современные игры// Дошкольное воспитание. – 2005. - №4
  4. Батоева Н.О подготовке детей к сюжетно-ролевым играм// Дошкольное воспитание. – 1983. - №6
  5. Богуславская З.М., Смирнова Е.О. Развивающие игры. – М., 1991
  6. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду. – М., 1991
  7. Борисова Н.О нравственном воспитании дошкольников// Дошкольное воспитание. – 1988. - №5
  8. Виноградова А.М. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников. – М., 1989
  9. Виноградова Н.Ф., Куликова Т.А. Дети, взрослые и мир вокруг. – М., 1993
  10. Волобуева Л., Авилова Е. Вопросы нравственного воспитания в педагогической концепции И.А.Сикорского и В.М.Бехтерева// Дошкольное воспитание. – 2005. - №6
  11. Воспитание в игре: пособие для воспитателя/ сост. Бондаренко А.К. – М., 1983
  12. Воспитателю о работе с семьей/ под ред. Виноградовой Н.Ф. – М., 1989
  13. Гришаева Н.Проблемные ситуации в детском саду// Обруч. – 1997. - №3
  14. Гришина Г.Н. Любимые детские игры. – М., 1997
  15. Дошкольная педагогика/ под ред. Баранова С.П., Козловой С.А. – М., 2002
  16. Дошкольная педагогика/ под ред. Логиновой В.И., Саморуковой П.Г. – М., 1988
  17. Жуковская Р.И. Воспитание ребенка в игре. – М., 1963
  18. Зверева О.Л., Ганичева А.Н. Семейная педагогика и домашнее воспитание. - М., 1999
  19. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. – М., 2002
  20. Кудрявцева Е., Ледовских Н.О нравственном воспитании детей разного пола в группе сверстников // Дошкольное воспитание. – 2003. - №9
  21. Менджерицкая Д.В. Воспитателю о детской игре. – М., 1982
  22. Нечаева В.Г., Корзакова Е.И. Строительные игры в детском саду. – М., 1966
  23. Нечаева В.Г., Маркова Т.А. Нравственное воспитание в детском саду. – М., 1978
  24. Никитин Б.П. Ступеньки творчества или развивающие игры. – М., 1990
  25. Нравственное воспитание дошкольников/ под ред. Нечаевой Г.В. – М., 1989
  26. Нравственно-трудовое воспитание в детском саду/ под ред. Буре Р.С. – М., 1987
  27. Островская Л.Ф. Педагогические ситуации в семейном воспитании дошкольников. – М., 1990
  28. Петерина С.В. Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста. – М., 1986
  29. Потаповская О. Духовно-нравственное воспитание детей и родителей: содержание, методики, новые формы организации // Дошкольное воспитание. – 2006. - №1
  30. Смирнова Е., Холмогорова В. Игры, направленные на формирование доброжелательного отношения к сверстникам// Дошкольное воспитание. – 2003. - №8
  31. Солнцева О. Играем в сюжетные игры. // Дошкольное воспитание. – 2005. - №1
  32. Титаренко В.Н. Нравственное воспитание в игре. Культура семейных отношений. – М., 1985
  33. Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Практикум по детской психологии. – М., 1995
  34. Усачева Т. Учим детей вежливости// Дошкольное воспитание. – 2006. – №5
  35. Эльконин Д.Б. Психология игры. – М., 1978

 


Информация о работе Методика определения уровня нравственного развития ребенка