Функционирование системы патриотического
воспитания в России осуществляется на
базе государственной программы «Патриотическое
воспитание граждан Российской Федерации
на 2006 - 2010 годы» (далее - Программа), утвержденной
Постановлением Правительства Российской
Федерации № 422 от 11.07.2005 года.
Основной целью Программы является совершенствование
системы патриотического воспитания,
обеспечивающей развитие России как свободного,
демократического государства, формирование
у граждан высокого патриотического сознания,
верности Отечеству, готовности к выполнению
конституционных обязанностей.
Ее реализация осуществляется по следующим
направлениям:
1. Четкое согласование целенаправленной
деятельности государственных органов
всех уровней и координация работы общественных,
религиозных организаций (объединений),
творческих союзов в интересах патриотического
воспитания. На федеральном уровне организационное
сопровождение Программы осуществляет
Российский государственный военный историко-культурный
центр (Росвоенцентр) при Правительстве
Российской Федерации. Ее головные исполнители
-Министерство образования и науки РФ,
Министерство культуры и массовых коммуникаций
РФ, Министерство обороны РФ. В федеральных
органах исполнительной власти созданы
советы по патриотическому воспитанию,
а в субъектах Российской Федерации региональные
межведомственные координационные советы.
Рабочими органами указанных советов
являются центры патриотического воспитания.
На основе Концепции патриотического
воспитания граждан РФ (одобрена на заседании
Правительства РФ в 2003 г.) и Программы приняты
ведомственные и региональные программы
патриотического воспитания. В Министерстве
обороны РФ ведомственная программа патриотического
воспитания на 2006 -2010 годы утверждена приказом
министра обороны 2006 года № 28. Решение
организационных вопросов по ее реализации
возложено на Главное управление воспитательной
работы ВС РФ. Так как любая система без
профессионально подготовленных и имеющих
практический опыт воспитателей ничего
не стоит, программа предусматривает подготовку
на федеральном и региональном уровнях
специалистов в области патриотического
воспитания.
2. Совершенствование нормативно-правовой
базы патриотического воспитания. Это
направление включает в себя разработку
и принятие законодательных актов, определяющих
функции и взаимодействие органов государственной
власти, местного управления, общественных
и религиозных организаций в вопросах
патриотического воспитания граждан России.
Правовой основой патриотического воспитания
на современном этапе являются Конституция
РФ; Федеральные законы «Об образовании»,
«О воинской обязанности и военной службе»,
«О ветеранах», «О днях воинской славы
(победных днях) России»; Концепция патриотического
воспитания граждан Российской Федерации;
«Программа патриотического воспитания
граждан Российской Федерации на 2006 -2010
годы» и другие нормативные правовые акты.
3. Развитие научно-теоретических и методических
основ патриотического воспитания. Для
реализации этого направления предусматриваются:
- подготовка методических рекомендаций
по проблемам формирования и развития
личности патриота России;
- разработка комплекса учебных и специальных
программ и методик в области патриотического
воспитания;
- разработка форм, методов и средств патриотического
воспитания различных категорий граждан
РФ;
- изучение и обобщение передового опыта
в области патриотического воспитания
для его внедрения в практику патриотической
работы.
4. Информационное обеспечение в области
патриотического воспитания. Оно предусматривает:
расширение военно-патриотической тематики
в телерадиовещании и печатных изданиях;
противодействие попыткам дискредитации
патриотической идеи в средствах массовой
информации, в произведениях литературы
и искусства; создание условий для более
широкого участия СМИ в пропаганде патриотизма;
содействие развитию творческого потенциала
журналистов, писателей и кинематографистов
в области патриотического воспитания.
5. Использование государственных символов
России в патриотическом воспитании. В
этих целях предполагается проводить:
мероприятия, направленные на разъяснение
смысла, содержания, истории возникновения
и развития основных символов государства
- Герба, флага и гимна; расширение выпуска
полиграфической продукции с изображением
национальных символов России и обеспечение
ей образовательных учреждений, воинских
частей, общественных организаций, патриотических
клубов и центров; изучение в образовательных
учреждениях государственной символики
России; а также осуществлять поддержку
организаторов всероссийских конкурсов,
семинаров, конференций и выставок по
вопросам патриотического воспитания
граждан с использованием государственных
символов России.
6. Финансово-экономическое обеспечение
патриотического воспитания. Общий объем
финансирования Программы в 2006 - 2010 годах
предусмотрен в сумме 497,8 млн рублей, в
том числе 378,05 млн. рублей из средств федерального
бюджета и 119, 75 млн рублей из внебюджетных
источников. Финансирование мероприятий
региональных программ осуществляется
за счет средств бюджетов субъектов РФ.
На обеспечение ведомственной программы
Министерства обороны РФ на пятилетие
с учетом внебюджетных средств выделена
сумма 50,15 млн. рублей.
Составной частью патриотического воспитания
является военно-патриотическое воспитание,
основными задачами которого являются
формирование готовности и способности
молодежи к военной службе, воспитание
верности боевым и героическим традициям
Российской армии, сознательного отношения
к выполнению конституционного долга
по защите Отечества, обеспечению его
безопасности и суверенитета.
Военно-патриотическое воспитание осуществляется
совместными усилиями семьи, школы, учебных
заведений, трудовых коллективов, творческих
союзов, средствами массовой информации,
военно-патриотических клубов и, конечно,
всего личного состава Вооруженных Сил
РФ. В практике работы по военно-патриотическому
воспитанию используются различные формы
и методы. Наиболее распространенными
из них являются: лекции, доклады, беседы,
тематические вечера, встречи с ветеранами
войн и Вооруженных Сил, проведение в школах
уроков мужества, создание музеев и комнат
Боевой славы, проведение походов по местам
боевых сражений, участие в движении юных
следопытов, проведение военно-спортивных
и военно-технических игр и др.
Значительную помощь в воспитании подрастающего
поколения, подготовке молодежи к военной
службе государственным органам оказывают
командиры и личный состав воинских частей,
а также военные комиссариаты. Прочно
вошло в практику закрепление воинских
частей и военно-учебных заведений за
общеобразовательными школами, колледжами
и трудовыми коллективами для оказания
им помощи в организации оборонно-массовой
работы и осуществлении военно-патриотического
воспитания.
В этих целях в воинских частях и в военно-учебных
заведениях проводятся дни открытых дверей,
совместные тематические вечера, военно-спортивные
мероприятия. Некоторые военнослужащие
ведут занятия в военно-патриотических
клубах, школах, оказывают помощь в организации
военно-технических кружков и военно-спортивных
секций. На базе некоторых воинских частей
городские и муниципальные органы образования
в летние месяцы организуют пятидневные
сборы учащихся 10-х классов для закрепления
знаний по основам воинской службы, а также
деятельность различных военно-патриотических
объединений и клубов. Например, только
на территории Ленинградского военного
округа работают более 600 военно-патриотических
объединений, охватывающих своим влиянием
свыше 17000 человек.
Таким образом, в последние годы в нашей
стране восстановлена и существенно обновлена
система патриотического воспитания молодежи,
которая начинает приносить положительные
результаты. |
Среди многочисленных задач,
решаемых офицерским составом в ходе выполнения
служебных обязанностей, одной из важнейших
является воспитание подчиненных. В Концепции
воспитания военнослужащих, утвержденной
приказом министра обороны 2004 г. № 70, подчеркивается,
что «воспитание военнослужащих является
приоритетным направлением служебной
деятельности должностных лиц Вооруженных
Сил всех степеней». Это положение, естественно,
касается и воспитания у военнослужащих
патриотизма, любви к Родине, преданности
своему Отечеству, готовности к его защите,
вплоть до самопожертвования.
Следует признать, что в последние годы
решать эту задачу стало значительно труднее.
Коренные изменения в обществе, приведшие
к экономической дезинтеграции, социальной
дифференциации и девальвации духовных
ценностей, оказали негативное влияние
на общественное сознание большинства
социальных и возрастных групп населения
страны, резко снизили воспитательное
воздействие российской культуры, искусства
и образования как важнейших факторов
формирования патриотизма. Стала все более
заметной постепенная утрата нашим обществом
традиционно российского патриотического
сознания. Патриотизм кое-где стал перерождаться
в национализм. В общественном сознании
получили широкое распространение равнодушие,
эгоизм, индивидуализм, цинизм, неуважительное
отношение к государству и социальным
институтам. Отмечается падение престижа
военной и государственной службы.
Государственно-патриотическое воспитание
в Вооруженных Силах РФ организуется и
проводится в рамках единой системы воинского
воспитания военнослужащих. Основные
направления, формы и методы воспитательной
работы офицерского состава закреплены
в приказах министра обороны РФ 2004 г. №70,
2005 г. №79, 2006 г. № 28, в инструкциях и методических
рекомендациях.
В войсках накоплен значительный опыт
работы по формированию патриотического
сознания, воспитанию воина-патриота.
Эта деятельность осуществляется на занятиях
по общественно-государственной подготовке,
в процессе информирования личного состава,
при проведении культурно-досуговых мероприятий,
а также в ходе повседневных занятий войск.
Важное воспитательное значение имеет
также личная примерность командиров
и начальников в выполнении воинского
долга. Выдающийся военный педагог генерал
М.И. Драгомиров неоднократно подчеркивал:
«Работают у того офицера, кто и сам работает!
и идут на смерть у того, кто сам от нее
не сторонится».
Опыт показывает, что деятельность по
патриотическому воспитанию военнослужащих
проводится по ряду направлений с использованием
различных форм и методов работы. Среди
них можно назвать следующие:
1. Использование воспитательного потенциала
отечественной военной истории. На эту
особенность обратил внимание еще в XIX
веке видный военный деятель и историк
Н.Н. Сухотин. Он писал: «Знание своей Родины,
знание прошлого ее, знание прошлого военного
и боевого своей армии есть... основа для
образования народного мировоззрения,
такого склада понятий и взглядов, которые
сознательно и инстинктивно всегда укажут
или подскажут верные и правильные пути
в разных случаях деятельности, - основа
для развития и укрепления прирожденного
чувства любви к Родине -основа для воспитания
в каждом из нас веры в силы своего народа,
своей армии».
И с этим положением нельзя не согласиться,
так как правдивое и яркое воспроизведение
страниц героического прошлого, демонстрация
примеров беззаветного служения Отечеству,
следования традициям народа и армии,
основанных, как правило, на борьбе за
независимость, способствуют укреплению
духовных сил воинов, воспитанию у них
чувства патриотизма, веры в свои силы,
преданности Родине, готовности проявить
мужество и героизм, до конца выполнить
свой воинский долг.
Для распространения военно-исторических
знаний среди военнослужащих используются
все формы информационно-воспитательной
работы, особенно занятия по общественно-государственной
подготовке. Ее учебные планы предусматривают
темы, позволяющие сержантам и солдатам
достаточно широко ознакомиться с военно-историческими
событиями нашего Отечества, глубоко и
основательно изучить боевые традиции
Российских Вооруженных Сил. На занятиях
перед воинами раскрываются боевые действия
легендарных защитников земли Русской,
их подвиги. Яркие примеры героизма не
могут не запасть в души солдат, осесть
в памяти и не вызывать желания совершать
мужественные поступки. Изучение истории
Отечества было и остается важнейшим направлением
патриотического воспитания.
2. Во многих воинских частях и подразделениях
стало доброй традицией торжественно
отмечать Дни воинской славы России. Это
дни славных побед, сыгравших решающую
роль в истории России, в которых российские
войска, проявив доблесть, снискали себе
почет и уважение современников и благодатную
память потомков. Накануне и в эти знаменательные
дни в частях и подразделениях организуются
военно-исторические конференции, беседы,
конкурсы, викторины, просмотры кинофильмов
по военно-патриотической тематике, встречи
с участниками войн и военных конфликтов
и т. д.
3. Немало интересного и поучительного
в плане патриотического воспитания проводится
в прославленных соединениях и частях,
имеющих почетные наименования, награжденных
орденами и другими знаками воинской доблести.
Так, например, только в Ленинградском
военном округе дислоцировано 17 гвардейских
соединений и частей, 26 частей носят почетные
наименования, 38 -награждены орденами.
В списках подразделений округа есть навечно
зачисленные Герои Советского Союза и
Герои России. Высокое чувство гордости
за принадлежность к такой части всегда
было и остается источником формирования
патриотического сознания у воинов.
В этих частях патриотическому воспитанию,
как правило, помогают музей, комнаты Боевой
славы, встречи с ветеранами части, наглядная
агитация и другие формы. Воспитание личного
состава на боевых традициях, примерах
мужества и героизма воинов - мощное и
действенное средство.
4. Важным направлением патриотического
воспитания воинов является разъяснение
смысла и содержания национально-государственной
символики Российской Федерации - герба,
флага и гимна, а также государственных
праздников. В этих целях организуются
экскурсии в исторические музеи, проводятся
тематические вечера, беседы, конкурсы,
викторины, кинолектории и т.п. Хорошо
организованные и четко проведенные мероприятия
вызывают у воинов светлые патриотические
чувства, способствуют приливу творческих
сил, зовут к новым свершениям.
5. Существенное влияние на формирование
патриотического сознания у личного состава
оказывают воинские ритуалы и церемонии.
Принятие военной присяги, вручение знамен
и штандартов, торжественное чествование
героев и лиц, награжденных правительственными
наградами, вручение воинам оружия и боевой
техники в торжественной обстановке -
все это надолго запомнится каждому воину
и вызывает гордость за воинскую часть,
Российские Вооруженные Силы.
6. Немалую роль в патриотическом воспитании
оказывает четкое и постоянное взаимодействие
воинских частей с государственными и
местными органами власти, общественными
организациями и военно-патриотическими
объединениями. Ежегодно значительная
часть военнослужащих в ряде военных округов
принимает участие в поисковой работе
в рамках Всероссийской Вахты памяти,
помогает местным органам в проведении
мероприятий, посвященных Дням воинской
славы, Дня призывника и т.д.
Следует подчеркнуть, что значительную
помощь офицерскому составу в организации
и проведении патриотического воспитания
оказывают Дома офицеров, офицерские и
солдатские клубы, а также газеты и журналы
Министерства обороны как центральные,
так и окружные. В них всегда можно найти
профессионально подготовленные методические
разработки по темам общественно-государственной
подготовки, содержательные статьи и интересные
факты по военно-патриотической тематике. |