Методика патриотического воспитания в начальной школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2014 в 11:42, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы —выявить методы и приемы, используемые в воспитательной работе по формированию патриотического сознания младших школьников.
Задачи:
- обосновать задачи и принципы патриотического воспитания;
- выявить методы и приемы патриотического воспитания младших школьников;
- показать эффективные формы воспитания патриота в начальной школе.

Содержание

Введение
Глава 1. Педагогические основы патриотического воспитания
1.1.Задачи и принципы патриотического воспитания
1.2. Краеведческая работа как форма патриотического воспитания
Глава 2. Методика патриотического воспитания в начальной школе
Заключение
Литература

Вложенные файлы: 1 файл

Тема1.docx

— 174.36 Кб (Скачать файл)

 

Заказывайте: рефераты - 150 р. курсовые - 700 р. дипломы - 2500 р.

 
Оценить/Добавить комментарий: 

Имя: 

  

Оценка: 
Неудовлетворительно 
Удовлетворительно 
Хорошо 
Отлично

 

 

 
Работы, похожие на Курсовая работа: Методика патриотического воспитания в начальной школе

... деятельности  по утверждению патриотического и гражданского сознания на ...

Содержание Введение 1. Теоретические основы формирования патриотического и гражданского сознания на уровне муниципального образования 1.1 Понятие и ...  
Патриотизм и гражданственность включают в себя взаимосвязанную совокупность нравственных чувств и черт поведения: любовь к Родине, лояльность в отношении к политическому строю ...  
Воспитание гражданственности и патриотизма - это целенаправленная и систематическая деятельность школ, училищ, техникумов и вузов по формированию у молодежи высокого ...

Раздел: Рефераты по государству и праву 
Тип: дипломная работа Просмотров: 3037 Комментариев: 0 Похожие работы 
Оценило: 0 человек Средний балл: 0 Оценка: неизвестно     Скачать

 

Внеклассная работа по иностранному языку

Министерство образования РФ Владимирский Государственный Педагогический Университет Кафедра педагогики ДИПЛОМНАЯ РАБОТА ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА ПО ...  
Экскурсия по родному краю, по места боёв Великой Отечественной войны формирует у ребят чувство ответственности за свое поведение перед светлой памятью погибших, воспитывает ...  
... инсценировка тех или иных эпизодов по прочитанному, проведение заочной экскурсии по родному городу или по одному из городов страны изучаемого языка, задания на перевоплощение в ...

Раздел: Рефераты по педагогике 
Тип: реферат Просмотров: 25094 Комментариев: 1 Похожие работы 
Оценило: 2 человек Средний балл: 4 Оценка: неизвестно     Скачать

 

Социально-культурная деятельность

Социально-культурная деятельность Киселева Т.Г., Красильников Ю.Д. В учебнике рассматриваются история, теоретические основы, сферы реализации ...  
... сохранение культуры и искусства в Российской Федерации" (2001-2005 гг.), Национальная доктрина образования "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы ...  
... напряженности среди жителей; д)обеспечение социально-культурных связей между поколениями; е) формирование местного патриотизма, любви к родному городу, краю, ж) интеграция в

Раздел: Рефераты по социологии 
Тип: учебное пособие Просмотров: 103435 Комментариев: 0 Похожие работы 
Оценило: 8 человек Средний балл: 4.6 Оценка: 5     Скачать

 

Воспитание социальной активности детей в учреждении дополнительного ...

ОРЕНБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ На правах рукописи ГЕРАСИМОВА Людмила Акремовна ВОСПИТАНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ В ...  
разработано содержание воспитания социальной активности в процессе занятия детей различными видами предметно-практической деятельности (художественно-эстетической, экологической ...  
Изучая опыт воспитания в Центре внешкольной работы города Вязники, мы обнаружили, что военно-патриотическоевоспитание оказывает особенное влияние на формирование социальной ...

Раздел: Рефераты по педагогике 
Тип: дипломная работа Просмотров: 26271 Комментариев: 0 Похожие работы 
Оценило: 1 человек Средний балл: 5 Оценка: неизвестно     Скачать

 

Воспитание как сфера общества

Меньшиков В. М. Воспитание - это сложнейшее социальное пространство, в которое включен невероятно сложным числом отношений каждый человек. И с каждым ...  
В языке одухотворяется весь народ и вся его родина; в нем претворяется творческой силой народного духа в мысль, в картину и звук небо отчизны, ее воздух, ее физические явления, ее ...  
иногда суровой родине, который высказывается так ясно вродной песне, в родных напевах, в устах народных поэтов.

Раздел: психология, педагогика 
Тип: изложение Просмотров: 805 Комментариев: 0 Похожие работы 
Оценило: 0 человек Средний балл: 0 Оценка: неизвестно     Скачать

 

Роль школьного музея в формировании гражданской и патриотической ...

Федеральное государственное образовательное учреждение Высшего профессионального образования "Челябинская государственная академия культуры и ...  
Так, например, Пермский областной краеведческий музей проводит для школьников 1 - 3 классов экскурсии "Птицы нашего края", "Животный мир нашего края" и т. д. Липецкийкраеведческий ...  
Использование краеведческого материала дает музейному работнику и учителю, неистощимый материал для всестороннего развития личности подростка, воспитаниялюбви к родному краю, к ...

Раздел: Рефераты по педагогике 
Тип: дипломная работа Просмотров: 7556 Комментариев: 1 Похожие работы 
Оценило: 2 человек Средний балл: 5 Оценка: неизвестно     Скачать

 

Работа классного руководителя с родителями младших школьников в ...

ВВЕДЕНИЕ Обоснование и актуальность темы: В условиях политической и экономической нестабильности, утраты духовности исключительно важной становится ...  
Содержание выступлений родителей обычно затрагивает вопросы о том, как в семье формируется чувство любви кродным местам, родному краю, к социалистической Родине, чувство ...  
Другие товарищи помогают учителю наладить связь с семьями учащихся, организуют питание детей, налаживают внеклассную и внешкольную работу, следят за выполнением режима жизни в ...

Раздел: Рефераты по педагогике 
Тип: дипломная работа Просмотров: 11328 Комментариев: 0 Похожие работы 
Оценило: 0 человек Средний балл: 0 Оценка: неизвестно     Скачать

 

Экологическое обучение и воспитание в системе школьного ...

С.В. Васильев, В.П. Соломин Российский государственный педагогический университет имени А.И. Герцена Введение Проблема взаимоотношений человека и ...  
Учителя добивались больших успехов в подготовкешкольников к краеведческой работе. 
Учитель массовой школы, не имея достаточнойкраеведческой и общепедагогической подготовки, подчас плохо зная свой край или совершенно не зная его, не владея методикой использования ...

Раздел: психология, педагогика 
Тип: статья Просмотров: 8191 Комментариев: 0 Похожие работы 
Оценило: 1 человек Средний балл: 2 Оценка: неизвестно     Скачать

 

Эколого-эстетическое воспитание школьников

МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РОССИИ ВОСТОЧНО - СИБИРСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВ факультет культурного и природного достояния кафедра ...  
Цель дипломной работы - раскрыть сущность экологическоговоспитания школьников: а) с учетом взаимосвязей экологического и эстетического воспитания; б) на основе рассмотрения ...  
Развивая средствами природы духовным мир школьников, они в то же время закаляют детей физически, формируют их волю и характер, воспитывают коллективизм и патриотизмбудущих ...

Раздел: Рефераты по экологии 
Тип: реферат Просмотров: 4269 Комментариев: 0 Похожие работы 
Оценило: 3 человек Средний балл: 4 Оценка: неизвестно     Скачать

 

Влияние эстетического воспитания на формирование чувств и эмоций ...

Введение "Будущее человечества сидит сейчас за партой, оно еще очень наивно, доверчиво, чистосердечно. Оно целиком в наших взрослых руках.. Какими мы ...  
Правильная организация урока предполагает: четкую постановку цели занятия, пробуждение у школьниковинтереса к теме урока, использование методов, активизирующих логическое и ...  
Кроме урочной и внеурочной работы, направленной на повышение уровня эстетического воспитания младшихшкольников, нами были спланирована и внешкольная деятельность - посещение ...

Раздел: Рефераты по педагогике 
Тип: дипломная работа Просмотров: 7982 Комментариев: 1 Похожие работы 
Оценило: 1 человек Средний балл: 4 Оценка: неизвестно     Скачать

 


 

 

 

 

 

 

Система военно-патриотического воспитания в Российской Федерации. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы»

 

ВОПРОСЫ: 
1. Система патриотического воспитания граждан в Российской Федерации. 
2. Формы и методы работы офицерского состава по патриотическому воспитанию подчиненных.

 

1

 

Система патриотического воспитания призвана способствовать всемерному привлечению граждан к решению общегосударственных задач, развитию у них государственного мышления, умению действовать в соответствии с национальными интересами России. 
Она включает в себя государственные учреждения, общественные организации, нормативно-правовую и духовно-нравственную базу воспитательной, образовательной и массовой просветительной деятельности, а также комплекс мероприятий по формированию патриотических чувств и сознания граждан Российской Федерации (см. схему).

 

 

Функционирование системы патриотического воспитания в России осуществляется на базе государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006 - 2010 годы» (далее - Программа), утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации № 422 от 11.07.2005 года. 
Основной целью Программы является совершенствование системы патриотического воспитания, обеспечивающей развитие России как свободного, демократического государства, формирование у граждан высокого патриотического сознания, верности Отечеству, готовности к выполнению конституционных обязанностей. 
Ее реализация осуществляется по следующим направлениям: 
1. Четкое согласование целенаправленной деятельности государственных органов всех уровней и координация работы общественных, религиозных организаций (объединений), творческих союзов в интересах патриотического воспитания. На федеральном уровне организационное сопровождение Программы осуществляет Российский государственный военный историко-культурный центр (Росвоенцентр) при Правительстве Российской Федерации. Ее головные исполнители -Министерство образования и науки РФ, Министерство культуры и массовых коммуникаций РФ, Министерство обороны РФ. В федеральных органах исполнительной власти созданы советы по патриотическому воспитанию, а в субъектах Российской Федерации региональные межведомственные координационные советы. Рабочими органами указанных советов являются центры патриотического воспитания. На основе Концепции патриотического воспитания граждан РФ (одобрена на заседании Правительства РФ в 2003 г.) и Программы приняты ведомственные и региональные программы патриотического воспитания. В Министерстве обороны РФ ведомственная программа патриотического воспитания на 2006 -2010 годы утверждена приказом министра обороны 2006 года № 28. Решение организационных вопросов по ее реализации возложено на Главное управление воспитательной работы ВС РФ. Так как любая система без профессионально подготовленных и имеющих практический опыт воспитателей ничего не стоит, программа предусматривает подготовку на федеральном и региональном уровнях специалистов в области патриотического воспитания. 
2. Совершенствование нормативно-правовой базы патриотического воспитания. Это направление включает в себя разработку и принятие законодательных актов, определяющих функции и взаимодействие органов государственной власти, местного управления, общественных и религиозных организаций в вопросах патриотического воспитания граждан России. Правовой основой патриотического воспитания на современном этапе являются Конституция РФ; Федеральные законы «Об образовании», «О воинской обязанности и военной службе», «О ветеранах», «О днях воинской славы (победных днях) России»; Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации; «Программа патриотического воспитания граждан Российской Федерации на 2006 -2010 годы» и другие нормативные правовые акты. 
3. Развитие научно-теоретических и методических основ патриотического воспитания. Для реализации этого направления предусматриваются: 
- подготовка методических рекомендаций по проблемам формирования и развития личности патриота России; 
- разработка комплекса учебных и специальных программ и методик в области патриотического воспитания; 
- разработка форм, методов и средств патриотического воспитания различных категорий граждан РФ; 
- изучение и обобщение передового опыта в области патриотического воспитания для его внедрения в практику патриотической работы. 
4. Информационное обеспечение в области патриотического воспитания. Оно предусматривает: расширение военно-патриотической тематики в телерадиовещании и печатных изданиях; противодействие попыткам дискредитации патриотической идеи в средствах массовой информации, в произведениях литературы и искусства; создание условий для более широкого участия СМИ в пропаганде патриотизма; содействие развитию творческого потенциала журналистов, писателей и кинематографистов в области патриотического воспитания. 
5. Использование государственных символов России в патриотическом воспитании. В этих целях предполагается проводить: мероприятия, направленные на разъяснение смысла, содержания, истории возникновения и развития основных символов государства - Герба, флага и гимна; расширение выпуска полиграфической продукции с изображением национальных символов России и обеспечение ей образовательных учреждений, воинских частей, общественных организаций, патриотических клубов и центров; изучение в образовательных учреждениях государственной символики России; а также осуществлять поддержку организаторов всероссийских конкурсов, семинаров, конференций и выставок по вопросам патриотического воспитания граждан с использованием государственных символов России. 
6. Финансово-экономическое обеспечение патриотического воспитания. Общий объем финансирования Программы в 2006 - 2010 годах предусмотрен в сумме 497,8 млн рублей, в том числе 378,05 млн. рублей из средств федерального бюджета и 119, 75 млн рублей из внебюджетных источников. Финансирование мероприятий региональных программ осуществляется за счет средств бюджетов субъектов РФ. На обеспечение ведомственной программы Министерства обороны РФ на пятилетие с учетом внебюджетных средств выделена сумма 50,15 млн. рублей. 
Составной частью патриотического воспитания является военно-патриотическое воспитание, основными задачами которого являются формирование готовности и способности молодежи к военной службе, воспитание верности боевым и героическим традициям Российской армии, сознательного отношения к выполнению конституционного долга по защите Отечества, обеспечению его безопасности и суверенитета. 
Военно-патриотическое воспитание осуществляется совместными усилиями семьи, школы, учебных заведений, трудовых коллективов, творческих союзов, средствами массовой информации, военно-патриотических клубов и, конечно, всего личного состава Вооруженных Сил РФ. В практике работы по военно-патриотическому воспитанию используются различные формы и методы. Наиболее распространенными из них являются: лекции, доклады, беседы, тематические вечера, встречи с ветеранами войн и Вооруженных Сил, проведение в школах уроков мужества, создание музеев и комнат Боевой славы, проведение походов по местам боевых сражений, участие в движении юных следопытов, проведение военно-спортивных и военно-технических игр и др. 
Значительную помощь в воспитании подрастающего поколения, подготовке молодежи к военной службе государственным органам оказывают командиры и личный состав воинских частей, а также военные комиссариаты. Прочно вошло в практику закрепление воинских частей и военно-учебных заведений за общеобразовательными школами, колледжами и трудовыми коллективами для оказания им помощи в организации оборонно-массовой работы и осуществлении военно-патриотического воспитания. 
В этих целях в воинских частях и в военно-учебных заведениях проводятся дни открытых дверей, совместные тематические вечера, военно-спортивные мероприятия. Некоторые военнослужащие ведут занятия в военно-патриотических клубах, школах, оказывают помощь в организации военно-технических кружков и военно-спортивных секций. На базе некоторых воинских частей городские и муниципальные органы образования в летние месяцы организуют пятидневные сборы учащихся 10-х классов для закрепления знаний по основам воинской службы, а также деятельность различных военно-патриотических объединений и клубов. Например, только на территории Ленинградского военного округа работают более 600 военно-патриотических объединений, охватывающих своим влиянием свыше 17000 человек. 
Таким образом, в последние годы в нашей стране восстановлена и существенно обновлена система патриотического воспитания молодежи, которая начинает приносить положительные результаты.

 

2

 

Среди многочисленных задач, решаемых офицерским составом в ходе выполнения служебных обязанностей, одной из важнейших является воспитание подчиненных. В Концепции воспитания военнослужащих, утвержденной приказом министра обороны 2004 г. № 70, подчеркивается, что «воспитание военнослужащих является приоритетным направлением служебной деятельности должностных лиц Вооруженных Сил всех степеней». Это положение, естественно, касается и воспитания у военнослужащих патриотизма, любви к Родине, преданности своему Отечеству, готовности к его защите, вплоть до самопожертвования. 
Следует признать, что в последние годы решать эту задачу стало значительно труднее. Коренные изменения в обществе, приведшие к экономической дезинтеграции, социальной дифференциации и девальвации духовных ценностей, оказали негативное влияние на общественное сознание большинства социальных и возрастных групп населения страны, резко снизили воспитательное воздействие российской культуры, искусства и образования как важнейших факторов формирования патриотизма. Стала все более заметной постепенная утрата нашим обществом традиционно российского патриотического сознания. Патриотизм кое-где стал перерождаться в национализм. В общественном сознании получили широкое распространение равнодушие, эгоизм, индивидуализм, цинизм, неуважительное отношение к государству и социальным институтам. Отмечается падение престижа военной и государственной службы. 
Государственно-патриотическое воспитание в Вооруженных Силах РФ организуется и проводится в рамках единой системы воинского воспитания военнослужащих. Основные направления, формы и методы воспитательной работы офицерского состава закреплены в приказах министра обороны РФ 2004 г. №70, 2005 г. №79, 2006 г. № 28, в инструкциях и методических рекомендациях. 
В войсках накоплен значительный опыт работы по формированию патриотического сознания, воспитанию воина-патриота. Эта деятельность осуществляется на занятиях по общественно-государственной подготовке, в процессе информирования личного состава, при проведении культурно-досуговых мероприятий, а также в ходе повседневных занятий войск. 
Важное воспитательное значение имеет также личная примерность командиров и начальников в выполнении воинского долга. Выдающийся военный педагог генерал М.И. Драгомиров неоднократно подчеркивал: «Работают у того офицера, кто и сам работает! и идут на смерть у того, кто сам от нее не сторонится». 
Опыт показывает, что деятельность по патриотическому воспитанию военнослужащих проводится по ряду направлений с использованием различных форм и методов работы. Среди них можно назвать следующие: 
1. Использование воспитательного потенциала отечественной военной истории. На эту особенность обратил внимание еще в XIX веке видный военный деятель и историк Н.Н. Сухотин. Он писал: «Знание своей Родины, знание прошлого ее, знание прошлого военного и боевого своей армии есть... основа для образования народного мировоззрения, такого склада понятий и взглядов, которые сознательно и инстинктивно всегда укажут или подскажут верные и правильные пути в разных случаях деятельности, - основа для развития и укрепления прирожденного чувства любви к Родине -основа для воспитания в каждом из нас веры в силы своего народа, своей армии». 
И с этим положением нельзя не согласиться, так как правдивое и яркое воспроизведение страниц героического прошлого, демонстрация примеров беззаветного служения Отечеству, следования традициям народа и армии, основанных, как правило, на борьбе за независимость, способствуют укреплению духовных сил воинов, воспитанию у них чувства патриотизма, веры в свои силы, преданности Родине, готовности проявить мужество и героизм, до конца выполнить свой воинский долг. 
Для распространения военно-исторических знаний среди военнослужащих используются все формы информационно-воспитательной работы, особенно занятия по общественно-государственной подготовке. Ее учебные планы предусматривают темы, позволяющие сержантам и солдатам достаточно широко ознакомиться с военно-историческими событиями нашего Отечества, глубоко и основательно изучить боевые традиции Российских Вооруженных Сил. На занятиях перед воинами раскрываются боевые действия легендарных защитников земли Русской, их подвиги. Яркие примеры героизма не могут не запасть в души солдат, осесть в памяти и не вызывать желания совершать мужественные поступки. Изучение истории Отечества было и остается важнейшим направлением патриотического воспитания. 
2. Во многих воинских частях и подразделениях стало доброй традицией торжественно отмечать Дни воинской славы России. Это дни славных побед, сыгравших решающую роль в истории России, в которых российские войска, проявив доблесть, снискали себе почет и уважение современников и благодатную память потомков. Накануне и в эти знаменательные дни в частях и подразделениях организуются военно-исторические конференции, беседы, конкурсы, викторины, просмотры кинофильмов по военно-патриотической тематике, встречи с участниками войн и военных конфликтов и т. д. 
3. Немало интересного и поучительного в плане патриотического воспитания проводится в прославленных соединениях и частях, имеющих почетные наименования, награжденных орденами и другими знаками воинской доблести. Так, например, только в Ленинградском военном округе дислоцировано 17 гвардейских соединений и частей, 26 частей носят почетные наименования, 38 -награждены орденами. В списках подразделений округа есть навечно зачисленные Герои Советского Союза и Герои России. Высокое чувство гордости за принадлежность к такой части всегда было и остается источником формирования патриотического сознания у воинов. 
В этих частях патриотическому воспитанию, как правило, помогают музей, комнаты Боевой славы, встречи с ветеранами части, наглядная агитация и другие формы. Воспитание личного состава на боевых традициях, примерах мужества и героизма воинов - мощное и действенное средство. 
4. Важным направлением патриотического воспитания воинов является разъяснение смысла и содержания национально-государственной символики Российской Федерации - герба, флага и гимна, а также государственных праздников. В этих целях организуются экскурсии в исторические музеи, проводятся тематические вечера, беседы, конкурсы, викторины, кинолектории и т.п. Хорошо организованные и четко проведенные мероприятия вызывают у воинов светлые патриотические чувства, способствуют приливу творческих сил, зовут к новым свершениям. 
5. Существенное влияние на формирование патриотического сознания у личного состава оказывают воинские ритуалы и церемонии. Принятие военной присяги, вручение знамен и штандартов, торжественное чествование героев и лиц, награжденных правительственными наградами, вручение воинам оружия и боевой техники в торжественной обстановке - все это надолго запомнится каждому воину и вызывает гордость за воинскую часть, Российские Вооруженные Силы. 
6. Немалую роль в патриотическом воспитании оказывает четкое и постоянное взаимодействие воинских частей с государственными и местными органами власти, общественными организациями и военно-патриотическими объединениями. Ежегодно значительная часть военнослужащих в ряде военных округов принимает участие в поисковой работе в рамках Всероссийской Вахты памяти, помогает местным органам в проведении мероприятий, посвященных Дням воинской славы, Дня призывника и т.д. 
Следует подчеркнуть, что значительную помощь офицерскому составу в организации и проведении патриотического воспитания оказывают Дома офицеров, офицерские и солдатские клубы, а также газеты и журналы Министерства обороны как центральные, так и окружные. В них всегда можно найти профессионально подготовленные методические разработки по темам общественно-государственной подготовки, содержательные статьи и интересные факты по военно-патриотической тематике.

 

Методические рекомендации 
1. Во вступительном слове следует подчеркнуть, что патриотическое воспитание военнослужащих является важнейшей составной частью всей воспитательной работы с личным составом, роль и значение которой в условиях коренных преобразований в обществе существенно возрастает. 
2. При изучении первого вопроса необходимо раскрыть систему патриотического воспитания, обратив при этом особое внимание на военно-патриотическое воспитание, а также рассмотреть основные положения государственной программы патриотического воспитания граждан РФ на 2006 -2010 годы. 
3. Входе рассмотрения второго вопроса целесообразно раскрыть основные направления, формы и методы работы офицерского состава по патриотическому воспитанию воинов, а также проанализировать состояние этой работы в части. 
4. В заключение необходимо сделать краткие выводы, ответить на вопросы слушателей, дать рекомендации по изучению литературы.

 

Рекомендуемая литература: 
1. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006 - 2010 годы».- М.: Росвоенцентр, 2005. 
2. Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации // Красная звезда. - 2003. - 5 июля. 
3. Концепция воспитания военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации // Приказ министра обороны РФ 2004 г. № 70. 
4. Приказ министра обороны РФ 2006 года № 28 «Об утверждении ведомственной программы Министерства обороны РФ по реализации государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006 - 2010 годы». 
5. Приказ министра обороны РФ 2005 года № 79 «О совершенствовании воспитательной работы в Вооруженных Силах Российской Федерации». 
6. Патриотизм народов России: традиции и современность. Материалы межрегиональной научно-практической конференции. - М.: Триада-фарм, 2003.


 

 

 

ВОЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ: СУЩНОСТЬ, СОДЕРЖАНИЕ, СИСТЕМА

Высокий патриотизм считается важнейшим источником стойкости морального духа. Патриотизм - это одно из наиболее глубоких чувств, закрепленных веками и тысячелетиями обособленных отечеств. Это определение указывает на историческое развитие социального содержания патриотизма, опровергает идеалистическое объяснение его сущности как расового или биологического явления. 
 
Вместе с тем объективно обусловлена необходимость новых подходов к военно-патриотическому воспитанию, учитывая ситуацию, возросшие интересы и запросы россиян, а также обстановку на международной арене, особенности нынешних взаимоотношений между государствами. 
 
Глубокое понимание, необходимости укрепления обороноспособности страны, правильная оценка социальной значимости этого - важнейшее качество человека. 
 
Если подходить к выяснению сущности военно-патриотического воспитания функционально, то оно, являясь составной частью идейно-воспитательной работы, представляет собой систематическую, целенаправленную деятельность по формированию у россиян высокого оборонного сознания, идейно-политических, морально-психологических и нравственных качеств, необходимых для вооруженной защиты Отечества. Одновременно это процесс овладения военно-техническими знаниями, физического совершенствования личности.  
 
Опираясь на приведенное выше определение сущности военно-патриотического воспитания, следует отметить, что оно имеет свои более или менее очерченные границы, качественную определенность. Это позволяет выделить его специфические черты, цели, задачи, направления и средства. 
 
Военно-патриотическое воспитание по своей направленности относительно общества выполняет свою главную социальную функцию - функцию активного, целенаправленного воздействия человеческого фактора на укрепление обороноспособности страны. По отношению к индивиду, классу или социальной группе исследуемая воспитательная система выполняет роль планомерного влияния на формирование гармонически развитой личности и, главным образом, ее оборонного сознания, чувства исторической ответственности за судьбы Родины, постоянной готовности к ее вооруженной защите. 
 
С социологической точки зрения, как видно, можно говорить о собственно воспитательных функциях рассматриваемой системы. К ним следует отнести, во-первых, функцию военно-политической ориентации и формирования оборонного сознания, в процессе осуществления которой у подрастающего поколения формируются чувства патриотизма, политической бдительности, глубокое понимание каждым человеком своей социальной роли в укреплении обороноспособности страны и Вооруженных Сил, осознание этой роли как гражданского и воинского долга. Во-вторых, это функция формирования готовности трудящихся, особенно молодежи, к ратному труду защиты своего Отечества, глубокого осознания возрастания социальной значимости воинской службы, любви к Вооруженным Силам, профессии офицера, привитие морально-психологического иммунитета к трудностям, устойчивости поведения личности в экстремальных условиях воинской деятельности.

В-третьих, следует отметить коммуникативную функцию, заключающуюся в обеспечении преемственности социального опыта старшего поколения в сфере вооруженной защиты Отечества. И, наконец, в-четвертых, функция формирования нравственных качеств, необходимых для защиты Родины, посредством чего создаются героико-нравственные духовные идеалы. 
 
Думается, что все вышеназванные функции отражают основные составные компоненты процесса воспитания (политическое, трудовое, нравственное), их преломление в такой важнейшей области человеческой деятельности, как вооруженная защита Отечества. Безусловно, все функции диалектически взаимосвязаны между собой, взаимопроникают и дополняют друг друга. В то же время каждая из них имеет и свою качественную определенность. 
 
Названные функции обусловливают и основные направления военно-патриотического воспитания. К ним можно отнести: широкую пропаганду необходимости защиты Отечества, политики Российского государства, направленной на обеспечение высокой обороноспособности страны, разоблачение агрессивных замыслов наиболее реакционных кругов; формирование у юношества любви к Вооруженным Силам и воинской службе, информирование широких слоев населения о новых качественных изменениях, происходящих в военном деле, российской военной доктрине, профессии офицера и так далее; воспитание молодого поколения страны на боевых традициях русского народа, армии и флота; формирование у всех; людей высоких морально-психологических и нравственных качеств, необходимых для вооруженной защиты Отечества; овладение военными знаниями, умениями и навыками; физическое совершенствование личности, подготовка ее к перенесению возросших трудностей воинской службы. 
 
Таким образом, система военно-патриотического воспитания отличается сложными, организационными связями, которые находятся в тесном

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Методика патриотического воспитания в начальной школе