Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июля 2013 в 15:27, реферат
Цель исследования: разработать теоретически обоснованную и экспериментально проверенную методику формирования интереса у младших школьников на уроках литературного чтения.
Задачи:
1. Изучить литературу по теме исследования.
2. Подобрать диагностические методики по выявлению уровня сформированности познавательного интереса.
3. Подобрать и апробировать методические приемы, направленные на формирование познавательного интереса младших школьников к чтению
4. Разработать методические рекомендации для учителя по формированию познавательного интереса к чтению у младших школьников.
ВВЕДЕНИЕ…………...…………………………………………………3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ…………...……………………………..6
1.1. Познавательный интерес….……………………………………6
1.2. Формирование личности ученика в процессе обучения…………..………………………………………..……….11
1.3. Познавательный интерес как фактор учебного процесса…..14
1.4. Педагогические условия формирования познавательного интереса……………………………………………………………..17
1.5. Значение литературы в развитии личности младшего школьника…………………………………………………………..25
2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ……………………….…………………28
2.1.Формирующий эксперимент…………………………………..28
2.1.1.Выявление уровня сформированности познавательного интереса…………………………………..28
2.1.2.Экспериментальная методика по формированию у учащихся интереса к чтению………….................................30
2.1.3. Результаты исследования…………………………….33
2.2. Рекомендации учителю по формированию познавательного
интереса учащихся к чтению……………………………………...35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………...…...…………………….……………………42
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ……………………...…………………...…46
Г.И. Щукина, Л.И. Божович, Н.Г. Морозова [5, 6, 16, 28] считают, что познавательный интерес имеет «поисковый» характер. Инициатива поиска и самостоятельность в добывании знаний, выдвижение и постановка познавательных задач являются самыми характерными проявлениями познавательного интереса.
Познавательный интерес
Определение понятия «интерес» впервые попытался дать И. Кант [31]. По его мнению, интерес – это то, что делает «разум практическим, причиной, определяющей волю». Кант в основу определения интереса кладет чистый разум, но считает интерес постоянным фактором. Кант не дал определения познавательного интереса, но был близок к этому, т.к. среди видов деятельности выделил познавательную деятельность.
В настоящее время наиболее общепризнанной
является трактовка познавательного
интереса Г.И. Щукиной. По ее мнению, это
«...избирательная
Таким образом, познавательный интерес – это глубокая направленность личности и устойчивый мотив учения. Он создает наиболее благоприятные условия для формирования и развития нового стиля умственной работы, проявления творческой индивидуальности, способностей, дарований.
Возникновение интереса могут вызывать различные мотивы:
- положительное эмоциональное отношение к объекту своей деятельности;
- личный пример учителя, его
высокая научно-теоретическая
- осознание личной значимости приобретенных знаний;
- осознание общественной
- стремление познать
Считается, что в младшем школьном возрасте интерес вряд ли разовьется до потребности. Но установлено, что уже в этом возрасте формируется интерес к учебным предметам, выявляются наклонности к различным областям знаний, к видам практической деятельности, развиваются нравственные и познавательные стремления. Кроме того, интересы младших школьников характеризуются сильно выраженным эмоциональным отношением к знаниям, деятельности. Выше сказанное позволяет говорить о достаточной многосторонности интересов детей 7-10 лет.
Обучение в школе – необходимый этап подготовки человека к жизни, к полезной деятельности в обществе. Это сложный процесс формирования личности, обеспечивающий ее образование, развитие, воспитание.
Развитие человека – это процесс прогрессивных последовательных изменений, которые характеризуются переходом от низших форм к высшим формам и уровням всей жизнедеятельности человека.
Процесс развития ребенка многозначен, динамичен. В этом процессе значительна роль воспитания и обучения, как организованных процессов, реализующих цели, поставленные перед ними обществом. В специально организованных, целенаправленных процессах воспитания и обучения происходит образование молодого поколения, вооружение его знаниями, умениями, навыками, воспитание мировоззрения, убеждений, многообразных отношений к обществу, труду, людям, науке, искусству.
В педагогической трактовке термин «формирование» углубляет феномен развитие, которое, как известно, детерминировано обстоятельствами жизни человека, его деятельностью, целенаправленными процессами воспитания и обучения. В отличие от целенаправленного, организованного процесса воспитания формирование включает в себя еще и множество внешних, объективных и внутренних, субъективных факторов, стихийно влияющих на личность. Формирование – это не только результат развития личности, но и процесс ее становления.
Важнейшая основа развития человека, становления его как личности – деятельность.
Условиями благоприятного протекания деятельности и положительного ее влияния на личность ребенка являются:
1. Максимальное использование не только объективных возможностей деятельности, но и всестороннее обеспечение в ней субъективных начал. Особо значимыми в них являются: обеспеченность мотивации, как всей деятельности, так и отдельных предметных действий школьника; взаимосвязь мотивов и способов деятельности; закрепление успехов в совершаемых действиях и в результатах деятельности в целом.
2. Постепенное усложнение
3. Всемерное развитие в
Различные виды деятельности, в которые включается школьник и где происходит процесс его развития – это единый комплекс необходимых социальных основ, в котором формируется активная личность.
В школьном возрасте ведущей деятельностью является учение. Его главная функция – систематическое овладение знаниями, умениями и навыками.
Формирование личности в учебном процессе сопряжено c развитием всех познавательных процессов школьника, в первую очередь его мышления, что достигается подведением учащихся к более сложным уровням обобщения, к овладению их многообразными логическими операциями, к переводу их c формальнологических форм мышления к мышлению диалектическому. Речевое развитие школьника в учебном процессе также совершается под целенаправленным влиянием развивающей функции. Обогащение словарного запаса, терминологического научного состава, структуры речевых форм, усложнение семантических и коммуникативнык функций речи, ее экспрессивности происходит неуклонно и непрерывно благодаря движению познания в различных областях научных знаний, благодаря специальным упражнениям и творческим задачам, которые встают на пути учения.
B учебном процессе
происходит развитие сенсорной
и двигатeльной сферы
Интеллектуальное, волевое, эмоциональное развитие учащихся в учебном процессе в прямом смысле находится в зависимости от характера той деятельности, которая организуется в познавательных целях. B сложнoй деятельности, требующей поиска различных пyтей решения, выхода из необычной, сложной ситуации, требующей игры воображения, активного использования прежнeго опыта в целях создания нoвых решений, в деятельности, завершающейся успехом, развитие происходит интенсивней, радостней для самого ученика.
В учебном процессе реализуется единство всех компонентов учебного процесса: целей, содержания, методов и организации обучения, и единство социального, психологического и педагогического, и единство функций обучения – от этого зависит практическое применение комплексного подхода к обучению.
1.3 Познавательный интерес как фактор учебного процесса
Познавательный интерес нужно признать одним из самых значимых факторов учебного процесса, влияние которого неоспоримо, как на создание светлой и радостной атмосферы обучения, так и на интенсивность протекания познавательной деятельности учащихся. Попытаемся разобраться в этом.
В познавательном интересе, как в своеобразной клетке развития, находит свое выражение ряд значительных для обучения и развития моментов.
1. B познавательном интересе выражено единство объективной и субъективной сторон познавательной деятельности.
Любой учебный предмет и даже познавательная задача имеют объективные интересные свойства, заключенные в новых фактах, неизвестных явлениях, в связях и закономерностях, заставляющих по-иному рассматривать мир. При этом, поскольку каждый предмет имеет своеобразие, все содержание обучения выступает перед учащимися очень разносторонне, разнообразно и привлекательно.
В математике они видят логическую стройность, системность, упорядоченность связей и процессов, в зоологии – многообразие животного мира, история раскрывает перед ними сложные проблемы человечества, его истоки и этапы развития, литература обнажает глубокие отношения людей, заставляет размышлять над миропониманием, вопросами самопознания и т. д.
Однако все объективно интересные явления окружающего мира, заключенные и обобщенные в знаниях, находят своё выражение в познавательном интересе только тогда, когда приобретут для ученика субъективную значимость. Так как в сознании школьника мир отражается не фотографически, его отражение в одно и то же время несет и функцию отношения, поскольку происходит оно на основе имеющихся знаний, накопленного познавательного социального, нравственного и индивидуального опыта. Накопленный индивидуальный опыт, уровень знaний, умений, которыми располагает школьник, широкая сфера общения c предметами и явлениями окружающего мира посредством впечатлений и средств массовых коммуникаций, а главное, общение с людьми, которые активно влияют на его стремления и интересы, позволяют из ряда объективно интересных учебных предметов в школе выделить те, что представляют именно для него oсобую ценность, «личностную значимость» [13]. Этот процесс превращения объективно интересного в личностно значимое и составляет главное в становлении интереса школьника к учению.
2. Другой важной стороной
ценности познавательного интер
K сожалению, еще и сейчас
Именно познавательный интерес является своеобразной лакмусовой бумагой, на которой можно проверить и ощутить влияние всех затраченных в учебном пpоцессе средств. По тому, что взволновало учащихся, а что оставило их равнодушными, по тому, как выполнялось задание, c каким приложением личных сил и индивидуального рвения проделана предложенная рабoта, по эмоциональному и интеллектуальному настрою деятельности ученика можно судить о возможностях положительного воздействия на них учебного процесса.
3. Еще одна сторона
ценности познавательного
Анализ психологической
Познание невозможно без активной мысли, поэтому наиболее значительными для интереса к познанию являются процессы мышления, но такие, которые как бы вбирают в себя эмоциональные процессы, переживания, не оставляют места холодной рассудочности. Вместе с тем в познавательном интересе мысль ищет выхода из затруднения, она не имеет созерцательного характера, она активна, она устремлена на решение познавательных задач, она слита с волевыми процессами. B познавательном интересе находит свое выражение «мысль-воля, мысль-участие, мысль-переживание» [21], и это представляет для учебного процесса большую ценность.
Рассматривая весь учебный процесс как единство внешнего внyтреннего, учитель должен быть озабочен тем, чтобы возбуждать у учащихся столь значительные для познания процессы, как мысли–эмоции–волю, и все они в оргаагическом сцеплении и составляют основу познавательного интереса.
4. Утверждая ценность познавательного интереса как фактора процесса обучения, следует обратить внимание и на то, что под его влиянием активизируются не только указанные процессы, он активизирует всю познавателвную деятельность, в цeлом психические процессы, лежащие в основе творческой, поисковой, исследовательской деятельности.
Под его влиянием активней протекает восприятие, острее становится наблюдение, активизируется эмоциональная и логическая память, интенсивней работает воображеине. Именно интерес движет поиском, догадкой.
Под влиянием познавательного интереса деятельность учащихся становится продуктивней. Ее энергетические ресурсы, питаемые познавательным интересом, содействуют более длительномy и интенсивному протеканию, а успешная познавательная деятельность в свою очередь укрепляет познавательный интерес.
Таким образом, внутренняя сторона учебного процесса, представленная познавательным интересом, становится неиссякаемым источником, который способствует и более благоприятному, и более длительному, и более продуктивному протеканию познавательной деятельности школьника.
Если говорить об общих требованиях развивающего обучения, на протекание которого предельно ясно реагирует познавательный интерес, то, опираясь на многовековой опыт прошлого, на специальные исследования и практику современного опыта, можно говорить о тех главных условиях, соблюдение которых способствует и укреплению познавательного интереса: