Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Августа 2013 в 17:46, курсовая работа
Вопросы активизации учения школьников относятся к числу наиболее актуальных проблем современной педагогической науки и практики. Реализация принципа активности в обучении имеет определенное значение, т.к. обучение и развитие носят деятельностный характер и от качества учения как деятельности зависит результат обучения, развития и воспитания школьников.
Ключевой проблемой в решении задачи повышения эффективности и качества учебного процесса является активизация учения школьников. Ее особая значимость состоит в том, что учение, являясь отражательно-преобразующей деятельностью, направлено не только на восприятие учебного материала, но и на формирование отношения ученика к самой познавательной деятельности.
Проектная часть.
1. В следующем межатестационном
периоде планирую продолжить
разработку методической темы
«Активизация познавательной
Цель организовать работу так, чтобы
она активизировала каждого отдельного
учащегося.
Принцип индивидуального подхода предполагает
учет таких особенностей учащихся, которые
влияют на его учебную деятельность и
от которых зависят результаты учения.
Это могут быть различные физические и
психические качества и состояния личности,
особенности всех познавательных процессов
и памяти, свойства нервной системы, черты
характера и воли, мотивация, способности,
одаренность, постоянные или временные
дефекты органов чувств и всего организма.
Кроме того на учебную деятельность ученика
оказывают влияние различные социальные
факторы (статус ученика в классном коллективе,
домашние и различные другие влияния).
В книге «Индивидуализация и дифференциация
обучения» Инге Унт рекомендует учитывать
такие особенности:
1) от которых больше всего зависит качество
процесса учения (например, способности);
2) вариабельность которых в отношении
средних показателей учащихся одного
возраста особенно велика, при незначительной
вариабельности для всех учащихся подходит
и одинаковая работа; 3) в отношении которых
целью воспитания является формирование
различий между учащимися и которые станут
основой для формирования индивидуальности
учащегося (например, интересы).
Особенности, которые нужно учитывать:
Уровень умственного развития учащегося.
Скорость усвоения (количество заданий,
необходимых для возникновения обобщения,
экономность мышления).
Метод диагностики:
Обучающий эксперимент.
Метод тестирования.
Наблюдение, беседа, сочинения, анкеты
(для изучения познавательных интересов).
За следующий межаттестационный период
я планирую:
1) Изучить методы диагностики индивидуальных
особенностей учащихся.
2) Провести диагностику среди учащихся.
3) В связи с индивидуальными особенностями
разработать индивидуальные задания и
распечатать их.
4) Продолжить работу с тетрадями на печатной
основе.
2. Второе направление моей
Этот курс охватывает школьников с первого
класса и до старших классов. Он рассчитан
на 30 учебных часов в год.
Главная особенность предлагаемого курса
– осознанное понимание любого явления
путем эксперимента.
Примерно 60% учебного времени рекомендуется
отводить на практические занятия.
Основная задача курса – развитие познавательных
способностей ребенка, понимания и осознанного
отношения к окружающей среде, умения
оценить свой маленький, но реальный вклад
в ее сохранение, осмыслить взаимную зависимость
людей и окружающей среды, определяющую
качество жизни.
Все это важно и необходимо для формирования
фундамента экологической этики любого
человека.
По данному курсу с 1 по 6 класс имеются
методические пособия, программы и тетради
с печатной основой для учеников.
Для 7 класса пока имеется только программа.
На последующие пять лет я планирую:
Составить тематическое и поурочное
планирование.
Собрать материал для проведения практической
части.
Подобрать дидактический материал.
Заключение.
План внедрения на 2000-2002 г.
Первое направление:
1)Изучить методическую литературу по
теме «индивидуализация учебной деятельности».
2)Изучить методику проведения диагностики
индивидуальных особенностей личности.
3)Составить индивидуальные задания для
7-х классов.
Второе направление.
1) Продолжить работу по освоению курса
«Наша окружающая среда».
2) Разработать поурочное планирование
для 6-х классов.
3) Начать работу над созданием материальной
базы курса.
Разработать экскурсии для курса 6-го
класса.
Подобрать дидактический материал.
Продолжить работу: 1) с учащимися по защите
рефератов.
2) составление приложений к экзаменационным
билетам по биологии для 9-х классов.
3) разработать внеклассные мероприятия
с экологическим направлением.
4) готовить учащихся к участию в олимпиадах
и слетах.
5) активно участвовать вместе с учащимися
в неделе биологии.
Цель моей работы на ближайшие пять лет:
разнообразить и индивидуализировать
методы и приемы активизации познавательной
деятельности;
повысить успеваемость, биологическую
и экологическую грамотность;
формировать ответственное отношение
к природе.
Список литературы.
Анастасова Л.Н. Самостоятельные
работы учащихся по общей биологии.
–М.: 1989.
Дмитров Г.Н. Познавательные задачи по
ботанике и их решения. –Арктоус, 1996.
Леонтьева О.М. Биология. 6 класс. Пособие
для учителя. –М.: 1998.
Муртазин Г.М. Активные формы и методы
обучения биологии. –М.: Просвещение, 1989.
Муртазин Г.М. Задачи и упражнения по
общей биологии. –М.: Просвещение, 1981.
Константинов В.М., Михеев А.В. Позвоночные
животные и наблюдения за ними в природе.
–М.: Академия, 1999.
Скаткин М.Н. Проблемы современной дидактики.
–М.: Педагогика, 1980.
Унт И.Э. Индивидуализация и дифференциация
обучения. –М.: Педагогика, 1990.
Шамова Т.И. Активизация учения школьников.
–М.: Педагогика, 1982.
Информация о работе Методы активизации творческой деятельности