Методы активизации творческой деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Августа 2013 в 17:46, курсовая работа

Краткое описание

Вопросы активизации учения школьников относятся к числу наиболее актуальных проблем современной педагогической науки и практики. Реализация принципа активности в обучении имеет определенное значение, т.к. обучение и развитие носят деятельностный характер и от качества учения как деятельности зависит результат обучения, развития и воспитания школьников.
Ключевой проблемой в решении задачи повышения эффективности и качества учебного процесса является активизация учения школьников. Ее особая значимость состоит в том, что учение, являясь отражательно-преобразующей деятельностью, направлено не только на восприятие учебного материала, но и на формирование отношения ученика к самой познавательной деятельности.

Вложенные файлы: 1 файл

Методы актизации творческой деятельности.docx

— 35.84 Кб (Скачать файл)

Проектная часть.

 

 
1. В следующем межатестационном  периоде планирую продолжить  разработку методической темы  «Активизация познавательной деятельности  учащихся на уроках биологии».  Одним из направлений будет:  индивидуализация учебной работы.  
Цель организовать работу так, чтобы она активизировала каждого отдельного учащегося.  
Принцип индивидуального подхода предполагает учет таких особенностей учащихся, которые влияют на его учебную деятельность и от которых зависят результаты учения. Это могут быть различные физические и психические качества и состояния личности, особенности всех познавательных процессов и памяти, свойства нервной системы, черты характера и воли, мотивация, способности, одаренность, постоянные или временные дефекты органов чувств и всего организма. Кроме того на учебную деятельность ученика оказывают влияние различные социальные факторы (статус ученика в классном коллективе, домашние и различные другие влияния).  
В книге «Индивидуализация и дифференциация обучения» Инге Унт рекомендует учитывать такие особенности:  
1) от которых больше всего зависит качество процесса учения (например, способности); 2) вариабельность которых в отношении средних показателей учащихся одного возраста особенно велика, при незначительной вариабельности для всех учащихся подходит и одинаковая работа; 3) в отношении которых целью воспитания является формирование различий между учащимися и которые станут основой для формирования индивидуальности учащегося (например, интересы).

 

Особенности, которые нужно учитывать:

 
Уровень умственного развития учащегося.  
Скорость усвоения (количество заданий, необходимых для возникновения обобщения, экономность мышления).

 

Метод диагностики:

 
Обучающий эксперимент.  
Метод тестирования.  
Наблюдение, беседа, сочинения, анкеты (для изучения познавательных интересов).  
 
За следующий межаттестационный период я планирую:  
1) Изучить методы диагностики индивидуальных особенностей учащихся.  
2) Провести диагностику среди учащихся.  
3) В связи с индивидуальными особенностями разработать индивидуальные задания и распечатать их.  
4) Продолжить работу с тетрадями на печатной основе.

 
 
2. Второе направление моей работы  – это разработка регионального  курса «Наша окружающая среда».  
Этот курс охватывает школьников с первого класса и до старших классов. Он рассчитан на 30 учебных часов в год.  
Главная особенность предлагаемого курса – осознанное понимание любого явления путем эксперимента.  
Примерно 60% учебного времени рекомендуется отводить на практические занятия.  
 
Основная задача курса – развитие познавательных способностей ребенка, понимания и осознанного отношения к окружающей среде, умения оценить свой маленький, но реальный вклад в ее сохранение, осмыслить взаимную зависимость людей и окружающей среды, определяющую качество жизни.  
Все это важно и необходимо для формирования фундамента экологической этики любого человека.  
По данному курсу с 1 по 6 класс имеются методические пособия, программы и тетради с печатной основой для учеников.  
Для 7 класса пока имеется только программа.  
 
На последующие пять лет я планирую:  
Составить тематическое и поурочное планирование.  
Собрать материал для проведения практической части.  
Подобрать дидактический материал.

Заключение.

 

План внедрения на 2000-2002 г.

 
 
Первое направление:  
 
1)Изучить методическую литературу по теме «индивидуализация учебной деятельности».  
2)Изучить методику проведения диагностики индивидуальных особенностей личности.  
3)Составить индивидуальные задания для 7-х классов.  
 
Второе направление.  
 
1) Продолжить работу по освоению курса «Наша окружающая среда».  
2) Разработать поурочное планирование для 6-х классов.  
3) Начать работу над созданием материальной базы курса.  
Разработать экскурсии для курса 6-го класса.  
Подобрать дидактический материал.  
Продолжить работу: 1) с учащимися по защите рефератов.  
2) составление приложений к экзаменационным билетам по биологии для 9-х классов.  
3) разработать внеклассные мероприятия с экологическим направлением.  
4) готовить учащихся к участию в олимпиадах и слетах.  
5) активно участвовать вместе с учащимися в неделе биологии.  
 
Цель моей работы на ближайшие пять лет:  
 
разнообразить и индивидуализировать методы и приемы активизации познавательной деятельности;  
повысить успеваемость, биологическую и экологическую грамотность;  
формировать ответственное отношение к природе.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список литературы.

 

 
Анастасова Л.Н. Самостоятельные  работы учащихся по общей биологии. –М.: 1989.  
Дмитров Г.Н. Познавательные задачи по ботанике и их решения. –Арктоус, 1996.  
Леонтьева О.М. Биология. 6 класс. Пособие для учителя. –М.: 1998.  
Муртазин Г.М. Активные формы и методы обучения биологии. –М.: Просвещение, 1989.  
Муртазин Г.М. Задачи и упражнения по общей биологии. –М.: Просвещение, 1981.  
Константинов В.М., Михеев А.В. Позвоночные животные и наблюдения за ними в природе. –М.: Академия, 1999.  
Скаткин М.Н. Проблемы современной дидактики. –М.: Педагогика, 1980.  
Унт И.Э. Индивидуализация и дифференциация обучения. –М.: Педагогика, 1990.  
Шамова Т.И. Активизация учения школьников. –М.: Педагогика, 1982.  

 

 

 

  

 

 

 

 

 


Информация о работе Методы активизации творческой деятельности