Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2012 в 00:45, реферат
Дыхание - основа жизни. Правильное дыхание - основа здоровья и долголетия.
Представления о механизме дыхания и о правильном дыхании, в частности, накапливаются человечеством с древнейших времен. Ряд учений, систем, методик в этой области имеют в своей основе только эмпирические наблюдения. Однако многие из этих наблюдений современная наука смогла подтвердить, либо переосмыслить и представить в виде дыхательных упражнений.
Введение………………………………………………………………………………………...3
1. Речевое дыхание. Онтогенез речевого дыхания……………………………………….5
2. Диагностика речевого дыхания…………………………………………………………8
3. Методическое обоснование и рекомендации по организации работы по формированию речевого дыхания……………………………………………………...9
1. Несовершенства речевого дыхания у дошкольников с ЗПР…………………...9
2. Методическое обоснование коррекционной работы по развитию речевого дыхания у детей с ЗПР……………………………………………………………9
3. Виды коррекционно-логопедической работы по формированию речевого дыхания…………………………………………………………………..………10
4. Задачи коррекционной работы………………………………………………….11
5. Этапы коррекционной работы по развитию речевого дыхания……………...12
Заключение…………………………………………………………………………………….15
Список литературы……………………………………………………………………………16
Цель: учить продолжительному и целенаправленному выдоху (не надувая при этом щеки).
Для проведения игры необходимо несколько маленьких пузырьков с маленьким горлышком из-под лекарств или духов. Взрослый подносит пузырек к губам и дует в него, чтобы послышался свист, затем предлагает сделать тоже самое ребенку – подуть в каждый пузырек по очереди (не надувая при этом щеки).
Цель: формировать целенаправленную теплую струю выдыхаемого воздуха.
Взрослый предлагает ребенку погреть свои, мамины ручки. Необходимо обращать внимание на положение губ (рот широко открыт).
Усложнение: “греем ручки” с одновременным длительным произнесением гласных звуков “ А, У, О ”.
Цель: формировать носовой вдох.
Для проведения игры необходимо подготовить два одинаковых набора коробочек с различными наполнителями (еловые или сосновые иголочки, специи, апельсиновые корочки …).
Взрослый предлагает понюхать каждую коробочку из первого набора и рассмотреть её содержимое, затем закрывает коробочки легкой тканью или марлей.
Цель: формировать носовой вдох.
Оборудование: шесть коробочек
от киндер-сюрпризов с
А. “Парные коробочки”: ребенок последовательно нюхает каждую коробочку из своего набора и подбирает с аналогичным запахом из набора взрослого.
Б. “Поставь по порядку”: коробочки взрослого выставлены в определенном порядке, малыш нюхает их и пытается поставить свой набор в той же последовательности. Предлагаемая инструкция: “Поставь сначала мятную коробочку, потом апельсиновую, потом ванильную”.
29. Игра «Покачай игрушку»
Цель: формировать диафрагмальное дыхание.
Положить ребенка на спину, поставить ему на живот легкую мягкую игрушку. Делая вдох носом живот выпячивается, а значит игрушка стоящая на нем поднимается. При выдохе через рот живот втягивается, и игрушка опускается.
Затем отрабатываются варианты сидя, потом стоя.
Цель: формирование плавной слитной речи.
Ребенок рассказывает любое стихотворение или рассказ и в конце каждой фразы ударяет мячом о пол.
Цель: формирование длительного направленного ротового выдоха.
На макет реки укладываются «льдинки» (кусочки пенопласта). Детям показывается кораблик. Объясняется, что кораблик не может проплыть по реке из-за льдинок. Нужно подуть, чтобы разогнать льдинки.
Дует ветер по реке,
Льдинки разгоняет.
Мчит кораблик налегке
Трудностей не знает.
Цель: формирование направленного ротового выдоха, закрепление последовательности числового ряда, цифр в пределах 10, основных цветов, букв в зависимости от варианта задания.
На столе расставлены флажки (разных цветов, с цифрами или буквами). Ребенок должен направить машинку (из бумаги) к флажку.
Наш помощник-грузовик
По дороге быстро мчит.
Помоги ему добраться,
Мимо цели не промчаться.
Цель: формирование направленного ротового выдоха.
1 вариант. На столе расположена фигурка (игрушка, картинка) курицы. У каждого ребенка небольшой бумажный цыпленок. Задание: помогите цыплятам попасть к маме.
2 вариант. На столе
выставлены фигурки – курица,
утка… Задание: помогите
В нашем дворике, ребята,
Гомон с самого утра.
У мамы-курицы цыплята
Разбежались кто куда.
Помогите квочке
Собрать «желтые комочки».
Цель: развивать фонационный (озвученный) выдох.
Ребенок, сматывая нитки в клубок, на выдохе произносит гласный звук.
Цель: формировать сильную направленную воздушную струю.
В невысокой коробочке делается макет леса с дорожкой и животными (волк, заяц, медведь, лиса). Ребенок должен помочь колобку (теннисному шарику) прокатиться по этой тропинке и избежать встречи с лесными жителями.
Колобок-колобок,
Ты румяненький бочок,
По дорожке ты катись,
Лесных зверей берегись.
Цель: формировать сильный направленный ротовой выдох.
На дно неглубокой тарелки приклеивается картинка, сверху насыпается горох. Ребенок должен раздуть горох с середины, чтобы увидеть картинку.
Что-то спряталось на дне,
Но пока не видно мне.
На горох подую я
И скажу, что там, друзья.
Цель: формировать сильную воздушную струю.
На стол выставляется цветочная полянка. Ребенок должен сдуть бумажную бабочку с ладошки. Желательно, чтобы она улетела на самый дальний цветок.
Бабочка-красавица
На ладошку села.
Вместе с легким ветерком
На полянку полетела.
Цель: формировать направленный ротовой выдох.
Мишка очень шишки любит,
Угощу его я ей.
Благодарен он мне будет,
Сразу станет подобрей.
Нужно подуть на шишку так, чтобы она попала медведю в лапы, т.е. угостить его.
Цель: формировать сильный направленный ротовой выдох.
На столе приклеено солнце, его закрывают тучи из ваты или пенопласта. Дети раздувают, разгоняют тучи.
Небо хмурится с утра,
Надо солнышку помочь.
Ветерочком стану я,
Уходите, тучи, прочь.