Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Сентября 2013 в 20:45, реферат
В сложном и динамичном образовательном процессе педагогу приходится решать бесчисленное множество типовых и оригинальных педагогических задач, которые всегда являются задачами социального управления, поскольку обращены к всестороннему развитию личности. Как правило, задачи эти со многими неизвестными, со сложным и вариативным составом исходных данных и возможных решений. Чтобы уверенно прогнозировать искомый результат, принимать безошибочные научно-обоснованные решения, педагог должен профессионально владеть методами педагогической деятельности.
Введение.
Методы, приемы, средства организации и управления педагогическим процессом.
Взаимосвязь уровня требований преподавателя и степени обученности учащихся.
Рейтинговая система контроля оценки знаний.
Заключение.
Список литературы.
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное
государственное бюджетное
Учреждение
высшего профессионального
«Тульский государственный университет»
Кафедра «»
Педагогика
Реферат
«Методы, приемы, средства организации и управления педагогическим процессом. Взаимосвязь уровня требований преподавателя и степени обученности учащихся. Рейтинговая система контроля оценки знаний.»
Выполнила
Проверила
Тула 2013
Содержание.
Введение.
В сложном и динамичном образовательном процессе педагогу приходится решать бесчисленное множество типовых и оригинальных педагогических задач, которые всегда являются задачами социального управления, поскольку обращены к всестороннему развитию личности. Как правило, задачи эти со многими неизвестными, со сложным и вариативным составом исходных данных и возможных решений. Чтобы уверенно прогнозировать искомый результат, принимать безошибочные научно-обоснованные решения, педагог должен профессионально владеть методами педагогической деятельности.
Педагогическим процессом называется развивающееся взаимодействие воспитателей и воспитуемых, направленное на достижение заданной цели и приводящее к заранее намеченному изменению состояния, преобразованию свойств и качеств воспитуемых. Иными словами, педагогический процесс – это процесс, в котором социальный опыт трансформируется в качества формируемого человека (личности). Данный процесс представляет собой не механическое соединение процессов воспитания, обучения и развития, а новое качественное образование. Целостность, общность и единство, – главные характеристики педагогического процесса.
Психолого-педагогические методы играют очень важную роль в работе с воспитуемыми, так как направлены на конкретную личность и, как правило, строго персонифицированы и индивидуальны.
Главной их особенностью является обращение к внутреннему миру человека, его личности, интеллекту, чувствам, образам и поведению с тем, чтобы направить внутренний потенциал человека на решение конкретных задач.
Методы, приемы, средства организации и управления педагогическим процессом.
Под методами осуществления
целостного педагогического процесса
следует понимать способы профессионального
взаимодействия педагога и учащихся с целью решения
Метод осуществления педагогического процесса расчленяется на составляющие его элементы (части, детали), которые называются методическими приемами. По отношению к методу приемы носят частный подчиненный характер. Они не имеют самостоятельной педагогической задачи, а подчиняются той задаче, которую преследует данный метод. Одни и те же методические приемы могут быть использованы в разных методах. И наоборот, один и тот же метод у разных учителей может включать различные приемы.
Методы осуществления педагогического процесса и методические приемы тесно связаны между собой, могут совершать взаимопереходы, заменять друг друга в конкретных педагогических ситуациях. В одних обстоятельствах метод выступает как самостоятельный путь решения педагогической задачи, в других - как прием, имеющий частное назначение. Беседа, например, является одним из основных методов формирования сознания, взглядов и убеждений. В то же время она может стать одним из основных методических приемов, используемых на различных этапах реализации метода приучения.
Таким образом, метод включает в себя ряд приемов, но сам он не является их простой суммой. Приемы в то же время определяют своеобразие методов работы учителя, придают индивидуальность манере его педагогической деятельности. Кроме того, используя разнообразные приемы, можно обойти или сгладить сложности динамичного учебно-воспитательного процесса.
В современной дидактике все многообразие методов обучения сведено в три основные группы:
1. Методы организации учебно-
2. Методы стимулирования и мотивации
учебно-познавательной
3. Методы контроля (устный, письменный, лабораторный) и самоконтроля в процессе обучения.
Средства обучения взаимосвязаны со всеми компонентами дидактической системы. Для того чтобы быть задействованными в функционирующей дидактической системе средства обучения должны быть, прежде всего, взаимосвязаны с компонентами дидактического базиса, то есть с педагогом и его деятельностью, с учащимся и его деятельностью, с содержанием образования. Это реализуется посредством вовлечения компонентов педагогической коммуникации (педагогической надстройки), к которым, кроме средств обучения, относятся формы организации обучения, методы обучения и воспитания. Направленность функционирования дидактической системы задается целью и корректируется результатом, что позволяет назвать их системоориентирующими компонентами. [1.36]
С педагогической точки зрения взаимосвязи средств обучения с остальными компонентами отличаются следующими характерными, наиболее значимыми, особенностями:
а) для педагога средства обучения - инструмент педагогического труда, позволяющий усилить реализацию его функций;
б) для учащихся средства обучения - средство познания и одно из средств реализации учебных функций;
в) по отношению к содержанию образования средства обучения - способ передачи содержания и организации его усвоения;
г) по отношению к методам
учебно-воспитательного
д) по отношению к средствам обучения цель играет общую ориентирующую роль при их создании и применении, при этом средства обучения должны взаимосодействовать достижению результата, который, в свою очередь, может определяться с их помощью.
Применение каждого метода обучения
обычно сопровождается приемами и средствами.
При этом прием обучения выступает лишь
элементом, составной частью метода обучения,
а средствами обучения (педагогические
средства) являются все те материалы, с помощью которых
Между различными методами
существует органическая взаимосвязь и
В практической деятельности учитель, выбирая методы педагогической деятельности, обычно руководствуется целями воспитания и его содержанием. Исходя из конкретной педагогической задачи, учитель сам решает, какие методы взять себе на вооружение. Будет ли это показ трудового умения, положительный пример или упражнение, зависит от многих факторов и условий, и в каждом из них педагог отдает предпочтение тому методу, который считает наиболее приемлемым в данной ситуации. [4.89]
Метод сам по себе не может быть ни хорош, ни плох. В основу педагогического процесса кладутся не сами методы, а их система.
Методы педагогической деятельности,
при помощи которых достигаются ожидаемые
результаты, оставаясь принципиально
одинаковыми, бесконечно варьируются
в зависимости от множества обстоятельств
и условий протекания педагогического
процесса. Педагогическое мастерство
приходит только к тому учителю, который
находит оптимальное
Таким образом, выбор методов педагогической деятельности не есть произвольный акт. Он подчиняется ряду закономерностей и зависимостей, среди которых первостепенное значение имеют цели и конкретные образовательно-воспитательные задачи, содержание и принципы, уровень подготовленности класса и его развитие как коллектива, возрастные и индивидуальные особенности учащихся, особенности личности самого педагога.
Взаимосвязь уровня требований преподавателя и степени обученности учащихся.
1-й показатель- различение (характеризует низшую степень обученности).
2-й показатель- запоминание (может
пересказать содержание
3-й показатель- понимание (сущность процесса понятия).
4-й показатель- простейшие умения и навыки (репродуктивный уровень). Решает типовые задачи.
5-й показатель- перенос (способность
к обобщению и перенос
Степень обученности – совокупность определенных знаний, умений и навыков, усвоенных с учащимися, можно выразить зависимостью близкой к линейной.
I + II + III + IV + V - 100%
4% + 12% + 20% + 28% + 36% = 100%
Показатель степени обученности |
1-й показатель |
2-й показатель |
3-й показатель |
4-й показатель |
5-й показатель |
Какую часть от общей степени обученности составляет |
1 |
3 |
5 |
7 |
9 |
Его содержание от общей степени обученности |
4% |
12% |
20% |
28% |
36% |
Степень обученности при достижнении этого показателя |
До 4% |
До 16% |
До 36% |
До 64% |
До 100% |
Главной целью обучения является не просто достижение элементарных умений и навыков, а перенос усвоенных действий в новые условия. [3.124]
Анализ деятельности преподавателя позволил выявить три уровня требований, предъявляемых к учащимся.
Оценка в баллах |
1 уровень требований |
2 уровень требований |
3 уровень требований | |||
Соц. |
Доц. |
Соц. |
Доц. |
Соц. |
Доц. | |
5 |
До 100% |
0 |
До 64% |
На 36% |
До 36% |
64% |
4 |
До 64% |
0 |
До 36% |
На 28% |
До 16% |
48% |
3 |
До 36% |
0 |
До 16% |
На 20% |
До 4% |
32% |
На 1 уровень требований:
Эф.1 = (К5+0,64*К4+0,36*К3)/N
На 2 уровень требований:
Эф.2 = (0,64*К5+0,36*К4+0,16*К3)/N
На 3 уровень требований:
Эф.3 = ( 0,36*К5+0,16*К4+0,04*К3)/N
Например:
Число учащихся |
Число обучающихся |
% успеваемости |
Средний балл |
% качества |
Уровень требований |
Эф. = СОУ | ||
5 |
4 |
3 |
||||||
21 |
4 |
11 |
5 |
100 |
3,95 |
75 |
1 |
0,61 |
Информация о работе Методы, приемы, средства организации и управления педагогическим процессом