Методы, приемы, средства организации и управления педагогическим процессом

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Сентября 2013 в 20:45, реферат

Краткое описание

В сложном и динамичном образовательном процессе педагогу приходится решать бесчисленное множество типовых и оригинальных педагогических задач, которые всегда являются задачами социального управления, поскольку обращены к всестороннему развитию личности. Как правило, задачи эти со многими неизвестными, со сложным и вариативным составом исходных данных и возможных решений. Чтобы уверенно прогнозировать искомый результат, принимать безошибочные научно-обоснованные решения, педагог должен профессионально владеть методами педагогической деятельности.

Содержание

Введение.
Методы, приемы, средства организации и управления педагогическим процессом.
Взаимосвязь уровня требований преподавателя и степени обученности учащихся.
Рейтинговая система контроля оценки знаний.
Заключение.
Список литературы.

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат по Педагогике.docx

— 35.20 Кб (Скачать файл)

 

Эф.1 = (4+0,64*11+0,36*5)/21 = 0,61.

 

 

 

 

 

Рейтинговая система контроля оценки знаний.

Рейтинг - индивидуальный числовой показатель оценки достижений в классификационном списке.

Рейтинг - метод оценивания, или психологического измерения, основанного на суждениях компетентных судей.

Рейтинг учащихся - метод упорядочивания учащихся по занятым местам в зависимости от измеряемых учебных достижений и, одновременно научно-обоснованная форма организации не только контроля знаний, но и учебного процесса в целом.

Рейтинговая система - совокупность правил, методических указаний и соответствующего математического аппарата, реализованного в программном комплексе, обеспечивающем обработку информации как по количественным, так и по качественным показателям индивидуальной учебной деятельности учащихся, позволяющем присвоить персональный рейтинг (интегральную оценку, число) каждому учащемуся в разрезе любой учебной дисциплины, любого вида занятий, а также обобщенно по ряду дисциплин.

Обычно  под рейтингом понимается «накопленная отметка» как по отдельным дисциплинам, так и по циклу дисциплин за определенный период обучения.

В своей  совокупности рейтинг подразделяется на различные виды, регулирующие порядок  изучения учебной дисциплины и отметку  ее усвоения. В их числе:

1) рейтинг  по дисциплине, учитывающий текущую  работу учащегося и его результаты  на экзамене;

2) совокупный  рейтинг, отражающий успеваемость  учащегося по всем предметам,  изучаемым в данном семестре;

3) заключительный  рейтинг за цикл родственных  дисциплин, изучаемых в течение  определенного периода;

4) интегральный  рейтинг за определенный период  обучения, отражающий успеваемость  учащегося в целом в течение  какого-то периода обучения.

Цель рейтингового обучения состоит в том, чтобы создать условия для мотивации самостоятельности учащихся средствами своевременной и систематической оценки результатов их работы в соответствии с реальными достижениями.

Основной алгоритм рейтинговой  системы контроля знаний

1) весь  курс обучения по предмету разбивается на тематические разделы, контроль по которым обязателен.

2) по  окончании обучения по каждому разделу проводится достаточно полный контроль знаний учащийся с оценкой в баллах.

3) в конце  обучения определяется сумма  набранных за весь период баллов  и выставляется общая отметка.  Учащиеся, имеющие итоговую сумму баллов по рейтингу от 86% до 100% могут быть освобождены от зачетов (экзаменов).

На стадии подготовки к введению рейтинговой  системы учитель и учащийся заключают  договор о взаимных обязательствах. С этой целью разрабатывается  бланк договора «Преподаватель –  Учащийся», в котором указывается, какие права и обязанности  берет на себя каждая из договаривающихся сторон. К договору прилагается карта  «контрольных точек» (зачетный лист). Это  главный документ рейтинговой оценки. В договоре оговариваются условия  завершения обучения. Учащийся знает, при каких условиях он будет освобожден от экзамена или, наоборот, не допущен  до него. [3.201]

Рейтинговая система контроля знаний не требует  какой-либо существенной перестройки  учебного процесса, хорошо сочетается с занятиями в режиме технологий личностно-ориентированного обучения.

Рейтинговая технология предполагает внедрение  новых организационных форм обучения, в том числе специальные занятия по коррекции знаний и умений учащихся. По результатам деятельности учащегося учитель корректирует сроки, виды и этапы различных форм контроля уровня работы учащегося, тем самым обеспечивает возможность самоуправления образовательной деятельностью.

Главная сложность при внедрении рейтинговой системы контроля - значительное увеличение временных затрат преподавателя на подготовку к урокам и на дополнительные занятия. Однако с приобретением опыта острота проблемы снижается.

Большую роль при работе по технологии индивидуального  обучения играет учет. Из выше изложенного ясно, что отметка теряет свой смысл, так как учащийся выбирают свой уровень трудности. Все задачи и зачеты оцениваются по принципу: «сделано - не сделано» или «сдано - не сдано». Причем «не сделано» и «не сдано» не влечет за собой никаких оргвыводов. Двойки не имеют смысла, т.к. учащийся, не сдавший зачет, учит материал снова и сдает зачет по теме второй раз. В зависимости от индивидуальных особенностей он может сдавать зачет целиком или по частям.

Важное  значение приобретает система контрольных работ, если учащийся выполнил контрольную работу, то переходит к изучению следующей темы, если нет, ему предстоит выполнение индивидуальных заданий по этой теме. А также предстоит сдача зачета повторно, целиком или частично, в зависимости от того, какую часть контрольной работы он сделал.

Учащиеся  очень быстро убеждаются в бесполезности  списывания, и повторное выполнение контрольной работы бывает только на младших ступенях. Уровень контрольной  работы одинаков для всех и соответствует  уровню «3». В нашем понимании  контрольная работа - это необходимый  минимум, который каждый учащийся обязан знать по теме.

Определение максимальной рейтинговой отметки

Если  контроль знаний и умений непрерывный, то максимальная рейтинговая отметка по предмету определяется по формуле:

Rmах =(N/2) ·5,

где N - количество часов, выделяемых на изучение данного  предмета.  5- максимальное количество баллов, которое возможно получить за одно занятие. Так, например, если предмет изучается в течение 36 часов, то максимальное количество баллов - 90.

Суммарная максимальная рейтинговая отметка  успеваемости за период обучения складывается из максимальных рейтинговых оценок по предметам, а рейтинговая отметка  по каждому предмету складывается из рейтинговых оценок по составляющим его темам (разделам).

Контрольные точки

Выполняя  какое-либо задание, ученик зарабатывает определенное количество баллов, в  зависимости от типа задания и  от правильности его выполнения. Такие  задания являются контрольными точками, по которым преподаватель оценивает  рейтинг учащихся.

Виды  контрольных точек и примерное  начисление баллов за него (в качестве примера):

· реферат (10);

· составление  библиографии и аннотаций - 5 источников информации по теме (3);

· кодирование  текста учебника, статьи, журнала (3);

· конструирование  вопросов разного уровня сложности  и эталонных ответов (3);

· подготовка дополнительного материала по теме (5).

· выполнение практической работы по теме (3).

· решение  проблемных задач по теме (5).

· устный ответ - монолог (5).

· контрольная  работа по содержанию темы (10).

· участие  в конференции: подготовка доклада, рецензирование или отзыв творческой работы участника конференции, участие  в дискуссии (10).

· дополнительные баллы начисляются за изготовление раздаточного материала, выполнение индивидуальных заданий учителя, оформление средств  наглядности и др. (5).

· штрафные баллы: отклонение от графика и несвоевременная  сдача работы - минус 20 баллов, отказ  от устного ответа - минус 5 баллов

Расчет  учебной успешности является механизмом, позволяющим повысить мотивацию  к активной и равномерной учебной  деятельности учащихся, включая самостоятельную  работу.

Фактором, стимулирующим учебную деятельность, является информационная открытость системы, что дает возможность учащимся сопоставлять результаты своей учебы с результатами одноклассников.

При этом образуются и многократно усиливаются  эффекты обратной взаимосвязи между  всеми участниками такого интенсивного применения передовых технологий в  образовании. В этом случае и сам  преподаватель попадает под влияние таких эффектов, что требует от него высокой концентрации и соответствующего интереса.

Итак, технология рейтинговой оценки учебной успешности учащихся представляет собой многофакторную технологию оценки обучения, в которой успешность, кроме успеваемости, оценивается по следующим оценочным критериям:

· домашнее задание (его наличие, соответствие заданному объему),

· информационная активность (сообщения, доклады, конференции, рефераты и т. д.),

· участие  в изучении нового материала и  закреплении изученного материала,

· дисциплина (замечания, деструктивный конфликт),

· пропуски уроков и опоздания (без уважительной причины).

Для каждого  из оценочного критерия разработана  шкала оценивания в Ре (рейтинговые  единицы). Таким образом, мы получаем возможность оценить все стороны  учебно-воспитательного процесса.

Итак, можно  с уверенностью сказать, что на сегодняшний  день рейтинговая система контроля и оценки знаний обеспечивает систематическую, максимально мотивированную работу, как учащихся, так и преподавателей.

Это подтверждается тем, что при внедрении рейтинговой  системы в учебный процесс  создаются следующие преимущества в обучении:

· снижается  стрессовая ситуация в процессе контроля как для учащихся, так и для  преподавателей;

· обучение становится личностно-ориентированным;

· рейтинговая  система исключает всякое унижение личности учащегося, позволяет ему  самому оценивать свои способности  и возможности, т.е. стимулирует его  на добросовестную работу в течение всего периода обучения.

 

 

 

Заключение.

В процессе учебной деятельности учителю необходимо ориентироваться не на отдельные методы обучения, а на их систему, обеспечивая научно-обоснованный выбор целей, отбор, содержания, средств организации деятельности учащихся, создание благоприятных условий и анализ учебного процесса.

Целесообразно рассматривать  каждый метод, принцип и их систему  как рекомендации о воплощении в  жизнь системы основных законов  и стратегических целей, составляющих ядро современной концепции школьного  образования (всестороннее гармоничное  развитие личности, индивидуальности школьника, деятельностный и личностный подходы, единство обучения и воспитания, оптимизация учебного процесса).

Учитель должен видеть противоположные стороны, сопряженные, взаимодействующие элементы педагогического процесса (овладение  знаниями и развитие, элементаризм и системность в знаниях, соотношение  абстрактного и конкретного) и умело  регулировать их взаимодействие, опираясь на законы и принципы обучения и добиваясь гармоничного педагогического процесса.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список  литературы.

  1. Сластенин В., Исаев И.: «Педагогика». – М.: Школа-Пресс, 2008 г, 512 стр.
  2. Кукушин В.: «Педагогические технологии». Издательство: «МарТ», 2004 г, 254 стр.
  3. Фокин Ю.: «Преподавание и воспитание в высшей школе: Методология, цели и содержание, творчество». Издательский центр «Академия», 2005 г, 224 стр.
  4. Трофимова И.А.: «Педагогика и психология. Психология индивидуальности». 2011 г, 258 стр.
  5. Гааз Ф.И.: «Педагогическая психология». 2010 г, 234 стр.

 


Информация о работе Методы, приемы, средства организации и управления педагогическим процессом