Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2014 в 21:51, контрольная работа
«Модель» - это средство научного познания; это представитель, заместитель оригинала в познании или на практике; система со структурными свойствами и определенными отношениями; она охватывает существенные свойства прототипа, которые в данный момент являются объектом исследования, и соответствует оригиналу. Понятие «моделирование» - это способ познания какого-либо явления или объекта, универсальное учебное действие, овладение которым необходимо при обучении младших школьников обобщенному умению решать текстовые задачи. «Моделирование» - это один из ведущих методов обучения решению задач и важное средство познания действительности.
Определение понятий …………………………………………………… 3
Разные взгляды на моделирование……………………………………… 4
Формирование моделирования в школе…………………………….......9
Список литературы……………………………………………………….10
Министерство образования и науки РФ
ГОУ ВПО Ивановский государственный университет
Социолого-психологический факультет
по дисциплине:
«Развитие знаково-символической деятельности в онтогенезе»
на тему «Моделирование в процессе обучения младших школьников»
Содержание
Определение понятий …………………………………………………… 3
Разные взгляды на моделирование……………………………………… 4
Формирование моделирования в школе…………………………….......9
Список литературы……………………………………………………
Определение понятий
«Модель» - это средство научного познания; это представитель, заместитель оригинала в познании или на практике; система со структурными свойствами и определенными отношениями; она охватывает существенные свойства прототипа, которые в данный момент являются объектом исследования, и соответствует оригиналу. [5]
Понятие «моделирование» - это способ познания какого-либо явления или объекта, универсальное учебное действие, овладение которым необходимо при обучении младших школьников обобщенному умению решать текстовые задачи. [3]
«Моделирование» - это один из ведущих методов обучения решению задач и важное средство познания действительности. [1]
Моделирование рассматривается как способ познания какого-либо явления или объекта, где исследования проводятся на заместители объекта. Моделирование, исходя из философского определения, предполагает три этапа:
Разные взгляды на моделирование
При относительной изученности моделирования есть ряд вопросов, на которые пока не было дано ответа. Некоторые из них были поставлены еще Д. Б. Элькониным.
«Что считать моделированием, если уже во всяком психическом процессе есть работа с замещающими предметами? Если применительно к процессам памяти это может быть «узелок», то в мышлении», по мнению Д. Б. Эльконина, моделирование представлено еще полнее.
Как должна строиться модель, чтобы в ней содержалось отношение, т. е. как строить действие психическое, чтобы оно было моделью, копией, образом материального предмета?
Насколько адекватен
переход «от действия в модели
к
действию в действительности»? Д. Б. Эльконин
отмечает ошибку Л. С. Выготского, отождествлявшего
или аналогизировавшего орудия материального
и духовного производства: «Орудия духовного
производства входят в деятельность субъекта
только как средства моделирования действительности.
Если бы это было не так, невозможно было
бы выполнение и понимание инструкций.
Ведь в инструкции содержится данная в
словесной грамматической форме модель
реального действия в реальной действительности».
Моделирование в психологии
рассматривалось как разновидно
Моделирование в обучении выступает способом познания при выявлении и фиксации в наглядной форме тех всеобщих отношений, которые отражают научно-теоретическую сущность изучаемых объектов; это знаково-символическая деятельность, заключающаяся в получении новой информации в процессе оперирования знаково-символическими средствами.
В этой деятельности выделяются следующие составляющие:
В концепции учебной деятельности Д.Б.Эльконина - В.В.Давыдова моделирование включено как учебное действие, которое должно быть сформировано у учащихся. Содержанием учебной деятельности выступают теоретические знания, овладение которыми развивает основы теоретического мышления. Изложение научных знаний осуществляется способом восхождения от абстрактного к конкретному, от общего к частному (когда учащиеся сначала ищут и фиксируют исходную общую «клеточку» изучаемого материала, а затем, опираясь на нее, выводят многообразные частные особенности данного предмета). Такое усвоение направлено на выявление школьниками условий происхождения содержания усваиваемых понятий. Учебная деятельность реализуется посредством выполнения школьниками соответствующих действий. Согласно общей закономерности интериоризации, учебные действия направлены на решение учебных задач, которые требуют анализа и содержательного обобщения. Учебная задача направлена на анализ учащимися условий происхождения теоретических понятий и на овладения соответствующими обобщенными способами действий.
В концепции учебной деятельности выделяются следующие учебные действия:
Моделирование – способ переформулирования, преобразования задачи, как процесс построения цепи моделей задач; как учебное средство, которое используется для формирования обобщенного способа решения задач, как важнейшее средство (компонент) теоретического познания. Модели выступают как продукты познавательной деятельности, включающей «мыслительную переработку чувственного исходного материала, его очищение от случайных моментов и как средство осуществления этой деятельности.
В работах, проводимых под руководством Л.А.Венгера, схема обучения моделированию строится иначе; сформированы требования к обучению моделированию:
Метод моделирования, разработанный Д.Б.Элькониным, Л.А.Венгером, Н.А.Ветлугиной, Н.Н.Подьяковым, заключается в том, что мышление ребенка развивают с помощью разных схем, моделей, которые в наглядной и доступной для него форме воспроизводят скрытые свойства и связи того или иного объекта.
В основе метода моделирования лежит принцип замещения: реальный предмет ребенок замещает другим предметом, его изображением, каким-либо условным знаком. [6]
В зависимости от целей использования в обучении учебное моделирование Л. М. Фридман делит на два вида: а) моделирование объектов изучения; б) моделирование действий и операций по изучению этих объектов.
Первый вид моделирования служит для выявления и фиксации наглядно-теоретической сущности изучаемых объектов, второй — для выявлений и фиксации в легко-обозримой и наглядной форме общей схемы используемых действий и операций при этом изучении. Таким образом, первый вид учебного моделирования отражает предметную, а второй — оперативную сторону этой деятельности. По мнению Л. М. Фридмана, учебные модели могут служить средствами материализации осваиваемых действий (наглядными опорами в усвоении), и поэтому учебное моделирование второго вида «способствует формированию у учащихся рефлексии на собственную деятельность, осознание общности используемых способов изучения тех или иных объектов, решения различных видов задач». [4]
Л. М. Фридман выделяет и другие виды моделей: предметные, выполненные из каких-либо предметов; знаковые, построенные с помощью какого-либо языка (естественного или искусственного) или с помощью особых (не общепринятых) знаков и символов; идеальные (модельные представления, описания). Эти же модели можно разделить на статистические (это в основном знаковые модели) и динамические. [4]
Первоначально способность к замещению формируется у детей в игре (камешек становится конфеткой, песок – кашкой для куклы, а он сам – папой, шофером, космонавтом). Опыт замещения накапливается также при освоении речи, в изобразительной деятельности.
Итак, основное назначение моделей – облегчить ребенку познание, открыть доступ к скрытым, непосредственно не воспринимаемым свойствам, качествам вещей, их связям. Эти скрытые свойства и связи весьма осуществлены для познаваемого объекта. В результате знания ребенка поднимаются на более высокий уровень обобщения, приближаются к понятиям.
Таким образом, моделирование – особая и специфическая задача в образовании, т.к. никакое понятие нельзя построить без моделирования. Но в то же время моделирование как способность детей может формироваться только при специально организованном обучении.
Формирование моделирования в школе
При проектировании урока учитель должен учитывать тот факт, что в классе разные дети и учить их надо по-разному, исходя из стиля обучения, предпочтительного для ученика. Таково понимание формирования действия моделирования в начальной школе.
Первый этап данной методики предполагает выделение понятий, использующихся для составления модели, и отношений между ними. Его цель состоит в раскрытии смысла этих понятий и формирования навыков работы с этими понятиями.
Второй этап предполагает применение выделенных понятий для построения визуальных моделей, обучения правилам этого построения. Результатам данного этапа является умение составлять модель по задаче и интерпретировать эту модель, то есть, опираясь на визуальную модель переходить к математической модели и формулировать из условий эквивалентные утверждения, удобные для дальнейшей работы.
Третий этап предполагает закрепление полученных навыков. Роль и значение указанных этапов может варьироваться в зависимости от конкретного метода визуализации. Например, первый этап может отсутствовать в случае владения учащимися средствами моделирования. Важно только, чтобы всякий раз были в наличии результаты каждого этапа в указанной последовательности.
Чтобы осуществить деятельность ребенка по усвоению системы понятий, необходимо организовать процесс, позволяющий видеть предмет как объект исследования, определять действия с ним задолго до того, как будет получен конечный результат, то есть сформировано само понятие. А это означает, что с начального момента конструирования должен быть образ (символ), который позволит ориентироваться в предмете и анализировать его, будет служить средством продвижения в содержании.
Таким особым видом символо-знаковой идеализации и построения научной предметности и служит моделирование. «Модели и связанные с ними представления являются продуктами сложной познавательной деятельности, включающей, прежде всего мыслительную переработку чувственного исходного материала, его «очищения» от случайных моментов и т.д. Модели выступают как продукты и как средство осуществления этой деятельности.
Список литературы
Информация о работе Моделирование в процессе обучения младших школьников