Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2012 в 20:09, реферат
Монологическая речь обладает гораздо большей степенью традиционности при выборе языковых, композиционных и других средств, имеет, как правило, более сложное синтаксическое построение по сравнению с репликами в диалоге. В бытовом общении монологическая речь встречается крайне редко. Основные коммуникативные ситуации ее употребления - сфера искусства, ораторские выступления, общение по телевидению и радио, ситуации обучения (речь учителя в классе, преподавателя в вузе).
Монологическая и
Монолог, монологическая речь (от моно и греч. lygos - слово, речь). Вид речи, полностью или частично не связанный (в отличие от диалогической речи) с речью собеседника в содержательном и в структурном контексте.
Монологическая речь обладает гораздо большей степенью традиционности при выборе языковых, композиционных и других средств, имеет, как правило, более сложное синтаксическое построение по сравнению с репликами в диалоге. В бытовом общении монологическая речь встречается крайне редко. Основные коммуникативные ситуации ее употребления - сфера искусства, ораторские выступления, общение по телевидению и радио, ситуации обучения (речь учителя в классе, преподавателя в вузе).
По своей языковой и структурно-композиционной организации монологическая речь гораздо сложнее, чем другие виды речи. Эти ее особенности - проблемы сложного синтаксического целого, абзаца и т.п. изучает наука лингвистика (текста).
Монологическая речь, имеющая
внешнего адресата, характеризуется
такими общими признаками, как наличие
в ней обращений, а также местоимений
и глаголов второго лица, глаголов
повелительного наклонения и других
форм волеизъявления. Речевые типы
монолога обусловлены присущими
монологу коммуникативными функциями
(рассказ о событии, рассуждение,
исповедь, самохарактеристика и т.п.). Выделяют
следующие типы монологов:
- монолог повествовательного типа, для
которого характерно соединение глагольных
фраз, в которых выражена последовательность
событий. В нем всегда имеется композиционная
схема повествования:
- начало события,
- развитие события,
- конец события.
- монолог - рассуждение, для
которого типичны синтаксические построения,
содержащие умозаключения, констатацию
фактов, передающие логическую связь явлений
(конструкции причинно - следственные,
условные, уступительные, изъяснительные
и др.). Композиционная схема рассуждения
выглядит следующим образом:
- тезис (основная мысль),
- доказательство,
- вывод.
Ориентируясь на устное высказывание,
монологи разных типов свободно допускают
употребление разговорной и экспрессивно
окрашенной лексики междометий, разговорных
и разговорно-экспрессивных
Особую разновидность
монолога представляет собой так
называемый внутренний монолог, в котором
имитируется эмоционально-мысли
Монологическая речь включает
в себя всё многообразие функций,
которые вообще выполняет речь, осуществляя,
однако, каждую из них в особой форме.
Самое специфическое и
Монологическая речь может
выполнять функцию
Сумма потерь информации при монологическом сообщении может достигать 50%, а в некоторых случаях и 80% от объема исходной информации.
Исследования монологической и диалогической речи показывают, что наиболее эффективной формой общения является диалог.
Диалогическая речь - жанр, состоящий из регулярного
обмена высказываниями-репликами, на языковой
состав которых влияет непосредственное восприятие ре
Диалог предполагает свободное владение речью, чуткость к невербальным сигналам, способность отличать искренние ответы от уклончивых. В основе диалога - умение задавать вопрос себе и другим. Вместо того, чтобы произносить безапелляционные - монологи, гораздо эффективнее преобразовать свои идеи в форму вопросов, апробировать их в беседе с коллегами, посмотреть, поддерживаются они или нет. Уже сам факт вопроса демонстрирует желание участвовать в общении, обеспечивает его дальнейшее течение и углубление.
В устной диалогической речи «исходным начальным этапом или стимулом к речи является вопрос одного собеседника; из него (а не из внутреннего замысла) исходит ответ второго собеседника».
Это обеспечивает возможность «взаимоналожения реплик», когда один собеседник еще не кончил говорить, а другой уже начал, перебивая первого. К этому типу речи близок в некоторых своих особенностях так называемый синхронный перевод.
Сам принцип организации
диалогической речи несколько иной,
чем принцип организации
Основными разновидностями
диалогической речи являются:
- бытовой разговор,
- деловая
беседа,
- переговоры.
Для бытового диалога характерны:
S незапланированность;
- большое разнообразие обсуждаемых тем
(личные, социальные, политические и т.д.)
и языковых средств;
- частые отклонения от темы, перескакивание
с одной темы на другую;
- отсутствие, как правило, целевых установок
и необходимости принятия решения;'
- самопрезентация личности;
- разговорный стиль речи.
Деловая беседа имеет следующие характерные
особенности:
- дифференцированный подход к предмету
обсуждения с учетом коммуникативной
цели и партнеров и в интересах понятного
и убедительного изложения мнения;
- быстрота реагирования на высказывания
партнеров;
- критическая оценка мнений, предложений
и возражений партнеров;
- аналитический подход к учету и оценке
всех факторов проблемы;
- ощущение собственной значимости и повышение
компетентности партнеров в результате
разбора других точек зрения по данной
проблеме;
- ощущение сопричастности и ответственности
в решении затронутой в беседе проблемы.
Переговоры по многим характеристикам сходны с деловой беседой.
Дополнительными признаками переговоров являются различия в исходных знаниях и установках при необходимости принятия совместного решения и равноправии сторон.
В диалоге представлены все
разновидности
В предложениях с одинаковым строением, лексическим составом и интонацией активизируется роль их смыслового взаимодействия, а языковые средства усиливаются жестами и мимикой.
Речевая практика выработала приемы, которые не только оживляют повествование, придают ему выразительность, но и диалогизируют монологическую речь.
Один из таких приемов - вопросно-ответный ход. Он заключается в том, что создатель текста, как бы предвидя возражения, угадывая возможные вопросы адресатов своей речи, сам такие вопросы формулирует и сам на них отвечает. Вопросно-ответный ход превращает монологическую речь в диалог, делает слушателей, читателей собеседниками, активизирует их внимание, вовлекает в поиски истины. Умело и интересно поставленные вопросы привлекают внимание аудитории, заставляют следить за логикой рассуждения.
Иногда автор вставляет в текст предполагаемые реплики слушателей, читателей. Это вносит в монолог элементы диалога.
Пашук Н. С. Психология речи. Минск, Изд-во МИУ, 2010 104 с
Речь выполняет определенные
функции: Функции речи. Функция воздействия
заключается в способности
Функция обозначения состоит в способности
человека посредством речи давать предметам
и явлениям окружающей действительности
присущие только им названия.
Соответственно множеству своих функций
(см. рис. 3) речь является полиморфной деятельностью,
т.е. в своих различных функциональных
назначениях представлена в разных формах
(рис. 4) и видах (рис. 5): внешней, внутренней,
монолога, диалога, письменной, устной
и т. д.
В психологии различают две формы речи:
внешнюю и внутреннюю.
Рис. 4. Формы речи. Внешняя речь - система
используемых человеком звуковых сигналов,
письменных знаков и символов для передачи
информации, процесс материализации мысли.
Внешней речи могут быть присущи жаргон
и интонация. Жаргон - стилистические особенности
(лексические, фразеологические) языка
узкой социальной или профессиональной
группы людей. Интонация - совокупность
элементов речи (мелодика, ритм, темп, интенсивность,
акцентный строй, тембр и др.), фонетически
организующих речь и являющихся средством
выражения различных значений, их эмоциональной
окраски.
Внешняя речь включает следующие виды
(см. рис. 5):
* устную (диалогическую и монологическую)
и
* письменную. Рис. 5.
Виды речи. Устная речь - это
общение между людьми посредством
произнесения слов вслух, с одной
стороны, и восприятия их людьми на
слух – с другой.
Диалог (от греч. dialogos
- разговор, беседа) - вид речи, заключающийся
в попеременном обмене знаковой информацией
(в том числе и паузами, молчанием, жестами)
двух и более субъектов. Диалогическая
речь - это разговор, в котором участвует
не менее двух собеседников. Диалогическая
речь, психологически наиболее простая
и естественная форма речи, возникает
при непосредственном общении двух или
нескольких собеседников и состоит в основном
в обмене репликами.
Реплика - ответ, возражение, замечание
на слова собеседника - отличается краткостью,
наличием вопросительных и побудительных
предложений, синтаксически не развернутых
конструкций.
Отличительной чертой диалога является
эмоциональный контакт говорящих, их воздействие
друг на друга мимикой, жестами, интонацией
и тембром голоса.
Диалог поддерживается собеседниками
с помощью уточняющих вопросов, изменения
ситуации и намерений говорящих. Целенаправленный
диалог, связанный одной темой, называется
беседой. Участники беседы обсуждают или
выясняют определенную проблему с помощью
специально подобранных вопросов.
Монолог – вид речи,
имеющий одного субъекта и представляющий
собой сложное синтаксическое целое, в
структурном отношении совсем не связанный
с речью собеседника. Монологическая речь
- это речь одного человека, в течение относительно
длительного времени излагающего свои
мысли, или последовательное связное изложение
одним лицом системы знаний.
Для монологической речи характерны:
- последовательность и доказательность,
которые обеспечивают связность мысли;
- грамматически правильное оформление;
- выразительность голосовых средств.
Монологическая речь сложнее диалога
по содержанию и языковому оформлению
и всегда предполагает достаточно высокий
уровень речевого развития говорящего.
Выделяются три основных вида монологической
речи: повествование (рассказ, сообщение),
описание и рассуждение, которые, в свою
очередь, подразделяются на подвиды, имеющие
свои языковые, композиционные и интонационно-выразительные
особенности.
Письменная речь - это графически
оформленная речь, организованная на основе
буквенных изображений. Она обращена к
широкому кругу читателей, лишена ситуативности
и предполагает углубленные навыки звукобуквенного
анализа, умение логически и грамматически
правильно передавать свои мысли, анализировать
написанное и совершенствовать форму
выражения.
Полноценное усвоение письма и письменной
речи тесно связано с уровнем развития
устной речи. В период овладения устной
речью у ребенка-дошкольника происходят
неосознанная обработка языкового материала,
накопление звуковых и морфологических
обобщений, которые создают готовность
к овладению письмом в школьном возрасте.
При недоразвитии речи, как правило, возникают
нарушения письма различной тяжести.
Внутренняя речь (речь “про себя”) - это
речь, лишенная звукового оформления и
протекающая с использованием языковых
значений, но вне коммуникативной функции;
внутреннее проговаривание. Внутренняя
речь - это речь, не выполняющая функции
общения, а лишь обслуживающая процесс
мышления конкретного человека. Она отличается
по своей структуре свернутостью, отсутствием
второстепенных членов предложения.
Внутренняя речь формируется у ребенка
на основе внешней и представляет собой
один из основных механизмов мышления.
Перевод внешней речи во внутреннюю наблюдается
у ребенка в возрасте около 3 лет, когда
он начинает рассуждать вслух и планировать
в речи свои действия. Постепенно такое
проговаривание редуцируется и начинает
протекать во внутренней речи.
С помощью внутренней речи осуществляется
процесс превращения мысли в речь и подготовка
речевого высказывания. Подготовка проходит
несколько стадий. Исходным для подготовки
каждого речевого высказывания является
мотив или замысел, который известен говорящему
лишь в самых общих чертах. Затем в процессе
превращения мысли в высказывание наступает
стадия внутренней речи, которая характеризуется
наличием семантических представлений,
отражающих наиболее существенное ее
содержание. Далее из большего числа потенциальных
смысловых связей выделяются самые необходимые
и происходит выбор соответствующих синтаксических
структур.
Внутренняя речь может характеризоваться
предикативностью. Предикативность - характеристика
внутренней речи, выражающаяся в отсутствии
в ней слов, представляющих субъект (подлежащее),
и присутствии только слов, относящихся
к предикату (сказуемому).
Хотя все эти формы и виды речи взаимосвязаны,
их жизненное назначение неодинаково.
Внешняя речь, например, играет основную
роль средства общения, внутренняя - средства
мышления. Письменная речь чаще всего
выступает как способ запоминания и сохранения
информации, устная речь – как средство
передачи информации. Монолог обслуживает
процесс одностороннего, а диалог - двустороннего
обмена информацией.
Речь имеет свои свойства:
Содержательность речи - это количество
выраженных в ней мыслей, чувств и стремлений,
их значительность и соответствие действительности.
Понятность речи - это синтаксически правильное
построение предложений, а также применение
в соответствующих местах пауз или выделения
слов с помощью логического ударения.
Выразительность речи - это ее эмоциональная
насыщенность, богатство языковых средств,
их разнообразие. По своей выразительности
она может быть яркой, энергичной и, наоборот,
вялой, бедной.
Действенность речи - это свойство речи,
заключающееся в ее влиянии на мысли, чувства
и волю других людей, на их убеждения и
поведение.
Рис. 6. Свойства речи
Речь человека может быть сокращенной
и развернутой, как с понятийной, так и
с лингвистической точек зрения. В развернутом
типе речи говорящий использует все возможности
символического выражения смыслов, значений
и их оттенков, предоставленных языком.
Этот тип речи характеризуется большим
словарным запасом и богатством грамматических
форм, частым употреблением предлогов
для выражения логических, временных и
пространственных отношений, использованием
безличных и неопределенно-личных местоимений,
употреблением подходящих понятий, уточняющих
прилагательных и наречий для обозначения
того или иного специфического положения
дел, более выраженным синтаксическим
и грамматическим структурированием высказываний,
многочисленной подчинительной связью
компонентов предложения, свидетельствующей
о предвосхищающем планировании речи.
Сокращенное речевое высказывание достаточно
для понимания среди хорошо знакомых людей
и в знакомой обстановке. Однако оно затрудняет
выражение и восприятие более сложных,
абстрактных мыслей, связанных с тонкими
различениями и дифференциальным анализом
скрытых взаимосвязей. В случае теоретического
мышления человек чаще пользуется развернутой
речью.