Неуспевающие дети

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2012 в 17:19, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы работы объясняется тем, что, несмотря на общеизвестность многих рекомендаций по предупреждению и преодолению отклонений в поведении и учебной деятельности школьников, эта проблема продолжает существовать и по сей день. Только у отдельных учителей или педагогических коллективов некоторых школ эта проблема решается успешно.

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯI.docx

— 51.32 Кб (Скачать файл)

       Психолог  рекомендую порицание в форме  простого удивления учителя по поводу наступившего ухудшения в работе или поведении ученика («Я не ожидал», «Меня очень удивило…» и т.д.).

       Немаловажно, каков тон речи учителя в момент порицания. Раздражение, злость в голосе вызывают только негативную реакцию  ученика. Нужно стараться говорить с ним спокойно доброжелательно  и заинтересованно.

       Следует обращать внимание и на такие моменты, связанные с получаемой неуспевающим оценкой как ее подробное обоснование, а также выделение тех критериев, по которым идет оценивание, с тем, чтобы они были понятны самим  учащимся.

       Достаточно  эффективным может быть прием, который  использовался известным педагогов  Ш.А. Амонашвили, - превращение отстающего ученика в «учителя», наставника, помогающего слабому ученику  из младшего класса.

       Изучение  неуспевающих и недисциплинированных школьников показывает, что их плохое поведение является, чаще всего, реакцией на неуспех, в форме протеста против сложившегося отрицательного отношения  к ним со стороны учителя и  сверстников.

       В итоге, хотя ребенок не посещает ежедневно  школу, учебная деятельность для  него уже перестала быть основной, ведущей, потому что он не может с ней справиться и потерял к ней интерес. Оставаясь в школе, он, по существу, уже потерял социальную позицию ученика.

       Поэтому работа с такими детьми должна быть направлена не только на восполнение  пробелов в их знаниях, умениях, навыках, но и изменении их социальной позиции. 

      1.4 Оказание помощи неуспевающему ученику на уроке 

1. В  процессе контроля за подготовленностью  учащихся:

  • создание атмосферы особой доброжелательности при опросе;
  • снижение темпа опроса, разрешении дольше готовиться у доски;
  • предложение учащимся примерного плана ответа;
  • разрешение пользоваться наглядными пособиями, помогающими излагать суть явления;
  • стимулирование оценкой, подбадриванием, похвалой.

       2. При изложении нового материала:

  • более частое обращение к слабоуспевающим с вопросами, выясняющим степень понимания ими учебного материала;
  • привлечение их в качестве помощником при подготовке приборов, опытов;
  • привлечение к высказыванию предложений при проблемной обучении к выводам и обобщениям или объяснению сути проблемы;

       3. В ходе самостоятельной работы  на уроке:

  • разбивка занятий на дозы, этапы, выделение в сложных заданиях ряда простых;
  • ссылка на аналогическое задание, выполненное раннее;
  • напоминание приема и способа выполнения задания;
  • указание на необходимость актуализировать то или иное правило;
  • ссылка на правила и свойства, которые необходимы для решения задач, упражнений;
  • инструктирование о рациональных путях выполнения заданий, требованиях к их оформлению;
  • стимулирование самостоятельных действий слабоуспевающих;
  • более тщательный контроль за их деятельностью, указание на ошибки, проверка, исправление.

       4. При организации самостоятельной  работы:

  • выбор для группы успевающих наиболее рациональной системы упражнений, а не механическое увеличение их числа;
  • более подробное объяснение последовательности выполнения задания;
  • предупреждения о возможных затруднениях, использование карточек консультаций, карточек с направляющим планом действий.
 

       1.5 Помощь семьи неуспевающему ребёнку 

       Школьные  трудности так многообразны, так  переплетены с другими условиями  жизни, что порой и специалисту  трудно определить - что от чего. Сложно разобраться в них учителю, чаще всего не хватает терпения и понимания  родителей, - но больше всех страдает ребенок.

       Иногда  начинается все, казалось бы, с незначительных вещей, на которые ни учитель, ни родители, внимания не обращают. Это может  быть медленный темп работы, и трудности  запоминания букв, и неумение сосредоточиться. Что-то списывается на возраст –  дескать, не привык, маленький, что-то –  на воспитание; что-то на нежелание. Там  упускается очень важный момент –  начало трудностей, пока их относительно просто обнаружить, они достаточно легко и без последствий поддаются  коррекции, одна трудность еще не тянет за собой другую, третью…. Именно в этот момент родители должны быть не только особенно внимательны, но и готовы протянуть ребенку руку помощи, поддержать его. Чем позднее вы обратите внимание на школьные трудности, чем безразличнее будете относиться к неудачам ребенка – тем тяжелее будет разорвать их порочный круг. Постоянные неудачи настолько обескураживают ребенка, что трудности «переползают» с одного действительно трудного предмета, который плохо дается, на все остальные.

       Если  наказывают учитель (двойкой) и родители (порицанием, или более крутыми  мерами), то желание учиться пропадет надолго, а порой и на всегда. Ребенок  сдается: себя начинает считать беспомощным, неспособным, а все старания –  бесполезны. Теряет интерес, а значит – отставание углубляется. Психологические  исследование показали, что результаты обучения зависят не только от того, способен или неспособен человек  поставленную задачу, но и от того, насколько  он уверен, что сможет решить эту  задачу. А если неудача следуют  одна за другой, то, естественно, наступает  момент, когда ребенок сам себе говорит: «Нет, это у меня никогда  не получится…». А раз никогда, то стараться не зачем! Брошенные мамой  или папой, между прочим: «Ну, какой  же ты бестолковый!» - может еще больше испортить дело. И не только слово, но и просто отношение, которое вы демонстрируете (пусть ненамеренно) укоряющим взглядом, интонацией, жестом. Тяжелый взор и крепко сжатые губы, когда вы проверяете домашнее задание, говорят ребенку порой больше громких слов. Иногда родители оправдываются: «Да я его за оценки не ругала, но ведь не вертеться-то на уроке может?!». Дело в том, что для ребенка  не столь существенно, чем вы недовольны, за что его ругаете, в чем упрекаете  – за плохие оценки или за плохое поведение, за то, что вертится на уроке  или за то, что не понял, как решить пример. Смысл один – меня ругают, значит, я плохой, ни на что не гожусь, хуже всех….

       Что же могут родители, если все же появились  школьные трудности?

       Первое  – не рассматривайте их как личную трагедию, не отчаивайтесь, старейтесь не показывать своего огорчения. Ваша главная задача – помочь ребенку. Принимайте и любите его таким, какой  он есть, тогда ему будет легче  и в школе.

       Второе  – вам предстоит длительная совместная работа (одному ребенку не справиться).

       Третье - ваша главная помощь: поддерживать уверенность ребенка в своих  силах, постарайтесь снять с него чувство напряжения и вины за неудачи. Если вы заняты своими делами и урываете минутку, чтобы спросить как дела, или отругать – это не помощь, а основа для новых конфликтов.

       Не  перегружайте ребенка тем, что у  него не получается. Никогда не торопитесь заставить ребенка выполнить  задание самостоятельно. Сначала  разберите все, убедитесь, что ему  понятно, что и как нужно делать.

       При приготовлении домашних заданий  постарайтесь, на сколько это возможно, уменьшить объем письменных работ. Лучше оставьте время для специальных (коррекционных) занятий, для любимого дела и отдыха.

       Общая продолжительность непрерывной  работы не должна превышать 20-30 минут. Не стремитесь любой ценой и «не  жалея времени» сделать все домашние задания.

       Самое важное при оказании помощи ребенку  – это вознаграждение, причем не только на словах. К сожалению, родители часто забывают об этом. Очень важно, чтобы родители вознаграждали ребенка  не по результатам работы, которые  могут быть хорошими, а по затраченному труду. Если этого не делать, ребенок  будет приступать к работе с мыслью: «Нет смысла стараться! Я все равно  не получу хорошую оценку и никто  не заметит моих успехов!» Вознаграждение для ребенка должно быть в конце  каждой недели.

       Детям с трудностями в обучении необходим  размеренный и четкий режим дня. Надо не забывать: такие дети обычно беспокойны, несобранны, а значит, соблюдать  режим им совсем не просто.

       Не  начинайте день с нотаций, ссоры, а прощаясь перед школой, воздержитесь от предупреждений и предостережений  типа: «Веди себя хорошо; не вертись  на уроке; смотри, чтобы на тебя опять  не жаловались» и т.п. встречаясь после школы, лучше сказать «Как хорошо, что ты уже пришел, будем  обедать», чем спросить традиционное: «Ну, какие у тебя сегодня отметки?».

       Пожалуй, самое трудное время – вечером, когда пора ложиться спать. Родители стремятся побыстрее уложить  ребенка в постель, а он, как  может, тянет время. Нередко это  кончается ссорой, слезами, упреками, а потом ребенок долго не может  успокоиться и уснуть. В таких  случаях детям особенно важно  расслабиться. Поэтому лучше, если папа или мама приласкают его «как маленького»  и, укладывая в постель, посидит  рядом несколько минут, выслушает, рассеет его страхи. Можно предоставить ребенку некоторую свободу (разрешив садиться не ровно в девять, а  с 9 до 9.30), не менее важен и полный отдых в воскресенье, а особенно в каникулы.

       Никогда не занимайтесь с ребенком школьными  предметами во время каникул! Каникулы для отдыха, а не для подгонки «задолженностей». Дети нуждаются в  отдыхе и свободе, чтобы их неудачи  забылись. Сходите вместе в поход, отправьте ребенка к родственникам, еще что-то придумайте…. Итак, внимание и понимание - самая большая помощь, которую вы можете оказать ребенку. Не смотря на неудачи в учебе, он должен чувствовать поддержку дома, верить: здесь его всегда поймут. Не стоит переоценивать необходимость  вашего присутствия во время приготовления  уроков. Лучше все объяснить, спланировать работу, а дальше – сам. Ведь очень  важен и нужен опыт именно самостоятельной  работы! Не стойте над душой –  этим вы только убеждаете ребенка  в его беспомощности. Не делайте  постоянно замечание («Не качайся  на стуле!»; «Не грызи ручку!»; «Сядь  правильно!») – они отвлекают, создают  ощущение дискомфорта, неуверенности. Не отрывайте от уроков вопросами  просьбами, не подгоняйте.

       Неуспеваемость  влечет за собой нежелание ходить в школу; у детей может быть любимый учитель или может  нравиться общение с друзьями, но в целом кажется, что они  смотрят на школу как, на своего рода, тюрьму. Казалось бы, школа, в которой  дети проводят столько времени, должна доставлять радость, быть местом приобретения опыта и учение в широком смысле этого слова. Учителя как будто  считают важным научить детей  чтению, письму и арифметике, но мало обращают внимания на тот факт, что  если они не учитывают психологических, эмоциональных потребностей детей, то способствуют созданию и поддержанию  общества, в котором люди не представляют ценности. Необходимо, чтобы учителя  смогли почувствовать, если ребенок  тревожен или страдает от чего-либо или считает, что он недостоин  многого, что не стоит учиться. То, что дети отвергают школу, сказывается, в первую очередь, на учителях, а  иногда их отрицательные эмоции обращаются на детей. Здесь возможен выход –  учителя и дети могут учиться  лучше, понимать друг друга, видеть в  реалистичном свете, что они могут  друг для друга сделать и помогать друг другу чувствовать себя сильнее  и лучше.

       Чтобы ребенок хорошо учился, необходимы, по меньшей мере, четыре важных условия: отсутствие существенных недостатков  умственного развития; достаточный  культурный уровень семьи или  хотя бы стремление к достижению такого уровня; материальные возможности удовлетворения важнейших духовных потребностей человека; мастерство учителей работающих с ребенком в школе. 
 
 
 
 
 
 
 

     ГЛАВА 2. ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С НЕУСПЕВАЮЩИМИ ШКОЛЬНИКАМИ 

     Опытно-экспериментальная работа по проблеме школьной неуспеваемости проводилась на базе средней школы № 10 им. В.М. Азина г. Полоцка, с подгруппой детей 4 «В» класса в составе 10 человек:

  1. Бещетникова Диана (10 лет).
  2. Голодникова Кристина (10 лет).
  3. Давыдов Александр (11 лет).
  4. Докунина Дарья (10 лет).
  5. Леханова Юлия (11 лет).
  6. Романенко Анастасия (10 лет).
  7. Серенков Евгений (11 лет).
  8. Сизова Елена (10 лет).
  9. Черкасов Сергей (10 лет).
  10. Шаманская Елизавета (10 лет).
 

2.1 Методика «Оценка объема кратковременной слуховой памяти» 

Информация о работе Неуспевающие дети