Неуспевающие дети

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2012 в 17:19, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы работы объясняется тем, что, несмотря на общеизвестность многих рекомендаций по предупреждению и преодолению отклонений в поведении и учебной деятельности школьников, эта проблема продолжает существовать и по сей день. Только у отдельных учителей или педагогических коллективов некоторых школ эта проблема решается успешно.

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯI.docx

— 51.32 Кб (Скачать файл)

       С помощью данной методики определяется динамика процесса заучивания. Ребенок  получает задание за несколько попыток  выучить наизусть и безошибочно  воспроизвести ряд, состоящий из 12 слов: дерево, кукла, вилка, цветок, телефон, стакан, птица, пальто, лампочка, картина, человек, книга.

       Запоминание ряда производится так. После каждого  очередного его прослушивания ребенок  пытается воспроизвести весь ряд. И  так шесть раз подряд, пока не будут получены результаты воспроизведения  ряда за шесть попыток.

       Результаты  заучивания ряда слов представляются на графике, где по горизонтали указаны  последовательные попытки воспроизведения  ребенком ряда, а по вертикали — количество слов, правильно им воспроизведенных в каждой попытке.

       Оценка  результатов

       10 баллов - ребёнок запомнил и безошибочно воспроизвел все 12 слов за 6 или меньше попыток.

       8-9 баллов - ребенок запомнил и безошибочно воспроизвел за 6 попыток 10 - 1 слов.

       6-7 баллов - ребенок запомнил и безошибочно воспроизвел за 6 попыток 8-9 слов.

       4-5 баллов - ребенок запомнил и безошибочно воспроизвел за 6 попыток 6-7 слов.

       2-3 балла - ребенок запомнил и безошибочно воспроизвел за 6 попыток 4-5 слов.

       0-1 балл - ребенок запомнил и безошибочно воспроизвел за 6 попыток не более 3 слов.

       Выводы  об уровне развития

       10 баллов - очень высокий.

       8-9 баллов - высокий.

       4-7 баллов - средний.

       2-3 балла - низкий.

       0-1 балл - очень низкий.

       По  результатам данной методики можно  отметить очень высокий уровень  развития слуховой памяти у следующих  учащихся:

       12 слов = 10 баллов – Евгений С., Саша Д., Юлия Л., Сергей Ч., Елена С.

       10 слов = 9 баллам – Диана Б., Кристина  Г., Елизавета Ш. Это высокий уровень развития

       8 слов = 7 баллам – Настя Р., Дарья  Д. Это свидетельствует среднему  уровню развития слуховой памяти  у данных учащихся. 

       2.2 Задание на проверку умения учащихся работать самостоятельно 

       Цель: выявить умение учащихся самостоятельно работать на уроке.

       Необходимо  пронаблюдать за учащимися на пяти различных занятиях и отметить следующие  особенности каждого, пользуясь  шкалой: 2 — умение выражено ярко, 1 —  умение присутствует, 0 — умение отсутствует.

    1. Стремится начать выполнять только после того, как понял и «принял» задачу.

       2. Выполняет последовательно и аккуратно все операции,

         3. Контролирует свои действия в ходе работы (замечает ошибки).

         4.Контролирует свою работу по результату (или предъявляет результат, не согласующийся с тем, что можно ожидать).

         5. Может оценить сам, достаточно ли хорошо справился с работой (спросить об этом, принимая работу).

         6. Может правильно оценить, трудна ли для него работа.

         7. Хорошо представляет, что, как и в какой последовательности собирается выполнять (умеет планировать).

         8. Не переделывает работу заново.

       Далее следует усреднить данные всех учащихся и сделать вывод о наличии  у учащихся умения самостоятельно работать на занятии.

       Пункты 1 — 8 характеризуют умение работать самостоятельно. Это сложное умение состоит из умений планировать деятельность, организовывать ее, корректировать, осуществлять самооценку и самоконтроль. Пункты 1 и 7 — это умение планировать  деятельность и т. д.  
 
 
 
 
 

Таблица 2.2 

п/п

Ф.И.Ученика № вопросов
1 2 3 4 5 6 7 8
1. Диана Б. 0 2 1 2 2 1 1 0
2. Кристина Г. 0 1 1 2 2 1 1 0
3. Саша Д. 2 2 2 1 2 1 1 0
4. Дарья Д 1 1 2 1 0 1 0 1
5. Юлия Л. 2 2 2 2 2 2 2 1
6. Настя Р. 1 0 1 2 1 1 1 1
7. Женя С. 2 2 1 2 2 2 2 1
8. Елена С. 2 2 2 1 2 1 2 1
9. Сергей Ч. 1 1 2 1 2 2 1 0
10. Елизавета Ш. 2 0 0 0 0 0 0 2
 

                Учащиеся Кристина Г., Саша Д., Юля Л., Женя С., Елена С., Сергей Ч., судя по результатам данного наблюдения, умеют планировать деятельность, организовывать её, корректировать, осуществлять самооценку и самоконтроль. У учащихся Дианы Б., Дарьи Г., Насти Р. эти способности развиты в меньшей степени. Елизавета Ш. не обладает достаточными умениями работать самостоятельно.

                Рекомендации: на втором этапе  эксперимента необходимо развивать  навыки самостоятельной работы  на занятиях у Елизаветы Ш. 

    1. Тест «Как ты делаешь уроки?»
 

         Цель: выявить умение учащихся правильно организовывать свою учебную деятельность дома.

                Учащимся предлагается ответить  на вопросы и подсчитать полученные  баллы.

       1. Ты готовишь домашнее задание:

       а) сразу придя домой;

       б) после короткого отдыха;

       в) после длительной прогулки, игр, просмотра телепередач.

       2. Обычно ты занимаешься:

       а) за столом;

       б) на диване или кресле;

       в) тебе все равно, где заниматься.

       3. Привычка во время занятий:

       а) слушать музыку;

       б) заниматься в полной тишине;

       в) слышать все, что происходит дома, на улице и вокруг.

       4. Ты запоминаешь новый материал, если:

       а) произносишь его вслух;

       б) читаешь про себя;

       в) это зависит от материала.

       5. Чтобы выучить что-либо наизусть, приходится учить:

       а) вечером накануне занятия, целиком;

       б) делить материал на части и заучивать постепенно в течение дня;

       в) учить материал целиком за несколько дней до занятий, потом повторять его.

       6. При выполнении домашних заданий ты:

       а) учишь один предмет за другим без пауз;

       б) делаешь короткие паузы в зависимости от усталости;

       в) сделав один предмет, займешься чем-то другим, и снова за учебу.

       7. До начала домашних заданий ты:

       а) жалуешься, что много задали, что материал трудный;

       б) продумываешь последовательность выполнения заданий, готовишь все учебные принадлежности заранее;

       в) планируешь, чем займешься после выполнения заданий.

       8. Если не успел выполнить письменное задание, ты:

       а) утром встаешь на час раньше и выполняешь его;

       б) надеешься, что не спросят;

       в) спишешь у друга перед уроком.

       Оценка  результатов

       если  в итоге набрано 17 очков, то, к  сожалению, тебе еще нужно научиться  осознанно относиться к домашней работе, в которой ты видишь только нудную обязанность.

       от 18 до 24 очков - выполнение заданий воспринимается тобой как необходимая часть  обучения, но на эту работу затрачивается  слишком много времени и усилий. Поэтому к вечеру ты часто устаешь. Тот же совет: перечитай текст  анкеты, найди рациональные приемы учения;

       свыше 25 очков - ты идеальный ученик. Только... был ли ты искренним, отвечая на вопросы?

       По  данным этого теста учащиеся получили следующие баллы.

     Таблица 2.3 

№ п/п Ф.И.Ученика Количество  баллов
1. Диана Б. 20
2. Кристина Г. 23
3. Саша Д. 25
4. Дарья Д 20
5. Юлия Л. 27
6. Настя Р. 28
7. Женя С. 26
8. Елена С. 28
9. Сергей Ч. 28
10. Елизавета Ш. 16
 

       Рекомендации: необходимо подключить семью неуспевающей ученицы с целью помощи при подготовке домашних заданий. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

       Трудности в учебном процессе, особенно если они проявляются еще в начальных  классах, существенно мешают овладению  ребенком обязательной школьной программой. Именно в начальный период обучения у детей закладывается фундамент  системы знаний, которые пополняются  в дальнейшие годы, в это же время  формируются умственные и практические операции, действия и навыки, без  которых невозможны последующие  учение и практическая деятельность. Отсутствие этого фундамента, невладение начальными знаниями и умениями приводит к чрезмерным трудностям в овладении  программой средних классов, в результате такие дети нередко выпадают из обучения. Подобного положения, если отсутствуют  грубые нарушения развития, можно  было бы избежать, оказав ребенку своевременную  и адекватную его проблемам помощь, но для этого необходимо знать  возможные причины трудностей в  учебной деятельности, установить, какие из них действуют в конкретном случае (т.е. диагностировать трудности  в учебной деятельности) и уметь  или устранить их, или корригировать  последствия.

       По  итогам опытно-экспериментальной части  можно сказать, что выдвинутая в  данной работе гипотеза о том, что  педагоги и психологи при тесном взаимодействии с семьёй неуспевающего  ребёнка, могут оказать помощь в  преодолении трудностей, возникающих  у младших школьников в учебной  деятельности, зная конкретные причины  этих трудностей и строя коррекционную  работу на этой основе, полностью нашла  своё отражение на практике.

       Вся проводимая коррекционно-развивающая  программа, построенная по итогам диагностики, позволила сделать значительные перемены в успешности учения проблемного  ученика, сплотить коллектив и значительно  повысить мотивационную сферу учащихся. Коррекционная работа оказалась  увлекательной и полезной не только для детей, но и для учителя.

       На  достижение результативности работы повлияли:

        -знание психологических особенностей детей младшего школьного возраста;

Информация о работе Неуспевающие дети