Нравственное воспитание дошкольника

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2011 в 20:00, реферат

Краткое описание

Цели: Изучить теорию вопроса нравственного воспитания дошкольника.

Задачи:

определить значение и задачи нравственного воспитания дошкольников.
раскрыть методы нравственного воспитания.
выяснить значение детского коллектива в нравственном воспитание дошкольников.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………………….....3

Значение и задачи нравственного воспитания дошкольника……………………………...4
Методы нравственного воспитание детей дошкольного возраста…………..…………...10
Значение детского коллектива в нравственном воспитание дошкольников...………….18
Заключение……………………………………………………………………………………...22

Список использованных источников…………………………………………………………23

Приложение

Вложенные файлы: 1 файл

реферат_Нравственное воспитание.doc

— 225.50 Кб (Скачать файл)

   Каждый компонент имеет свои особенности формирования, но необходимо помнить, что это единый механизм и потому при формировании одного компонента обязательно предполагается влияние на другие компоненты.

   Воспитание носит исторический характер, и его содержание меняется в зависимости от ряда обстоятельств и условий: запросов общества, экономических факторов, уровня развития общество решает разные задачи воспитания подрастающего поколения, т.е. у него разные нравственные идеалы человека.

   Вторая группа задач нравственного воспитания отражает потребности общества в людях, обладающих конкретными, сегодня востребуемыми качествами. Задачи этой группы воспитание коллективизма, формирование коллективистических взаимоотношений детей; воспитание любви к Родине, уважения и симпатии к трудящимся разных национальностей. Особенно важной задачей является воспитание у детей трудолюбия, проявляющегося в устойчивом желании и умении трудиться.

   Если первая группа задач носит постоянный, неизменяемый характер, то вторая – подвижна. На ее содержания оказывают влияние и исторический этап, и особенности возраста объекта воспитания, и конкретные условия жизни.

   Осуществляя во взаимодействии все эти задачи, педагог влияет на сферу чувств ребенка, воспитывает привычки нравственного поведения, формирует правильные представления о некоторых моральных качествах и доступных детям явлениях общественной жизни, постепенно развивает способность к оценке и взаимооценке.

   Воспитание  моральных чувств и привычек является той необходимой основой, без  которой невозможно сформировать более сложные черты личности ребенка, его моральные качества, представления о явлениях общественной жизни страны и положительное отношения к ним.

   Воспитывая  наиболее простые привычки (например, культурного поведения), педагог  добивается, чтоб малыш делал все охотно и в общем осознанно, т. е. чтобы внешние положительные проявления выражали внутреннюю сущность, его отношение к правилу, Это важно для воспитания доброжелательности, предотвращения возможности возникновения равнодушного, безразличного отношения к сверстникам и окружающим взрослым. Таким образом, даже относительно простые положительные привычки поведения оказываются ценными для нравственного развития ребенка.

   В ”Программе воспитания в детском  саду” предусмотрена постепенность  решения всех задач в разных возрастных группах.3

   Воспитывая  начала гуманизма, педагоги и родители должны обратить внимание на развитие у детей уважения к старшим, и  умения слушаться, с готовностью  выполнять их советы, указания и  поручения; формировать дружеские  взаимоотношения со сверстниками, заботливое отношение к ним и младшим, к взрослыми. Приучать детей помнить о своих обязанностях и старательно их выполнять; охотно  делиться с другими своими знаниями, замыслами, игрушками и пособиями.

   С младшего возраста важно формировать у ребенка способность к сопереживанию, умения отзываться на горе и радость других людей. Учить правильно, оценивать поведение литературных героев, свое поведение и поведение сверстников. Воспитывать симпатию, доброжелательное отношение к детям и взрослым разных национальностей; добиваться действенного проявления гуманных чувств и отношений, их общественной направленности. Особое внимание обращать в этой связи на воспитание у детей трудолюбия: желания и умения трудиться не только для себя, но и на общую пользу, умения ставить цель и достигать положительных результатов, делать необходимое вне зависимости от желания. Воспитывать активность, готовность преодолевать препятствия поощрять стремление доводить дело до конца. Воспитывать готовность нести ответственность перед группой.

   Заложенные  на первых ступенях дошкольного детства  начало гуманизма, его общественная направленность служат основой для постепенного формирования у детей коллективистских черт личности: привычек поведения, отношений и представлений.

   На современном этапе развития нашего общества существенных преобразований в формулировке смысловых блоков, пожалуй, не произошло. Они действительно вбирают в себя все аспекты нравственности. Но конкретное наполнение каждого блока и его значение, конечно, меняются, уточняются. Так, сегодня ставится под сомнение необходимость воспитания коллективизма как нравственного качества современного человека, практически не решается задача трудового воспитания, изменился взгляд на патриотическое и интернациональное воспитание. Однако в нравственной структуре личности эти стороны имеют место и поэтому исключить их нельзя.

   Воспитание коллективизма — центральная задача нравственного воспитания дошкольников в детском саду. Она несовместима с проявлениями эгоизма, равнодушного отношения к окружающим людям, к деятельности, важной не только для себя, но и для других. Коллективизм основывается на развитии в младшем возрасте чувства симпатии, положительных, дружеских взаимоотношений детей при условии воспитания у них организованности, начал ответственности, зачатков чувства долга, справедливости, что так важно для доброжелательного общения детей. Разнообразная совместная содержательная деятельность имеет определяющее значение для развития у каждого ребенка начал коллективизма и формирования дошкольного коллектива, для нравственного воспитания.

   Немаловажное значение имеет  четкий распорядок жизни детского сада, оснащенность групп и участка необходимым материалом, оборудованием, педагогически целесообразное их расположение и использование.

   Важно создать в группе такую обстановку, чтобы у ребенка возникало положительное эмоциональное отношение к окружающим его людям. При скупости эмоциональных проявлений взрослых у детей наблюдается безразличие к тому, что происходит вокруг них, их социальные проявления при этом слабо выражены, а отсутствие их задерживает эмоциональное, речевое, умственное и физическое развитие детей.

   Что происходит, когда педагог неровно относится к детям, постоянно сердится, часто, да еще несправедливо, наказывает, кричит на детей, предъявляет разноречивые требования? У некоторых детей возникает недоверие к педагогам, отчуждение, желание уединиться, даже озлобление; некоторые рано обнаруживают в этих условиях умение приспособиться: ребенок выполняет требования одного воспитателя, который более строг, и не подчиняется требованиям другого, более мягкого, но непоследовательного. Естественно, что такое поведение порождает, в конце концов, лицемерие, нерадивое отношение к поручениям. Не следует скупиться на ласку при общении с маленьким ребенком, но ласковое, заботливое отношение к детям должно сочетаться с разумной требовательностью к ним, при которой у ребенка возрастает желание делать работу лучше, поступать хорошо, как это обусловлено правилами поведения.

   Таким образом, в целях осуществления нравственного воспитания в детском саду должны быть созданы все условия для того, чтобы дети могли доверчиво полагаться на постоянную заботу и поддержку со стороны взрослых. Только при этом у ребенка может быть создано ощущение эмоционального благополучия, и он охотно и непринужденно сможет общаться со сверстниками, ожидая с радостью встречи с ними, дружно играть с ребятами, делиться с взрослыми своими радостями и огорчениями.

   Нравственное  воспитание имеет большое значение для дошкольников. Этому вопросу уделяли большое внимание многие ученые: Виноградова Н. Ф., Козлова С. А., Буре Р. С. и т.д. Благодаря основным задачам нравственного воспитания (культуры поведения, отзывчивости и т.д.) у дошкольника появляется уважение к старшим, забота о младших. Формирующиеся в дошкольном возрасте нравственные чувства, привычки поведения и представления оказывают решающее внимание на всю детскую деятельность и на весь комплекс взаимоотношений между детьми, между детьми и взрослыми. 
 
 

   2.Методы нравственного воспитания детей дошкольного возраста

     В педагогике существует несколько подходов к классификации методов воспитания (Ю.К. Бабанский ,Б.Т.Лихачев ,И .П .Подласый в общей и школьной педагогике ;В.Г.Нечаева ,В .И .Логинова в дошкольной педагогике). Для классификации методов исследователи определяют какое-то одно основание. Так академик Б.Т.Лихачев исходит из логики целостности педагогического процесс, а так же логики его организации пи решении задач нравственного воспитания и самовоспитания. Согласно этому основанию он выделяет три группы методов: методы организации и самоорганизации воспитательного коллектива (коллективная перспектива, коллективная игра, соревнование, единые требования). Методы доверительного взаимодействия (метод уважения, педагогическое требование, убеждение, обсуждение, конфликтные ситуации). Методы воздействия (разъяснение, снятие напряжения, актуализация мечты, обращение к сознанию, к чувству, к воле и поступку).4

     В.Г. Нечаева выделяет три группы методов нравственного воспитания дошкольников: метод формирования сознания личности, методы организации деятельности и методы стимулирования.

     Классификация, предложенная В.И.Логиновой, выстроена на том же основание, что и у В.Г. Нечаевой, на активизации механизма нравственного воспитания, но она полнее. Автор предлагает объединить все методы в три группе: методы формирования нравственного сознания (убеждения в форме разъяснения, внушения, беседа); методы, стимулирования чувств и отношений (пример, поощрения, наказания).

     Вероятно, можно избрать и другие основания для классификации методов нравственного воспитания, хотя наиболее целесообразная та, которая соответствует его механизму.

     Как бы хороши не были методы, эффективный результат они дают лишь при определенных условиях:

     -любой метод (группа методов) должен быть гуманным, не унижающим ребенка, не нарушающим его прав .Это относится к детям любого возраста и младенческого, и дошкольного, и школьного;

     -метод должен быть реальным, осуществимым, он требует логического завершения.  Иногда воспитатели и родители используют прием награды, не задумываясь, реальна ли она. И не выполняют обещанного. Какой же результат в нравственном развитии ребенка можно получить? Или, что бывает часто, в качестве наказания используется угроза (что само по себе плохо и не имеет ничего общего с методом предвосхищения последствий поступка или действия). Родители угрожают ребенку тем, чего никогда реально не сделают (“Вот не будешь слушаться, уведу в лес и оставлю волкам на съедение!’’).Вначале подобные угрозы, может быть, и дадут результат, но постепенно ребенок усвоит, что за такими словами ничего не стоит и можно продолжать не слушаться. В нравственном воспитании каждый метод должен быть весовым, значимым;

     -для использования метода должны быть заранее подготовлены условия, средства . Например, воспитатель приучает детей к бережному отношению к вещам, игрушкам и для этого хочет использовать метод организации совместной деятельности детей – организовать “мастерскую по ремонту игрушек’’. В этом случае он должен подготовить материалы, которыми дети могли бы работать.

     Методы нравственного воспитания — это способы педагогического воздействия, с помощью которых осуществляется формирование личности ребенка в соответствии с целями и идеалами коммунистического общества.

     Воспитатель должен формировать начала гуманизма, значит, методы должны быть гуманными; воспитывать любовь к Родине —начала патриотизма и гражданственности—значит связывать воспитательную работу с общественной жизнью.

     Воспитание детей, тем более нравственное, не может осуществляться, как подчеркивал А. С. Макаренко, каким-либо «уединенным» методом. В педагогическом процессе используется целый комплекс различных методов. Методы нравственного воспитания можно условно сгруппировать.

     Первая  группа методов направлена на формирование у дошкольников нравственных представлений, суждений, оценок. Сюда входят беседы воспитателя на этические темы, чтение художественной литературы и рассказывание, рассматривание и обсуждение картин, иллюстраций, диафильмов, радио и телепередач.

     Эти методы и приемы целесообразно применять, во-первых, при организации занятий со всей группой. Здесь в системе на основе «Программы воспитания в детском саду» даются наиболее сложные знания, которыми должны овладеть все дети. Сформированные на занятиях представления о ценных моральных качествах человека, о явлениях общественной жизни послужат необходимой основой для формирования морального отношения ребенка к окружающей жизни.

     Следует иметь в виду, что почти на любом  занятии (по родному языку, изобразительной деятельности, счету и др.) можно предусмотреть осуществление задач нравственного воспитания. Но особенно важно тщательно продумать содержание и ход занятий, на которых сообщаются знания и формируются представления детей о нашей Родине, ее многонациональном составе.

     Во-вторых, методы, направленные на формирование у детей нравственных представлений, суждений и оценок, нужно активно использовать вне занятий. Это могут быть беседа, разговор с теми детьми, кто по наблюдениям воспитателя не овладел еще программными знаниями в области общественных представлений, кому трудно даются обобщения, или с группой детей, у которых велика жажда познания.

Информация о работе Нравственное воспитание дошкольника