Нравственное воспитание дошкольника

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2011 в 20:00, реферат

Краткое описание

Цели: Изучить теорию вопроса нравственного воспитания дошкольника.

Задачи:

определить значение и задачи нравственного воспитания дошкольников.
раскрыть методы нравственного воспитания.
выяснить значение детского коллектива в нравственном воспитание дошкольников.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………………….....3

Значение и задачи нравственного воспитания дошкольника……………………………...4
Методы нравственного воспитание детей дошкольного возраста…………..…………...10
Значение детского коллектива в нравственном воспитание дошкольников...………….18
Заключение……………………………………………………………………………………...22

Список использованных источников…………………………………………………………23

Приложение

Вложенные файлы: 1 файл

реферат_Нравственное воспитание.doc

— 225.50 Кб (Скачать файл)

     Детский коллектив – детская группа, в которой создается система высоконравственных и эстетически воспитывающих общественных отношений, деятельности и общения, способствующая формированию личности и развитию индивидуальности каждого ее члена.

     Коллектив дает личности следующее:

  • удовлетворяет потребности личности в общении и самоутверждении;
  • является сферой ее жизнедеятельности (человек постоянно находится в каких-то объединениях, вступая в разнообразное взаимодействие и взаимоотношения с другими людьми);
  • передает богатый эмоциональный опыт;
  • передает поведенческий опыт, социальная ценность которого очень значима в последующей жизни человека;
  • создает условия через общение и взаимодействие с другими познать себя, свои достоинства и проблемы;
  • предоставляет возможность проявить свою индивидуальность, самовыразиться, избрав то, что интересно, соответствует силам и способностям.

     Исследование проблемы воспитания коллективизма предполагало изучение возможностей воспитания у детей в различных видах деятельности: ответственности (К.А. Климова), взаимопомощи (Л.А. Пеньевская, С.А. Козлова, М. Мирзаабдуллаева, И.В. Сушкова), дружеских отношений (Т.А. Маркова, А.В. Булатова) и др.

     В игре со сверстниками ребёнок лучше усваивает значение правил и необходимость их соблюдения: в коллективной игре воспитываются воля, выдержка, самообладание; игра учит совместному, коллективному действию, вырабатывая умение владеть собой; игра воспитывает в ребятах определенную организованность. «В процессе игры ребенок научается преодолевать трудности, познает окружающее, ищет выхода из положения. Такие игры вырабатывают детей-организаторов, умеющих упорно стремиться к цели, увлекать за собой других, организовывать их».

     Функции коллектива, которые можно выделить:

     Регулятивная — носитель и пропагандист определенных мировоззренческих, нравственных и социальных установок.

     Организационная — основная форма организации детской жизнедеятельности.

     Консолидационная (объединяющая) — форма объединения, сплочения, кооперации.

     Стимулирующая — побуждение личности к нравственно ценной деятельности и торможение негативных намерений и поступков.

     Воспитательная — целенаправленное воздействие на каждую личность членами коллектива и воспитателем и формирующее взаимодействие.

     В условиях совместной жизнедеятельности у воспитанников формируются коллективистические, гуманистические установки, уважение к другим людям, способность активно откликаться на нужды других людей, жить общественными интересами, готовность к взаимопомощи. Это во многом определяется социально-психологическим климатом коллектива.

     Социально-психологический климат коллектива — эмоциональная атмосфера, складывающаяся в коллективе и отражающая систему межличностных отношений в нем. Способствует постоянному воспроизводству ценностных отношений каждым членом коллектива вне зависимости от присутствия либо отсутствия педагогического контроля, когда воспитанники в полной мере выступают субъектами проявляемых отношений. Социально-психологический климат зависит от степени сплоченности коллектива, удовлетворенности людей пребыванием в нем, процессом и результатом своей деятельности.

     Сплоченность детского коллектива — степень единства коллектива, проявляющаяся в единстве мнений, убеждений, традиций, характере межличностных отношений, настроений, а также в единстве практической деятельности.5

     В процессе развития коллектива формируются отношения взаимной ответственности личности перед коллективом и коллектива перед каждым членом. Добиться гармоничного сочетания всех видов отношений в детском коллективе сложно: избирательные отношения членов коллектива друг к другу будут существовать всегда, как и избирательные отношения к различным видам деятельности, к их содержанию, средствам и методам достижения цели. 

     В ситуации общения с ровесниками ребенок более самостоятелен и независим. Именно в процессе взаимодействия с равными партнерами ребенок приобретает такие качества, как взаимное доверие, доброта, готовность к сотрудничеству, умение ладить с другими, отстаивать свои права, рационально решать возникающие конфликты. Ребенок, имеющий разнообразный положительный опыт взаимодействия со сверстниками, начинает точнее оценивать себя и других, свои возможности и возможности других, следовательно, растет его творческая самостоятельность, социальная компетенция.

     В дошкольном возрасте происходят существенные изменения во взаимодействии детей. В младших дошкольных возрастах оно ситуативное, либо инициируется взрослым, неустойчиво, кратковременно. В старших же возрастах дети уже сами выступают инициаторами совместной деятельности, их взаимодействие в ней становится длительным, устойчивым, избирательным, разнообразным по формам.

     Наиболее ярко развитие взаимодействия и общения детей проявляется в игре - ведущей деятельности дошкольников. Возможности сотрудничества детей можно пронаблюдать и на занятиях, если создать для этого необходимые условия - предложить детям специальные задания, при выполнении которых они будут вступать в отношения сотрудничества - согласования и соподчинения действий. Организация деятельности сотрудничества детей на занятиях позволяет взрослым оказывать влияние на общение детей в игре, что становится весьма актуальным в старших дошкольных возрастах, когда возросшая самостоятельность детей снижает возможность взрослого контролировать и корректировать их игровое взаимодействие.

     Характер взаимодействия и общения ребенка, конечно же, зависит от личностных особенностей: кто-то охотно играет с большинством детей группы, кто-то же только с 1-2, одни активны, агрессивны в контактах, а кто-то пассивен, подчиняется другим и т.п. Однако какими бы то ни были личностные особенности ребенка, основные тенденции развития взаимодействия и общения остаются общими для всех.6

     Постепенно, оценивая сверстника, сравнивая себя с ним, прислушиваясь к оценке своих поступков взрослыми и товарищами, малыш подходит к реальной самооценке. У старших дошкольников все чаще наблюдается не прагматическое поведение, когда моральный поступок связан с выгодой для себя, а бескорыстное, когда поведение не зависит от внешнего контроля, а его мотивом является нравственная самооценка.

    Велико  значение детского коллектива в нравственном воспитание дошкольника. Так как  является основным из средств. В коллективе у дошкольника появляется интерес  к совместной деятельности, ребенок радуется общим успехам, учится оказывать помощь, трудиться на общую пользу. Только в коллективе дети учатся преодолевать трудности, доверять людям, рационально решать конфликты. 
 
 
 
 
 
 

                                                                               
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

     Программа дошкольного детства поистине огромна: овладение речью, мышлением, формирование взаимоотношений с людьми, приобретение нравственных качеств, первичных навыков планирования своей деятельности и будущей жизни.

     Дошкольное  детство - это период усвоения норм морали и социальных способов поведения. Когда ребёнок начинает активную жизнь в человеческом обществе, он сталкивается с множеством проблем и трудностей. Они связаны не только с тем, что он ещё мало знает об этом мире, а должен и хочет его познать. Ему, этому милому "пришельцу", нужно научиться жить среди себе подобных. И не только физически жить, но хорошо, комфортно чувствовать себя среди людей и развиваться, совершенствоваться. А для этого важно понять, как люди общаются друг с другом, что они ценят, что порицают, за что хвалят, а за что ругают или даже наказывают. И вот в процессе этого сложного познания сам ребёнок становится личностью, со своим мировоззрением, со своим пониманием добра и зла, со своими реакциями на поступки других и собственным поведением.

     Методы  нравственного воспитания способствуют формированию у дошкольников единства между словом и делом, когда педагог  предусматривает одновременное  воздействие на чувство и волю дошкольника, организацию положительных форм поведения, с расчетом на осознание ребенка исходных нравственных норм.

     Необходимо  подчеркнуть особую специфичность  задач нравственного развития дошкольников: высокий уровень самостоятельности, развития самосознания, возникающая способность к саморегуляции поведения, систематическому участию в трудовой деятельности.

     Важно формировать у детей не только представления о должном поведении  или коммуникативные навыки, а  прежде всего нравственные чувства. Только в этом случае ребёнка можно  научить  чувству общности, способности  понимать другого, сравнивать себя с другими, прислушиваться к себе и окружающим. На этом фундаменте строится нравственное отношение к окружающим людям: сочувствие, сопереживание, терпимость, содействие.

     Это всё - знание принятые в обществе норм и правил поведения и взаимоотношений, переживания, способность к сочувствию, сорадости, действия в отношении других людей, развитие собственных качеств - и составляет понятие нравственность.

     Исходя  из выше изложенного, понятно на сколько значим процесс формирования нравственных чувств и привычек нравственного поведения с первых лет жизни ребенка, и как помогают методы и детский коллектив в формирование личности дошкольника. 

     Список использованных источников

  1. Азбука нравственного воспитания / Под ред.И.А Каирова., О.С.Богданова.3-е изд.-М.,Просвещение,1979.
  2. Дошкольная педагогика/ Козлова С.А., Куликова Т.А.,2001.-с.103-110.              
  3. Мир детства. Дошкольник / Под ред. А.В. Запорожец.- М., Педагогика, 1987.- 151-155.
  4. Менджерицкая Д.В. Воспитателю о детской игре.- М., Просвещение, 1982.- с.24-26.
  5. Нравственное воспитание дошкольника / Под ред. В. Г. Нечаевой.- М., Педагогика 1972.
  6. Нравственное воспитание / Под ред. Свадковский И.Ф. 4-е изд.-М., Педагогика 1972
  7. Пособия для воспитателей/Под ред. В. Г. Нечаевой и Т. А. Марковой, 1984.-с.8-20.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                            ПРИЛОЖЕНИЕ I

      Игры, направленные на доброжелательное отношению к сверстнику, гуманное отношение к людям 

      Чтобы задать вопрос, как дела, хлопаем своей ладонью по ладони товарища (показ). Чтобы ответить, что все хорошо, наклоняем голову к его плечу; хотим выразить дружбу и любовь - ласково гладим по голове (показ). Готовы?  
 

      Игра  «Жизнь в лесу»

      Воспитатель (садится на ковер, рассаживая вокруг себя детей). Представьте себе, что вы оказались в лесу и говорите на разных языках. Но вам надо как-то общаться между собой. Как это сделать? Как спросить о чем-нибудь, как выразить свое доброжелательное отношение, не проронив ни слова?

      Тогда  начали.  Сейчас раннее утро, выглянуло солнышко, вы только что проснулись... Дальнейший ход игры педагог разворачивает произвольно, следя за тем, чтобы дети не разговаривали между собой.

      Игра  «Добрые эльфы»

      Воспитатель (садится на ковер, рассаживая детей вокруг себя). Когда-то давным-давно люди, борясь за выживание, вынуждены были работать и днем и ночью. Конечно, они очень уставали. Сжалились над ними добрые эльфы. С наступлением ночи они стали прилетать к людям и, нежно поглаживая их, ласково убаюкивать добрыми словами. И люди засыпали. А утром, полные сил, с удвоенной энергией брались за работу.

      Сейчас  мы с вами разыграем роли древних  людей и добрых эльфов. Те, кто сидит по правую руку от меня, исполнят роли этих тружеников, а те, кто по левую, - эльфов. Потом мы поменяемся ролями. Итак, наступила ночь. Изнемогающие от усталости люди продолжают работать, а добрые эльфы прилетают и убаюкивают их...  Разыгрывается бессловесное действо.

        
 
 
 
 
 
 
 
 

      . 

Информация о работе Нравственное воспитание дошкольника